Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О налогообложении кредитных организаций


О налогообложении кредитных организаций

     
     Е.В. Бурмак,
советник налоговой службы I ранга


     Возможен ли перевод задолженности банка по невыполненным обязательствам своих клиентов по уплате налогов и сборов в бюджет на его дебитора - организацию или предприятие любых форм собственности, имеющие задолженность перед банком по выданным ссудам, в целях восстановления платежеспособности банка?


     В соответствии со ст. 60 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) банки обязаны исполнять поручения налогоплательщика на перечисление налога в соответствующие бюджеты в течение одного операционного дня, следующего за днем получения такого поручения.
     
     За неисполнение или ненадлежащее исполнение указанных обязанностей банки несут ответственность, установленную НК РФ.
     
     Перевод исполнения указанных выше обязанностей с кредитной организации на иное лицо действующим законодательством о налогах и сборах не предусмотрен.
     
     Вместе с тем в настоящее время восстановление платежеспособности возможно в рамках Федерального закона от 08.07.99 N 144-ФЗ "О реструктуризации кредитных организаций", предусматривающего комплекс мер по финансовому оздоровлению кредитных организаций, осуществляемых Агентством по реструктуризации кредитных организаций (АРКО).
     

     Возможно ли предоставление отсрочки либо рассрочки коммерческому банку по уплате задолженности по неоплаченным платежным поручениям клиентов, а также по штрафным санкциям и пени, начисленным за нарушение банком обязанностей по перечислению налогов и сборов своих клиентов?


     В связи с принятием Федерального закона от 09.07.99 N 154-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации", предусматривающего внесение изменений в ст. 31, налоговые органы утратили право предоставления отсрочки(рассрочки) по штрафным санкциям.
     
     Отметим, что исключенное положение имело отношение только в отношение штрафных санкций, начисленных за налоговые правонарушения и отраженных в главе 16 НК РФ.
     
     Статьей 63 НК РФ определено, что органом, в компетенцию которого входит принятие решения об изменении срока уплаты по федеральным налогам и сборам, о предоставлении налогового кредита и инвестиционного налогового кредита, является Минфин России.
     
     Учитывая, что в соответствии с положениями НК РФ пени, начисленные за нарушение сроков уплаты налогов и сборов, не являются штрафной санкцией, отсрочка (рассрочка) по их уплате может быть предоставлена также только Минфином России.
     
     Вместе с тем такая отсрочка (рассрочка) может быть предоставлена в рамках постановления Правительства РФ от 03.09.99 N 1002 "О порядке и сроках проведения в 1999 году реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом" в случае выполнения юридическим лицом условий, определенных утвержденным порядком проведения реструктуризации имеющейся у юридического лица задолженности по налогам и сборам.
     
     Вопрос об отсрочке задолженности по неисполненным обязательствам банка по перечислению налогов и сборов своих клиентов, а также пени, начисленных за нарушение сроков исполнения поручений налогоплательщиков, до настоящего времени не урегулирован.
     
     Восстановление платежеспособности и ликвидация задолженности кредитных организаций перед бюджетами всех уровней возможны в рамках принятого Федерального закона от 08.07.99 N 144-ФЗ "О реструктуризации кредитных организаций" через АРКО.


     В налоговый орган обратилась группа вкладчиков по вопросу предоставления информации о счетах возможных клиентов коммерческого банка, находящегося в стадии ликвидации. Имеют ли право налоговые органы предоставить такую информацию?


     В соответствии с п. 1 ст. 102 НК РФ любые полученные налоговым органом сведения о налогоплательщике составляют налоговую тайну, которая не подлежит разглашению. Сведения об открытых налогоплательщиками счетах также относятся к налоговой тайне.
     
     Кроме того, п. 4 ст. 102 НК РФ установлено, что разглашение сведений, составляющих налоговую тайну, влечет ответственность, предусмотренную федеральными законами.
     
     Таким образом, просьба группы вкладчиков коммерческого банка не подлежит удовлетворению.


     Платежеспособность банка зависит от возможности предприятий оборонного комплекса расплатиться по выданным им ссудам. Возможно ли проведение зачета взаимных платежей за счет целевого финансирования Мин-обороны России для расчетов с предприятиями, и может ли банк участвовать в них?

     
     Погашение задолженности федерального бюджета перед предприятиями оборонного комплекса может быть реализовано в рамках постановления Правительства РФ, принятого во исполнение ст. 35 и 116 и с учетом положений ст. 115 Федерального закона "О федеральном бюджете на 1999 год".
     
     В соответствии с указанным постановлением Правительства РФ порядок проведения расчетов целевого погашения задолженности за счет средств федерального бюджета распространяется на финансовые обязательства федеральных органов исполнительной власти, являющихся согласно действующему законодательству государственными заказчиками перед предприятиями (организациями), имеющими государственные контракты (договора) с федеральными органами исполнительной власти - государственными заказчиками или головными исполнителями (исполнителями) гособоронзаказа.
     
В отношении кредитных организаций действие положений указанного постановления Правительства РФ не распространяется, так как они не являются государственными заказчиками или головными исполнителями (исполнителями) гособоронзаказа.

     Кредитной организацией допускалось нарушение сроков исполнения платежных поручений клиентов на уплату налоговых платежей. Банк России принял решение об отзыве лицензии. Возможен ли пересмотр решения об отзыве лицензии, если картотека по неисполненным документам на уплату налогов и сборов на момент принятия решения отсутствовала?


     Решение Банка России по данному вопросу основывается на анализе деятельности кредитных организаций с целью выявления ситуаций, угрожающих законным интересам кредиторов, стабильности банковской системы в целом, и рассматривается с учетом интересов всех, а не отдельных кредиторов и вкладчиков.
     
     Вопрос о пересмотре решения находится также в компетенции Банка России и может быть оспорен в судебных инстанциях.
     
     При этом следует учитывать, что в соответствии со ст. 20 Федерального закона от 02.12.90 N 394-1 "О Центральном банке Российской Федерации" отзыв лицензии на осуществление банковских операций является исключительной мерой воздействия, применяемой Банком России к кредитным организациям, а ликвидация картотеки неисполненных обязательств банка перед своими клиентами может рассматриваться как положительный факт повышения платежеспособности банка.


     Когда кредитные организации считаются переданными под управление АРКО?


     В соответствии со ст. 2 и 13 Федерального закона от 08.07.99 N 144-ФЗ "О реструктуризации кредитных организаций" кредитные организации считаются переданными под управление АРКО с момента, когда Агентство приобретает права на акции (доли в уставном капитале) кредитной организации в условиях, позволяющих ему реализовывать планы ре-структуризации кредитной организации.
     
     При этом факт приобретения Агентством прав на акции реструктурируемых кредитных организаций, созданных в организационно-правовой форме акционерных обществ, устанавливается в соответствии с требованиями Федерального закона от 22.04.96 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (в ред. Федеральных законов от 26.11.98 N 182-ФЗ и от 08.07.99 N 139-ФЗ), а прав на доли в уставном капитале кредитных организаций, созданных в организационно-правовой форме обществ с ограниченной ответственностью, - в соответствии с требованиями Федерального закона от 08.02.98 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (в ред. Федерального закона от 31.12.98 N 193-ФЗ).
          

     На какой орган возложено разъяснение порядка применения Федерального закона от 08.07.99 N 144-ФЗ "О реструктуризации кредитных организаций"?


     В соответствии с п. 3 ст. 46 Федерального закона от 08.07.99 N 144-ФЗ "О реструктуризации кредитных организаций" давать официальные разъяснения по вопросам применения настоящего Федерального закона, имеющие обязательную силу на всей территории Российской Федерации, поручено Банку России.
     
     Официальные разъяснения по вопросам применения названного Федерального закона даны Банком России в письме от 24.09.99 N 281-Т и опубликованы в "Вестнике Банка России".
     

     Какие требования предъявляются к кредитным организациям при переходе под управление АРКО?


     В соответствии с официальными разъяснениями Банка России от 24.09.99 N 281-Т при переходе кредитной организации под управление АРКО должны быть одновременно соблюдены следующие условия, по которым к ним могут быть применены в полной мере положения Федерального закона от 08.07.99 N 144_ФЗ "О реструктуризации кредитных организаций":
     
     1) кредитные организации соответствуют признакам, указанным в ст. 2 вышеупомянутого Федерального закона, то есть необходимо:
     
     - наличие доли вкладов граждан не менее 1 % совокупной доли вкладов граждан в кредитных организациях Российской Федерации;
     
     - наличие доли активов не менее 1 % совокупной доли активов кредитных организаций Российской Федерации в виде предоставленных юридическим лицам кредитов (займов), за исключением кредитов (займов), предоставленных кредитным организациям;
     
     - наличие доли вкладов граждан не менее 20 % совокупной доли вкладов граждан в кредитных организациях, расположенных на территории субъекта Российской Федерации;
     
     - наличие доли активов не менее 20 % совокупной доли активов кредитных организаций, расположенных на территории субъекта Российской Федерации;
     
     2) достаточность капитала кредитной организации, рассчитанная в соответствии с Федеральным законом от 02.12.90 N 394-1 "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (в ред. Федерального закона от 08.07.99 N 139-ФЗ), не превышает 2 %, и она не удовлетворяет требования отдельных кредиторов по денежным обязательствам и (или) не исполняет обязанность по уплате обязательных платежей в сроки, превышающие семь дней с момента наступления даты их удовлетворения и (или) исполнения, в связи с отсутствием или недостаточностью денежных средств на корреспондентских счетах кредитной организации. Данное основание изложено в ст. 3 Федерального закона от 08.07.99 N 144-ФЗ "О реструктуризации кредитных организаций";
     
     3) условием плана реструктуризации кредитной организации явилось предоставление Агентству полномочий, позволяющих АРКО определять решения кредитной организации по вопросам, отнесенным к компетенции общего собрания ее учредителей (участ-ников), в том числе по вопросам ее реорганизации или ликвидации.
     

     При каких условиях АРКО предоставляются полномочия по определению решений кредитной организации по вопросам ее реорганизации либо ликвидации?


     В соответствии с п. 1 ст. 14 Федерального закона от 08.07.99 N 144-ФЗ "О реструктуризации кредитных организаций" АРКО вправе в отношении кредитной организации, находящейся под его управлением, принимать решения о реорганизации и осущест-влять процедуру ликвидации.
     
     При этом следует учитывать, что в соответствии с п. 1 и 2 ст. 48 Федерального закона от 26.12.95 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (в ред. Федеральных законов от 13.06.96 N 65-ФЗ и от 24.05.99 N 101-ФЗ) вопросы реорганизации и ликвидации акционерного общества относятся к исключительной компетенции общего собрания акционеров.
     
     Решение по указанным вопросам в соответствии с п. 4 ст. 49 вышеназванного Федерального закона принимается общим собранием акционеров большинством в три четверти голосов акционеров-владельцев голосующих акций, принимающих участие в общем собрании акционеров.
     
     Таким образом, Агентство вправе принимать решение о реорганизации или ликвидации кредитной организации, действующей в организационно-правовой форме акционерного общества, если АРКО является владельцем более трех четвертей от общего объема голосующих акций или обладает в отношении них иным кругом прав, позволяющих Агентству в течение всего срока осуществления плана реструктуризации определять решения, принимаемые органами управления кредитной организации.
     
     В отношение же иных организационно-правовых форм кредитных организаций при их реорганизации или ликвидации в процессе выполнения плана ре-структуризации действуют положения Федерального закона от 08.02.98 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (в ред. Федерального закона от 31.12.98 N 193-ФЗ).
     
     Так, п. 2 ст. 33 данного Федерального закона установлено, что вопросы принятия решения о реорганизации или ликвидации общества относятся к исключительной компетенции общего собрания участников общества. Решение по данным вопросам в соответствии со ст. 37 указанного нормативного акта принимается всеми участниками общества единогласно.
     
     Так как для перехода под управление АРКО ему должно принадлежать не менее двух третей голосов от общего числа голосов участников общества(если иное не предусмотрено уставом общества), то для принятия решения о ликвидации либо реорганизации общества остальная треть голосов также должна принадлежать Агентству, или с остальными участ-никами общества должна быть достигнута договоренность о положительном голосовании за предлагаемое решение вопроса.
     
     Таким образом, АРКО вправе принимать решение о реорганизации или ликвидации кредитной организации с момента, когда оно приобретает полномочия, позволяющие ему определять решения кредитной организации по вопросам, отнесенным к исключительной компетенции общего собрания ее учредителей (участников).