Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Об уплате налога на пользователей автомобильных дорог ( Балесная Н.В. )


Об уплате налога на пользователей автомобильных дорог

    

Н.В. Балесная,
советник налоговой службы III ранга

     
     Исключительным видом деятельности организации является сдача имущества в аренду. В уставных документах данный вид деятельности не отражен.
     
     Следует ли отражать суммы полученной арендной платы на счете 46 "Реализация продукции (работ, услуг)" и уплачивать налог на пользователей автомобильных дорог от суммы арендной платы?
     
     В соответствии с Законом РФ N 1759-1 объектом обложения налогом на пользователей автомобильных дорог является выручка, полученная от реализации продукции (работ, услуг), и сумма разницы между продажной и покупной ценами товаров, реализованных в результате заготовительной, снабженческо-сбытовой и торговой деятельности.
     
     Согласно п. 21.3 Инструкции N 30 организации, уставной деятельностью которых является предо-ставление в аренду имущества, в том числе по договору лизинга (кроме имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности), уплачивают налог от арендной платы, полученной от реализации этих услуг.
     
     Вопрос о порядке отражения арендной платы в бухгалтерском учете и ее налогообложения должен решаться не в зависимости от наличия или отсутствия соответствующей записи в уставе, а в зависимости от того, является фактически осуществляемая деятельность по сдаче имущества в аренду основной деятельностью или внереализационным доходом.
     
     Так, если сделки по сдаче имущества в аренду носят систематический характер, то ст. 2 ГК РФ позволяет квалифицировать деятельность предприятия по сдаче имущества в аренду как один из видов предпринимательской деятельности. В этом случае учет арендных операций следует вести с применением счета 46 "Реализация продукции (работ, услуг)".
     
     Кроме того, ст. 38 НК РФ установлено, что услугой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.
     
     Результаты предоставления арендодателям имущества в аренду не имеют материального выражения, они реализуются и потребляются в процессе пользования (владения) данным имуществом арендатором.
     
     В соответствии с ГК РФ и НК РФ предоставление имущества в аренду является услугой, за оказание (реализацию) которой предприятие-арендодатель получает доход (выручку). В связи с чем, сдавая имущество в аренду за плату, организация получает доход (выручку) от реализации услуги по сдаче имущества в аренду.
     

     В первой части НК РФ установлено, что операции, связанные с обращением российской или иностранной валюты, не являются реализацией товаров (работ, услуг).
     
     В связи с этим подлежат ли включению в облагаемую базу по налогу на пользователей автомобильных дорог суммы доходов, образовавшиеся в результате совершения кредитной организацией операций по купле-продаже иностранной валюты после введения в действие части первой НК РФ?
     
     Статьей 39 НК РФ (в ред. Федерального закона от 09.07.99 N 154-ФЗ) определено, что реализацией товаров (работ, услуг) признается передача на возмездной основе права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу.
     
     Пунктом 3 вышеназванной статьи НК РФ осуществление операций, связанных с обращением российской или иностранной валюты (за исключением нумизматики), не признается реализацией товаров (работ, услуг).
     
     Вместе с тем, в соответствии со ст. 38 НК РФ товаром признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации.
     
     Таким образом, если валюта является средством платежа, то при выбытии валюты реализации товаров (работ, услуг) не возникает.
     
     Если же валюта приобретается за российские рубли и продается за российские рубли, она рассматривается как товар, и доходы, полученные банком при покупке или продаже иностранной валюты по курсу, отличному от котируемого Банком России курса валюты на день совершения операции, являются доходами от проведения банком операций с иностранной валютой, относятся к п. 10 раздела I Положения об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль банками и другими кредитными учреждениями, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.05.94 N 490 "Об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль банками и другими кредитными учреждениями" и включаются в налогооблагаемую базу при исчислении налога на пользователей автомобильных дорог согласно подпункту 21.11 Инструкции N 30.
     
     Согласно Положению об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль банками и другими кредитными учреждениями, утвержденному постановлением Правительства РФ от 16.05.94 N 490, в состав доходов банков включаются доходы, полученные от проведения ими факторинговых операций.
     
     В связи с этим какая сумма будет являться выручкой банка по договору факторинга: сумма, полученная банком от должника, или разница между суммой, полученной банком от клиента, и суммой, уплаченной банком по договору?
     
     Вопросы гражданско-правовых отношений сторон при осуществлении финансирования под уступку денежного требования регулируются главой 43 ГК РФ.
     
     При определении налогооблагаемой базы по налогу на пользователей автомобильных дорог необходимо, в частности, учитывать особенности, предусмотренные ст. 831 "Права финансового агента на суммы, полученные от должника":
     
     1. Если по условиям договора финансирования под уступку денежного требования финансирование клиента осуществляется путем покупки у него этого требования финансовым агентом, последний приобретает право на все суммы, которые он получит от должника во исполнение требования, а клиент не несет ответственности перед финансовым агентом за то, что полученные им суммы оказались меньше цены, за которую агент приобрел требование.
     
     В этом случае налог на пользователей автомобильных дорог уплачивается от разницы между суммами, получаемыми от должника во исполнение требования (продажная цена требования), и стоимостью приобретения требования (покупная цена требования).
     
     2. Если уступка денежного требования финансовому агенту осуществлена в целях обеспечения исполнения обязательства клиента и договором финансирования под уступку требования не предусмотрено иное, финансовый агент обязан представить отчет клиенту и передать ему сумму, превышающую сумму долга клиента, обеспеченную уступкой требования. Если денежные средства, полученные финансовым агентом от должника, оказались меньше суммы долга клиента финансовому агенту, обеспеченной уступкой требования, клиент остается ответственным перед финансовым агентом за остаток долга.
     
     В этом случае налог уплачивается от доходов (процентов), полученных от оказания финансирования (превышение средств, полученных в погашение обязательств клиента, над средствами, переданными клиенту в порядке финансирования).
     
     Подлежат ли налогообложению у организации, являющейся профессиональным участником рынка ценных бумаг и действующей на основании лицензии Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг Российской Федерации, доходы от погашения или досрочного погашения выданных и полученных векселей? Относится ли полученный в виде дисконта доход к процентам в соответствии со ст. 43 НК РФ? Изменится ли порядок налогообложения организации, осуществляющей вышеуказанные операции с векселями, при отсутствии у нее лицензии профессионального участника рынка ценных бумаг?
     
     В соответствии с Законом РФ N 1759-1 и Инструкцией N 30 налог на пользователей автомобильных дорог уплачивается от выручки, полученной от реализации продукции (работ, услуг), и суммы разницы между продажной и покупной ценами товаров, реализованных в результате заготовительной, снабженческо-сбытовой и торговой деятельности.
     
     Подпунктом 21.14 вышеназванной Инструкции определено, что профессиональные участники рынка ценных бумаг и инвестиционные фонды в дополнение к установленному порядку уплачивают налог от доходов в виде разницы между выручкой от продажи ценных бумаг, с одной стороны, и их учетной стоимостью, процентами по проданным облигациям, начисленными с момента их последней выплаты, расходами по продаже в виде комиссионных, вознаграждений, с другой. По государственным краткосрочным бескупонным облигациям разница между ценой реализации и ценой покупки ГКО приравнивается к проценту и не включается в налогооблагаемую базу.
     
     Не включаются в налогооблагаемую базу доходы, определенные эмитентом в условиях выпуска государственных ценных бумаг Российской Федерации, государственных ценных бумаг субъектов Российской Федерации и ценных бумаг органов местного самоуправления. По государственным ценным бумагам, условиями обращения которых предусмотрено получение владельцем дохода в зависимости от времени нахождения ценной бумаги на его балансе, настоящее положение применяется в отношении дохода, начисленного пропорционально сроку владения.
     
     При этом необходимо учитывать, что у указанных плательщиков выписывание собственного векселя не является реализацией имущества (ценной бумаги), а удостоверяет возникшее (имевшее место) обязательство.
     
     Обложение налогом внереализационных доходов, возникающих при выкупе собственных векселей, законом и инструкцией не установлено.
     
     В соответствии с п. 3 ст. 43 части первой НК РФ процентами признается любой заранее заявленный (установленный) доход, в том числе в виде дисконта, полученный по долговому обязательству любого вида (независимо от способа его оформления). При этом процентами признаются доходы, полученные по денежным вкладам и долговым обязательствам.
     
     Вместе с тем необходимо учитывать часть 3 ст. 38 НК РФ, согласно которой товаром для целей налогообложения признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации.
     
     По вопросу обложения налогом на пользователей автомобильных дорог доходов от погашения векселя, в том числе досрочного, у вышеназванных плательщиков-векселедержателей учитывается следующее.
     
     При получении векселя, который предъявляется к оплате векселедателю, и если этот вексель не передавался по индоссаменту, доход по нему приравнивается к проценту, относится к внереализационным доходам и не подлежит обложению налогом на пользователей автомобильных дорог. При этом учитывается постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 16.12.97 N 4863/97.
     
     В случае если вексель получен от одного лица, а передавался (предъявлялся к оплате) другому лицу, то есть был передан по индоссаменту, векселедержатель получает доход в виде разницы между ценой реализации и ценой приобретения векселя, который включается в налогооблагаемую базу.
     
     Необходимо также иметь в виду, что действие подпункта 21.14 вышеназванной Инструкции распространяется, в частности, на организации, осуществляющие виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, указанные в главе 2 Федерального закона от 22.04.96 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг", то есть организации, имеющие запись в уставных документах об этом и (или) имеющие соответствующую лицензию и (или) фактически осуществившие по крайней мере одну операцию, относящуюся к профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг. Купля-продажа ценных бумаг от своего имени и за свой счет к таковым не относится.
     
     При совершении операций с ценными бумагами непрофессиональными и профессиональными участниками рынка ценных бумаг, осуществляющими покупку и продажу ценных бумаг от своего имени и за свой счет, порядок отражения в бухгалтерском учете операций с ценными бумагами устанавливается приказом Минфина России от 15.01.97 N 2 "О порядке отражения в бухгалтерском учете операций с ценными бумагами" и Правилами отражения профессиональными участниками рынка ценных бумаг и инвестиционными фондами в бухгалтерском учете отдельных операций с ценными бумагами, утвержденными постановлением ФКЦБ России от 27.11.97 N 40.
     
     Предприятие, являющееся перепродавцом горюче-смазочных материалов, реализует в 1999 году ГСМ по цене не ниже среднерыночной, но ниже цены приобретения.
     
     Вправе ли налоговые органы, в случае если цены на ГСМ отклоняются (в ту или иную сторону) более чем на 30% от рыночной цены идентичных (однородных) товаров, в соответствии с п. 3 ст. 40 НК РФ вынести мотивированное решение о доначислении налога на реализацию горюче-смазочных материалов и пеней, рассчитанных таким образом, как если бы результаты сделок были оценены исходя из рыночных цен?
     
     Согласно п. 1 ст. 40 части первой НК РФ для целей налогообложения предполагается, что фактическая цена реализации товаров (работ, услуг) является рыночной, пока не доказано обратное.
     
     В соответствии с п. 2.4 ст. 40 НК РФ (в редакции Федерального закона от 09.07.99 N 154-ФЗ) при значительном колебании (более чем на 20 % в ту или иную сторону) уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам в пределах непродолжительного периода времени, налоговые органы вправе контролировать правильность применения цен по сделкам.
     
     При этом определяется средневзвешенная цена в указанном интервале времени и контролируется правильность применения цен по сделкам, по которым цены отклоняются от средневзвешенной более чем на 20 %.
     
     По таким сделкам налоговые органы руководствуются п. 3 ст. 40 НК РФ, а именно: сравнивают цену сделки с рыночной ценой и если цена сделки отклоняется более чем на 20 % от рыночной цены идентичных (однородных) товаров (работ, услуг), налоговый орган вправе вынести мотивированное решение о доначислении налога и пеней, рассчитанных таким образом, как если бы результаты этих сделок были оценены исходя из рыночных цен.
     
     До даты введения в действие Федерального закона от 09.07.99 N 154-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации" указанные пункты ст. 40 Кодекса предполагают отклонение показателей от уровня цен на 30 %.
     
     Таким образом, если колебание продажных цен у налогоплательщика не превышает пределы, установленные п. 2.4 ст. 40 НК РФ, то основания применять п. 3 ст. 40 НК РФ отсутствуют.
     
     В соответствии с п. 5 ст. 6 Федерального закона от 30.11.94 N 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" предприятия, не находящиеся в государственной или муниципальной собственности и основанные на праве полного хозяйственного ведения, подлежат до 1 июля 1999 года преобразованию в хозяйственные товарищества, общества или кооперативы либо ликвидации.
     
     Просим разъяснить, подлежит ли вторичной уплате налог на приобретение автотранспортных средств при переоформлении транспортных средств в связи с реорганизацией?
     
     В соответствии с Законом РФ N 1759-1 налог на приобретение автотранспортных средств уплачивают юридические лица и предприниматели, приобретающие грузовые автомобили, пикапы, легковые фургоны, автобусы, специальные автомобили и легковые автомобили, а также прицепы и полуприцепы путем купли-продажи, мены, лизинга и взносов в уставный капитал.
     
     Согласно п. 52 Инструкции N 30 регистрация и перерегистрация автотранспортных средств не является основанием для уплаты налога на приобретение автотранспортных средств в случае, если регистрация или перерегистрация производится при смене местонахождения плательщика, при передаче автотранспортных средств от одного структурного подразделения другому внутри одной организации, при реорганизации, смене организационно-правовой формы организаций, в том числе при приватизации государственных и муниципальных предприятий (кроме продажи автотранспортных средств при ликвидации организаций, осуществляемой в соответствии с действующим законодательством).
     
    Предприятие, занимающееся сборкой и выпуском автомобилей, оставило один из собранных автомобилей на предприятии (автомобиль был поставлен на баланс). В соответствии с п. 1 ст. 7 Закона РФ от 18.10.91 N 1759-1 "О дорожных фондах в Российской Федерации" (с последующими изменениями и дополнениями) налог на приобретение автотранспортных средств уплачивают предприятия, организации, учреждения, предприниматели, приобретающие автотранспортные средства путем купли-продажи, мены, лизинга и взносов в уставный фонд.
     
     
На основании ст. 454 ГК РФ по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).
     
     
Можно ли считать постановку на баланс автомобиля, собранного самим предприятием, операцией купли-продажи? Является ли данное предприятие плательщиком налога на приобретение автотранспортных средств?
     
     В соответствии с Законом РФ N 1759-1 и Инструкцией N 30 налог на приобретение автотранспортных средств уплачивают предприятия, организации, учреждения, предприниматели, приобретающие автотранспортные средства путем купли-продажи, мены, лизинга и взносов в уставный капитал.
     
     Таким образом, постановку на баланс предприятия автомобиля, изготовленного самим предприятием, нельзя считать приобретением автомобиля путем купли-продажи, поскольку в данном случае не происходит возмездного перехода права собственности на товар от одного лица к другому.
     
     Однако целесообразно установить на законодательном уровне возникновение обязанности по уплате налога на приобретение автотранспортных средств в прямую зависимость не от перехода права собственности на это автотранспортное средство, а от возникновения (наличия) права собственности на это транспортное средство (вне зависимости от способов приобретения).