Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Новое в налогообложении ЗАТО


Новое в налогообложении ЗАТО

     

К.В. Залата,
советник налоговой службы I ранга

О.Б. Буздалина,
советник налоговой службы III ранга

     Закрытыми административно-территориальными образованиями (ЗАТО) признаются территориальные образования, имеющие органы местного самоуправления, в пределах которых расположены предприятия и (или) объекты, для которых устанавливается особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны, включающий специальные условия проживания граждан. Вопросы, касающиеся жизнедеятельности ЗАТО, регламентируются Законом РФ от 14.07.92 N 3297-1 "О закрытом административно-территориальном образовании". В настоящее время насчитывается 41 ЗАТО.
     
     В связи с внесением изменений в действующее налоговое законодательство Российской Федерации, в частности принятие Федерального закона от 02.04.99 N 67-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации о закрытых административно-территориальных образованиях" и вступление в силу части первой Налогового кодекса Российской Федерации, представляют интерес особенности налогообложения организаций и предприятий, а также их отдельных структурных подразделений на территории ЗАТО.
     
     Одним из важнейших вопросов является распределение налоговых платежей по уровням бюджетов как собственно самими предприятиями и организациями, так и их структурными подразделениями, осуществляющими деятельность в ЗАТО.
     
     В соответствии со ст. 5 Закона РФ "О закрытом административно-территориальном образовании" в доходы бюджета ЗАТО зачисляются все налоги и другие поступления с его территории. Эта норма должна применяться в отношении предприятий и организаций, которые поставлены на налоговый учет и осуществляют деятельность на данной административной территории.
     
     Вместе с тем в соответствии с частью первой Налогового кодекса Российской Федерации организации обязаны состоять на учете в налоговых органах как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения, недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению (ст. 83-86 НК РФ).
     
     Кодексом определено, что филиалы и иные обособленные подразделения организации не являются налогоплательщиками, они лишь выполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов на той территории, на которой они осуществляют функции организации (ст. 19 НК РФ).
     
     Таким образом, если филиал или обособленное подразделение предприятия (организации) не является самостоятельным плательщиком налогов, на учете в налоговом органе по месту нахождения филиала (обособленного подразделения предприятия или организации) должно стоять юридическое лицо, его создавшее, на которое налоговым законодательством возложена обязанность перечислять налоги в соответствующие бюджеты.
     
     По вопросу распределения налоговых платежей по уровням бюджета следует руководствоваться постановлением Правительства РФ от 01.07.95 N 660 "О порядке расчетов с федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации по налогу на прибыль предприятий и организаций, в состав которых входят территориально обособленные структурные подразделения, не имеющие отдельного баланса и расчетного (текущего, корреспондентского) счета". В соответствии с данным постановлением доля прибыли, приходящаяся на территориально обособленные структурные подразделения, по которой исчисляется налог, подлежащий зачислению в доходную часть бюджетов субъектов Российской Федерации по месту нахождения структурных подразделений, определяется исходя из средней величины удельного веса среднесписочной численности работников (фонда оплаты труда) или удельного веса стоимости основных производственных фондов этих структурных подразделений соответственно в среднесписочной численности работников (фонде оплаты труда) и стоимости основных фондов по организации в целом. При этом организации самостоятельно определяют, какой из показателей должен применяться - среднесписочная численность работников или фонд оплаты труда.
     
     В этом случае 11 % от налогооблагаемой прибыли должны поступать в федеральный бюджет, 19 % распределяются по бюджетам субъектов Российской федерации, где расположены структурные подразделения предприятия (организации).
     
     Следует учесть, что в соответствии с Законом РФ "О закрытом административно-территориальном образовании" уплата налога на прибыль от деятельности территориально обособленных структурных подразделений, расположенных на соответствующей территории, должна производиться в бюджет вышеуказанной административно-территориальной единицы в полном объеме.
     
     В целях устранения двойного налогообложения юридического лица из исчисленных сумм налогов исключаются суммы налогов, уплаченные за структурные подразделения.
     
     Кроме того, в связи с введением в действие Федерального закона от 02.04.99 N 67-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации о закрытых административно-территориальных образованиях" изменен порядок предоставления дополнительных льгот.
     
     Так, в соответствии со ст. 1 вышеуказанного Закона права на получение дополнительных льгот по налогам и сборам предоставляются соответствующими органами местного самоуправления организациям, зарегистрированным в качестве налогоплательщиков в налоговых органах ЗАТО. Указанным организациям для получения права на дополнительные льготы необходимо иметь не менее 90 % основных средств, осуществлять не менее 70 % своей деятельности на территориях соответствующих ЗАТО. Со стороны вышеуказанных предприятий также должно выполняться условие, касающееся определения объема деятельности, осуществляемой на территории, - не менее 70 % среднесписочной численности работников таких организаций должны составлять лица, постоянно проживающие на территории соответствующего ЗАТО, и не менее 70 % фонда оплаты труда должно выплачиваться работникам, постоянно проживающим на данной территории.
     
     Сведения, подтверждающие право организации на получение дополнительных льгот по налогам и сборам в соответствии с Законом РФ "О закрытом административно-территориальном образовании", представляются в налоговый орган по окончании очередного налогового периода вместе с налоговой декларацией. Вместе с тем налоговые органы вправе требовать от организаций предоставления дополнительно любых других документов, подтверждающих соответствие организации указанным выше требованиям.