Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

На вопросы отвечают ( Грузин П.П. )

     

На вопросы отвечают

     

П.П. Грузин,
советник налоговой службы I ранга

     
     Включается ли в налогооблагаемый доход физического лица неоднократно получаемая материальная помощь с формулировкой "в связи со смертью матери"? Работник обратился с заявлением об оказании материальной помощи в цеховую администрацию, к начальнику управления, к генеральному директору, и все оказали ему материальную помощь из имеющихся в их распоряжении фондов.
     
     В соответствии с подпунктом "к" п. 8 Инструкции N 35 в случае если материальная помощь оказывается предприятиями, учреждениями, организациями или иными работодателями членам семьи умершего работника или работнику в связи со смертью членов его семьи (супруга (и), детей или родителей), сумма такой материальной помощи независимо от ее размера не включается в облагаемый налогом доход.
     
     Поскольку в указанной Инструкции отсутствуют ограничения получений материальной помощи в связи со смертью близкого родственника (матери), то все три полученные выплаты материальной помощи независимо от размера не будут включаться в налогооблагаемый доход.
     
     Работник профкома предприятия неоднократно получал материальную помощь для организации похорон сотрудников предприятия. Освобождается ли эта материальная помощь от налогообложения, как выдаваемая в связи со смертью?
     
     Материальная помощь, выдаваемая работнику профкома предприятия для организации похорон сотрудников предприятия, облагается подоходным налогом на общих основаниях в соответствии с подпунктом "к" п. 8 Инструкции N 35, то есть сумма всей полученной работником материальной помощи в календарном году включается в его совокупный доход в размере ее превышения над двенадцатикратным установленным законом размером минимальной месячной оплаты труда в год.
     
     Освобождается от налогообложения только материальная помощь, оказываемая предприятиями, учреждениями, организациями или иными работодателями членам семьи умершего работника или работнику в связи со смертью членов его семьи. Работник профкома предприятия к данной категории физических лиц не относится.
     
     После подачи декларации о совокупном годовом доходе за 1997 год в марте 1998 года физическое лицо решило в октябре 1998 года дополнить декларацию о доходах за 1997 год сообщением о полученном в 1997 году доходе в виде внесения за него акционерным обществом взноса в уставный капитал организации. При этом подоходный налог не удерживался. Налоговая инспекция района приняла данное уточнение дохода 1997 года и, мотивируя тем, что физическое лицо само заявило об этом, ограничилась наложением административного штрафа, доначислением подоходного налога и 10-процентными финансовыми санкциями от доначисленной суммы налога, не предъявив физическому лицу штрафа за сокрытие (занижение) дохода, хотя в соответствии с п. 3 ст. 18 Закона РФ N 1998-1 физическое лицо вправе уточнить данные, заявленные им в декларации только в месячный срок после подачи декларации. Доначисленные суммы налога, финансовых санкций и административного штрафа были сразу же уплачены физическим лицом. При проверке вышестоящим налоговым органом в мае 1999 года данной районной налоговой инспекции возник вопрос о том, что срок уточнения сведений о доходах, указанных в мартовской декларации, был нарушен физическим лицом, в связи с чем к нему должны были быть предъявлены санкции за занижение (сокрытие) дохода по результатам проверки его доходов 1997 года. Правомерно ли предъявление физическому лицу штрафа в указанном случае?
     

     В соответствии с п. 3 ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за налоговые правонарушения либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, имеют обратную силу.
     
     Порядок внесения дополнений и изменений в налоговую декларацию определяется в настоящее время положениями ст. 81 НК РФ. То есть при рассмотрении указанной ситуации следует исходить из того, что срок внесения дополнений и изменений в налоговую декларацию с 1 января 1999 года (с момента введения в действие части первой НК РФ) не ограничивается месячным сроком.
     
     Поскольку налогоплательщик внес изменения в декларацию до вручения ему акта налоговой проверки и уплатил недостающие суммы налога, финансовых санкций и штраф за ведение учета с нарушением установленного порядка и включение в декларацию искаженных данных, то нет оснований для применения к нему по результатам проверки в мае 1999 года санкции в виде взыскания всей суммы сокрытого или заниженного дохода.
     
     Просим разъяснить вопросы, связанные с налогообложением доходов, получаемых работниками представительств российского банка за границей, если средства на выплату заработной платы представительство получает от российского банка. Предполагается, что в представительствах банка за границей будут работать граждане Российской Федерации, направляемые на работу за границу, которые согласно условиям найма будут проживать на территории иностранного государства более 183 дней в календарном году, родственники этих лиц, проживающие вместе с ними (которые будут также проживать на территории иностранного государства более 183 дней в календарном году), принимаемые на работу на внештатные должности, и иностранные граждане, также принимаемые на внештатные должности, постоянно проживающие на территории иностранного государства.
     
     Согласно подпункту "э" п. 1 ст. 3 Закона РФ N 1998-1 налогообложение доходов работников, направленных на работу негосударственными учреждениями и организациями, имеющими свои представительства в других государствах, производится на общих основаниях.
     
     В соответствии со ст. 1 Закона РФ N 1998-1 плательщиками подоходного налога являются физические лица, как имеющие, так и не имеющие постоянного местожительства в Российской Федерации.
     
     Согласно ст. 2 Закона РФ N 1998-1 объектом налогообложения у физических лиц, не имеющих постоянного местожительства в Российской Федерации (проживающих в Российской Федерации в общей сложности менее 183 дней в календарном году) является совокупный доход, полученный в календарном году от источников в Российской Федерации.
     
     Поскольку средства на выплату заработной платы перечисляются в представительство за рубежом из российского банка, то источник выплаты дохода находится в Российской Федерации.
     
     Указанные в вопросе категории граждан относятся к лицам, не имеющим постоянного местожительства в Российской Федерации, получающим доходы из источников в Российской Федерации. Особенности удержания и уплаты подоходного налога физическими лицами, не имеющими постоянного места жительства в Российской Федерации, с доходов в виде заработной платы, других доходов, являющихся материальными и социальными благами, изложены в ст. 17 Закона РФ N 1998-1 и в разделе VI Инструкции N 35.
     
     С доходов, указанных в главе II, а также с доходов, полученных наряду с основным местом работы (службы, учебы), указанных в главе III Закона, налог удерживается в порядке, предусмотренном этими главами.
     
     О таких доходах и суммах удержанного налога предприятия, учреждения, организации и иные работодатели сообщают налоговым органам в порядке, предусмотренном п. 66 Инструкции N 35.