Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Налоги, поступающие в дорожные фонды, и соглашения о разделе продукции


Налоги, поступающие в дорожные фонды, и соглашения о разделе продукции

     

М.А. Высоцкий,
советник налоговой службы II ранга

     
     Динамичные изменения в российском налоговом законодательстве требуют внесения изменений и дополнений в соответствующие документы федеральных органов исполнительной власти. Поэтому в связи с принятием Федерального закона от 10.02.99 N 32-ФЗ "О внесении в законодательные акты Российской Федерации изменений и дополнений, вытекающих из Федерального закона “О соглашениях о разделе продукции”, в инструкцию Госналогслужбы России от 15.05.95 N 30 “О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды”" были внесены Изменения, зарегистрированные в Минюсте России 13 августа текущего года (регистрационный номер 1868), которые, по сути, идентичны соответствующим положениям, учтенным ранее в Законе РФ от 18.10.91 N 1759 "О дорожных фондах в Российской Федерации", поскольку ст. 4 части первой Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что нормативные правовые акты МНС России как федерального органа исполнительной власти не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.
     
     Настоящие Изменения затрагивают интересы российских и иностранных юридических лиц, участвующих в качестве инвесторов в работах, выполняемых согласно соглашениям о разделе продукции.
     
     Напомним, что согласно Федеральному закону от 30.12.95 N 225-ФЗ "О соглашениях о разделе продукции" такое соглашение является договором, в соответствии с которым Российская Федерация предоставляет субъекту предпринимательской деятельности (инвестору) на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиск, разведку, добычу минерального сырья на участке, указанном в соглашении, и на ведение связанных с этим работ, а инвестор обязуется осуществить проведение указанных работ за свой счет и на свой риск. Соглашение определяет все необходимые условия, касающиеся пользования недрами, условия и порядок раздела произведенной продукции между сторонами соглашения.
     
     Законом N 32-ФЗ даны дополнительные разъяснения по налогам на пользователей автомобильных дорог и с владельцев транспортных средств, закреплены правовые основы соглашений о разделе продукции, в том числе общие налоговые отношения между инвесторами и государством.
     
     Согласно названным Законам и рассматриваемым Изменениям участники соглашений о разделе продукции при реализации продукции (например добытого минерального сырья, а также продуктов его переработки) не производят уплату налога на пользователей автомобильных дорог, а также налога с владельцев транспортных средств при использовании принадлежащих российским и иностранным организациям транспортных средств исключительно в соответствии с названными соглашениями.
     

     На самом деле как российские, так и иностранные организации-налогоплательщики должны уплачивать эти налоги не в денежной, а "натуральной" форме (долей продукции). При разделе продукции доля государства в этом соглашении соответственно должна включать налоговые платежи (Закон N 225_ФЗ).
     
     Заслуживает внимания дата вступления в силу настоящих Изменений, то есть период, с которого начинают действовать соответствующие положения об освобождении российских и иностранных организаций-инвесторов от уплаты упомянутых налогов, закрепленных ранее в законодательстве.
     
     Указом Президента Российской Федерации от 23.05.96 N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" определено, что нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими актами не установлен другой порядок их вступления в силу.
     
     В данном случае Изменениями указана дата - 15 февраля 1999 года. Вместе с тем при исполнении соглашений о разделе продукции, заключенных до вступления в силу Закона N 225-ФЗ, применяются условия исчисления и уплаты налогов, установленные указанными соглашениями.
     
     Несмотря на то, что Законы N 225-ФЗ и N 32-ФЗ вступили в силу 1 января 1996 года и 15 февраля 1999 года соответственно (Собрание законодательства Российской Федерации. 1996, N 1, ст. 18; 1999, N 7, ст. 879), более поздний Закон содержит положение, согласно которому для плательщиков налога на пользователей автомобильных дорог и налога с владельцев транспортных средств при исполнении соглашений о разделе продукции, заключенных до вступления в силу Закона N 225-ФЗ, применяются условия исчисления и уплаты этих налогов, установленные указанными соглашениями.
     
     Иными словами, нормативный акт, изданный в соответствии с законодательным актом, ссылается на отношения, возникшие между государством и инвес-тором, которые "должны регулировать" налоговые отношения до принятия соответствующих законов.
     
     Данное положение позволяет обратиться к действовавшему ранее Указу Президента Российской Федерации от 24.12.93 N 2285 "Вопросы соглашений о разделе продукции при пользовании недрами", вышедшему в целях создания правовых основ для привлечения российских и иностранных инвестиций в поиск, разведку и добычу минерального сырья на условиях соглашений о разделе продукции в период до вступления в действие законов Российской Федерации, регламентирующих порядок применения таких соглашений. Названным Указом также была установлена замена взимания налогов, сборов, пошлин, в том числе таможенных, акцизов и других предусмотренных действующим законодательством обязательных платежей (за исключением налога на прибыль и платежей за право на пользование недрами) при осуществлении раздела продукции между договаривающимися сторонами.
     

     Согласно Закону N 225-ФЗ перечни участков недр, право пользования которыми на условиях раздела продукции может быть предоставлено в соответствии с положениями названного закона, устанавливаются федеральными законами.
     
     Поскольку налог с владельцев транспортных средств, а также большая часть налога на пользователей автомобильных дорог зачисляется в территориальные дорожные фонды субъектов Российской Федерации, денежная составляющая наполняемости региональных бюджетов будет зависеть от использования инвесторами ресурсов государства (в соответствии с названными соглашениями) на территории соответствующего региона. В настоящее время согласно Федеральному закону от 21.07.97 N 112-ФЗ "Об участках недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции" такими регионами могут являться Республики Саха (Якутия), Татарстан, Коми и Удмуртская Республика, Белгородская, Сахалинская, Томская и Тюменская области, Ханты-Мансийский и Эвенкийский автономные округа.
     
     Однако в отдельных случаях право пользования участками недр на условиях раздела продукции может быть предоставлено на основании решения Правительства РФ и решения органа государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации без утверждения федеральными законами, если указанные участки недр включают месторождения полезных ископаемых, определенные в ст. 2 Закона N 225-ФЗ.
     
     В соответствии с вышеназванными Федеральными законами Правительство РФ утверждает составы отдельных комиссий по разработке условий раздела продукции по конкретным месторождениям, а также состав правительственной комиссии по координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации по реализации соглашений о разделе продукции, в которые включаются, в частности, представители:
     
     - Президента Российской Федерации и Правительства РФ;
     
     - соответствующих комитетов Государственной Думы Федерального Собрания РФ;
     
     - губернаторов (администраций) субъектов Федерации;
     
     - федеральных министерств (топлива и энергетики, природных ресурсов, экономики, финансов, по налогам и сборам, юстиции, транспорта), других ведомств (ФЭК России, ГТК России, ФПС России, Госкомэкологии России, Госгортехнадзора России и иных федеральных органов исполнительной власти).
     

     При этом правительственная комиссия решает следующие основные задачи:
     
     - подготовка предложений по разработке и финансированию инвестиционных проектов на условиях раздела продукции;
     
     - рассмотрение перечня участков недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции;
     
     - утверждение директив комиссиям по разработке условий недропользования и подготовке проектов соглашений о разделе продукции в пределах компетенции Российской Федерации;
     
     - рассмотрение проектов соглашений о разделе продукции перед их внесением в Правительство РФ;
     
     - координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, предприятий и организаций при осуществлении соглашений о разделе продукции;
     
     - выработка предложений о совершенствовании нормативно-правовой базы для реализации соглашений о разделе продукции;
     
     - контроль за соблюдением интересов государства при реализации соглашений о разделе продукции;
     
     - рассмотрение проектов договоров о распределении государственной доли произведенной продукции между Российской Федерацией и ее субъектами.
     
     Осуществление прав и обязательств Российской Федерации по соглашениям о разделе продукции в отношении месторождений углеводородного сырья возложено на Минтопэнерго России, а права и обязательства государства по соглашениям о разделе продукции в отношении иных видов минерального сырья - на Минприроды России.
     
     Таким образом, вопросы, связанные с реализацией соглашений о разделе продукции, представляют собой достаточно сложный правовой механизм.
     
     Кроме того, Закон N 32-ФЗ, в связи с принятием которого вносятся изменения в инструкцию Госналогслужбы России от 15.05.95 N 30 "О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды", регулирует также взаимоотношения государства и инвестора в части уплаты НДС, налога на прибыль, налога на имущество предприятий, акцизов, таможенных пошлин, устанавливает особенности отношений, возникающих при пользовании недрами (в соответствии с Законом РФ от 21.02.92 N 2395-1 "О недрах"), участками континентального шельфа (в соответствии с Федеральным законом от 30.11.95 N 187-ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации").
     
     В заключение следует еще раз подчеркнуть, что настоящие Изменения не предоставляют и не вводят дополнительные льготы отдельным налогоплательщикам, если налоги (на пользователей автомобильных дорог и с владельцев транспортных средств), подлежащие уплате инвесторами, включены в ту часть добытой продукции, которая по соглашению о разделе продукции принадлежит государству.
     
     Вместе с тем следует учитывать, что соглашения о разделе продукции (в части уплаты налогов) составляют менее прозрачные налоговые отношения, нежели взимание налогов в общеустановленном порядке, а условия, на которых государство предоставляет инвесторам право на добычу и использование своих природных ресурсов, не являются общедоступной информацией.