Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Порядок обжалования решений таможенных органов


Порядок обжалования решений таможенных органов

     

Т.Н. Трошкина,
юрист, г. Белгород

     
     В соответствии с п. 1 ст. 34 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) таможенные органы пользуются правами и выполняют обязанности по взиманию налогов и сборов при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации в соответствии с российским таможенным законодательством, НК РФ, иными федеральными законами о налогах и сборах.
     
     Реализация таможенными органами своих прав должна уравновешиваться правом налогоплательщиков и лиц, подающих таможенную декларацию (декларантов), обжаловать решения таможенных органов, в том числе решения, связанные с уплатой налогов и сборов.
     
     Право граждан и организаций обжаловать акты субъектов власти - атрибут демократического государственного строя.
     
     Акты субъектов власти могут оказаться несостоятельными в силу разных причин: выбор не самого лучшего варианта решения; небрежность, пристрастность, некомпетентность должностного лица, принимающего управленческое решение; злоупотребление правом и т.д. Поэтому право одной стороны использовать власть должно быть уравновешено правом другой стороны обжаловать акт, требовать его пересмотра.
     
     Жалоба гражданина (граждан) представляет собой обращение к должностным лицам государственных или иных официальных органов по поводу нарушенного права или законного интереса.
     
     Обычно выделяют жалобы:
     
     а) рассматриваемые в административном (внесудебном) порядке (административные жалобы);
     
     б) рассматриваемые в процессе отправления правосудия (судебные жалобы).
     
     В свою очередь, среди административных жалоб различают общие и специальные жалобы.
     
     Путем подачи общей жалобы могут быть обжалованы акты и действия любого органа и должностного лица, в том числе таможенного органа. Такая жалоба подается в те органы или тем должностным лицам, которым непосредственно подчинен орган, учреждение или должностное лицо, действие которого обжалуется. Запрещается передача жалобы на рассмотрение тому органу или должностному лицу, на действие которого подана жалоба.
     
     Круг лиц, имеющих право подать общую жалобу, не ограничен. Запрещается рассмотрение анонимных заявлений и жалоб.
     

     Право на жалобу не ограничивается по содержанию и форме.
     
     Предмет жалобы - не только незаконные, но и нецелесообразные или аморальные деяния.
     
     В жалобах может идти речь о неправильном использовании "свободы усмотрения", несправедливом решении вопросов, бестактности должностных лиц, невнимании к критическим замечаниям граждан*1.
     _____
     *1 Бахрах Д. Н. Административное право. — Москва, 1993.  C. 45.

     
     По форме общая жалоба может быть письменной или устной, индивидуальной или коллективной.
     
     Общий срок рассмотрения жалоб граждан - один месяц. Установлены исключения из этого правила (для жалоб, не требующих дополнительного изучения и проверок, для жалоб военнослужащих и членов их семей и т.д.).
     
    Специальные жалобы отличаются особыми признаками:
     
     1) установлением особого порядка рассмотрения; специальными основаниями для обжалования, сформулированными в законе;
     
     2) четким определением субъектов права; признанием в качестве субъектов права, как правило, лишь определенных, лично заинтересованных в деле лиц и их законных представителей;
     
     3) четким определением адресата;
     
     4) специальными сроками подачи;
     
     5) процедурными особенностями в производстве по конкретным видам;
     
     6) специальными, более краткими сроками рассмотрения.
     
     Жалоба на решения, действия или бездействие таможенных органов, о которых идет речь в разделе XIII Таможенного кодекса Российской Федерации (ТК РФ), - это разновидность специальной жалобы.
     
     Положения раздела XIII ТК РФ распространяются на все случаи обжалования решений, действий или бездействия таможенных органов и их должностных лиц. Обжаловать можно, например, решение таможенного органа об установлении страны происхождения товара по конкретной позиции Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД), отказ в выдаче лицензии на учреждение таможенного склада, магазина беспошлинной торговли и т.д. Правовые нормы, содержащиеся в разделе XIII ТК РФ, не применяются при обжаловании мер административной и уголовной ответственности. В ст. 405 ТК РФ при формулировке права на обжалование выделены следующие основные моменты.
     
     1. Право на обжалование принадлежит любому лицу (как физическому, так и юридическому). Право на обжалование могут реализовать и недееспособные лица, чьи права защищают их родители, усыновители, опекуны или попечители либо иные представители (адвокаты). Лица, чьи права нарушены одним и тем же актом (действием или бездействием), могут объединиться и подать коллективную жалобу. Этот вопрос применительно к искам решен в ст. 35 ГПК РСФСР.
     

     2. Объектом обжалования могут быть решения, действия и бездействие. Под решениями таможенных органов следует понимать как нормативные, так и правоприменительные акты. В частности, можно обжаловать нормативные приказы ГТК России, когда они, по мнению лица, в конкретной ситуации нарушили его права или свободы, решения в форме правоприменительных актов (различные ненормативные приказы, распоряжения и иные правовые акты, издаваемые таможенными органами в пределах своей компетенции). Неправомерные действия могут предприниматься на основе нигде не зафиксированных решений таможенных органов или должностных лиц (нарушение правил таможенного досмотра грузов, личного досмотра пассажира и т.д.).
     
     Под бездействием в ТК РФ (ст. 387) понимается несовершение действия или непринятие решения в течение трехмесячного срока. Этот срок исчисляется со дня получения таможенным органом или его уполномоченным должностным лицом прось-бы о принятии решения или совершения действия. К обращению с такой просьбой приравнивается подача лицом таможенной декларации, поскольку за этим должно последовать принятие решения или совершение действия должностным лицом таможенного органа.
     
     Бездействие может выразиться, например, в нерассмотрении заявления о выдаче таможенным органом лицензии (на учреждение склада временного хранения, таможенного склада и т.п.), в нерассмотрении жалобы на должностное лицо таможенного органа и т.д.
     
     3. Лицо имеет право на обжалование, если считает свои права и законные интересы ущемленными. В жалобе должно быть указано, в чем гражданин видит неправомерность направленных против него решений или действий. Превышение полномочий служит основанием для обжалования, если это повлекло нарушение прав данного лица.
     
     4. Любое лицо имеет право обжаловать решения, действия или бездействие таможенных органов и их должностных лиц, если они затрагивают это лицо непосредственно и индивидуально.
     
     В ТК РФ определены случаи, когда действия таможенных органов не подлежат обжалованию. Так, обжалованию не подлежат отклонение запроса о принятии предварительного решения (ст. 394), аннулирование, изменение и отзыв предварительного решения (ст. 396).
     
     Таможенное законодательство предусматривает двузвенный порядок обжалования, включающий первоначальное и вторичное обжалование (ст. 406 ТК РФ).
     
     Процедура обжалования решений, действий или бездействия таможен и их должностных лиц начинается с обращения в вышестоящий таможенный орган или посредством подачи жалобы вышестоящему должностному лицу.
     
     Первоначальная жалоба подается в письменной форме (ст. 411 ТК РФ).
     
     Подача жалобы не приостанавливает исполнение обжалуемого действия или решения, за исключением случая, когда таможенный орган (должностное лицо), которому жалоба подана, имеет "достаточные основания полагать, что обжалуемое решение или действие не соответствует законодательству Российской Федерации" (ч. 2 ст. 412 ТК РФ). Тогда таможенный орган (должностное лицо) может полностью или частично приостановить исполнение обжалуемого действия или решения.
     
     ТК РФ устанавливает сроки подачи и рассмотрения первоначальной жалобы (ст. 408, 409).
     
     Первоначальная жалоба подается в течение трех месяцев со дня уведомления лица о принятии решения или совершения действия. В случае неуведомления лица о принятом решении жалоба может быть подана в течение шести месяцев со дня принятия решения. В отношении бездействия первоначальная жалоба может быть подана в течение трех месяцев со дня истечения трехмесячного срока после получения соответствующими таможенными органами либо их должностными лицами письменной просьбы о принятии решения.
     
     Если указанные сроки подачи жалобы были пропущены, по заявлению лица, подавшего жалобу, они могут быть восстановлены вышестоящим таможенным органом (должностным лицом) либо ГТК России.
     
     Срок для рассмотрения первоначальной жалобы установлен в один месяц. Вышестоящий таможенный орган или ГТК России может продлить сроки рассмотрения жалобы, но не более чем на два месяца. Первоначальные жалобы на решения, действия и бездействие ГТК России и его должностных лиц подаются в ГТК России (ст. 407 ТК РФ).
     
     В ТК РФ определяются права и обязанности лица, подавшего жалобу. Среди его прав - право изъять или аннулировать поданную жалобу в любой момент до принятия решения по ней. В этом случае лицо лишается права на повторную подачу первоначальной жалобы, кроме случаев, когда откроются новые обстоятельства по делу (ст. 414 ТК РФ). К основным обязанностям лица, подавшего первоначальную жалобу, относится оказание содействия таможенным органам и их должностным лицам при рассмотрении обстоятельств дела.
     
     Таможенный орган (должностное лицо) принимает решение по первоначальной жалобе в письменной форме. Содержание такого решения доводится до сведения лица, подавшего жалобу. Решение по жалобе, имеющее общее значение, подлежит опубликованию.
     
     Особое внимание следует обратить на то, что в отличие от общего правила, существующего в административном праве, для лица, подавшего жалобу, решение таможенного органа (должностного лица) может быть менее благоприятным, чем обжалуемое решение (ч. 1 ст. 415 ТК РФ).
     
     Если решение таможенного органа или его должностного лица, принятое по первоначальной жалобе, не удовлетворяет заявителя, последний имеет право на вторичное обжалование.
     
     Вторичные (судебные) жалобы на решения, действия или бездействие таможенных органов и их должностных лиц при проведении таможенного контроля, производстве таможенного оформления, ведении производства по делам о нарушении таможенных правил и их рассмотрении (за исключением обжалования постановлений таможенных органов по таким делам и актов о наложении взыскания по упрощенной форме) и по другим вопросам, не затрагивающим экономической политики Российской Федерации, подаются в районный (городской) суд по месту нахождения таможенного органа либо по месту работы должностного лица таможенного органа, чьи решения, действия или бездействие обжалуются.
     
     В соответствии с Законом РФ от 27.04.93 N 4866-1 "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" жалоба может быть подана как самим лицом, считающим ущемленными свои права и законные интересы, так и его представителем, а также по просьбе этого лица надлежаще уполномоченным представителем общественной организации, трудового коллектива. Подача жалобы оплачивается государственной пошлиной.
     
     Приняв жалобу к рассмотрению, суд по просьбе гражданина или по своей инициативе вправе приостановить исполнение обжалуемого действия (решения).
     
     Для обращения в суд с жалобой устанавливается срок в один месяц со дня получения гражданином письменного уведомления о решении по первоначальной жалобе или со дня истечения месячного срока после подачи первоначальной жалобы, если гражданином не был получен на нее
письменный ответ. Пропущенный по уважительной причине срок подачи жалобы может быть восстановлен судом.
     
     Жалоба рассматривается судом по правилам гражданского судопроизводства. По результатам ее рассмотрения суд выносит решение.
     
     Установив обоснованность жалобы, суд признает обжалуемое действие (решение, бездействие) незаконным, обязывает удовлетворить требование заявителя либо иным путем восстанавливает его нарушенные права и свободы. Если обжалуемое действие или бездействие суд признает законным, не нарушающим прав и свобод гражданина, он отказывает в удовлетворении жалобы.
     
     Решение суда, вступившее в законную силу, является обязательным и подлежит исполнению на всей территории Российской Федерации. Оно направляется соответствующему таможенному органу или должностному лицу таможенного органа, а также гражданину не позднее десяти дней после вступления решения в силу. Об исполнении решения должно быть сообщено суду и гражданину не позднее чем в месячный срок со дня получения решения суда. В случае неисполнения решения суд принимает меры, предусмотренные российским законодательством.
     
     Судебные издержки, связанные с рассмотрением жалобы, могут быть возложены судом на гражданина, если суд вынесет решение об отказе в удовлетворении жалобы, либо на таможенный орган (его должностное лицо), если установит, что его действия (решения, бездействие) были незаконными.
     
     Вторичные жалобы на решения, действия или бездействие таможенных органов и их должностных лиц подведомственны арбитражному суду, если заявитель стремится защитить свои нарушенные и оспариваемые права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (ст. 5 Федерального конституционного закона от 28.04.95 N 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации").
     
     Так, арбитражные суды рассматривают и разрешают дела по экономическим спорам, к которым, в частности, относятся споры:
     
     - о разногласиях по договору, заключение которого предусмотрено законом или передача разногласий по которому на разрешение в арбитражный суд согласована сторонами (например, по договору об осуществлении деятельности в качестве таможенного брокера, договору о залоге как способе обеспечения уплаты таможенных платежей и т.д.);
     
     - об изменении условий или о расторжении договоров;
     
     - о неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств;
     
     - о признании права собственности;
     
     - об истребовании собственником или иным законным владельцем имущества из чужого незаконного владения;
     
     - о нарушении прав собственника или иного законного владельца, не связанном с лишением владения;
     
     - о возмещении убытков;
     
     - о признании недействительными (полностью или частично) ненормативных актов таможенных органов, не соответствующих законам и иным нормативным актам и нарушающих права и законные интересы организаций и граждан;
     
     - о защите чести, достоинства и деловой репутации и др.
     
     Порядок рассмотрения таких исков и их обжалования урегулирован арбитражным процессуальным законодательством.
     
     Вторичные жалобы на нормативные акты ГТК России, адресованные неопределенному кругу лиц, либо на правоприменительную деятельность таможенных органов, затрагивающую экономическую политику Российской Федерации, подаются в Конституционный Суд Российской Федерации (ч. 3 ст. 416 ТК РФ) в письменной форме и подписываются заявителем (иными управомоченными лицами) при соблюдении требований, установленных в Федеральном конституционном законе от 21.07.94 N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации".
     
     Иные вторичные жалобы на решения, действия или бездействие ГТК России и его должностных лиц могут быть поданы Генеральному прокурору Российской Федерации (ч. 4 ст. 416 ТК РФ).