Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Налоги и цены


Налоги и цены

     

А.Ф. Звороно,
генеральный директор аудиторской компании "Ролловер"

И.Г. Звороно,

главный аудитор

     
     Налоги и цены неразрывно связаны между собой. Одни налоги входят в состав затрат, оказывают влияние на цены и на прибыль, остающуюся в распоряжении предприятий. Другие оказывают воздействие на уровень цен путем их отнесения на финансовые результаты или уплаты за счет собственных средств. Такими налоговыми платежами являются налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, акциз.
     
     Уменьшение объемов производства в условиях инфляции приводит к снижению конкурентной борьбы. Поэтому производители имеют возможность добиваться максимальной прибыли за счет увеличения цен.
     
     Нельзя не отметить, что ряд предпринимателей России, занимаясь перемещением товаров или, проще говоря, торговлей, не учитывают механизм ценообразования, что приводит к неправильному применению цен. В аудиторской практике мы часто сталкиваемся с тем, что в первичных учетных документах (накладных и др.) обозначены цены с включением НДС с припиской "в том числе НДС". Такой порядок применения цен был введен Законом РФ от 06.12.91 N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" и действовал до 25 апреля 1995 года, то есть до принятия Федерального закона от 25.04.95 N 63-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ “О налоге на добавленную стоимость”". Суть этих изменений состояла в том, что для заготовительных, оптовых, снабженческо-сбытовых и других предприятий, занимающихся продажей и перепродажей товаров, сумма налога, подлежащая внесению в бюджет, определяется как разница между суммами налога, полученными и уплаченными поставщикам за эти товары, а также материальных ресурсов (работ, услуг), стоимость которых относится на издержки обращения.
     
     Внесение изменений в законодательство способствовало изменению подходов к ценообразованию. После 25 апреля 1995 года организации торговли в своих прейскурантах, ценниках, иных организационно-правовых документах по ценообразованию должны были перейти к установлению цен без применения НДС. В подтверждение сказанного обратимся к тексту раздела IX инструкции Госналогслужбы России от 11.10.95 N 39 (с изменениями и дополнениями):
     
     "Заготовительные, оптовые, снабженческо-сбытовые и другие организации (предприятия), занимающиеся продажей и перепродажей товаров, в том числе по договорам комиссии и поручения, получающие доход в виде разницы в ценах, наценок, надбавок, вознаграждений, других сборов, облагаемый оборот определяют на основе стоимости реализуемых покупателям товаров (работ, услуг) исходя из применяемых цен без включения в них налога на добавленную стоимость".
     

     Изменения не были восприняты большинством предпринимателей, что привело к внедрению в практику оптовой торговли неверного представления о ценах. А это, в свою очередь, отразилось на контрагентах, привело к счетным ошибкам при заполнении карточек складского учета, а также других документов.
     
     Сложившуюся негативную ситуацию частично исправило постановление Правительства РФ от 29.07.96 N 914 "Об утверждении порядка ведения журналов учета счетов-фактур при расчетах по налогу на добавленную стоимость", установившее, что в счетах-фактурах отдельной графой указывается цена, а отдельной - сумма НДС.
     
     Но и по сегодняшний день в деловом обороте встречаются первичные документы, в которых цены указаны неправильно.
     
     Еще одна коллизия налогов и цен связана с реализацией товаров (работ, услуг) по ценам ниже себестоимости. Нормы закона о налоге с прибыли и НДС содержали положения, обязывающие предприятия (организации) самостоятельно корректировать налогооблагаемую базу исходя из рыночных цен.
     
     В связи с вступлением в силу ст. 2 Федерального закона от 31.07.98 N 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" с 1 января 1999 г. утратили силу абзацы 3-9 п. 1 ст. 4 Закона РФ от 06.12.91 N 1991-1 "О налоге на добавленную стоимость" и пункт 5 ст. 2 Закона РФ от 27.12.91 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций".
     
     Таким образом, нормы, содержащиеся в данных статьях и в основном посвященные вопросам определения цен на товары для целей налогообложения, с 1 января 1999 года применяться не должны.
     
     Вопрос ценообразования довольно часто вызывал разногласия между налогоплательщиками и налоговыми органами. И, казалось бы, наконец-то появился документ, который позволит отрегулировать налоговые отношения сторон.
     
     Частью первой ст. 40 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) установлены новые общие для всех видов налогов принципы определения цены товаров (работ, услуг) для целей налогообложения.
     
     Так, по общему правилу для целей налогообложения принимается цена товаров, работ или услуг, указанная сторонами сделки, если не будет доказано обратное.
     

     Таким образом, законодательно установлено, что цена, определенная сторонами сделки, отвечает принципам рыночной экономики, уровню спроса и предложения, покупательной способности, конкуренции, инфляции и другим экономическим факторам.
     
     Данная норма НК РФ не содержит ссылки на фактическую себестоимость, как это было ранее.
     
     Пунктом 1 ст. 40 НК РФ установлено, что налоговые органы обязаны доказать, что цена, установленная сторонами сделки, не является рыночной.
     
     Пунктом 2 ст. 40 НК РФ определено, что налоговые органы имеют право контролировать цену сделки в следующих случаях:
     
     1) между взаимозависимыми лицами;
     
     2) по товарообменным (бартерным) операциям;
     
     3) при совершении внешнеторговых сделок;
     
     4) при отклонении более чем на 20 % в сторону повышения или в сторону понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного периода времени.
     
     Что касается сделок между взаимозависимыми лицами, то здесь необходимо руководствоваться нормами ст. 20 НК РФ.
     
     Пример 1. Предприятие ЗАО "Борец" имеет долю 30 % в имуществе предприятия ЗАО "Спутник". ЗАО "Борец" продает ЗАО "Спутник" по договору купли-продажи собственную продукцию по цене 350 руб. за единицу. В том же периоде по другим сделкам применена рыночная цена 420 руб. за единицу.
     
     При проверке налоговым органом выручка от реализации может быть пересчитана по цене 420 руб.
     
     По товарообменным (бартерным) операциям, как установлено ст. 567 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ), каждая из сторон, участвующих в обмене, будет рассматриваться как участник двух сделок: по реализации своих товаров (работ, услуг) и по приобретению других товаров (работ, услуг). В связи с этим предприятиям необходимо следить за соотношением уровня цен по товарообменным и обыкновенным сделкам.
     
     Пример 2. Между заводом ОАО "Борец" и заводом ОАО "Спутник" заключен договор мены. ОАО "Борец" отгрузило 250 единиц продукции А по цене 600 руб. на сумму 150 000 руб, ОАО "Спутник" отгрузило 200 единиц продукции Б по цене 750 руб. на сумму 150 000 руб. Рыночные цены продукции заводов ОАО "Борец" и ОАО "Спутник" составили соответственно: по продукции А - 630 руб., по продукции Б - 790 руб. При проверке налоговыми органами выручка от реализации для целей налогообложения может быть пересчитана по рыночным ценам.
     
     Пунктом 2 ст. 40 НК РФ определено, что выручка в целях налогообложения по суммам между взаимозависимыми лицами и по товарообменным операциям может быть пересчитана налоговыми органами независимо от отклонений в ценах (до или более 20 %).
     

     Если такое отклонение существует, то лучше товарообмен оформить по-другому, а именно: произвести отгрузку по договорам поставки, а далее сделать взаимозачет.
     
     Пунктом 3 ст. 40 НК РФ установлено, что налоговый орган вправе осуществлять контроль при значительном колебании уровня цен более чем на 20 % в ту или иную сторону.
     
     Пример 3. В III квартале 1999 года средняя отпускная цена ОАО "Борец" по продукции А составила 630 руб. Налоговый орган вправе контролировать сделки, цены по которым меньше 504 руб. [(630 - 630) * 20 %] или больше 756 руб. [(630 + 630)* 20 %].
     
     Пунктами 4-12 ст. 40 НК РФ предусмотрены три метода определения рыночных цен:
     
     - общий метод;
     
     - метод цены последующей реализации;
     
     - затратный метод.
     
     Согласно общему методу рыночная цена должна удовлетворять следующим принципам:
     
     1) цена сложилась при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных (а при их отсутствии однородных) товаров (работ, услуг);
     
     2) цена не содержит дополнительных затрат по транспортировке товара;
     
     3) товары (работы, услуги) являются сопоставимыми;
     
     4) условия сделок являются сопоставимыми.
     
     Метод цены последующей реализации можно выразить следующей формулой:
     
     РЦ = РЦП - З - П,
     
     где
     
     РЦ  -      рыночная цена;
     
     РЦП - цена последней реализации;
     
     З    -      затраты, понесенные покупателем при перепродаже (без учета цены, по которой были приобретены указанным покупателем у продавца товары, работы или услуги) и продвижении на рынок приобретенных у покупателя товаров, работ или услуг;
     
     П   -      обычная для данной сферы деятельности прибыль покупателя.
     
     Затратный метод выражается следующей формулой:
     
     РЦ = З + П,
     
     где
     
     РЦ - рыночная цена;
     
     З   -      сумма произведенных затрат обычная для данной сферы деятельности прибыли; при этом учитываются обычные в подобных случаях прямые и косвенные затраты на производство (приобретение) и (или) реализацию товаров, работ или услуг, обычные в подобных случаях затраты на транспортировку, хранение, страхование и иные подобные затраты;
     
     П  -      обычная для данной сферы деятельности прибыль покупателя.
     

     Статья 40 НК РФ закрепляет следующие виды скидок к цене товара, которые исключают последствия, предусмотренные пунктом 2 данной статьи, если скидки были вызваны:
     
     - сезонными и иными колебаниями потребительского спроса на товары (работы, услуги);
     
     - потерей товарами качества или иных потребительских свойств;
     
     - истечением (приближением даты истечения) сроков годности или реализации товаров;
     
     - маркетинговой политикой, в том числе при продвижении на рынки новых товаров, не имеющих аналогов, а также при продвижении товаров (работ, услуг) на новые рынки;
     
     - реализацией опытных моделей и образцов товаров в целях ознакомления с ними потребителей.
     
     Пример 4. ЗАО "Темп" произвело уценку сезонных товаров. Рыночная цена товара - 48 руб. за единицу, после уценки - 12 руб. В данном случае налоговый орган не может произвести доначисление налогов.
     
     Статья 40 НК РФ имеет, несомненно, позитивное значение в деле создания в России рациональной налоговой системы, обеспечивающей сбалансированность общегосударственных и частных интересов. К сожалению, эта статья вызывает достаточно много вопросов:
     
     - каков механизм контроля правильности применения цен со стороны налоговых органов;
     
     - каковы границы "непродолжительного периода времени";
     
     - кто будет предоставлять налоговому органу информацию об уровне рыночных цен, качестве продукции на рынке по идентичным товарам, работам, услугам;
     
     - каково четкое определение рыночной цены товара?
     
     Понятия "условия платежей, обычно применяемые в сделках данного вида", "иные разумные условия" не имеют конкретных критериев.
     
     Пункт 12 ст. 40 НК РФ устанавливает, что "при рассмотрении дела суд вправе учесть любые обстоятельства, имеющие значение для определения результатов сделки …".
     
     Положения статьи расплывчаты и не способствуют решению проблем, связанных с ценообразованием, что может привести к дополнительным противоречиям налогоплательщиков и налоговых органов и увеличит нагрузку на суды.
     
     Хотя Федеральным законом от 09.07.99 N 154-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации" формулировки статьи 40 НК РФ изменены, мы считаем, что данная статья еще требует существенной доработки.