Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О реструктуризации задолженности


О реструктуризации задолженности


Н.М. Вараксина,
государственный советник
налоговой службы III ранга

     
          Возможна ли отмена решения о реструктуризации задолженности, проводившейся в соответствии с постановлением Правительства РФ от 14.04.98 N 395, и принятие решения о реструктуризации задолженности на основании постановления Правительства РФ от 03.09.99 N 1002?
     
     Согласно п. 12 Правил проведения в 1998 году реструктуризации задолженности юридических лиц перед федеральным бюджетом, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.04.98 N 395 (далее по тексту - Правила), организация теряет право на предоставленную ей рассрочку, если в течение действия рассрочки:
     
     - текущие обязательные платежи осуществляются несвоевременно и (или) не в полном объеме;
     
     - допущено более двух неплатежей (неполных платежей) по установленному графику погашения задолженности.
     
     В этих случаях орган, принявший решение о реструктуризации задолженности по обязательным платежам, в месячный срок принимает решение о прекращении действия предоставленной рассрочки (п. 13 Правил).
     
     В соответствии с п. 4 постановления Правительства РФ от 03.09.99 N 1002 реструктуризация задолженности организации по обязательным платежам в федеральный бюджет осуществляется один раз.
     
     Таким образом, в случае отмены решения о реструктуризации задолженности организации в соответствии с постановлением Правительства РФ от 14.04.98 N 395 принятие решения о ее проведении в 1999 году согласно постановлению Правительства РФ от 03.09.99 N1002 не допускается.
     
     У многих складывается впечатление, что реструктуризация - это процедура для избранных, для крупных градообразующих организаций. Так ли это? Как вы оцениваете причины, по которым реструктуризация 1998 года не затронула малый и средний бизнес? Рассчитана ли вообще эта процедура на массовое применение?
     
     Процедура поэтапного погашения кредиторской задолженности рассчитана в соответствии с постановлением Правительства РФ от 03.09.99 N 1002 "О порядке и сроках проведения в 1999 году реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также по пени и штрафам перед федеральным бюджетом" на массовое применение. В постановлении определен порядок и сроки проведения реструктуризации кредиторской задолженности, общий для организаций любой организационно-правовой формы собственности и отраслевой принадлежности.
     
     Постановление предусматривает упрощенные по сравнению с постановлением Правительства РФ от 14.04.98 N 395 условия реструктуризации задолженности юридических лиц перед федеральным бюджетом, в частности отсутствует требование о предоставлении должником залога имущества или банковской гарантии, исключено начисление процентов на рассроченную задолженность по пени и штрафам и учитываются недостатки, выявленные в процессе проведения реструктуризации задолженности в 1997 - 1998 годах.
     
     Погашение кредиторской задолженности перед федеральным бюджетом по налогам и сборам проводится в течение 6 лет, а задолженности по пени и штрафам - в течение 4 лет после погашения задолженности по налогам и сборам. Впервые предусматривается реструктуризация кредиторской задолженности перед фискальной системой по пени и штрафам без реструктуризации кредиторской задолженности по основному долгу. Кроме того, имеется возможность списания пени и штрафов при своевременном и полном внесении текущих платежей и полном погашении задолженности.
     
     Реструктуризация задолженности, проводимая в 1998 году, не затронула значительную часть предприятий потому, что необходимо было вносить залог имущества на сумму долга. Кроме того, организация должна была потратить значительные средства на подготовку процедуры реструктуризации (оплата оценки обеспечения, оплата нотариального заверения договора залога) до получения решения о ре-структуризации задолженности. Кроме того, не все государственные и муниципальные организации могли предоставить имущество в залог.
     
     Насколько меньше документов необходимо представлять заявителю по сравнению с прошлым годом?
     
     Согласно постановлению Правительства РФ от 03.09.99 N 1002 для проведения процедуры реструктуризации кредиторской задолженности в федеральный бюджет по сравнению с прошлым годом предприятие не должно подавать следующие документы:
     
     1) решение уполномоченного органа управления организации либо ее учредителей, участников или собственников о предоставлении обеспечения, достаточного для покрытия всей имеющейся задолженности;
     
     2) список имущества организации, предоставляемого в качестве обеспечения с подтверждением прав собственности на это имущество;
     
     3) заключение и отчет независимого оценщика с обоснованием оценки стоимости, предоставленного организацией обеспечения, с приложением копий документов, на основании которых проводилась оценка;
     
     4) банковскую гарантию (если она имеется).
     
     Реструктуризируется только задолженность по платежам в бюджет. Если предприятие имеет задолженность во внебюджетные фонды или по другим налоговым платежам (санкции за нарушение условий работы с денежной наличностью, штрафы за нарушения валютного законодательства, за неприменение ККМ), получит ли оно право на реструктуризацию после погашения всех этих долгов?
     
     Организация получит право на реструктуризацию задолженности федеральному бюджету, если она в течение 2 месяцев до подачи заявления осуществляла полное внесение текущих налоговых платежей в федеральный бюджет и имеет положительное заключение Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству или ее территориального органа о способности осуществлять уплату текущих обязательных платежей и процентов за пользование бюджетными средствами в течение всего срока погашения задолженности.
     
     Предъявление других требований для принятия решения о реструктуризации задолженности федеральному бюджету не допускается.