Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Обзор наиболее существенных изменений и дополнений, внесенных в Налоговый кодекс Российской Федерации


Обзор наиболее существенных изменений и дополнений, внесенных в Налоговый кодекс Российской Федерации*

     _____
     * Продолжение. Начало см. «Налоговый вестник». 1999, № 11. С. 21.
     

М.С. Мухин,
начальник отдела оперативного документирования
налоговых правонарушений Управления
ФСНП России по Санкт-Петербургу

А.Н. Миронин,
начальник правового отдела

С.В. Земляченко,
специалист I категории правового отдела

     Статья 39. Реализация товаров, работ или услуг.
     
     1. Изменения, коснувшиеся термина "реализация товаров (работ, услуг)", лишь на первый взгляд выглядят чисто редакционными. Так, в отличие от предыдущей редакции, безвозмездное оказание услуг одним лицом другому лицу уже не рассматривается как безусловная реализация услуг.
     
     Однако самым главным представляется следующий аспект. Рассматриваемая норма содержит оговорку, согласно которой в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации (НК РФ), безвозмездная передача права собственности на товар, безвозмездное выполнение работ и безвозмездное оказание услуг рассматриваются как реализация соответственно товаров, работ или услуг. Ни одно из положений НК РФ не предусматривает таких случаев.
     
     В связи с этим до недавнего времени подпункт "в" п. 2 ст. 3 Закона РФ от 06.12.91 N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" (включение в объект налогообложения оборотов по передаче товаров (работ, услуг) другим организациям и физическим лицам безвозмездно) рассматривался как противоречащий п. 1 ст. 39 НК РФ и не подлежал применению согласно ст. 7 Федерального закона от 31.07.98 N 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации".
     
     С 14 июля 1999 года вступили в силу изменения во Вводный закон, согласно которым до введения в действие части второй НК РФ ссылки в ст. 39 на положения Кодекса приравниваются к ссылкам на отдельные законы о налогах, устанавливающие порядок уплаты отдельных налогов (включая Закон РФ "О налоге на добавленную стоимость"). Следовательно, начиная с 14 июля 1999 года, безвозмездная передача права собственности на товары, безвозмездное выполнение работ и безвозмездное оказание услуг вновь порождают объект, облагаемый НДС.
     
     2. Вместе с тем в п. 3 ст. 39 НК РФ расширен перечень операций, не рассматриваемых как реализация товаров (работ, услуг). Так, не является реализацией имущества его передача некоммерческим организациям на осуществление основной уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью (подпункт 3 п. 3 НК РФ). Замысел, который преследовал законодатель при установлении данной нормы, вполне понятен и едва ли может вызвать возражения. Однако при ее применении в целях налогообложения могут возникнуть некоторые сложности. Во-первых, Федеральный закон от 12.01.96 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" не делит уставную деятельность некоммерческих организаций на основную и неосновную. Во-вторых, п. 3 ст. 582 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) хотя и позволяет жертвователю обусловить безвозмездную передачу имущества некоммерческой организации (пожертвование) использованием этого имущества по определенному назначению, но не гарантирует исполнения этого условия некоммерческой организацией. В этом случае возникновение у жертвователя объекта налогообложения зависит от добросовестности его контрагента, что представляется не вполне разумным.
     

     Подпункт 5 (ранее подпункт 4) и подпункт 6 (ранее подпункт 5) п. 3 ст. 39 НК РФ по-прежнему не рассматривают как реализацию отдельные случаи передачи имущества участнику хозяйственного общества или товарищества, а также участнику договора простого товарищества. Однако внесенные в данную норму изменения требуют, чтобы стоимость передаваемого имущества не превышала сумму первоначального взноса.
     
     Статья 40. Принципы определения цены товаров, работ или услуг для целей налогообложения.
     
     1. Пункт 2 данной статьи расширяет полномочия налоговых органов в части проверок правильности применения цен по сделкам. Отныне эти полномочия распространены на внешнеторговые сделки.
     
     2. Новая редакция подпункта 4 (ранее подпункт 3) п. 2 ст. 40 НК РФ также предоставляет налоговым органам дополнительные возможности: проверять правильность применения цен по сделкам при отклонении их от обычного уровня цен более чем на 20 % (а не на 30 %, как ранее) в пределах непродолжительного периода времени. К сожалению, законодатель не смог решить проблему субъективного толкования понятия "непродолжительный период времени", в связи с чем данная норма по-прежнему является предметом критики всех основных участников налоговых отношений.
     
     3. Аналогичное изменение коснулось п. 3 данной статьи. Кроме того, в указанный пункт включены практически все положения, ранее входившие в п. 10 этой же статьи, подлежащие учету при применении налоговым органом рыночных цен. Данное обстоятельство обусловило исключение п. 10 из статьи и соответственно перенумерацию пунктов.
     
     4. Изменения, внесенные в п. 11 (ранее п. 12), ограничили круг источников информации, используемых при определении и признании рыночной цены товара (работы, услуги), исключив из этих источников информационную базу органов государственной власти и местного самоуправления, а также информацию, предоставляемую налоговым органам налогоплательщиками.
     
     5. Дополнительно введенный в ст. 40 НК РФ п. 13 исключает применение рыночных цен в случае реализации товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам (тарифам), установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации.