Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Незаконное предпринимательство и уклонения от уплаты налогов


Незаконное предпринимательство и уклонения от уплаты налогов

     

И.Н. Соловьев,
Управление ФСНП России по г. Москве     

     Опасность налоговых преступлений заключается не только в материальном ущербе, который наносится экономике страны, но и в том, что они сращиваются с другими видами экономических и общеуголовных преступлений.
     
     Являясь по своей сути преступлениями в сфере экономической деятельности, налоговые преступления довольно часто соприкасаются с иными преступлениями в данной области, а также с должностными преступлениями.
     
     Как показывает практика, а также изученные уголовные дела, наиболее распространенным "сопутствующим" налоговым преступлениям составом является незаконное предпринимательство (ст. 171 УК РФ).
     
     Данная уголовно-правовая норма выполняет функцию предупреждения невыполнения предпринимателем обязанностей перед гражданами, организациями и государством.
     
     Объектом посягательства является установленный в законодательстве порядок осуществления предпринимательской деятельности, то есть самостоятельной, осуществляемой на свой риск деятельности, направленной на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в установленном законом порядке (п. 1 ст. 2 ГК РФ).
     
     Деятельность, направленная на получение прибыли, но запрещенная законом, никак не будет являться предпринимательской (например, действия по незаконному обороту оружия, наркотиков и т.п., так же как и возмездные, но носящие случайный характер действия, если их целью является удовлетворение потребностей знакомых, родственников).
     
     Предпринимательскую деятельность могут осуществлять как граждане - физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей (ст. 23 ГК РФ), так и юридические лица (ст. 50 ГК РФ).
     
     Законодатель предусмотрел ответственность за действия по осуществлению предпринимательской деятельности:
     
     - без регистрации;
     
     - без специального разрешения (лицензии) в случае, если такое разрешение (лицензия) обязательно;
     
     - с нарушением условий лицензирования.
     
     Общественно-опасными последствиями этих действий являются причинение крупного ущерба гражданам, организациям или государству (свыше 200 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ), а также извлечение дохода в крупном (свыше 200) или особо крупном размере - свыше 500 МРОТ).
     
     К ответственности за совершение данного преступления может быть привлечено любое вменяемое лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста и осуществляющее предпринимательскую деятельность.
     
     Для признания деятельности предпринимательской необходимо установить, что лицо систематически совершало действия, направленные на получение прибыли в результате возмездного удовлетворения потребностей третьих лиц, что может выражаться в продолжительных или интенсивных действиях или в объеме полученного дохода.
     
     При привлечении к уголовной ответственности руководителей организации используется термин "доход", под которым подразумевается согласно ст. 171 УК РФ налогооблагаемая прибыль, определенная в ст. 2 Закона РФ от 27.12.91 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций".
     
     При привлечении к уголовной ответственности гражданина-индивидуального предпринимателя используется термин "доход", под которым понимается налогооблагаемый доход, исчисленный в соответствии со ст. 12 Закона РФ от 07.12.91 N 1998-1 "О подоходном налоге с физических лиц", так как налогообложение этой категории субъектов ст. 171 УК РФ производится на основании Закона РФ "О подоходном налоге с физических лиц".
     
     Необходимо отметить, что осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) либо с нарушением условий лицензирования не во всех случаях приводит к уклонению от уплаты налогов. Осуществлению же предпринимательской деятельности без регистрации практически всегда сопутствует уклонение от налогообложения.
     
     Предпринимательская деятельность любого вида осуществляется только лицами, зарегистрированными в качестве предпринимателей в установленном законом порядке:
     
     - коммерческими организациями, зарегистрированными в качестве юридических лиц (ст. 48, 50 ГК РФ);
     
     - некоммерческими организациями, которые могут в отдельных случаях осуществлять предпринимательскую деятельность;
     
     - физическими лицами, зарегистрированными в качестве предпринимателей без образования юридического лица (ст. 23 ГК РФ, Закон РСФСР от 07.12.91 N 2000-1 "О регистрационном сборе с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и порядке их регистрации").
     
     Осуществлением предпринимательской деятельности без регистрации можно признать также случаи, когда эта деятельность осуществляется после ликвидации юридического лица (то есть с момента исключения этого лица из Государственного реестра, который ведется МНС России и ее органами, если это лицо в него включалось, либо с момента утверждения ликвидационного баланса, если по каким-то причинам это лицо ранее не было включено в состав Государственного реестра, что пока встречается в практике) или прекращения действия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве предпринимателя.
     
     Для привлечения руководителей коммерческой организации к уголовной ответственности за осуществление незаконной предпринимательской деятельности без регистрации помимо крупного ущерба и извлечения дохода в крупном размере достаточно того, что коммерческая организация не имеет государственной регистрации (отсутствие учредительных документов, утвержденных соответствующим государственным органом, и свидетельства о государственной регистрации предприятия).
     
     Для того чтобы сделать аналогичный вывод в отношении некоммерческой организации, необходимо установить, что последняя либо вообще не имеет государственной регистрации, либо зарегистрирована, но в соответствии со своими учредительными документами или исходя из организационно-правовой формы не имеет права на осуществление предпринимательской деятельности, либо осуществляет такую деятельность не для достижения целей, ради которых она создана, или не соответствует этим целям (уставные цели).
     
     Отсутствие свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве предпринимателя у частного лица, занимающегося предпринимательской деятельностью, также является основанием для привлечения такого лица к уголовной ответственности в соответствии со ст. 171 УК РФ.
     
     Согласно п. 5 ст.3 Закона РСФСР от 07.12.91 N 2000-1 "О регистрационном сборе с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и порядке их регистрации" свидетельство о регистрации физического лица в качестве предпринимателя оформляется в трех экземплярах. Один экземпляр свидетельства выдается предпринимателю, второй остается у регистрирующего органа, третий направляется налоговому органу по месту регистрации.
     
     В соответствии с п. 5 Положения о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 08.07.94 N 1482 "Об упорядочении государственной регистрации предприятий и предпринимателей на территории Российской Федерации", регистрация осуществляется путем присвоения предприятию очередного номера в журнале регистрации поступающих документов и проставления специальной надписи (штампа) с наименованием регистрирующего органа, номером и датой на первой странице (титульном листе) устава предприятия, скрепляемой подписью должностного лица, ответственного за регистрацию.
     
     В 1998 году органами налоговой полиции было возбуждено уголовное дело в отношении Каджиева З.Б. по части 1 ст. 171 УК РФ, который, являясь исполнительным директором ООО "Руланс", осуществлял розничную реализацию алкогольной продукции без соответствующего разрешения (лицензии) в период с 23 июля 1997 года по 6 мая 1998 года включительно, получив за указанный период доход в сумме 40,8 тыс. руб., что превысило на момент совершения преступления 200 МРОТ. Кроме того, в ходе проведения оперативных и следственных мероприятий выяснилось, что ООО "Руланс" не имело государственной регистрации, а печати и штампы являлись поддельными.
     
     Ответственность за незаконное предпринимательство наступает также за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такое разрешение (лицензия) обязательно.
     
     Основные виды деятельности, на осуществление которых требуется лицензия, и перечень органов, уполномоченных на ведение лицензионной деятельности, приводятся в соответствующих законодательных актах.
     
     Так, при проведении органами налоговой полиции комплексной проверки одного из спортивных комплексов города Москвы в помещении бывшего кафе был обнаружен цех по производству мясных полуфабрикатов, выпускаемых с грубыми нарушениями санитарных норм. Гражданин Немцов Р.В., представившийся директором ООО "Багет", с которым администрацией спорткомплекса был заключен договор аренды, оказался "по совместительству" и директором ООО "Век". Вся документация на производимую продукцию велась от имени последней фирмы, а в налоговые органы на протяжении ряда лет сдавался "нулевой" баланс. ООО "Багет" было зарегистрировано на потерянный паспорт, который нашли при обыске на квартире гражданина Немцова Р.В. Ни ООО "Багет", ни ООО "Век" не имели соответствующих лицензий и разрешений для производства мясных полуфабрикатов. Суд признал гражданина Немцова Р.В. виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 199 (уклонение от уплаты налогов с организаций) и ч. 1 ст. 171 (незаконное предпринимательство) УК РФ, и назначил ему наказание в виде лишения свободы сроком на шесть месяцев с отбыванием в исправительной колонии общего режима.
     
     В ходе совместной операции московской налоговой полиции и налоговой инспекции была пресечена противоправная деятельность ИЧП "Макаренко С.Ю.", которое осуществляло маркировку алкогольной продукции осетинского производства фальсифицированными специальными и идентификационными марками Московского региона.
     
     В ходе мероприятий в помещениях, арендуемых ИЧП "Макаренко С.Ю", сотрудниками Управления обнаружены и изъяты поддельные московские идентификационные марки для ликеро-водочной продукции в количестве 150 000 штук, готовая фальсифицированная алкогольная продукция в количестве 10 100 бутылок, неучтенные денежные средства в сумме 120 000 руб., а также поддельные печати с оттисками крупнейших российских производителей алкогольной продукции, таких как АООТ Московский завод "Кристалл", ООО "Ост-Алко", ООО "Компания Юджин", и 100 поддельных сертификатов этих организаций.
     
     Возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 171 УК РФ.
     
     Реестр выданных, зарегистрированных, а также аннулированных и приостановленных лицензий ведется органом, уполномоченным на ведение лицензионной деятельности (например центрами лицензирования отдельных направлений (видов) деятельности).
     
     Осуществлением предпринимательства без лицензии является и деятельность по лицензии, выданной другому лицу.
     
     Законодатель также предусмотрел уголовную ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий лицензирования.
     
     Нарушением условий лицензирования считается осуществление предпринимательской деятельности:
     
      - по просроченным лицензиям, так как они выдаются строго на определенный срок;
     
     - на другом территориально обособленном объекте, если он не указан в лицензии, то есть в случае, если лицензируемый вид деятельности осуществляется на нескольких территориально обособленных объектах. Лицензиату одновременно с лицензией выдаются заверенные копии с указанием местоположения каждого объекта. Эти копии регистрируются органом, уполномоченным на ведение лицензирования;
     
     - на территории субъекта Российской Федерации по лицензии, выданной органом исполнительной власти другого субъекта Российской Федерации и не зарегистрированной на территории, где осуществляется эта деятельность;
     
     - с нарушением условий действия лицензии, например: при отсутствии необходимой техники, с нарушением технологии и санитарных правил, без сертифицирования качества и т.п.
     
     Контроль за соблюдением условий лицензирования возлагается на орган, выдающий лицензию.
     
     Летом 1999 года в результате проведения совместной операции органами налоговой полиции и 2-м отделом ГУУР МВД России была проведена проверка фирмы ООО "Фимком", расположенной на территории одного из рынков г. Москвы. В результате проведенных мероприятий было задокументировано два факта оптовой реализации алкогольной продукции за наличный расчет покупателям-магазинам, причем выручка от реализации в сумме 17,2 тыс. руб. была незаконно переведена продавцом в категорию "черного нала" и заведомо выведена из официальной бухгалтерской отчетности. При осмотре на складе были обнаружены свыше 20 тысяч бутылок различных спиртных напитков, на большей части которых отсутствовали защитные штрихкодовые марки. Было установлено, что срок действия лицензии ООО "Фимком" на реализацию алкогольных напитков истек три месяца назад. Образцы реализуемого спиртного были арестованы, склад опечатан и передан на ответственное хранение администрации рынка. После проведения доследственной и налоговой проверок в отношении руководителей ООО "Фимком" было возбуждено уголовное дело по ст. 199 и 171 УК РФ.
     
     Необходимо отметить, что только органами налоговой полиции за незаконное предпринимательство и незаконное предпринимательство в сфере торговли (ст. 162-4 и 162-5 УК РСФСР) в 1996 году было возбуждено 1063 уголовных дела (385 и 678 соответственно), осуждено 206 человек. В 1997 году по ч. 2 ст. 171 УК РФ органами налоговой полиции было возбуждено 292 уголовных дела ввиду того, что в соответствии со ст. 126 УПК РСФСР предварительное следствие по данной статье было отнесено к компетенции органов внутренних дел, а следователи органов налоговой полиции могут производить предварительное следствие по данной статье, если их расследование связано с преступлениями, по которым возбуждено уголовное дело, и оно не может быть выделено в отдельное производство. Предварительное следствие по ч. 1 ст. 171 УК РФ производится только в случае, если это признает необходимым суд или прокурор, который и определяет подведомственность.
     
     Специалисты налоговой полиции отмечают, что при работе по выявлению, пресечению и расследованию налоговых преступлений чаще всего им приходится сталкиваться именно с составом незаконного предпринимательства.
     
     Весьма важным является вопрос квалификации некоторых экономических преступлений, так или иначе связанных с формированием бюджетов (в том числе и незаконного предпринимательства). Анализируя вопрос квалификации преступных деяний, которые могут охватываться одновременно несколькими статьями Особенной части УК РФ, специалисты отмечают, что данная проблема должна решаться с точки зрения конкуренции уголовно-правовых норм, которая бывает трех видов:
     
     а) конкуренция общей и специальной норм;
     
     б) конкуренция специальных норм;
     
     в) конкуренция части и целого.
     
     В первом случае согласно правилам конкуренции применению подлежит специальная норма. При конкуренции специальных уголовно-правовых норм приоритет должен отдаваться норме, предусматривающей более мягкую уголовную ответственность. При конкуренции части и целого должна применяться та норма, которая наиболее полно охватывает все фактические признаки совершенного деяния.
     
     Все случаи конкуренции уклонения от уплаты налогов и страховых взносов в государственные внебюджетные фонды (ст. 199 УК РФ) с другими статьями, предусматривающими ответственность за экономические преступления, следует отнести, с точки зрения специалистов, к третьему виду конкуренции и при квалификации преступления определять наибольшее соответствие фактических обстоятельств деяния признакам состава преступления. Так, например, если лицо создало организацию, получило кредиты, посредством определенных финансовых операций обналичило денежные средства и после этого скрылось, не заплатив налог за проведенные операции по обналичиванию денежных средств, то правильнее будет говорить о лжепредпринимательстве, а не об уклонении от уплаты налогов, так как указанные действия лица более соответствуют объективным и субъективным признакам состава преступления, предусмотренного ст. 173 УК РФ.
     
     Как показал устный опрос сотрудников следственных и оперативных подразделений органов налоговой полиции и внутренних дел, практики идут, как правило, по пути квалификации совершенного деяния по тем статьям УК РФ, по которым у сотрудников есть больше оперативного и иного материала и по которым доказать вину подозреваемого будет проще. В то же время, например, сотрудники УБЭП отметили, что довольно часто в процессе расследования экономических преступлений им приходится сталкиваться с признаками уклонения от уплаты налогов, однако материалы в органы налоговой полиции они не передают, ссылаясь на многообъемность данной процедуры и высокую занятость. Данный факт лишний раз подтверждает высокий уровень латентности налоговых преступлений и не может служить оправданием для игнорирования фактов совершенных преступлений.