Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Инвестиционная деятельность в Российской Федерации


Инвестиционная деятельность в Российской Федерации

     

Р.И. Рябова   


1. Правовая основа инвестиционной деятельности

     
     Общие правовые условия инвестиционной деятельности на территории Российской Федерации определены Законом РФ от 26.06.91 N 1488-1 "Об инвестиционной деятельности в РСФСР", с учетом последующих изменений и дополнений.
     
     Инвестиционная деятельность - это вложение инвестиций и совокупность практических действий по реализации инвестиций.
     
     Инвестициями являются денежные средства, банковские вклады, паи, акции и другие ценные бумаги, технологии, машины, оборудование, кредиты, любое другое имущество или имущественные права, интеллектуальные ценности, вкладываемые в объекты предпринимательской и других видов деятельности в целях получения прибыли и достижения положительного социального эффекта.
     
     Субъектами инвестиционной деятельности являются инвесторы, заказчики, исполнители работ, пользователи объектов инвестиционной деятельности, а также поставщики, банковские, страховые, посреднические организации и другие участники инвестиционного процесса.
     
     Субъектами инвестиционной деятельности могут быть физические и юридические лица, в том числе иностранные, а также государства и международные организации.
     
     Инвесторы - это субъекты инвестиционной деятельности, осуществляющие вложение собственных заемных или привлеченных средств в форме инвестиций и обеспечивающие их целевое использование.
     
     Допускается объединение средств инвесторов для осуществления совместного инвестирования.
     
     Основным правовым документом, регулирующим взаимоотношения субъектов инвестиционной деятельности, является договор между ними.
     
     Инвестиционная деятельность осуществляется за счет:
     
     собственных финансовых ресурсов инвестора (прибыли, амортизационных отчислений, денежных накоплений и сбережений граждан и юридических лиц, страховых возмещений и др.);
     
     заемных финансовых средств (банковских и бюджетных кредитов, облигационных займов и др.);
     
     привлеченных финансовых средств инвестора (средств от продажи акций, паевыех и иных взносов);
     
     бюджетных ассигнований;
     

     иностранных инвестиций.
     
     Государственное регулирование инвестиционной деятельности, проведение инвестиционной политики, в частности, осуществляется путем:
     
     прямого управления государственными инвестициями;
     
     введения системы налогов с дифференцированием налоговых ставок и льгот;
     
     предоставления финансовой помощи в виде дотаций, субсидий, субвенций, бюджетных ссуд на развитие отдельных территорий, отраслей, производств;
     
     проведения финансовой и кредитной политики, политики ценообразования, амортизационной политики.
     
     По приоритетным направлениям развития народного хозяйства инвесторам и другим участникам инвестиционной деятельности предоставляются льготы.
     
     В соответствии с законодательством государство гарантирует защиту инвестиций, в том числе иностранных, независимо от форм собственности.
     
     Основные гарантии прав иностранных инвесторов на инвестиции и получаемые от них доходы и прибыль определены Федеральным законом от 09.07.99 N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации".
     
     Согласно ст. 4 указанного Закона правовой режим деятельности иностранных инвесторов и использования полученной от инвестиций прибыли не может быть менее благоприятным, чем правовой режим деятельности и использования полученной от инвестиций прибыли, предоставленный российским инвесторам.
     
     Иностранный инвестор имеет право осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации в любых формах, не запрещенных законодательством Российской Федерации, в том числе прямые инвестиции в виде:
     
     приобретения не менее 10 % доли (вклада) в уставном (складочном) капитале коммерческой организации, созданной или вновь создаваемой на территории Российской Федерации;
     
     вложения в основные фонды филиала иностранного юридического лица, создаваемого на территории Российской Федерации;
     
     осуществления на территории Российской Федерации финансовой аренды (лизинга) оборудования.
     
     Закон предусматривает гарантии перехода прав и обязанностей иностранного инвестора другому лицу, компенсации при национализации имущества, от неблагоприятного изменения законодательства Российской Федерации.
     
     В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 09.07.99 N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" иностранный инвестор после уплаты налогов и сборов имеет право на свободное использование доходов и прибыли на территории Российской Федерации для реинвестирования (осуществления капитальных вложений в объекты предпринимательской деятельности). Иностранный инвестор имеет также право на беспрепятственный перевод за пределы Российской Федерации доходов, прибыли и других правомерно полученных сумм в иностранной валюте, в том числе:
     

     доходов в виде дивидендов, процентов и других доходов;
     
     денежных сумм во исполнение обязательств коммерческой организации с иностранными инвестициями или иностранного юридического лица, открывшего свой филиал на территории Российской Федерации, по договорам и иным сделкам;
     
     денежных сумм, полученных в связи с ликвидацией коммерческой организации с иностранными инвестициями или филиала иностранного юридического лица;
     
     компенсаций, предусмотренных рассматриваемым Федеральным законом.
     
     Инвестирование в создание и воспроизводство основных фондов осуществляется в форме капитальных вложений.
     
     Правовые и экономические основы инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, установлены Федеральным законом от 25.02.99 N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений".
     
     Капитальные вложения - это затраты на новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектно-изыскательские работы и другие затраты.
     
     Объектами капитальных вложений являются находящиеся в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности различные виды вновь создаваемого и (или) модернизируемого имущества.
     
     Закон определяет права инвесторов, а также обязанности субъектов инвестиционной деятельности, формы и методы государственного регулирования инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений.
     
     Все инвестиционные проекты независимо от источников финансирования и форм собственности объектов капитальных вложений до их утверждения подлежат экспертизе в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе экологической.
     
     Закон устанавливает гарантии прав субъектов инвестиционной деятельности и защиту капитальных вложений.
     
     В развитие законодательства Российской Федерации в области инвестиционной деятельности и недропользования принят Федеральный закон от 30.12.95 N 225-ФЗ "О соглашениях о разделе продукции", который действует в редакции Федерального закона от 07.01.99 N 19-ФЗ.
     
     Закон устанавливает правовые основы отношений, возникающих в процессе осуществления российских и иностранных инвестиций в поиски, разведку и добычу минерального сырья на территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и (или) в пределах исключительной экономической зоны Российской Федерации на условиях соглашений о разделе продукции.
     

2. Инвестиционная деятельность в налоговом законодательстве

     
     Государственное регулирование инвестиционной деятельности может осуществляться через систему налогов с дифференцированием налоговых ставок и льгот.
     

Налог на прибыль

     
     В соответствии с п. 1 ст. 6 Закона РФ от 27.12.91 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" при исчислении налога на прибыль облагаемая прибыль при фактически произведенных затратах и расходах за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, уменьшается на суммы:
     
     направленные предприятиями сферы материального производства на финансирование капитальных вложений производственного назначения (в том числе в порядке долевого участия), а также на погашение кредитов банков, полученных и использованных на эти цели, включая проценты по кредиту;
     
     направленные предприятиями всех отраслей народного хозяйства на финансирование жилищного строительства (в том числе в порядке долевого участия), а также на погашение кредитов банков, полученных и использованных на эти цели, включая проценты по кредитам.
     
     Через данную льготу государство стимулирует направление полученной прибыли не на потребление, а на развитие производства и решение жилищной проблемы.
     
     Согласно п. 4 ст. 6 указанного выше Закона в первые два года не уплачивают налог на прибыль малые предприятия, осуществляющие производство строительных материалов и строительство объектов жилищного, производственного, социального и природоохранного назначения; в третий и четвертый годы эти предприятия уплачивают налог на прибыль по пониженной ставке при выполнении условий, предусмотренных Законом.
     
     Через эту льготу государство стимулирует деятельность субъектов малого предпринимательства и субъектов инвестиционной деятельности как инвесторов через предоставление льготы исполнителям, так и самим исполнителям.
     
     Статьей 10.1 Закона РФ N 2116-1 предусмотрен льготный режим налогообложения при исполнении соглашений о разделе продукции.
     
     Статьей 10 этого же Закона предусмотрено освобождение от налога на доход дивидендов, выплачиваемых иностранным юридическим лицам за счет прибыли, полученной при исполнении соглашения о разделе продукции.
     

     Статьей 11 Закона РФ от 28.12.91 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" установлен приоритет международных правил налогообложения перед правилами, установленными законом о налоге на прибыль.
     

Налог на добавленную стоимость

     
     Согласно ст. 5 Закона РФ от 06.12.91 N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" не облагается данным налогом стоимость работ по строительству жилых домов, производимых с привлечением средств бюджетов всех уровней и целевых внебюджетных фондов, при условии, что эти средства составляют не менее 40 % от стоимости работ.
     
     Освобождаются от налога на добавленную стоимость при таможенном оформлении товары, предназначенные для включения в состав основных производственных фондов, ввозимые иностранным инвестором в качестве вклада в уставный (складочный) капитал организаций с иностранными инвестициями.
     
     Не облагаются налогом обороты между инвестором и оператором соглашения о разделе продукции по безвозмездной передаче товарно-материальных ценностей, необходимых для выполнения работ по указанному соглашению.
     
     Также не облагаются налогом товары, работы, услуги, предназначенные для выполнения работ по соглашению о разделе продукции, в том числе ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации инвестором, оператором соглашения, их поставщиками, подрядчиками и перевозчиками, участвующими в реализации соглашений.
     

Подоходный налог с физических лиц

     
     В соответствии с Законом РФ от 07.12.91 N 1998-1 "О подоходном налоге с физических лиц" совокупный доход физического лица уменьшается на суммы, направленные на строительство или приобретение жилых домов, садовых домиков, квартир, включая долевое участие в строительстве в пределах пятитысячекратного размера установленного законодательством минимального размера оплаты труда за трехлетний период.
     
     В совокупный доход физического лица не включаются суммы дивидендов, выплачиваемые предприятиями физическим лицам, в случае их инвестирования внутри предприятия на техническое перевооружение, реконструкцию и (или) расширение производства, включая затраты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, строительство и реконструкцию объектов социальной сферы.
     
     Налоговым законодательством предусмотрен ряд льгот участникам соглашений о разделе продукции по акцизам, ресурсным платежам, налогам, поступающим в дорожные фонды.
     

     К сожалению, действующим налоговым законодательством не предусмотрены льготы кредитным организациям, предоставляющим долгосрочные кредиты на финансирование инвестиционной деятельности. Это приводит к тому, что банки предоставляют кредиты только на текущую деятельность и на короткие сроки.