Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Налогообложение природных ресурсов (в вопросах и ответах)

     

Налогообложение природных ресурсов
(в вопросах и ответах)

     

В.В. Петрунин,
советник налоговой службы I ранга

     

     У организации имеется разрешение на специальное водопользование, которое выдано на основании постановления Правительства РФ от 18.08.77 N 438 "О порядке согласования и выдачи разрешений на специальное водопользование". Это постановление утратило силу в связи с вступлением в силу постановления Правительства РФ от 03.03.98 N 383 "Об утверждении Правил предоставления в пользование водных объектов, находящихся в государственной собственности, установления и пересмотра лимитов водопользования, выдачи лицензии на водопользование и распорядительной лицензии". Однако срок действия нашего разрешения еще не истек, в связи с этим заявка на переоформление права водопользования не подавалась. Является ли это нарушением норм вышеуказанного постановления, в соответствии с которым специальное водопользование осуществляется уже только на основании лицензии, а не разрешения на пользование водным объектом? Могут ли быть в этом случае применены налоговые санкции за безлицензионное водопользование?

     
     Территориальные органы МПР России, руководствуясь постановлением Правительства РФ от 03.03.98 N 383, самостоятельно устанавливают сроки приема и рассмотрения заявок на получение лицензий на водопользование. На практике это осуществляется путем утверждения специального графика приема и рассмотрения указанными органами соответствующих документов от организаций, который доводится, как правило, до всех заинтересованных организаций. Таким образом, до получения данного уведомления со стороны территориального органа МПР России непредставление организацией документов по оформлению права на водопользование не является каким-либо нарушением. Кроме того, хотя постановление Правительства РФ от 18.08.77 N 438 "О порядке согласования и выдачи разрешений на специальное водопользование" утратило силу, это не означает автоматической отмены всех выданных на его основании разрешительных документов на водопользование. И хотя постановлением Правительства РФ от 03.03.98 N 383 не предусмотрено такой формы документа на право пользования водными объектами, как разрешение, но в п. 6 ст. 4 Федерального закона от 06.05.98 N 71-ФЗ "О плате за пользование водными объектами" (в ред. от 30.03.99 N 54-ФЗ) санкции в виде повышенных ставок платы за безлицензионное пользование предусмотрено применять лишь в случае отсутствия лицензии (разрешения).
     
     В п. 2 ст. 2 Федерального закона "О плате за пользование водными объектами" указано, что пользование водными объектами в целях забора воды сельскохозяйственными предприятиями для животноводческих ферм, комплексов, птицеферм и птицефабрик только при централизованном их водоснабжении объектом платы не признается. Однако на практике почти у всех крупных хозяйств, имеющих значительную территорию, животноводческие подразделения находятся на значительном расстоянии от центральной усадьбы и вынуждены забирать воду для нужд ферм и комплексов из ближайшего водоема. При данном заборе воды сохраняется ее целевое использование на нужды животноводства. Можно ли в этом случае не относить забор воды к объекту платы?
     
     При определении видов водопользования, не относимых к объекту платы, Федеральный закон "О плате за пользование водными объектами" не учел специфику организаций такой отрасли, как животноводство, когда отдельные подразделения одной сельскохозяйственной организации практически не могут обеспечиваться водными ресурсами из одного централизованного источника. Иногда эти подразделения могут находиться даже в разных административных районах. В этих случаях получение указанной выше льготы по платежам связано только с возможностью подключения фермы, комплекса, птицефабрики к системе централизованного водоснабжения в соответствующем районе. В остальных случаях, когда животноводческое подразделение самостоятельно осуществляет забор воды из поверхностного источника, указанное водопользование относится к объекту платы.     


    В соответствии с Федеральным законом от 17.06.99 N 112-ФЗ перечень федеральных налогов, указанных в Законе РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", был дополнен платой за пользование водными объектами. Правомерно ли было в таком случае взимать данную плату до внесения изменения в указанный перечень федеральных налогов? Ведь во многих регионах платежи взимались уже в 1998 году на основе Федерального закона "О плате за пользование водными объектами".

     
     В соответствии со ст. 123 Водного кодекса Российской Федерации от 16.11.95 N 167-ФЗ порядок установления и взимания платы, связанной с пользованием водными объектами, и ее предельные размеры определяются законодательством Российской Федерации.
     
     Федеральный закон "О плате за пользование водными объектами" установил порядок взимания данной платы, зачисление которой в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации предусматривалось с 1998 года [см. Законы о федеральном бюджете от 26.03.98 N 42-ФЗ; от 22.02.99 N 36-ФЗ (в ред. от 17.07.99 N 173-ФЗ)].
     
     Следует иметь в виду, что и в подпункте "и" ст. 19 Закона РФ от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" предусмотрено, что платежи за пользование природными ресурсами зачисляются в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Федерации в порядке и на условиях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации. Иными словами, в самом Законе РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" какой-либо перечень природных ресурсов, пользование которыми подлежало налогообложению, не приводился. Их конкретная расшифровка производилась именно в законах о федеральном бюджете на соответствующий год: платежи за пользование недрами, лесным фондом, водными объектами и др.
     
     Таким образом, имеются все основания считать плату за пользование водными объектами налогом, предусмотренным подпунктом "и" ст. 19 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации". Это означает, что Федеральный закон от 17.06.99 N 112-ФЗ "О внесении изменений в статьи 19 и 20 Закона Российской Федерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”" не ввел нового федерального водного налога, а выделил его в самостоятельный вид налога из указанного выше подпункта "и" ст. 19 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации".
     
    Законом РФ от 21.02.92 N 2395-1 "О недрах" установлена ответственность за безлицензионное пользование. Распоряжением Правительства РФ от 22.08.98 N 1214-р было предоставлено право при определении размеров убытков, причиненных государству в результате самовольного пользования недрами, исходить из максимальных уровней платежей за пользование недрами и применять в установленном порядке меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации. Однако в указанных выше нормативных актах нет четкого правового механизма реализации данного права. Не говорится, например, в каком порядке налоговыми органами и территориальными подразделениями МПР России должно производиться оформление претензионных исков к природопользователям, ведущим безлицензионную добычу полезных ископаемых, и какова процедура последующего взыскания убытков, причиненных государству?
     
     Совместным письмом МПР России от 25.09.98 N ВГ-61/3852 и Госналогслужбы России от 07.10.98 N ВП-6-04/703 до сведения соответствующих территориальных органов доведен порядок возмещения убытков при безлицензионном пользовании недрами.
     

     В указанных случаях должен быть составлен акт по факту безлицензионного пользования, в котором указывается срок безлицензионного пользования недрами, объемы извлеченных полезных ископаемых и расчетная сумма убытка бюджетов всех уровней за весь период такого пользования. Территориальные органы МПР России выдают организациям, осуществляющим недропользование без лицензии, предписания о приостановлении незаконной деятельности до получения в установленном порядке лицензии на пользование недрами. Этими же территориальными органами МПР России материалы передаются в правоохранительные и судебные органы.
     
     Следует также иметь в виду, что п. 1 ст. 5 Федерального закона от 21.07.97 N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве" установлено, что в случаях, предусмотренных федеральным законом, требования судебных актов и актов других органов о взыскании денежных средств исполняются налоговыми органами, банками и иными кредитными организациями. Согласно п. 2 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации от 05.05.95 N 70-ФЗ исполнительный лист на взыскание денежных средств в доход бюджета направляется налоговому органу по месту нахождения должника. Таким образом, взыскание убытков, причиненных государству в результате самовольного пользования недрами, для обеспечения взносов в федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты производится налоговыми органами в бесспорном порядке по решению суда.
     
     Действующими нормативными актами в сфере охраны окружающей природной среды закреплен экономический принцип - "загрязнитель платит". Этот принцип понятен при его применении в случае сброса и выброса загрязняющих веществ. Как быть в случае размещения отходов, когда организация заключила договор на вывоз отходов своего производства с другой организацией, но оплатила услуги только по их вывозу? Кто в этой ситуации должен внести платежи за размещение отходов? Подлежит ли лицензированию любая деятельность, связанная с размещением отходов?
     
     В соответствии с постановлением Правительства РФ от 28.08.92. N 632 "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" природопользователь обязан иметь разрешение на размещение отходов, которое выдается в установленном порядке территориальными органами Госкомэкологии России.
     
     Кроме того, постановлением Правительства РФ от 20.05.99 N 556 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по обращению с опасными отходами" установлено, что лицензированию подлежит деятельность, в процессе которой образуются опасные отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию и размещению опасных отходов.
     

     Деятельность, связанная с утилизацией, складированием, перемещением, размещением, захоронением, уничтожением других отходов (промышленных и иных, кроме радиоактивных), также подлежит лицензированию в соответствии с постановлением Правительства РФ от 26.02.96 N 168 "Об утверждении Положения о лицензировании отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды".
     
     Таким образом, организации, деятельность которых непосредственно связана с образованием отходов, а также организации, занимающиеся вывозом этих отходов, должны иметь соответствующие лицензии. Плательщиком за размещение отходов в данном случае будет являться та организация, которая получила разрешение на их размещение. В большинстве случаев этими организациями, как правило, являются юридические лица, имеющие так называемое "первичное накопление отходов", так как на практике трудно обеспечить немедленный вывоз со своей территории отходов, образующихся в ходе деятельности данных организаций.
     
     В Федеральном законе "О плате за пользование водными объектами" и изданных на его основании других нормативных актах предусмотрено, что самая низкая ставка платы за забор воды предусмотрена при водоснабжении населения. В связи с этим в ряде случаев при расчете платежей за пользование водными объектами к категории населения соответствующие организации стали относить контингент отдыхающих в оздоровительных комплексах, проживающих в гостиницах, а также пациентов больниц. Правомерны ли данные действия?
     
     В соответствии с п. 3 ст. 4 Федерального закона "О плате за пользование водными объектами" ставки платы за забор воды для водоснабжения населения действительно устанавливаются по минимальным ставкам.
     
     По смыслу данной нормы Федерального закона к забору воды для населения следует относить водоснабжение городского, сельского поселкового (государственного, муниципального, индивидуального, кооперативного, находящегося на балансе организаций) жилого фонда. При установлении минимальной ставки платы за данный вид водопользования учитывалось и то обстоятельство, что эта категория граждан уже вносит соответствующую плату за пользование горячей и холодной водой через систему коммунальных платежей.
     
     Согласно государственной статистической отчетности при определении численности населения контингент проживающих в гостиницах, санаториях и т.п. не учитывается.
     

     Таким образом, забор воды гостиницами, оздоровительными и другими организациями не может быть отнесен к водоснабжению населения, и платежи для этих организаций должны рассчитываться по другим ставкам (см. приложение N 1 инструкции Госналогслужбы России от 12.08.98 N 46 "О порядке исчисления и внесения в бюджет платы за пользование водными объектами" (в ред. приказа МНС России от 13.04.99 N ГБ-3-04/95).
     

( Продолжение следует )