Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О Налоговом паспорте субъектов Российской Федерации


О Налоговом паспорте субъектов Российской Федерации


А.Б. Паскачев
государственный советник налоговой
службы II ранга, д.э.н., профессор

Р.А. Саакян
государственный советник
налоговой службы III ранга, к.э.н.

А.И. Новикова
советник налоговой службы I ранга

А.Д. Мельник
советник налоговой службы I ранга, к.т.н.

     На современном этапе развития Российской Федерации налоговая система является одним из наиболее действенных инструментов регулирования новых экономических отношений. В условиях проводимой политики по снижению налоговой нагрузки на реальных товаропроизводителей и её переносу на потребительский сектор и соответствующего расширения на этой основе налоговой базы налоговая система становится одним из важнейших факторов оздоровления системы государственных финансов.
     
     Рациональная налоговая система посредством реализации регулирующей и стимулирующей функций (не только фискальной) призвана обеспечивать сбалансированность федеральных, региональных, местных и частных интересов, создавать основу для структурных изменений в экономике и ее подъема, активизации инвестиционной деятельности, государственного регулирования деятельности монопольных объединений и формирования конкурентной среды, проведения рациональной политики протекционизма (соответствующих ограничений) по отношению к отдельным отраслям промышленности и регионам страны.
     
     Таким образом, регулирующее воздействие налогов должно быть направлено, в основном, на расширение налоговой базы как для федерального бюджета, так и бюджетов территорий. Данный тезис в части совершенствования налоговой политики наглядно подтверждается значительным ростом налоговых поступлений "живыми" деньгами в федеральный бюджет в 1999 году. Так, за 10 месяцев текущего года поступление налогов и сборов в федеральный бюджет в 2 раза превысило аналогичный показатель прошлого года. По экспертным оценкам итоговый показатель 1999 года в 2,3 раза превысит налоговые поступления 1998 года.
     
     Увеличению налоговых поступлений также способствует активизация работы МНС России по совершенствованию методологических подходов к определению налогового потенциала (максимально возможной суммы поступлений налогов и сборов в условиях действующего налогового законодательства) субъектов Российской Федерации и созданию механизма установления обоснованных и реальных заданий по мобилизации налогов и сборов в федеральный бюджет.
     
     Работа в этом направлении проводится в соответствии с пунктом 14 Плана-графика мер по реализации Концепции реформирования межбюджетных отношений в Российской Федерации в 1999-2001 годах, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 04.12.98 N 1718-р и предусматривающего участие МНС России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти (Минфин России, Минэкономики России, Росстат) в разработке методики оценки налогового потенциала субъектов Российской Федерации.
     

     Основу данной методики, на наш взгляд, должна составить система показателей, определяющих тенденции развития макроэкономической ситуации в регионе, а также воздействие отраслевых и региональных факторов и сложившейся структуры финансовых потоков на состояние налоговой базы и перспективу ее развития. Подобный подход органически сочетается с принципами "региональной" науки, соединяющей потенциал географии и экономики. С позиций этой науки основным объектом глобального регионального прогнозирования является система "население - хозяйство - территория", в рамках которой протекают основные процессы жизнедеятельности общества.
     
     Публикуемый ниже проект "Налогового паспорта региона" и представляет тот документ, в котором должна быть приведена комплексная характеристика налогового потенциала и налоговой нагрузки региона.
     
     Налоговый паспорт региона (далее - Паспорт) необходимо рассматривать в качестве основного документа, позволяющего оценивать существующую налоговую базу региона, уровень налоговой нагрузки в разрезе отдельных видов налогов в динамике, разрабатывать прогноз поступления налогов и сборов на перспективу как в условиях действующего налогового законодательства, так и с учетом его возможного изменения.
     
     Структура Паспорта включает 7 разделов, отражающих полный набор необходимых показателей по важнейшим позициям расчета налоговой базы, в том числе:
     
     Раздел 1. Общая характеристика региона.
     
     Раздел 2. Основные показатели, используемые для расчета налоговой базы.
     
     Раздел 3. Выпадающие доходы.
     
     Раздел 4. Финансово-кредитные учреждения.
     
     Раздел 5. Структура поступлений налогов и сборов по отраслям экономики.
     
     Раздел 6. Задолженность по налогам и сборам в бюджетную систему.
     
     Раздел 7. Основные показатели налоговой нагрузки.
     
     Система показателей, используемых в каждом из разделов Паспорта, по возможности построена с учетом их динамики за последние три года (1997, 1998 и 1999 годы), что позволяет выявить определенную тенденцию для последующего анализа влияния значимости отдельных факторов на налоговые характеристики региона. Указан также источник или способ определения каждого показателя (данные статистической отчетности, налоговой отчетности, расчеты и др.).
     
     Целесообразность использования большинства показателей, включенных в разделы Паспорта, в достаточной мере апробирована и не вызывает сомнений. Тем не менее отдельные разделы Паспорта требуют некоторых комментариев.
     
     Например, использование в Разделе 1 показателя удельного веса полностью безработных в общей численности населения региона оправданно, поскольку проводимый Росстатом учет общей численности безработных и официально получивших статус безработных не исключает возможности временных неучитываемых занятий и соответственно доходов этой категории населения. В то же время по итогам опроса руководителей экономических и социальных ведомств субъектов Российской Федерации, проведенного в июне 1999 года Центром экономической конъюнктуры при Правительстве Российской Федерации, отмечена тенденция осложнения ситуации с формированием доходной части территориальных бюджетов в регионах с максимальным уровнем регистрируемой безработицы и высокой демографической нагрузкой (численность нетрудоспособных лиц в расчете на 1000 трудоспособных). К таким регионам, в первую очередь, относится Республика Дагестан. К территориям с максимальным уровнем регистрируемой безработицы также относятся Республика Коми; Архангельская, Владимирская, Сахалинская области; Хабаровский край; Корякский, Ненецкий, Чукотский, Эвенкийский автономные округа.
     
     С точки зрения эффективности работы налоговых органов важное значение имеет информация об основных и крупных налогоплательщиках, от налоговой дисциплины которых во многом зависят показатели доходной части федерального и территориальных бюджетов.
     
     Основную тяжесть налогового бремени продолжают нести крупные промышленные предприятия, деятельность которых наиболее открыта и подконтрольна государству. Такие секторы экономики, как промышленность, строительство и сельское хозяйство, которые в 1992-1995 годах обеспечивали основную долю в валовом внутреннем продукте и в поступлениях налогов в бюджетную систему, в нынешних условиях утратили свои позиции. Согласно данным комментария к обзору Росстата о социально-экономическом положении России (январь-июнь 1999 года), опубликованного в "Экономической газете" (N 35 (256), август 1999 года), интегральный индекс падения производства, рассчитанный по всем отраслям российской экономики за период 1990-1999 годов, составляет 63 %, а по отраслям высокой степени переработки - 85-90 %.
     
     Более того, за счет задержек в бюджетном финансировании госзаказов происходит заметное сужение налоговой базы предприятий; некоторые предприятия сдерживают свои налоговые платежи в ожидании зачетов.
     
     Отдельно в Разделе 1 представлена информация о наличии в регионе специальных налоговых режимов (закрытых административно-территориальных образований и свободных экономических зон, в которых используется особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени).
     
      Раздел 3 Паспорта характеризует выпадающие доходы, непосредственно находящиеся в поле зрения налоговых органов, оставляя “за кадром” ряд факторов, оценка которых не представляется возможной.
     
     В сложившейся ситуации серьезной проблемой продолжает оставаться наличие большого количества предоставленных отсрочек, рассрочек и иных форм изменения срока уплаты налогов. Одним из ключевых вопросов продолжает оставаться и вопрос возмещения из федерального бюджета сумм входного НДС.
     
     Анализ и оптимизация вышеуказанных и иных видов выпадающих доходов, выделенных в этом разделе Паспорта, позволяют увеличить собираемость налогов и пополнить доходную часть бюджетной системы. Кроме того, дополнительный учет отдельных видов и сумм выпадающих доходов раскрывает большой объем работы, проводимой налоговыми органами по мобилизации налогов и сборов в бюджетную систему.
     
     Раздел 4 Паспорта касается финансово-кредитных учреждений региона. В настоящее время по решению Банка России к проблемным относятся более 440 коммерческих банков. МНС России совместно с МВД России, ФСБ России, ФСНП России за последнее время выявлено более 140 банков, систематически задерживающих платежи в бюджеты, а также в государственные внебюджетные фонды, и количество данных банков постоянно растет. По вине проблемных банков в бюджеты различных уровней не поступило по экспертным оценкам более 20 млрд рублей.
     
     Как показали многочисленные проверки, сложились устойчивые схемы, по которым в бюджет не только не поступают перечисленные налогоплательщиками налоговые платежи, но и выставляются требования о возврате из бюджета значительных денежных средств.
     
     Раздел 5 Паспорта непосредственно характеризует налоговую нагрузку и собираемость налогов и сборов в разрезе отраслей экономики. В аналогичном разрезе возможен и анализ показателей по основным налогам, поступающим в федеральный бюджет: налогу на прибыль, налогу на добавленную стоимость, акцизам и платежам за пользование природными ресурсами.
     
     Как известно, значительная часть торговых, посреднических, банковских и иных финансово-кредитных структур пока еще не приняли на себя соответствующую долю налогового бремени соразмерно доле их участия в создании валового внутреннего продукта страны. Например, в пользу банковского сектора (наряду с естественными монополиями и сырьевыми отраслями) перераспределялась существенная часть чистого дохода производственного сектора и конечного потребителя, что подтверждается диспропорциями в уровнях прибыли в производственном и банковском секторах (превышение ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации относительно уровня рентабельности промышленных предприятий). В то же время при высоком уровне доходов банковская сфера имеет очень низкую налоговую нагрузку - около 4 % всех налоговых поступлений (для сравнения: доля промышленности в налоговых поступлениях - около 40 %).
     
     Анализ полученных показателей имеет немаловажное значение для совершенствования налоговой политики в направлении постепенного выравнивания уровней налогового бремени по различным категориям налогоплательщиков.
     
     Ключевым разделом Паспорта является Раздел 7 "Основные показатели налоговой нагрузки", который позволяет получить информацию в разрезе всех контролируемых МНС России налогов - о начислении, поступлении, уровне собираемости и налоговой нагрузке относительно валового регионального продукта (как по начислению, так и по поступлению).
     
     Наличие такой информационной базы создает основу для расчета совокупного дохода регионов, их экономического, финансового и налогового потенциалов и соответствующих показателей по Российской Федерации в целом. Эта информационная база отражает возможности экономического роста регионов и соответствующего роста налоговых поступлений, что имеет важное значение для своевременного и обоснованного составления бюджетов, а также для определения путей перераспределения средств между бюджетами разных уровней в целях выравнивания бюджетной обеспеченности.
     
     Практическое внедрение налоговых паспортов регионов означает начало качественно нового этапа в работе налоговых органов Российской Федерации в плане проведения рациональной налоговой политики и обеспечения требуемых налоговых поступлений в бюджетную систему.
     
     

Министерство Российской Федерации по налогам и сборам
     

Налоговый паспорт региона


Субъект Российской Федерации ______________________________
Код по СОГНИ Управления МНС России по _____________________
Наименование ассоциации, в которую входит регион _____________     
     

  
 

Фамилия, имя, отчество

Адрес

Код и номер

  
 

  
 

почтовый

электронной почты

телефона

факса

Глава администрации региона

  
 

  
 

  
 

  
 

  
 

Руководитель Управления МНС России по субъекту РФ

  
 

  
 

  
 

  
 

  
 

Заместитель Руководителя Управления

  
 

  
 

  
 

  
 

  
 

Заместитель Руководителя Управления

  
 

  
 

  
 

  
 

  
 


     Содержание

     Раздел 1. Общая характеристика региона

     Раздел 2. Основные показатели, используемые для расчета налоговой базы

     Раздел 3. Выпадающие доходы

     Раздел 4. Финансово-кредитные учреждения

     Раздел 5. Структура поступлений налогов и сборов по отраслям экономики

     Раздел 6. Задолженность по налогам и сборам в бюджетную систему

     Раздел 7. Основные показатели налоговой нагрузки

     Раздел 1.
Общая характеристика региона
     

Площадь территории региона _____________ км2
    

№ п/п

Показатель

1997 год

1998 год

1999 год

1

2

3

4

5

1

Среднегодовая численность населения (тыс. чел.)

  
 

  
 

  
 

2

Плотность населения (чел./км 2)

  
 

  
 

  
 

3

Удельный вес городского населения в общей численности ( %)

  
 

  
 

  
 

4

Численность трудовых ресурсов (тыс. чел.)

  
 

  
 

  
 

5

Численность экономически активного населения (тыс. чел.)

  
 

  
 

  
 

6

Удельный вес экономически активного населения в трудовых ресурсах (%)

  
 

  
 

  
 

7

Среднегодовая численность занятых в экономике (тыс. чел.)

  
 

  
 

  
 

8

Удельный вес численности занятых в экономике в общей численности населения региона ( %)

  
 

  
 

  
 

9

Удельный вес безработных в общей численности населения региона ( %)

  
 

  
 

  
 

10

Количество налогоплательщиков-юридических лиц (ед.)

  
 

  
 

  
 


 

в том числе:

  
 

  
 

  
 


 

основных налогоплателыциков-юридических лиц* (ед.)

  
 

  
 

  
 


 

из них:

  
 

  
 

  
 


 

крупных налогоплательщиков (ед.)

  
 

  
 

  
 

11

Количество налогоплателыдиков-физических лиц (тыс. чел.)

  
 

  
 

  
 


 

из них:

  
 

  
 

  
 


 

осуществляющих предпринимательскую деятельность (тыс. чел.)

  
 

  
 

  
 

12

Количество предприятий-банкротов, объявленных по решению суда (ед.)

  
 

  
 

  
 

13

Количество ликвидированных предприятий, организаций (ед.)

  
 

  
 

  
 


 

Справочно:

  
 

  
 

  
 

14

Число ЗАТО на территории региона (ед.)

  
 

  
 

  
 

15

Количество налогоплательщиков (юридических лиц), зарегистрированных в ЗАТО — всего (ед.)

  
 

  
 

  
 


 

из них:

  
 

  
 

  
 


 

количество налогоплательщиков (юридических лиц), которым предоставлены налоговые льготы (ед.)

  
 

  
 

  
 

16

Наличие свободной экономической зоны и ее действующие границы (субъект РФ, город, район)

  
 

  
 

  
 

17

Количество налогоплательщиков (юридических лиц), зарегистрированных в свободной экономической зоне (ед.)

  
 

  
 

  
 

     _____
     * Список основных налогоплательщиков прилагается
     
     Раздел 2. Основные показатели, используемые для расчета налоговой базы

(млн руб.)

     

№ п/п

Показатели

1997 год

1998 год

1999 год

1

2

3

4

5

1

Валовой региональный продукт

  
 

  
 

  
 

2

Валовая прибыль

  
 

  
 

  
 


 

из нее:

  
 

  
 

  
 

  
 

налогооблагаемая прибыль

  
 

  
 

  
 

3

Фонд оплаты труда

  
 

  
 

  
 

4

Валовой совокупный годовой доход физических лиц

  
 

  
 

  
 


 

из него:

  
 

  
 

  
 

  
 

общая сумма облагаемых налогом совокупного дохода налогоплательщиков-физических лиц

  
 

  
 

  
 

5

Стоимость реализованных товаров (работ, услуг), облагаемых НДС

  
 

  
 

  
 

6

Стоимость оприходованных оплаченных ценностей

  
 

  
 

  
 

7

Производство подакцизной продукции:

  
 

  
 

  
 

  
 

алкогольная продукция (млн дал.)

  
 

  
 

  
 


 

в том числе:

  
 

  
 

  
 

  
 

спирт этиловый из пищевого сырья