Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Ответы на вопросы по налогу на добавленную стоимость


Ответы на вопросы по налогу на добавленную стоимость

     

Б.А. Минаев,
государственный советник
налоговой службы II ранга

     
     Известно, что реализация лекарственных средств освобождается от обложения НДС. Можно ли использовать эту льготу при реализации лекарств для лечения животных?
     
     Реализация лекарственных средств, изделий медицинского назначения освобождена от НДС в соответствии с подпунктом "у" п. 1 ст. 5 Закона РФ от 06.12.91 N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" (далее - Закон РФ N 1992-1), с изменениями и дополнениями, а также подпунктом "у" п. 12 инструкции Госналогслужбы России от 11.10.95 N 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость", с изменениями и дополнениями (далее - Инструкция N 39), и нормативным
письмом Госналогслужбы России и Минфина России от 10.04.96 N ВЗ-4-03/31н, 04-03-07 "О порядке освобождения от налога на добавленную стоимость медицинской продукции".
     
     Согласно этим документам от НДС освобождаются лекарственные средства, включенные в соответствующие главы Государственного реестра лекарственных средств (издаваемого Минздравом России), при наличии у предприятий (организаций), осуществляющих их реализацию, соответствующих лицензий Минздрава России.
     
     Учитывая изложенное, при реализации лекарственных средств двойного назначения, то есть как для лечения населения, так и для лечения животных, птиц, льготный налоговый режим по НДС может быть применен предприятием (организацией), реализующим эти изделия при наличии у него регистрационного удостоверения Минздрава России (или копии этого регистрационного удостоверения) и вышеуказанной лицензии на право реализации лекарственных средств.
     
     Реализация ветеринарной продукции, в том числе лекарств, произведенных в соответствии с технологиями, предусматривающими их использование только в целях ветеринарии, то есть для лечения животных и птиц, под вышеуказанный режим льготирования медицинской продукции не подпадает и в соответствии с упомянутым выше письмом Госналогслужбы России и Минфина России от 10.04.96 N ВЗ-4-03/31н, 04-03-07 подлежит обложению НДС в общеустановленном порядке.
     
     Какой порядок обложения НДС действует для геолого-разведочных организаций, финансируемых за счет средств целевого фонда на воспроизводство минерально-сырьевой базы?
     

     Несмотря на специфические источники финансирования объема государственных геолого-разведочных работ, по сути, в режиме бюджетного финансирования, суть налоговых отношений и обязательств по этим работам остается неизменной.
     
     В принципиальном плане эти отношения складываются между заказчиком (государством) и исполнителем (разработчиком).
     
     Статьей 5 "Перечень товаров (работ, услуг), освобождаемых от налога" Закона РФ N 1992-1, с дополнениями и изменениями, освобождение от налогообложения геолого-разведочных работ не предусмотрено.
     
     Согласно действующему налоговому законодательству бюджетные средства, предоставляемые на возвратной и безвозвратной основе из бюджетов различных уровней на финансирование целевых программ и мероприятий, не облагаются налогом только в момент их зачисления на счета предприятий, выполняющих этот заказ.
     
     Хозяйственно-финансовая деятельность организации, занимающейся геолого-разведочными работами, несмотря на ее финансирование по сути в бюджетном режиме, осуществляется в соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий, утвержденной приказом Минфина СССР от 01.11.91 N 56, с изменениями и дополнениями. Это означает использование в бухгалтерском учете предприятия счета 46 "Реализация продукции (работ, услуг)". Таким образом, все расходы, связанные с осуществлением хозяйственных операций, подлежат списанию в дебет счета 46 "Реализация продукции (работ, услуг)". Одновременно со сдачей работ (отчета о выполненных объемах работ) по кредиту указанного счета отражаются средства, полученные в связи с осуществлением этой деятельности, в том числе средства, первоначально зачисленные на счет 96 "Целевые финансирование и поступления".
     
     Таким образом, несмотря на специфический источник оплаты указанных работ со стороны заказчика-государства, сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая взносу в бюджет, должна определяться в виде разницы между суммой налога, начисленного на выполненный (реализованный) объем геолого-разведочных работ, и суммой налога, уплаченного поставщикам по материальным ресурсам, использованным на эти работы.
     
     Можно ли использовать льготу, предусмотренную подпунктом "е" п. 1 ст. 5 Закона РФ N 1992-1, по операциям договора займа с использованием драгоценных металлов?
     

     Если речь идет только о договорах займа, то льгота, предусмотренная подпунктом "е" п. 1 ст. 5 Закона РФ N 1992-1, на эти отношения не распространяется.
     
     Дело в том, что в соответствии с вышеназванным подпунктом освобождаются от обложения НДС банковские операции, за исключением операций по инкассации.
     
     Правовой статус договоров займа отличается от проводимых в установленном порядке банками и кредитными учреждениями банковских операций.
     
     Статьей 807 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что по договору займа одна сторона (заимодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить заимодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества.
     
     Таким образом, любые операции, включая сделки с драгоценными металлами, осуществляемые в рамках договора займа, не подпадают под действующую налоговую льготу, предусмотренную подпунктом "е" п. 1 ст. 5 Закона РФ N 1992-1, поскольку эти операции не относятся к банковским.
     
     В связи с изложенным доходы, полученные от предоставления в заем драгоценных металлов, подлежат обложению налогом на добавленную стоимость.
     
     Наша организация закупила у иностранной фирмы-нерезидента (из дальнего зарубежья) новую технологию ("ноу-хау"), которая в установленном порядке была передана нами в уставный фонд нового предприятия в качестве учредительского взноса. Отсутствует ли объект обложения НДС по указанным операциям?
     
     Однозначного ответа на этот вопрос нет.
     
     Дело в том, что в заданном вопросе по существу отражены две темы, ответы на которые прямо противоположны.
     
     Первая касается приобретения новой технологии ("ноу-хау") у иностранной фирмы. Здесь налицо образован (имеется) объект для обложения НДС, поскольку такого рода отношения регулируются подпунктом "г" п. 5 ст. 4 Закона РФ N 1992-1 (в ред. Федерального закона от 01.04.96 N 25-ФЗ).
     
     Согласно этому подпункту в целях налогообложения местом реализации работ (услуг) признается место экономической деятельности покупателя услуг, если покупатель находится в одном государстве, а продавец в другом.
     

     Поскольку закупку "ноу-хау" у иностранца-нерезидента осуществил российский налогоплательщик, то он и должен уплатить НДС.
     
     Обязанность уплаты НДС российским предприятием по операциям с иностранцами-нерезидентами, не состоящими на учете в налоговом органе, предусмотрена п. 5 ст. 7 Закона РФ N 1992-1 (в ред. Федерального закона от 25.04.95 N 63-ФЗ).
     
     Этим пунктом установлено, что в случае реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации иностранными предприятиями, не состоящими на учете в налоговом органе, НДС уплачивается в бюджет в полном размере предприятиями (в данном случае российским покупателем) за счет средств, перечисляемых иностранным предприятиям.
     
     Вторая касается взноса ранее приобретенного у иностранца "ноу-хау" в качестве доли в уставный (складочный) капитал вновь организуемого предприятия.
     
     Согласно п. 10 Инструкции N 39 средства учредителей, вносимые в уставные фонды в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, обложению НДС не подлежат.
     
     В соответствии со ст. 25 Федерального закона от 26.12.95 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" уставный капитал общества составляется из номинальной стоимости акций общества, приобретенных акционерами. При этом оплата акций (ст. 34 названного Закона) может осуществляться деньгами, ценными бумагами, другими вещами или имущественными правами либо иными правами, имеющими денежную оценку. Форма оплаты акций общества при его учреждении определяется договором о создании общества.
     
     Нематериальные активы, к которым относится право на "ноу-хау", согласно Положению по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденному приказом Минфина России от 29.07.98 N 34н, отражаются в бухгалтерском балансе по фактическим затратам на приобретение, изготовление и затратам по их доведению до состояния, в котором они пригодны для использования в запланированных целях.
     
     Таким образом, передаваемая в качестве взноса в уставный фонд организации стоимостная оценка "ноу-хау" не будет облагаться НДС.
     
     Наша организация осуществила расчеты со своими заказчиками за реализованные товары в установленном порядке в иностранной валюте (долларах США). Однако произошла задержка уплаты НДС на 8 дней против установленного по законодательству срока платежа в бюджет.
     

     Можно ли указанный платеж в бюджет осуществить в иностранной валюте и как следует рассчитать пени за просрочку в течение 8 дней платежа?
     
     Действующим законодательством Российской Федерации не запрещены расчеты по договорам купли-продажи между хозяйствующими субъектами в иностранной валюте.
     
     Пунктом 25 Инструкции N 39 предусмотрено, что при реализации на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) за иностранную валюту взимание налога осуществляется также в иностранной валюте или в рублевом эквиваленте по курсу Банка России, действующему на день уплаты налога.
     
     Вместе с тем необходимо учитывать то обстоятельство, что исполнение обязанности по уплате налога в бюджет, установленной п. 3 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации, предусмотрено только в валюте Российской Федерации (кроме некоторых случаев, предусмотренных законодательством).
     
     Поэтому организация должна уплату НДС в бюджет в соответствии с расчетами, произведенными по налоговой декларации, произвести в рублях по установленному курсу к доллару США, действовавшему на 20 число месяца, следующего за отчетным налоговым периодом.
     
     Размер суммы пени также должен быть исчислен в рублях, начиная со следующего за установленным законодательством дня планового срока уплаты, исходя из суммы неуплаченного налога в бюджет.
     
     О каких целевых внебюджетных фондах идет речь в Законе РФ N 1992-1 относительно использования льготы при строительстве жилья?
     
     Согласно Федеральному закону от 01.04.96 N 25-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “О налоге на добавленную стоимость”" от НДС освобождена стоимость работ по строительству жилых домов, производимых с привлечением средств бюджетов всех уровней и целевых внебюджетных фондов, при условии, что эти средства составляют не менее 40 % от стоимости этих работ.
     
     В соответствии с подпунктом "т" п. 12 Инструкции N 39 к целевым внебюджетным фондам относятся те, которые созданы в соответствии с постановлением Правительства РФ от 15.06.94 N 664 "Об утверждении примерного порядка формирования и использования региональных и местных внебюджетных фондов развития жилищного строительства".
     
     Подтверждением для освобождения от налога на добавленную стоимость работ по строительству жилых домов при соблюдении вышеизложенных условий является документ (акт) об объемах выполненных работ и источниках финансирования (оплаты), подписанный заказчиком и подрядчиком, подрядчиком и субподрядчиком.
     

     В последнее время широкое распространение получила практика осуществления экспорта продукции в дальнее зарубежье предприятиями с привлечением специализированных высокопрофессиональных организаций (посредников-комиссионеров).
     
     В ряде случаев указанные посредники имеют широкие полномочия от предприятий экспортеров (комитентов) для реализации экспортных контрактов, включая оформление всех таможенных процедур и осуществление расчетов с инопартнерами, и расходов, связанных с продвижением экспортного товара от комитента к инозаказчику.
     
     Нет ли в этой ситуации препятствий для получения льготы по экспорту комитентом?
     
     В настоящее время для всех категорий налогоплательщиков установлена единая законодательная база для освобождения от НДС экспортируемых товаров и возмещения налога на добавленную стоимость, фактически уплаченного поставщикам материальных ресурсов, использованных при производстве экспортной продукции.
     
     В ее основе лежат положения, предусмотренные ст. 5 Закона РФ N 1992-1, с последующими изменениями и дополнениями, в соответствии с которой от НДС освобождаются экспортируемые товары как собственного производства, так и приобретенные.
     
     Предоставление льготы в виде освобождения от обложения НДС оборотов по реализации экспортируемой продукции и возмещения (зачета) входного налога по закупленным материальным ресурсам, использованным для производства указанной продукции, предусмотренного п. 3 ст. 7 вышеуказанного Закона, производится только собственнику экспортного товара вне зависимости от того, реализует он его самостоятельно или через посредника (комиссионера).
     
     Пунктом 22 Инструкции N 39 предусмотрен перечень документов, подтверждающих фактический экспорт товаров.
     
     Одним из условий обоснования льготы по налогообложению экспортируемых за пределы государств-участников СНГ товаров, в том числе через посреднические организации, по договору комиссии или поручения является предъявление в налоговые органы в обязательном порядке выписки банка, подтверждающей фактическое поступление выручки от реализации товаров иностранному лицу на счет российского налогоплательщика в российском банке, зарегистрированный в налоговых органах. Следует отметить, что в этом случае речь идет о счете организации-комитента - реального владельца экспортного товара, а не комиссионера.
     
      Кроме того, необходимым условием предоставления льготы по НДС является отсутствие у комитента задолженности по текущим платежам в федеральный бюджет.
     
     Вместе с тем предоставление комитенту освобождения от обложения НДС оборотов по реализации экспортируемой продукции допустимо лишь при условии частичного использования по поручению комитента причитающихся ему в счет экспортной выручки средств с транзитного счета комиссионера для выполнения экспортного контракта на затраты по транспортировке, таможенному оформлению, погрузке и перегрузке грузов в порту и т.п. Оставшаяся часть выручки за вычетом этих расходов и комиссионного вознаграждения посредника в обязательном порядке должна перечисляться на счет комитента.
     
     При этом на счетах бухгалтерского учета комитента (собственника экспортируемой продукции) должна отражаться полная сумма выручки от реализации продукции на экспорт, первоначально полученная на транзитный счет комиссионера от инопартнера, как доказательство того факта, что, по сути, реальным владельцем этой выручки является комитент. Произведенные комиссионером расходы по поручению комитента в законном порядке не дают оснований говорить о невыполнении вышеназванного главнейшего условия подтверждения состоявшегося факта экспорта.
     
     Как определяется объект налогообложения при комиссионной реализации непродовольственных товаров населению?
     
     При налогообложении предприятий, осуществляющих продажу и перепродажу товаров по договорам комиссии и поручения, следует исходить из условий договора, заключенного между комитентом и комиссионером, так как комитент может устанавливать фиксированную или свободную цену реализации товара.
     
     Если комиссионеру предоставлено право самостоятельно устанавливать уровень цены реализации товаров, переданных ему комитентом, то он является комиссионером, участвующим в расчетах, и в соответствии с п. 3 ст. 4 Закона РФ N 1992-1 облагаемым оборотом у комиссионера является вся стоимость реализуемых товаров.
     
     При реализации товара через посредника-комиссионера без участия в расчетах в соответствии с п. 19 "в" Инструкции N 39 объектом обложения НДС является сумма комиссионного вознаграждения, полученная комиссионером в виде вознаграждений, надбавок и сборов.
     
     В силу специфики комиссионной торговли постановлением Правительства РФ от 06.06.98 N 569 утверждены Правила комиссионной торговли непродовольственными товарами.
     
     Разделом III этих Правил предусматривается, что цена товара, принятого на комиссию, и размер комиссионного вознаграждения определяются соглашением комиссионера и комитента.
     
     Принимая во внимание, что принципиальной особенностью установления цены продажи комиссионного товара является обязанность комиссионера исполнить поручение по продаже товара "на наиболее выгодных для комитента условиях в соответствии с указаниями комитента", что предполагает, в первую очередь, соблюдение установленного комитентом требования о цене продажи, увеличение согласованной с комитентом цены продажи товара не может быть произведено на суммы налога на добавленную стоимость.
     
     Исходя из этого объектом обложения НДС является доход, полученный комиссионером в виде комиссионного вознаграждения (сбора).
     
     При этом объем (сумма) валового дохода (то есть вознаграждения, сбора) комиссионного магазина должен определяться в виде разницы между ценой продажи товара и суммой средств, перечисляемых комитенту (гражданину), сдавшему свой товар на комиссию. Сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, на балансе комиссионного магазина-налогоплательщика определяется путем умножения суммы полученного комиссионного вознаграждения (сбора) на расчетную ставку 16,67 %.