Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Об уплате страховых взносов в Фонд социального страхования индивидуальными предпринимателями, перешедшими на уплату единого налога на вмененный доход


Об уплате страховых взносов в Фонд социального страхования индивидуальными предпринимателями, перешедшими на уплату единого налога на вмененный доход

    

Л.В. Милославская,
государственный советник
налоговой службы II ранга

     МНС России совместно с Фондом социального страхования Российской Федерации выпустило письмо об уплате страховых взносов индивидуальными предпринимателями, в том числе использующими труд наемных работников, перешедшими на уплату единого налога на вмененный доход в соответствии с Федеральным законом от 31.07.98 N 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности".
     
     Данным письмом разъясняется, что для физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, зачисление части уплачиваемого ими единого налога в Фонд социального страхования не предусмотрено по следующим основаниям: индивидуальные предприниматели не подлежат обязательному государственному социальному страхованию и поэтому уплачивают страховые взносы в Фонд социального страхования в добровольном порядке.
     
     Однако, как указывается в ст. 2, 236 и 238 Кодекса законов о труде Российской Федерации, лица, выполняющие работу по трудовому договору, имеют право на получение пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, на период отпуска по уходу за ребенком и других пособий и гарантий по обязательному государственному социальному страхованию. На это также имеют право лица, принятые индивидуальным предпринимателем на работу по трудовому договору.
     
     Для обеспечения гарантий по вышеназванным выплатам действующим законодательством (ст. 237 Кодекса законов о труде Российской Федерации, Федеральный закон от 04.01.99 N 1-ФЗ "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1999 год") предусмотрена обязанность работодателей уплачивать страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации с выплат, начисленных в пользу работников.
     
     Из этого следует, что индивидуальный предприниматель, перешедший на уплату единого налога на вмененный доход и принимающий на работу граждан на условиях трудового договора, должен уплачивать страховые взносы в Фонд социального страхования с выплат, начисленных в пользу этих наемных работников, в установленном порядке. Это не противоречит нормам Федерального закона N 148_ФЗ, так как индивидуальные предприниматели выступают в роли работодателей.
     
     Вместе с тем следует отметить, что на лица, выполняющие работу или оказывающие услуги по договорам гражданско-правового характера и получающие вознаграждения, это не распространяется и страховые взносы в Фонд социального страхования не начисляются.
     

     Таким образом, индивидуальный предприниматель, перешедший на уплату единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности и заключивший с физическим лицом договор гражданско-правового характера, страховые взносы в Фонд социального страхования на вознаграждения не начисляет.
     
     Каков порядок обложения налогом на приобретение автотранспортных средств автотранспортных средств, укомплектованных специальным оборудованием?
     
     В соответствии с Законом РФ от 18.10.91 N 1759-1 "О дорожных фондах в Российской Федерации" (с последующими изменениями и дополнениями) налогом на приобретение автотранспортных средств облагаются грузовые автомобили, пикапы, легковые фургоны, автобусы, специальные автомобили и легковые автомобили, прицепы и полуприцепы.
     
     Налог уплачивается по установленной ставке от продажной цены автотранспортного средства (без налога на добавленную стоимость, акциза).
     
     Исключение стоимости специального оборудования, учитываемой в составе покупной цены специального автомобиля, из объекта обложения налогом на приобретение автотранспортных средств вышеназванным Законом и инструкцией Госналогслужбы России от 15.05.95 N 30 "О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды" (с последующими изменениями и дополнениями) не предусмотрено.
     
     При приобретении автотранспортного средства без специального оборудования и регистрации такого средства в подразделениях ГИБДД без этого оборудования налог исчисляется от продажной цены автотранспортного средства (без налога на добавленную стоимость, акциза).
     
     В дальнейшем при установке на автотранспортном средстве специального оборудования доплата налога не производится, так как отсутствует объект обложения налогом на приобретение автотранспортных средств.
     
     Имеют ли льготы по уплате налогов в дорожные фонды в соответствии с Законом о дорожных фондах предприятия, осуществляющие содержание автомобильных дорог, являющихся муниципальной собственностью?
     
     В соответствии с Законом РФ от 18.10.91 N 759-1 "О дорожных фондах в Российской Федерации" (с последующими изменениями и дополнениями) предприятия, осуществляющие содержание автомобильных дорог общего пользования и отдельных магистральных улиц городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, являющихся продолжением федеральных автомобильных дорог общего пользования (по перечням отдельных магистральных улиц, утвержденным Правительством РФ), освобождены от уплаты налога на пользователей автомобильных дорог в части выручки, полученной от осуществления этой деятельности, и от налогов на приобретение автотранспортных средств и с владельцев транспортных средств, если удельный вес доходов предприятия от осуществления этой деятельности составляет 70 % и более общей суммы их доходов.
     
     Согласно п. 6 ст. 1 вышеназванного Закона к автомобильным дорогам общего пользования относятся внегородские автомобильные дороги и сооружения на них, являющиеся собственностью Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и обеспечивающие перевозки грузов и пассажиров между городскими и сельскими населенными пунктами для удовлетворения социально-экономических и оборонных потребностей государства и нужд населения.
     

     Учитывая изложенное, для предприятий, осуществляющих содержание автомобильных дорог, являющихся муниципальной собственностью, оснований для предоставления льгот по уплате налогов на пользователей автомобильных дорог, на приобретение автотранспортных средств и с владельцев транспортных средств не имеется.
     
     Имеется ли льгота по уплате налога на приобретение автотранспортных средств у крестьянского (фермерского) хозяйства, образовавшегося в году, в котором был приобретен автомобиль?
     
     1. В соответствии с инструкцией Госналогслужбы России от 15.05.95 N 30 "О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды" плательщики налога на приобретение автотранспортных средств уплачивают его по месту регистрации или перерегистрации автотранспортного средства в течение 5 дней со дня его приобретения.
     
     От уплаты налога освобождаются колхозы, совхозы, крестьянские (фермерские) хозяйства, объединения, акционерные и другие предприятия, занимающиеся производством сельскохозяйственной продукции, удельный вес доходов от реализации которой в общей сумме их доходов составляет 70 и более процентов. Удельный вес доходов от реализации сельскохозяйственной продукции определяется по результатам работы за прошедший год.
     
     Таким образом, если крестьянское (фермерское) хозяйство образовано в текущем году и автомобиль приобретен также в текущем году, то на дату покупки грузового автомобиля у него отсутствуют условия предоставления ему льготы по уплате налога на приобретение автотранспортных средств.
     
     2. Что касается предоставления льгот по уплате налогов с владельцев транспортных средств и на приобретение автотранспортных средств убыточным сельскохозяйственным предприятиям, то в соответствии с вышеуказанной Инструкцией, если по результатам работы текущего года этих хозяйствующих субъектов удельный вес доходов от реализации сельскохозяйственной продукции будет менее 70 %, они теряют предоставленную им ранее льготу по уплате указанных налогов за текущий год и должны их уплатить.
     
     Учитывая изложенное, предприятия сельского хозяйства, образованные в 1999 году, в течение первого года работы уплачивают налоги, поступающие в дорожные фонды, в установленном порядке.
     
     Вместе с тем, если в течение 1999 года налоги, поступающие в дорожные фонды, этими предприятиями уплачивались, но по результатам работы за 1999 год удельный вес доходов от реализации сельскохозяйственной продукции в общей сумме их доходов составит 70 и более процентов, то данным налогоплательщикам по их заявлениям должен быть произведен возврат уплаченных сумм налога или их зачет в счет будущих платежей в установленном порядке.