Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Ответы на вопросы ( Ковалевская Д.Е. )


Ответы на вопросы


Д.Е. Ковалевская,
советник налоговой службы III ранга

     Подлежат ли обложению НДС денежные средства, полученные предприятием по договору аренды?
     
     Пункт 5 ст. 38 части первой Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) устанавливает, что услугой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.
     
     Согласно ст. 606 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование, то есть обязуется оказать услугу в виде предоставления во временное пользование (владение) имущества за плату.
     
     Предоставление арендодателям имущества в аренду не имеет материального выражения, так как оно реализуется и потребляется арендатором в процессе пользования (владения) данным имуществом.
     
     Закон РФ от 06.12.91 N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" также относит сдачу в аренду имущества к услугам (подпункт "г" п. 5 ст. 4, подпункт "ш" п. 1 ст. 5).
     
     В связи с изложенным предоставление имущества в аренду является услугой.
     
     Кроме того, согласно п. 1 ст. 3 указанного Закона объектами обложения налогом на добавленную стоимость являются обороты по реализации на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг), а также товары, ввозимые на территорию Российской Федерации в соответствии с таможенными режимами, установленными таможенным законодательством Российской Федерации.
     
     Перечень товаров (работ, услуг), освобожденных от налога на добавленную стоимость, установлен ст. 5 Закона РФ "О налоге на добавленную стоимость".
     
     Данный перечень товаров (работ, услуг) является исчерпывающим, а следовательно, товары (работы, услуги, в том числе по сдаче в аренду имущества), не предусмотренные ст. 5 указанного Закона, облагаются налогом на добавленную стоимость в установленном порядке.
     
     На основании изложенного обороты по сдаче имущества в аренду облагаются НДС.
     
     Входит ли сумма акциза в объект обложения налогом на добавленную стоимость при реализации товара?
     
     В соответствии с подпунктом "а" п. 1 ст. 3 Закона РФ от 06.12.92 N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" объектами обложения по НДС являются обороты по реализации на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг).
     
      Пунктом 1 ст. 4 Закона РФ "О налоге на добавленную стоимость" установлено, что облагаемый НДС оборот определяется на основе стоимости реализуемых товаров (работ, услуг), исходя из применяемых цен и тарифов, без включения в них налога на добавленную стоимость.
     
     Частью первой ст. 1 Федерального закона от 06.11.91 N 1993-1 "Об акцизах" установлено, что акцизы являются косвенными налогами, включаемыми в цену товара (продукции).
     
     Поскольку акцизы включаются в цену товара (продукции), а следовательно, и в стоимость реализуемых товаров, сумма акциза входит в объект обложения налогом на добавленную стоимость.
     
     Аналогичная позиция изложена в решении Верховного Суда Российской Федерации от 23.12.98 N ГКПИ98-696 по делу о жалобе Р.Р. Пальталлера.
     
     Вправе ли юридическое лицо, принявшее счет-фактуру, в котором НДС не выделен, выделить расчетным путем НДС и принять уплаченную сумму налога к зачету при исчислении налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в бюджет?
     
     В соответствии с п. 19 инструкции Госналогслужбы России от 11.10.95 N 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость" в случаях, когда в первичных учетных документах (счетах, счетах-фактурах, накладных, приходно-кассовых ордерах, актах выполненных работ и др.), подтверждающих стоимость приобретенных материальных ресурсов (работ, услуг), не выделена сумма налога на добавленную стоимость, то и в расчетных документах (поручениях, требованиях-поручениях, требованиях, реестрах чеков и реестрах на получение средств с аккредитива) исчисление ее расчетным путем не производится. Поэтому стоимость приобретенных материальных ресурсов (работ, услуг), включая предполагаемый по ним налог на добавленную стоимость, приходуется налогоплательщиком на балансовых бухгалтерских счетах 10 "Материалы" и др. на всю сумму предъявленного счета с последующим списанием в установленном порядке на издержки производства (обращения).
     
     Кроме того, одним из оснований для возмещения налога на добавленную стоимость является наличие счета-фактуры, соответствующего установленным п. 9 Указа Президента Российской Федерации от 08.05.96 N 685 "Об основных направлениях налоговой реформы в Российской Федерации и мерах по налоговой и платежной дисциплине" и постановлением Правительства РФ от 29.07.96 N 914 "Об утверждении порядка ведения журналов учета счетов-фактур при расчетах по налогу на добавленную стоимость" (далее - Постановление) требованиям по заполнению счетов-фактур.
     
     В соответствии с п. 3 Постановления в счете-фактуре должны быть указаны порядковый номер счета-фактуры, наименование и регистрационный номер поставщика товара (работы, услуги), наименование получателя товара (работы, услуги), наименование товара (работы, услуги), стоимость (цена) товара (работы, услуги), дата составления счета-фактуры, а также сумма налога на добавленную стоимость.
     
     Согласно п. 8 Постановления счета-фактуры, не соответствующие установленным нормам их заполнения, не могут являться основанием для зачета (возмещения) покупателю налога на добавленную стоимость в порядке, установленном федеральным законом.
     
     В связи с изложенным, в случае если в счетах-фактурах, подтверждающих стоимость приобретенных материальных ресурсов (работ, услуг), сумма НДС не выделена, в расчетных документах (поручениях, требованиях-поручениях, требованиях, реестрах чеков и реестрах на получение средств с аккредитива) исчисление ее расчетным путем не производится. Организация, принявшая счет-фактуру, в котором не указана сумма налога на добавленную стоимость, не может уменьшить суммы налога на добавленную стоимость, подлежащие внесению в бюджет, на суммы налога, исчисленные расчетным путем, но не указанные в счете-фактуре.
     
     Вправе ли предприятие уменьшить сумму НДС, подлежащего внесению в бюджет, на суммы налога, фактически уплаченные поставщикам при приобретении материальных ресурсов (работ, услуг), в случае, если счет-фактура, подтверждающий произведенные расходы, был оформлен с нарушением действующего законодательства (за главного бухгалтера счет-фактура был подписан работником отдела, не обладающим полномочиями главного бухгалтера)?
     
     Одним из оснований для возмещения НДС является наличие счета-фактуры, соответствующего установленным п. 9 Указа Президента Российской Федерации от 08.05.96 N 685 "Об основных направлениях налоговой реформы в Российской Федерации и мерах по налоговой и платежной дисциплине" и постановлением Правительства РФ от 29.07.96 N 914 "Об утверждении порядка ведения журналов учета счетов-фактур при расчетах по налогу на добавленную стоимость" требованиям по заполнению счетов-фактур.
     
     Согласно п. 8 постановления Правительства РФ от 29.07.96 N 914 "Об утверждении порядка ведения журналов учета счетов-фактур при расчетах по налогу на добавленную стоимость" счета-фактуры, не соответствующие установленным нормам их заполнения, не могут являться основанием для зачета (возмещения) покупателю налога на добавленную стоимость в порядке, установленном федеральным законом.
     
     В связи с изложенным предприятие, принявшее счет-фактуру, оформленный с нарушением действующего законодательства, не имеет права уменьшить суммы налога на добавленную стоимость, подлежащие внесению в бюджет, на суммы НДС, фактически уплаченные поставщикам при приобретении материальных ресурсов (работ, услуг) на основании указанного счета-фактуры.
     
     Должны ли образовательные учреждения уплачивать налог с владельцев транспортных средств и налог на приобретение автотранспортных средств?
     
     В соответствии с п. 1 ст. 7 Закона РФ от 18.10.91 N 1759-1 "О дорожных фондах в Российской Федерации" налог на приобретение автотранспортных средств уплачивают предприятия, организации, учреждения, предприниматели, приобретающие автотранспортные средства путем купли-продажи, мены, лизинга и взносов в уставный фонд.
     
     Согласно п. 1 ст. 6 указанного Закона налог с владельцев транспортных средств ежегодно уплачивают предприятия, объединения, учреждения и организации независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, имеющие транспортные средства (автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы) и другие самоходные машины и механизмы на пневмоходу.
     
     Поскольку п. 4 ст. 6 Закона РФ "О дорожных фондах в Российской Федерации", предусматривающим перечень категорий лиц (юридических и физических), освобожденных от уплаты налога с владельцев транспортных средств, и п. 4 ст. 7 данного Закона, предусматривающим перечень категорий лиц (юридических и физических), освобожденных от уплаты налога на приобретение автотранспортных средств, образовательные учреждения к юридическим лицам, освобожденным от уплаты налога с владельцев транспортных средств и налога на приобретение автотранспортных средств не отнесены, образовательные учреждения являются плательщиками данных налогов.
     
     Освобождаются ли образовательные учреждения от уплаты налога с владельцев транспортных средств и налога на приобретение автотранспортных средств на основании п. 3 ст. 40 Закона Российской Федерации от 10.07.92 N 3266-1 "Об образовании"?
     
     В соответствии с п. 1 ст. 7 Закона РФ от 18.10.91 N 1759-1 "О дорожных фондах в Российской Федерации" налог на приобретение автотранспортных средств уплачивают предприятия, организации, учреждения, предприниматели, приобретающие автотранспортные средства путем купли-продажи, мены, лизинга и взносов в уставный фонд.
     
     Согласно п. 1 ст. 6 указанного Закона налог с владельцев транспортных средств ежегодно уплачивают предприятия, объединения, учреждения и организации независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, имеющие транспортные средства (автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы) и другие самоходные машины и механизмы на пневмоходу.
     
     Таким образом, обязанность по уплате налога на приобретение автотранспортных средств связана с фактом приобретения автотранспортного средства, налога с владельцев транспортных средств - с фактом владения транспортным средством.
     
     Поскольку п. 4 ст. 6 и п. 4 ст. 7 Закона "Об образовании", предусматривающими перечень категорий лиц (юридических и физических), освобожденных от уплаты налогов на приобретение автотранспортных средств и с владельцев транспортных средств, образовательные учреждения к юридическим лицам, освобожденным от уплаты налогов на приобретение автотранспортных средств и с владельцев транспортных средств не отнесены, образовательные учреждения являются плательщиками налогов на приобретение автотранспортных средств и с владельцев транспортных средств.
     
     Пунктом 3 ст. 40 Закона РФ "Об образовании" предусмотрено, что образовательные учреждения в части их уставной непредпринимательской деятельности освобождаются от уплаты всех видов налогов.
     
     В соответствии с Законом РФ "Об образовании" к уставной деятельности образовательного учреждения относится образовательная деятельность (в том числе платная) и предпринимательская деятельность, предусмотренная уставом образовательного учреждения.
     
     Таким образом, из указанной нормы следует, что образовательные учреждения освобождаются от уплаты тех видов налогов, обязанность по уплате которых возникает в связи с ведением образовательным учреждением образовательной (в том числе платной) и предусмотренной уставом образовательного учреждения предпринимательской деятельности.
     
     Поскольку, как указывалось выше, обязанность по уплате налогов на приобретение автотранспортных средств и с владельцев транспортных средств связана только с фактом приобретения транспортного средства и фактом владения транспортным средством, а не с осуществлением образовательной и предусмотренной уставом образовательного учреждения предпринимательской деятельности, то положения п. 3 ст. 40 Закона "Об образовании" не могут применяться в отношении налогов на приобретение автотранспортных средств и с владельцев транспортных средств.