Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Ответы на вопросы ( Короткова Л.А. )


Ответы на вопросы


Л.А. Короткова,
советник налоговой службы III ранга

     
     Освобождаются ли лица, работавшие по вольному найму в действовавших воинских частях и учреждениях в годы Великой Отечественной войны, от уплаты государственной пошлины за совершение нотариального действия на основании п. 1 ст. 5 Закона РФ "О государственной пошлине"?
     
     Согласно п. 1 ст. 5 Закона РФ от 09.12.91 N 2005-1 "О государственной пошлине" от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в органах, совершающих нотариальные действия, освобождаются участники и инвалиды Великой Отечественной войны.
     
     В соответствии с подпунктом "в" п. 1 ст. 2 Федерального закона от 12.01.95 N 5-ФЗ "О ветеранах" к участникам Великой Отечественной войны отнесены лица вольнонаемного состава армии и флота, войск и органов внутренних дел, государственной безопасности, занимавшие в годы Великой Отечественной войны штатные должности в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии либо находившихся в этот период в городах, участие в обороне которых засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий на льготных условиях, установленных для военнослужащих воинских частей действующей армии.
     
     Учитывая изложенное, вышеуказанные лица на основании п. 1 ст. 5 Закона РФ "О государственной пошлине" освобождаются от уплаты государственной пошлины по предъявлении ими удостоверения единого образца, установленного для данной категории ветеранов Правительством СССР (до 01.01.92) либо Правительством РФ.
     
     Применяются ли вычеты, предусмотренные подпунктом "т" п. 1 ст. 3 Закона РФ "О подоходном налоге с физических лиц", при продаже физическим лицом валюты по курсу выше официального установленного Банком России?
     
     При продаже валюты по курсу выше официального установленного Банком России курса физические лица получают доход в виде денежной суммы, равной разнице между курсом, установленным Банком России, и курсом, по которому валюта фактически была продана физическим лицом, то есть получают доход в денежной форме, подлежащий налогообложению в соответствии со ст. 2 Закона РФ от 07.12.91 N 1998-1 "О подоходном налоге с физических лиц".
     
     Согласно п. 3 ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство (ГК РФ и принятые в соответствии с ним федеральные законы) не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.
     

     Вопросы обложения подоходным налогом доходов физических лиц регулируются Законом РФ "О подоходном налоге с физических лиц", которым применение институтов, понятий и терминов, используемых в названном Законе, в значении, предусмотренном ГК РФ, не предусмотрено.
     
     Для целей налогообложения в понятие "имущество, принадлежащее физическим лицам на праве собственности", относятся доходы, получаемые в натуральной форме (объект в натуральной форме), что следует из смысла норм, содержащихся в Законе РФ "О подоходном налоге с физических лиц" (подпункт "т" п. 1 ст. 3 и абзац третий и четвертый ст. 12 Закона).
     
     Между тем согласно ст. 2 Закона РФ "О подоходном налоге с физических лиц" иностранная валюта относится к денежным средствам, то есть к доходу, получаемому физическим лицом в денежной форме, а не к доходу в натуральной форме - имуществу.
     
     Поскольку при продаже валюты физическое лицо продает денежные средства, а не имущество, оснований для применения подпункта "т" п. 1 ст. 3 Закона РФ "О подоходном налоге с физических лиц" не имеется.
     
     Имеет ли законный представитель несовершеннолетнего (малолетнего ребенка) при приобретении квартиры в общую долевую собственность в равных долях с несовершеннолетним сыном право на льготу, предусмотренную подпунктом "в" п. 6 ст. 3 Закона РФ "О подоходном налоге с физических лиц", в части доли, собственником которой по договору купли-продажи является его сын, учитывая, что его несовершеннолетний сын не имеет дохода, а он (законный представитель) полностью оплатил стоимость квартиры?
     
     Согласно подпункту "в" п. 6 ст. 3 Закона РФ "О подоходном налоге с физических лиц" право на уменьшение совокупного дохода, полученного физическими лицами в налогооблагаемый период, имеют только застройщики либо покупатели и только на те суммы, которые были ими направлены на новое строительство либо приобретение жилого дома, или квартиры, или дачи, или садового домика на территории Российской Федерации в пределах, установленных нормой вышеуказанного Закона.
     
     Покупателем недвижимого имущества в соответствии с нормами ст. 454 и 549 ГК РФ является лицо, приобретающее имущество в собственность на основании договора купли-продажи.
     
     При приобретении недвижимого имущества в долевую собственность каждый из участников договора приобретает часть (долю) недвижимого имущества в собственность и имеет право на вычет, установленный подпунктом "в" п. 6 ст. 3 Закона РФ "О подоходном налоге с физических лиц", в пределах той суммы расходов, которая была им направлена на приобретение его доли в собственность (фактические расходы).
     
     Поскольку вышеуказанный вычет предоставляется физическому лицу-покупателю только в пределах суммы расходов, приходящихся на его долю в собственности, сумма вычета, приходящаяся на долю другого покупателя-участника долевой собственности, который таким вычетом воспользоваться не может, другими участниками долевой собственности - покупателями использована быть не может.
     
     Несмотря на то, что сделки, в том числе по купле-продаже недвижимого имущества, заключают законные представители малолетних (ст. 28 ГК РФ), собственником приобретаемого недвижимого имущества является несовершеннолетний (малолетний ребенок), он же по договору купли-продажи недвижимого имущества является покупателем данного имущества.
     
     Поскольку несовершеннолетний (малолетний ребенок) может иметь доход, подлежащий налогообложению (например, в результате продажи его доли в имуществе и т.д.), он может воспользоваться вычетом, предусмотренным подпунктом "в" п. 6 ст. 3 Закона РФ "О подоходном налоге с физических лиц".
     
     В случае если несовершеннолетний покупатель (малолетний ребенок) таким вычетом воспользоваться не может (в налогооблагаемом периоде отсутствует совокупный доход), его законному представителю данная льгота не может быть предоставлена, поскольку он в части приобретаемой несовершеннолетним (малолетним ребенком) доли в имуществе не является покупателем.
     
     В какой срок налоговым органом должно быть вынесено решение о наложении взыскания на организацию или гражданина (предпринимателя) за нарушение правил применения контрольно-кассовых машин? В какой срок подлежит предъявлению налоговым органом в суд требование о взыскании штрафных санкций за нарушение организацией или гражданином (предпринимателем) правил применения контрольно-кассовых машин?
     
     Законом РФ от 18.06.93 N 5215-1 "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" порядок осуществления производства по делам о нарушениях правил применения контрольно-кассовых машин не регламентирован.
     
     Вместе с тем в п. 8 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 12.05.98 N 14_П по делу о проверке конституционности отдельных положений абзаца шестого статьи 6 и абзаца второго части первой ст. 7 Закона РФ от 18.06.93 указано, что поскольку деяния, предусмотренные частью первой ст. 7 Закона РФ "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением", являются административными правонарушениями, к ним должно применяться процессуальное законодательство, относящееся к рассмотрению дел, возникающих из административных отношений (Кодекс РСФСР об административных правонарушениях, Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации и Гражданский процессуальный кодекс РСФСР).
     
     В п. 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.08. 99 N 10 "О некоторых вопросах практики применения Закона Российской Федерации “О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением”" разъяснено, что при рассмотрении споров, связанных с применением штрафных санкций, следует руководствоваться содержащимися в Кодексе РСФСР об административных правонарушениях нормами о сроках наложения взыскания (ст. 38) и сроках давности исполнения постановлений о наложении административных взысканий (ст. 282).
     
     При этом необходимо исходить из того, что в срок, установленный ст. 38 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях, должно быть вынесено налоговым органом решение о наложении взыскания, а в срок, определенный ст. 282 вышеуказанного Кодекса, должно быть предъявлено в установленном порядке (в том числе судебном) требование о взыскании соответствующих санкций.
     
     Учитывая изложенное, налоговый орган, вынесший постановление о наложении административного взыскания в срок, установленный ст. 38 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях, должен соблюдать срок, установленный ст. 282 названного Кодекса, при обращении в суд с иском о взыскании административного штрафа.
     
     Вправе ли налоговая инспекция по собственной инициативе в течение года произвести перерасчет размера авансовых платежей по подоходному налогу, уплачиваемых индивидуальным предпринимателем?
     
     Статьей 13 Закона РФ "О подоходном налоге с физических лиц" предусмотрена возможность перерасчета в течение года сумм, не уплаченных к моменту перерасчета авансовых платежей, при наличии одновременно двух условий:
     
     а) значительного увеличения или уменьшения в течение года дохода налогоплательщика по сравнению с истекшим годом;
     
     б) подачи налогоплательщиком заявления в налоговый орган о производстве перерасчета.
     
     Указанная статья Закона РФ "О подоходном налоге с физических лиц" связывает возможность перерасчета налога с выявившимся увеличением (уменьшением) фактически получаемого дохода в течение того года, за который уплачиваются авансовые платежи.
     
     При этом заявление налогоплательщика должно содержать прямую просьбу о перерасчете и информацию о фактическом увеличении (уменьшении) получаемого в текущем году дохода по сравнению с истекшим годом.
     
     Таким образом, налоговая инспекция не вправе произвести по собственной инициативе в течение года перерасчет размера авансовых платежей по подоходному налогу, уплачиваемых индивидуальным предпринимателем, в течение текущего года.
     
     Вправе ли индивидуальный предприниматель применять ускоренную амортизацию основных производственных фондов, используемых им для получения дохода, и увеличивать свои расходы на данные суммы?
     
     В соответствии со ст. 12 Закона РФ "О подоходном налоге с физических лиц" состав расходов предпринимателя формируется применительно к составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), определяемых Правительством РФ. В состав затрат включаются документально подтвержденные расходы.
     
     Ввиду отсутствия соответствующего постановления Правительства РФ, определяющего состав за-
трат индивидуальных предпринимателей, применяется Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденное постановлением Правительства РФ от 05.08.92 N 552 (далее по тексту - Положение о составе затрат).
     
     Включение амортизационных отчислений в себестоимость продукции (работ, услуг) предусмотрено подпунктом "х" п. 2 вышеуказанного Положения о составе затрат.
     
     В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 14.06.95 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" субъекты малого предпринимательства вправе применять ускоренную амортизацию основных производственных фондов путем отнесения затрат на издержки производства в размере, в два раза превышающем нормы, установленные для соответствующих видов основных производственных фондов, а также списания дополнительно как амортизационные отчисления до 50 % первоначальной стоимости основных фондов сроком службы более трех лет.
     
     В соответствии со ст. 3 названного Федерального закона под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
     
     Таким образом, предприниматель вправе применить ускоренную амортизацию основных производственных фондов, используемых им для получения дохода, увеличивая тем самым расходы, включаемые в декларацию.
     
     Организация выплатила своим работникам в качестве подарков денежные средства. Применяется ли в данном случае льгота, предусмотренная подпунктом "ц" п. 1 ст. 3 Закона РФ "О подоходном налоге с физических лиц"?
     
     В соответствии со ст. 2 Закона РФ "О подоходном налоге с физических лиц" объектом налогообложения у физических лиц является совокупный доход, полученный в календарном году в денежной и натуральной форме.
     
     Доходы, не подлежащие налогообложению, указаны в ст. 3 Закона РФ "О подоходном налоге с физических лиц".
     
     Льгота, предусмотренная подпунктом "ц" п. 1 ст. 3 вышеуказанного Закона, применяется в случае, если стоимость подарков, полученных физическим лицом от организации в виде вещей и услуг, не превышает суммы 12-кратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда.
     
     В данном случае Закон имеет в виду факты получения физическими лицами подарков в натуральной форме (вещей, обладающих потребительской стоимостью), а не их эквивалента в виде денежных средств.
     
     Таким образом, в данной ситуации льгота, предусмотренная подпунктом "ц" п. 1 ст. 3 Закона РФ "О подоходном налоге с физических лиц", применению не подлежит.
     
     Подлежит ли применению льгота, предусмотренная подпунктом "т" п. 1 ст. 3 Закона РФ "О подоходном налоге с физических лиц", при получении физическим лицом дохода при погашении банком-эмитентом векселей?
     
     В соответствии со ст. 2 Закона РФ "О подоходном налоге с физических лиц" объектом налогообложения у физических лиц является совокупный доход, полученный в календарном году в денежной и натуральной форме.
     
     Доходы, не подлежащие налогообложению, указаны в ст. 3 Закона РФ "О подоходном налоге с физических лиц".
     
     Из содержания подпункта "т" п. 1 ст. 3 Закона РФ "О подоходном налоге с физических лиц" следует, что данный вычет предоставляется в случае продажи принадлежащих физическим лицам на праве собственности квартир, жилых домов, дач, садовых домиков, земельных участков, земельных паев (долей), другого имущества.
     
     Поскольку вексель опосредует ничем не обусловленное денежное обязательство векселедателя либо иного указанного в векселе плательщика выплатить по наступлении предусмотренного векселем срока полученные взаймы денежные суммы (ст. 815 ГК РФ), исполнение по векселю не может быть приравнено к продаже физическим лицом имущества.
     
     Можно ли говорить о безусловной обязанности организации, являющейся источником дохода, но не выплачивающей физическим лицам каких-либо денежных средств, удерживать подоходный налог?
     
     Статьей 20 Закона РФ "О подоходном налоге с физических лиц" установлено, что источник выплаты дохода должен вести учет совокупного годового дохода, выплаченного физическим лицам в календарном году, и перечислять налог, удержанный непосредственно с этих доходов, в соответствующий бюджет. Этой же статьей запрещается уплачивать налог с доходов физических лиц за счет средств организации.
     
     В соответствии со ст. 21 вышеназванного Закона при невозможности взыскания налога с физического лица организация обязана в течение месяца сообщить о сумме задолженности налоговому органу по месту своего нахождения. Взыскание этой суммы производится на основании платежного извещения, вручаемого налоговым органом физическому лицу.
     
     Таким образом, в случае если организация, являющаяся источником дохода, не имеет возможности удержать подоходный налог с полученного физическим лицом дохода в связи с отсутствием выплат денежных средств физическому лицу, организация обязана сообщить о сумме задолженности налоговому органу по месту своего нахождения. Взыскание этой суммы должно производиться на основании платежного извещения, вручаемого налоговым органом физическому лицу.
     
     Как определяется размер налоговых вычетов, предусмотренных подпунктом "т" п. 1 ст. 3 Закона РФ "О подоходном налоге с физических лиц", когда физическому лицу в течение года производится несколько выплат по различным основаниям?
     
     В соответствии с подпунктом "т" п. 1 ст. 3 Закона РФ "О подоходном налоге с физических лиц" в состав доходов, подлежащих налогообложению, не включаются суммы, получаемые в течение года от продажи имущества, принадлежащего физическим лицам на праве собственности, в части, не превышающей 1000-кратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда.
     
     Подпунктом "т" п. 8 инструкции Госналогслужбы России от 29.06.95 N 35 "По применению Закона Российской Федерации “О подоходном налоге с физических лиц”" предусмотрено, что совокупный годовой доход физического лица, подлежащий налогообложению, уменьшается на 1000-кратный размер минимальной месячной оплаты труда в год, рассчитанной на основе действовавших с начала года размеров и того размера, который действует на момент совершения сделки. Следовательно, в целях исчисления сумм, не подлежащих налогообложению, применяется размер минимальной месячной оплаты труда, установленный на дату получения дохода. Лишь в случае, когда физическому лицу в течение года производится несколько выплат, применяется среднегодовой размер минимальной оплаты труда.
     
     Таким образом, размер налоговых вычетов, предусмотренных подпунктом "т" п. 1 ст. 3 Закона РФ "О подоходном налоге с физических лиц", определяется исходя из среднегодовой минимальной месячной оплаты труда лишь в случае, если физическому лицу в течение года производится несколько выплат по различным основаниям.
     
     В каком размере должен перечисляться налог в бюджет, если у организации недостаточно денежных средств, необходимых для оплаты труда в полном объеме и перечисления в бюджет удержанного подоходного налога?
     
     Статьей 2 Закона РФ "О подоходном налоге с физических лиц" установлено, что датой получения дохода в календарном году является дата выплаты дохода (включая авансовые выплаты) физическому лицу, либо дата перечисления дохода физическому лицу, либо дата передачи физическому лицу дохода в натуральной форме.
     
     В соответствии со ст. 8 Закона РФ "О подоходном налоге с физических лиц" исчисление налога производится с начала календарного года по истечении каждого месяца с суммы совокупного дохода, уменьшенного на суммы, предусмотренные п. 2-6 ст. 3 и ст. 6 названного Закона, с зачетом ранее удержанной суммы налога.
     
     По окончании года производится перерасчет налога исходя из сумм, составляющих совокупный доход (в полных рублях) физического лица и полученных им в течение календарного года.
     
     Таким образом, в соответствии с нормами Закона РФ "О подоходном налоге с физических лиц" исчисление и удержание подоходного налога производится с начала календарного года по истечении каждого месяца с суммы совокупного дохода, который фактически получен физическим лицом в соответствующем году.
     
     Указанные положения нашли отражение в инструкции Госналогслужбы России от 29.06.95 N 35 "По применению Закона Российской Федерации “О подоходном налоге с физических лиц“".
     
     В соответствии с п. 3 вышеуказанной Инструкции Госналогслужбы России датой получения дохода в календарном году является дата выплаты дохода (включая авансовые выплаты) физическому лицу, либо дата перечисления дохода физическому лицу, либо дата передачи физическому лицу дохода в натуральной форме.
     
     Пунктом 31 Инструкции N 35 предусмотрено, что в случае если у предприятий (учреждений, организаций) и иных работодателей недостаточно денежных средств, необходимых для оплаты труда в полном объеме и перечисления в бюджет удержанного подоходного налога, налог перечисляется в бюджет с фактически выплаченных физическим лицам сумм.
     
     Согласно ст. 9 Закона РФ "О подоходном налоге с физических лиц" обязанность по перечислению в бюджет исчисленного и удержанного подоходного налога возложена на предприятия (учреждения, организации), являющиеся источником выплаты дохода, которые обязаны не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на оплату труда либо не позднее дня перечисления со счетов указанных организаций в банке по поручениям работников причитающихся им сумм либо в случае, если предприятия (учреждения, организации) не имеют счетов в банках, а также выплачивают суммы на оплату труда из выручки от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг) не позднее дня, следующего за днем выплаты средств на оплату труда, перечислить суммы подоходного налога в бюджет.
     
     Таким образом, в соответствии с нормами Закона РФ "О подоходном налоге с физических лиц" обязанность по исчислению, удержанию и перечислению подоходного налога в бюджет возложена на предприятия (учреждения, организации), являющиеся источником выплаты дохода, которые в соответствии с нормами указанного Закона РФ и Инструкции N 35 должны исчислять подоходный налог с суммы совокупного дохода, выплаченного физическому лицу, при этом в случае если у данных организаций было недостаточно денежных средств, необходимых для оплаты труда в полном объеме и перечисления в бюджет удержанного подоходного налога, налог перечисляется в бюджет с фактически выплаченных физическим лицам сумм.