Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О подоходном налоге (в вопросах и ответах)


О подоходном налоге
(в вопросах и ответах)

     

П.П. Грузин,
советник налоговой службы I ранга     


     
Налоговые инспекции области, ссылаясь на п. 66 инструкции Госналогслужбы России от 29.06.95 N 35 "По применению Закона Российской Федерации “О подоходном налоге с физических лиц”" требуют от организаций представления сведений о доходах, выплаченных предпринимателям, которые приобрели у них товарно-материальные ценности.     

     
Однако согласно п. 66 Инструкции N 35 представлять сведения о доходах, выплаченных физическим лицам, обязаны работодатели. Организации же при покупке товара не осуществляют функции работодателя по отношению к продавцу.
     
     
По мнению нашей аудиторской фирмы, организации обязаны в соответствии с подпунктом "т" п. 8 Инструкции N 35 подавать в налоговый орган сведения о выплатах, производимых физическим лицам, а не предпринимателям, которые купили у них имущество. По нашему мнению, ГНИ неправильно трактуют понятие "физическое лицо", и организации не должны подавать сведения о выплачиваемых доходах предпринимателям, так как в Инструкции N 35 об этом ничего не сказано. Ведь согласно ст. 11 Налогового кодекса Российской Федерации "предприниматель" и "физическое лицо" - это разные понятия. Кроме того, в соответствии со ст. 6 Кодекса нормативный акт признается не соответствующим Кодексу, если изменяет содержание определенных в нем понятий и терминов либо использует эти понятия и термины в ином значении, чем они употребляются в НК РФ.

     
     В соответствии с п. 2 ст. 11 Налогового кодекса РФ (НК РФ) под индивидуальными предпринимателями понимаются физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы, частные охранники, частные детективы.
     
     Реализация физическим лицом, являющимся индивидуальным предпринимателем, товарно-материальных ценностей организации или физическому лицу может производиться как в порядке осуществления предпринимательской деятельности, так и вне ее, то есть в этом случае индивидуальный предприниматель выступает как физическое лицо.
     
     В случае реализации индивидуальным предпринимателем имущества в порядке осуществления им предпринимательской деятельности организации обязаны в соответствии с п. 49 Инструкции N 35 сообщать налоговым органам в порядке, предусмотренном в п. 66 данной Инструкции, о выплаченных доходах и удержанных суммах налога. Если налог не удерживался, то указываются основания, по которым это не было сделано. Удержанные по месту выплаты дохода суммы налога засчитываются налоговым органом в счет уплаты налога.
     
     В случае реализации физическим лицом имущества, принадлежащего ему на праве собственности, на основании подпункта "т" п. 8 Инструкции N 35 организации также обязаны ежеквартально сообщать налоговым органам по месту своего нахождения о всех выплатах, произведенных физическим лицам. Причем, если имущество продавалось через посредника (поверенного), такие сведения сообщаются о собственнике имущества. Об обязанности представления данных сведений указано также в п. 66 Инструкции N 35.
     
     Таким образом, если организации приобрели у предпринимателей или у физических лиц товарно-материальные ценности, они обязаны представить сведения о таких выплатах налоговым органам.
     
     При проверках правильности исчисления, удержания и своевременности перечисления подоходного налога с физических лиц в 1997-1998 годах в случаях обнаружения несвоевременного перечисления подоходного налога организациям области начислялись пени из расчета 0,5 % за каждый день просрочки платежа. По мнению нашей аудиторской фирмы, пени за несвоевременную уплату подоходного налога должны быть пересчитаны из расчета ставки 0,1 %. Просим дать разъяснение.
     
     С 1 января 1999 года налоговые агенты, допустившие несвоевременное перечисление удержанных сумм подоходного налога с доходов физических лиц, в том числе за 1996-1998 годы, привлекаются к уплате пеней в порядке, предусмотренном положениями ст. 75 НК РФ в размере 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день просрочки.
     

     В соответствии с Федеральным законом от 09.07.99 N 155-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации”" в период с 1 января 1999 года до вступления в силу с 13 августа 1999 года Федерального закона от 31.07.98 N 146-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации" начисление пеней следовало производить по названной выше процентной ставке, но не более 0,1 % в день. При этом размер пеней, включая пени, начисленные до 1 января 1999 года, для налоговых агентов не может превышать неперечисленную сумму налога, на которую производится начисление пени.
     
     При начислении пеней после 12 августа 1999 года, в том числе за 1996-1998 годы, указанные ограничения на размер процентной ставки и суммы пеней не действуют.
     
     С учетом письма МНС России от 13.08.99 N АП-6-08/647@, направленного в налоговые органы Российской Федерации, признавшего недействующими с момента издания писем Госналогслужбы России по вопросам уплаты пени за несвоевременную уплату налогов физическими лицами и подоходного налога юридическими лицами (от 01.10.98 N ВК-6-08/678@, 19.10.98 N ВК-6-08/743@, 30.10.98 N СШ-6-08/781@), суммы пеней, начисленные налоговыми органами при проведении проверок организаций до 1 января 1999 года по ставке 0,5 %, подлежат уменьшению в 5 раз в случае обращения организации налогового агента с соответствующим заявлением в налоговый орган. Излишне уплаченная (взысканная) сумма пеней подлежит зачету или возврату в порядке, предусмотренном ст. 78 и 79 НК РФ.
     
     В соответствии со ст. 11 Федерального закона "О федеральном бюджете на 1999 год" доходы федерального бюджета на 1999 год формируются, в частности, за счет подоходного налога с физических лиц по установленным ставкам в соответствии с законодательством Российской Федерации. Следует ли из этого, что подоходный налог с материальной выгоды в размере 15 % полностью подлежит зачислению в федеральный бюджет?
     
     В соответствии с частью пятой ст. 6 Закона РФ от 07.12.91 N 1998-1 "О подоходном налоге с физических лиц", с учетом изменений и дополнений (далее - Закон РФ N 1998-1), с сумм материальной выгоды при получении процентов по вкладам в банках, а также с сумм материальной выгоды при получении страховых выплат налог исчисляется и удерживается у источника фактической выплаты их физическому лицу отдельно от других доходов по ставке 15 %.
     

     Аналогичная норма содержится в последнем абзаце п. 19 Инструкции N 35.
     
     Как видно из вышеизложенного, ни Законом РФ N 1998-1, ни Инструкцией N 35 удержание в федеральный бюджет подоходного налога, исчисляемого с сумм материальной выгоды при получении процентов по вкладам и страховым выплатам в размере 15 % не предусмотрено.
     
     В связи с этим подоходный налог с указанных сумм материальной выгоды следует полностью перечислять в бюджеты субъектов Российской Федерации.
     
     Ставка налога в федеральный бюджет по подоходному налогу с 1 января 1999 года установлена в размере 3 %. Как произвести распределение начисленных пени и финансовых санкций по бюджетам по актам документальных проверок по подоходному налогу с физических лиц, если пени начисляются за 1997-1998 годы, а проверка произведена в 1999 году?
     
     При решении данного вопроса следует руководствоваться п. 18 приложения N 2 инструкции Госналогслужбы России от 15.04.94 N 26 "О порядке ведения в государственных налоговых инспекциях оперативно-бухгалтерского учета налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей", согласно которому поступившие в бюджет суммы пени зачисляются на тот же раздел и параграф Классификации доходов и расходов бюджетов в Российской Федерации, на которые зачисляются основные платежи.
     
     Если выездная налоговая проверка произведена в 1999 году и по результатам проверки подоходного налога начисляются пени за 1997-1998 годы, распределение начисленных пеней и финансовых санкций по бюджетам, в частности 3 % в федеральный бюджет, не производится, то есть применяется порядок, действовавший для зачисления подоходного налога и пеней в 1997-1998 годах.
     
     Сколько времени следует хранить в налоговых органах справки о доходах физических лиц, подаваемые организациями в налоговый орган?
     
     В соответствии с подпунктом 8 п. 1 ст. 23 НК РФ в обязанности организаций входит обеспечивать сохранность данных бухгалтерского учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, а также документов, подтверждающих полученные доходы (и также произведенные расходы для организаций) и уплаченные (удержанные) налоги, в течение 4 лет.
     
     Справки о доходах физических лиц используются налоговыми органами для проверки деклараций о доходах физических лиц, а также для проверки организаций на предмет полноты и правильности указанных в справках о доходах физических лиц сумм доходов и удержанных с них сумм подоходного налога.
     

     Так как НК РФ не обязывает организации хранить документы, по которым можно проверить сведения, указанные в справках о доходах, более 4 лет, а также потому, что согласно ст. 87 НК РФ налоговой проверкой могут быть охвачены только 3 календарных года деятельности налогоплательщика, плательщика сбора и налогового агента, непосредственно предшествовавшие году проведения проверки, хранить в налоговом органе сведения о доходах более 4 лет нецелесообразно.
     
     В 1997 году я начал строительство жилого дома. В этом же году в организации, где работаю, оформил льготу по подоходному налогу в связи со строительством жилья. В 1997 году расходы на строительство жилого дома составили 150 тыс. руб., в 1998 году - 100 тыс. руб. Доходы же мои в 1997 году равнялись 100 тыс. руб., а в 1998 году - 150 тыс. руб. Бухгалтерия предприятия предоставила мне в 1997-1998 годах льготу по 100 тыс. руб. В предоставлении вычета в размере 250 тыс. руб. мне отказано с мотивировкой, что вычеты предоставляются в размере понесенных в календарном году расходов, но не более полученного в календарном году дохода. Правомерны ли действия бухгалтерии?
     
     В соответствии с подпунктом "в" п. 14 Инструкции N 35 физические лица, являющиеся застройщиками, имеют право на получение налоговой льготы по подоходному налогу на суммы, направленные на новое строительство на территории Российской Федерации, в пределах пятитысячекратного размера установленного законом минимального размера оплаты труда, учитываемого за трехлетний период, а также суммы, направленные на погашение кредитов и процентов по ним, полученных физическими лицами в банках и других кредитных организациях на эти цели.
     
     Исключение указанных расходов производится у физического лица только по одному объекту в течение 3 календарных лет начиная с того года, в котором подано заявление об их исключении из совокупного дохода.
     
     В седьмом абзаце подпункта "в" п. 14 Инструкции N 35 указано, что суммы расходов не могут превышать размер совокупного дохода физических лиц за трехлетний период.
     
     В 17-м абзаце подпункта "в" п. 14 Инструкции N 35 говорится о том, что если затраты физического лица на новое строительство или приобретение жилого дома, или квартиры, или дачи, или садового домика, а также суммы, направленные на погашение кредита, полученного на эти цели, за отчетный календарный год превысят его совокупный доход за этот год, сумма превышения принимается к зачету с учетом совокупного налогооблагаемого дохода, полученного физическим лицом за весь трехлетний период пользования льготой, но в пределах размера пятитысячекратной установленной законом минимальной месячной оплаты труда, учитываемой за этот же период.
     

     В соответствии с вышеизложенным, превышение ваших расходов над доходами в 1997 году в сумме 50 тыс. руб. (150 - 100) должно быть перенесено бухгалтерией на следующий год и суммироваться с расходами 1998 года в сумме 100 тыс. руб.
     
     Таким образом, расходы 1998 года на строительство жилого дома, с учетом превышения расходов над доходами в 1997 году, составят 150 тыс. руб. (100 + 50), и ваш доход 1998 года в сумме 150 тыс. руб. будет освобожден от налогообложения, так как направленные вами на строительство суммы за указанный период (100 + 150 = 250 тыс. руб.) не превысили пятитысячекратного размера установленного законом минимального размера оплаты труда, учитываемого за трехлетний период (83 руб. 49 коп. х 5000 = = 417 450 руб.)
     
     Относятся ли к компенсационным выплатам, не включаемым в налогооблагаемый доход, суммы оплаты стоимости билетов на самолет, уплаченные за физических лиц в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 25.06.71 N 434 "О дополнительных льготах работникам предприятий и организаций Министерства гражданской авиации при следовании к месту проведения отпуска воздушным транспортом"?
     
     В соответствии с подпунктом "д" ст. 3 Закона РФ N 1998-1 не включаются в налогооблагаемый доход физических лиц все виды установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и решениями органов местного самоуправления компенсационных выплат физическим лицам в пределах норм, утвержденных законодательством, связанных с выполнением ими трудовых обязанностей, переездом на работу в другую местность, возмещением командировочных расходов, бесплатным предоставлением жилых помещений и коммунальных услуг, возмещением иных расходов.
     
     Стоимость льготных билетов, предоставляемых в соответствии с действующим постановлением Совета Министров СССР от 25.06.71 N 434 "О дополнительных льготах работникам предприятий и организаций Министерства гражданской авиации при следовании к месту проведения отпуска воздушным транспортом" работникам министерства и подчиненных ему предприятий и организаций, подпадает под компенсационные выплаты и обложению подоходным налогом с физических лиц не подлежит.
     
     В иных случаях стоимость предоставляемых бесплатно билетов подлежит обложению подоходным налогом в общеустановленном порядке.
     

     Областной Департамент федеральной государственной службы занятости заключил договор на переподготовку работников службы с Академией труда и социальных отношений, включенной в государственный перечень учебных заведений, дающий право готовить кадры государственных служащих. Обучение ведется на базе высшего образования без отрыва от основной работы, его продолжительность 2 года с выездом на зачетно-экзаменационные сессии. Лица, окончившие факультет "Экономика труда и занятости", получают специальность "Управление занятостью населения". Оплата обучения производится Федеральной службой занятости населения из средств Государственного фонда занятости населения. Включается ли стоимость второго высшего образования, полученного указанным способом, в совокупный доход физических лиц?
     
     Статьей 3 Закона РФ N 1998-1 установлен исчерпывающий перечень доходов, не подлежащих налогообложению, и этим перечнем предоставление физическим лицам льгот по суммам, уплаченным предприятиями, учреждениями и организациями за получение ими высшего или среднего профессионального образования, не предусмотрено.
     
     Не включается в налогооблагаемый доход физических лиц и стоимость профессионального обучения на производстве, организуемого на основании ст. 184 КЗоТ РФ, предусматривающей индивидуальную, бригадную, курсовую и другие формы профессионального обучения на производстве за счет предприятия, учреждения, организации и стоимость среднего или высшего профессионального образования, бесплатное предоставление которого физическим лицам предусмотрено в законодательном порядке.
     
     Предоставление гражданам бесплатного получения высшего или среднего образования предусмотрено ст. 5 Закона РФ от 10.07.92 N 3266-1 "Об образовании" (в ред. от 13.01.96 N 12-ФЗ) в случае получения такого образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях на конкурсной основе, если образование данного уровня гражданин получает впервые.
     
     Также не подлежит налогообложению стоимость высшего или среднего образования, получаемого физическими лицами в соответствии с утвержденным постановлением Правительства РФ от 19.09.95 N 942 Положением о целевой контрактной подготовке специалистов с высшим и средним профессиональным образованием из числа лиц, обучающихся за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, либо в порядке, осуществляемом на основе государственного заказа переподготовки согласно постановлению Правительства РФ от 13.09.94 N 1047 "Об организации переподготовки и повышения квалификации государственных служащих федеральных органов исполнительной власти" и Указа Президента Российской Федерации от 07.02.95 N 103 "О государственном заказе на переподготовку и повышение квалификации государственных служащих" также за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
     
     Если дополнительное профессиональное образование сотрудников Департамента федеральной государственной службы занятости населения осуществляется в порядке, предусмотренном вышеуказанным постановлением, то объекта налогообложения не возникает.
     

     Оплата получения среднего или высшего профессионального образования физическими лицами за счет средств предприятий, учреждений и организаций, как состоящих, так и не состоящих с ними в трудовых отношениях, организуемая в иных случаях, подлежит включению в совокупный налогооблагаемый доход этих лиц в общеустановленном порядке в соответствии с п. 6 Инструкции N 35, предусматривающим, что суммы средств, направляемые предприятиями, учреждениями или организациями на оплату любых услуг, предоставляемых физическим лицам, включаются в налогооблагаемый доход этих лиц.
     
     Таким образом, поскольку оплата обучения производится из средств Государственного фонда занятости населения, а не из средств бюджета, стоимость второго высшего образования, полученного указанным способом, включается в совокупный доход физических лиц.
     

( Продолжение следует )