Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

На вопросы отвечают ( Стельмах Н.Н. )


На вопросы отвечают


Н.Н. Стельмах,
советник налоговой службы I ранга

     Доходы граждан, занимающихся закупкой большими партиями цыплят и выращиванием их до определенного веса для дальнейшей реализации, подпадают под действие подпункта "у" п. 8 Инструкции N 35 или подлежат налогообложению как доходы, полученные от предпринимательской деятельности?

     
     Пунктом 1 ст. 2 ГК РФ предпринимательская деятельность определена как самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли (дохода) от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
     
     Из этого следует, что предпринимательская деятельность может считаться таковой, если она ведется самостоятельно, организована по личной инициативе гражданина, осуществляется им на свой риск и направлена на получение дохода, который составляет один из источников получения дохода от систематического занятия деятельностью.
     
     Так как извлечение дохода - цель предпринимательской деятельности, а не ее обязательный результат, то само по себе отсутствие дохода от этой деятельности не может служить основанием для того, чтобы считать такую деятельность непредпринимательской.
     
     Доход, полученный от предпринимательской деятельности, образуется в результате покупки товара и последующей его продажи по более высокой цене. Такая деятельность представляет собой длящийся процесс, началом которого является момент покупки товара, предназначенного для дальнейшей продажи.
     
     В приведенном в запросе случае, когда граждане занимаются закупкой больших партий цыплят и выращиванием их до определенного веса для дальнейшей продажи по более высокой цене, речь идет о деятельности, отвечающей всем признакам предпринимательской. Таким образом, доходы физических лиц, полученные от продажи выращенной в личном подсобном хозяйстве птицы, подлежат налогообложению в порядке, предусмотренном главой IV Закона РФ N 1998-1.
     

     Могут ли включаться в затраты индивидуального предпринимателя взыскиваемые местной администрацией плата за рассмотрение заявления о выдаче лицензии на розничную торговлю алкогольной продукцией в размере одной десятой минимального размера оплаты труда и плата за выдачу лицензии в размере трех минимальных размеров оплаты труда в соответствии с п. 9 Положения о лицензировании розничной торговли алкогольной продукцией, утвержденного постановлением Правительства РФ от 19.08.96 N 987?

     
     В соответствии с п. 42 Инструкции N 35 в состав расходов включаются фактически произведенные и документально подтвержденные плательщиком расходы, непосредственно связанные с получением дохода.
     
     Плата за рассмотрение заявления о выдаче лицензии на розничную торговлю алкогольной продукцией и плата за выдачу лицензии, дающие право заниматься розничной торговлей алкогольной продукцией, всего лишь опосредствуют возможность получения дохода от занятия данным видом деятельности и на момент получения такого права непосредственно с получением дохода от этой деятельности не связаны.
     
     Таким образом, произведенная индивидуальным предпринимателем плата за рассмотрение заявления и выдачу лицензии на розничную торговлю алкогольной продукцией в его расходы не включается.
     

     Могут ли быть переведены на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство и реализацию изделий из драгоценных металлов?

     
     В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 29.12.95 N 222-ФЗ упрощенная система налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства применяется индивидуальными предпринимателями наряду с принятой ранее системой налогообложения, предусмотренной законодательством Российской Федерации.
     
     Право выбора системы налогообложения, учета и отчетности, включая переход к упрощенной системе или возврат к принятой ранее системе, предоставляется субъектам малого предпринимательства на добровольной основе в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
     
     Применение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности индивидуальными предпринимателями предусматривает замену уплаты установленного законодательством Российской Федерации подоходного налога на доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности, уплатой стоимости патента на занятие данной деятельностью.
     
     Объектом налогообложения в упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности является совокупный годовой доход, полученный индивидуальными предпринимателями за календарный год.
     
     Индивидуальные предприниматели, занимающиеся предпринимательской деятельностью по изготовлению подакцизных товаров, в том числе производством и реализацией изделий из драгоценных металлов, являются плательщиками акцизов согласно Федеральному закону от 06.12.91 N 1993-1 "Об акцизах" (с учетом изменений и дополнений). Таким индивидуальным предпринимателям необходимо ежемесячно уплачивать акцизы исходя из фактических оборотов по реализации товаров за истекший календарный месяц не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным, по определенной ставке процентов (ставка установлена к стоимости товаров по отпускным ценам без учета акцизов).
     
     Более того, производство драгоценных металлов, а также ювелирных изделий, содержащих драгоценные металлы и драгоценные камни, осуществляемое индивидуальными предприниматели, подлежит лицензированию в соответствии со ст. 17 Федерального закона от 25.09.98 N 158-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
     
     Таким образом, учитывая особую специфику производства и реализации изделий из драгоценных металлов, а также тот факт, что помимо уплаты подоходного налога индивидуальные предприниматели, занимающиеся данным видом деятельности, являются плательщиками акцизов, они не могут быть переведены на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности.
     

     Разъясните порядок списания стоимости находящихся в эксплуатации средств или предметов труда у индивидуальных предпринимателей?

     
     Стоимость находящихся в эксплуатации средств и предметов труда включается в состав расходов индивидуальных предпринимателей путем начисления износа.
     
     Включение в состав затрат сумм износа по предметам и средствам труда производится в следующем порядке:
     
     - малоценные предметы стоимостью не более 1/20 установленного лимита (100-кратного размера ММОТ) за единицу могут списываться индивидуальными предпринимателями на затраты сразу по мере их отпуска в производство или эксплуатацию;
     
     - стоимость находящихся в эксплуатации средств и предметов труда свыше 1/20 установленного лимита за единицу, но в пределах не более 100-кратного установленного законодательством Российской Федерации минимального размера месячной оплаты труда за единицу погашается (списывается на затраты) индивидуальными предпринимателями путем начисления износа в размере 50 % стоимости при передаче этих предметов в эксплуатацию, а остальных 50 % (за вычетом стоимости этих предметов по цене возможного использования) - при выбытии за непригодностью. Такой порядок списания объясняется следующим.
     
     Положением о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 26.12.94 N 170, а с 1 января 1999 года Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 29.07.98 N 34н, установлены единые методологические основы бухгалтерского учета и отчетности на территории Российской Федерации для организаций, являющихся юридическими лицами. Названным положением организациям предоставлено право самостоятельно определять свою учетную политику. На предпринимателей без образования юридического лица данное положение не распространяется, следовательно, индивидуальные предприниматели не наделены правом выбора методов учетной политики и способов списания МБП.
     
     Более того, в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 21.11.96 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность, ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном налоговым законодательством Российской Федерации, в связи с чем имеются различия в статусе индивидуальных предпринимателей и организаций, занимающихся предпринимательской деятельностью, что, в свою очередь, определяет и различия в методах учета доходов и расходов.
     
     Что касается организаций, то в соответствии с названным Законом они ведут бухгалтерскую отчетность - систему данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемой на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам. Организации самостоятельно определяют систему бухгалтерского учета, а значит, и разрабатывают свою учетную политику, то есть совокупность способов ведения бухгалтерского учета, избранных в качестве соответствующих условий хозяйствования. Организацией определяются условия списания стоимости малоценных и быстроизнашивающихся предметов на затраты производства продукции (работ, услуг): в полном размере на дату передачи их в эксплуатацию или путем начисления износа в размере 50 % стоимости при передаче их со склада в эксплуатацию и в размере 50 % при выбытии их за непригодностью.
     
     Что касается индивидуальных предпринимателей, то они ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном налоговым законодательством, и не могут списывать малоценные и быстроизнашивающиеся предметы на затраты производства продукции (работ, услуг) в полном размере при передаче их в эксплуатацию.
     
     Учитывая вышеизложенное, в целях предотвращения необоснованного занижения величины налогооблагаемого дохода индивидуальных предпринимателей за счет завышения расходов, вызванного единовременным включением в состав затрат полной стоимости различных средств труда и оборудования, используемых в процессе осуществления предпринимательской деятельности, суммы износа по предметам и средствам труда должны относиться на затраты в размере 50 % их стоимости при передаче их в эксплуатацию, а остальные 50 % стоимости (за вычетом стоимости этих предметов по цене их возможного использования) принимать к учету при их выбытии за непригодностью.
     

     Распространяется ли действие Федерального закона от 29.12.95 N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" на индивидуальных предпринимателей, осуществляющих арбитражное управление (временный управляющий, внешний управляющий, конкурсный управляющий)?

     
     В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 29.12.95 N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" упрощенная система налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства применяется индивидуальными предпринимателями наряду с принятой ранее системой налогообложения, предусмотренной законодательством Российской Федерации.
     
     Применение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности индивидуальными предпринимателями предусматривает замену уплаты установленного законодательством Российской Федерации подоходного налога на доход, полученный от предпринимательской деятельности, уплатой стоимости патента на занятие данной деятельностью.
     
     Объектом обложения в упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности является совокупный годовой доход, полученный индивидуальными предпринимателями за календарный год.
     
     Статьей 22 Федерального закона от 08.01.98 N 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" предусмотрена выплата арбитражным управляющим вознаграждения за каждый месяц осуществления ими своих полномочий, которая устанавливается в размере, определяемом собранием кредиторов и (или) утверждаемом арбитражным судом, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
     
     Учитывая особую специфику деятельности арбитражных управляющих, которым за осуществление своих полномочий устанавливается конкретный размер вознаграждения, они не могут быть переведены на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности.