Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

На вопросы отвечают ( Грузин П.П. )


На вопросы отвечают


П.П. Грузин,
советник налоговой службы I ранга

     

     Мы хотим подарить своему сотруднику автомобиль. Поскольку это - подарок, мы бы не хотели, чтобы он за него что-то платил. Можно ли уплатить за сотрудника подоходный налог из средств организации? Какие финансовые последствия повлечет это?

     
     Согласно ст. 1 Закона РФ от 07.12.91 N 1998-1 "О подоходном налоге с физических лиц" (далее по тексту - Закон РФ N 1998-1) плательщиками подоходного налога являются физические лица. Согласно п. 4 ст. 20 указанного Закона уплата подоходного налога за счет средств предприятий, учреждений и организаций не допускается.
     
     В соответствии со ст. 123 НК РФ неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от суммы, подлежащей перечислению. Иными словами, в случае неудержания и неперечисления подоходного налога с сотрудника будет взыскан штраф в размере 20 процентов от причитающейся к удержанию и перечислению суммы подоходного налога.
     
     В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 09.07.99 N 154-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации" с 13 августа 1998 года (указанный Закон опубликован 12.07.99 в "Собрании законодательства Российской Федерации", N 28, ст. 3487) действует иная редакция ст. 75 НК РФ, посвященной начислению пени.
     
     В связи с этим на сумму недобора по подоходному налогу, допущенного с 1 января 1999 года, до 13 августа 1999 года производится начисление пени за каждый календарный день просрочки платежа начиная со дня, следующего за сроком уплаты подоходного налога с соответствующего дохода. Сумма ежедневно начисляемого пени определяется для взыскания в размере 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования Банка России, но не более 0,1 процента в день. При этом сумма пеней не может превышать неуплаченную сумму налога.
     
     С 13 августа 1999 года пени начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Пени за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Банка России. С 13 августа ограничения в размере пени отсутствуют.
     
     С введением в действие части первой НК РФ утратила силу ст. 15 Закона РФ от 27.12.01 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", в связи с чем налоговые инспекции в настоящее время не вправе привлекать руководителей предприятий (налоговых агентов), допустивших недобор подоходного налога и несвоевременное его перечисление в бюджет, к административной ответственности.
     
     Привлечение должностных лиц к административной ответственности за указанные нарушения, не выполняющих требования налоговых органов по их устранению, производится в соответствии с п. 12 ст. 7 Закона РФ от 21.03.91 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" в размере от двух с половиной до пяти минимальных размеров оплаты труда.
     
     Применение указанных санкций не избавляет налогоплательщика (физическое лицо, получившее подарок) от обязанности уплаты подоходного налога.
     

     Я состою на налоговом учете как индивидуальный предприниматель и имею свидетельство о постановке на налоговый учет в связи с осуществлением предпринимательской деятельности. Срок действия свидетельства о государственной регистрации без образования юридического лица истек. Спустя 2 месяца я получил в Регистрационной палате свидетельство о государственной регистрации на тот же вид деятельности. Должен ли я опять становиться на налоговый учет? Какие здесь возможны нарушения и санкции при постановке или снятии с учета?

     
     Индивидуальный предприниматель, у которого истек срок действия свидетельства о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (далее по тексту - свидетельство), должен в соответствии с п. 6 ст. 3 Закона РСФСР от 07.12.91 N 2000-1 "О регистрационном сборе с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и порядке их регистрации", аннулировать свидетельство в регистрирующем органе в установленном порядке.
     
     В соответствии с п. 2 ст. 85 части первой НК РФ регистрирующий орган обязан сообщить в налоговый орган по месту своего нахождения о физическом лице, прекратившем свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, в течение 10 дней после истечения срока действия свидетельства.
     
     В соответствии с п. 2 ст. 23 НК РФ индивидуальный предприниматель обязан сообщить в налоговый орган по месту учета о ликвидации (прекращении) своей деятельности в течение трех дней со дня принятия такого решения.
     
     После этого индивидуальный предприниматель, у которого истек срок действия свидетельства, в соответствии с п. 5 ст. 84 НК РФ снимается налоговым органом с учета по его письменному заявлению о снятии с учета в течение 14 дней со дня подачи такого заявления.
     
     В случае неподачи в срок указанного заявления к индивидуальному предпринимателю применяются штрафные санкции, предусмотренные п. 1 ст. 126 НК РФ, то есть взыскивается штраф 50 руб.
     
     Если физическое лицо вновь регистрируется в качестве индивидуального предпринимателя, обязанность вновь встать на учет в установленном порядке возникает у него независимо от наличия свидетельства о постановке на учет по предыдущей деятельности.
     
     Если физическое лицо нарушило установленные п. 3 ст. 83 НК РФ сроки подачи заявления в налоговый орган о постановке на учет, то есть не подало указанное заявление в налоговый орган соответственно по месту нахождения или по месту жительства в течение 10 дней после своей государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, к нему применяются штрафные санкции, предусмотренные ст. 116 НК РФ, в соответствии с которой нарушение налогоплательщиком установленного ст. 83 НК РФ срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе влечет:
     
     - взыскание штрафа в размере 5000 руб., если срок подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе нарушен не более чем на 90 дней;
     
     - взыскание штрафа в размере 10 тыс. руб., если срок подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе нарушен более чем на 90 дней.
     

     Срок действия свидетельства о государственной регистрации предпринимателя без образования юридического лица не истек, но в то же время индивидуальный предприниматель получил в Регистрационной палате еще одно свидетельство на осуществление иного вида деятельности. Правомерно ли применение к нему налоговых санкций, если им нарушен срок постановки на учет в налоговом органе по новому виду деятельности, хотя он уже состоит на налоговом учете как предприниматель?

     
     Следует иметь в виду, что индивидуальный предприниматель подлежит постановке на учет не как таковой, а как осуществляющий тот или иной вид деятельности. Каждая выдача свидетельства о государственной регистрации в качестве предпринимателя без образования юридического лица влечет за собой необходимость постановки на налоговый учет по указанным в свидетельстве видам деятельности.
     
     В соответствии со ст. 84 НК РФ при подаче заявления о постановке на учет индивидуальный предприниматель одновременно представляет свидетельство о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или копию лицензии на право занятия частной практикой, а также документы, удостоверяющие личность налогоплательщика и подтверждающие регистрацию по месту жительства. При постановке на учет индивидуального предпринимателя в состав сведений включаются также его персональные данные: фамилия, имя, отчество; дата и место рождения; пол; адрес места жительства; данные паспорта или иного документа, удостоверяющего личность налогоплательщика; гражданство.
     
     Если зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя физическое лицо не подало заявления в налоговый орган по месту нахождения или по месту жительства в течение 10 дней после государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, оно нарушило срок, установленный для подачи заявления п. 3 ст. 83 НК РФ.
     
     В ст. 116 НК РФ указано, что нарушение налогоплательщиком установленного ст. 83 настоящего Кодекса срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 2 настоящей статьи (в п. 2 указано нарушение налогоплательщиком установленного ст. 83 НК РФ срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе на срок более 90 дней), влечет взыскание штрафа в размере 5000 руб.
     
     Нарушение налогоплательщиком установленного ст. 83 НК РФ срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе на срок более 90 дней влечет взыскание штрафа в размере 10 тыс. руб.
     
     Таким образом, применение указанных выше санкций в случае, если предприниматель нарушил срок постановки на учет в налоговом органе по новому виду деятельности, хотя он уже стоит на налоговом учете как предприниматель, является правомерным.
     

     Гражданка Российской Федерации в течение 1998 года более 183 дней находилась в Великобритании, где работала по контракту. По возвращении в Российскую Федерацию представительством фирмы-работодателя в Москве была произведена выплата дохода за выполненную работу. При производстве выплаты в представительстве иностранного юридического лица (г. Москва) было произведено удержание подоходного налога по ставкам ст. 6 Закона РФ "О подоходном налоге с физических лиц". Подав в марте 1999 года декларацию по месту жительства в Российской Федерации, гражданка попросила возвратить удержанный с нее на территории Российской Федерации налог, не предоставив при этом доказательств уплаты налога с указанного дохода в Великобритании. Имеются ли в этом случае основания для возврата подоходного налога?

     
     В соответствии со ст. 1 Закона РФ N 1998-1 плательщиками подоходного налога являются физические лица, как имеющие, так и не имеющие постоянного местожительства в Российской Федерации.
     
     Согласно ст. 2 Закона РФ N 1998-1 объектом налогообложения у физических лиц, не имеющих постоянного местожительства в Российской Федерации, является совокупный доход, полученный в календарном году от источников в Российской Федерации.
     
     Представительство иностранного юридического лица на территории Российской Федерации, выплатившее гражданке Российской Федерации доход и удержавшее с нее при выплате подоходный налог, перечисленный в бюджет г. Москвы, является источником выплаты дохода на территории Российской Федерации.
     
     Гражданка, подав декларацию в государственную налоговую инспекцию по месту наличия постоянного жилища в Российской Федерации, не вправе требовать возврата удержанного с нее представительством иностранного юридического лица на территории Российской Федерации подоходного налога, так как подоходный налог был удержан с нее во исполнение ст. 17 Закона РФ N 1998-1 о порядке налогообложения доходов, получаемых лицами, не имеющими постоянного местожительства в Российской Федерации, в которой указано, что с доходов, указанных в главах II и III настоящего Закона, налог удерживается в порядке, предусмотренном главами II -IV настоящего Закона, то есть в порядке, установленном для налогообложения доходов, получаемых физическими лицами за выполнение трудовых и иных приравненных к ним обязанностей по месту основной и не по месту основной работы (службы, учебы). Гражданкой не представлены доказательства уплаты подоходного налога с указанного дохода в Великобритании, в связи с чем есть основания полагать, что в данном случае двойного налогообложения в отношении указанного дохода не произведено.
     
     По результатам проверки декларации гражданки и в случае отсутствия арифметических ошибок при расчете налога оснований для возврата подоходного налога нет в связи с тем, что ею не представлены доказательства уплаты подоходного налога с указанного дохода в Великобритании.
     

     В результате проверки волейбольного клуба установлено, что клуб оплачивает лицензии игроков согласно Регламенту Всероссийской федерации волейбола. Просим разъяснить, включается ли в совокупный доход физических лиц стоимость оплаты клубом указанной лицензии?

     
     В соответствии с Регламентом организации и проведения чемпионатов, кубков России по волейболу, оформления лицензий, переходов, трансфертных сертификатов, утвержденным Президиумом Всероссийской федерации волейбола 27 января 1998 года, каждый спортсмен обязан иметь именную лицензию на право участия в чемпионате России, оплаченную либо им самим, либо клубом, за который он выступает. В случае отсутствия указанной именной лицензии спортсмен не допускается к соревнованиям. Расходы клуба по оплате стоимости именной лицензии спортсмена подлежат включению в совокупный доход этого физического лица, так как право участвовать в соревнованиях получает конкретное физическое лицо и обязанность по приобретению лицензии возложена на физическое лицо.
     
     Статьей 36 Федерального закона от 29.04.99 N 80_ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" также не предусмотрено исключения из налогооблагаемого дохода стоимости лицензий спортсменов.
     
     Таким образом, уплата клубом за физическое лицо стоимости именной лицензии в соответствии со ст. 2 Закона РФ N 1998-1 и п. 6 инструкции Госналогслужбы России от 29.06.85 N 35 включается в совокупный доход физического лица.
     

     Имеет ли право налоговый инспектор в ходе выездной налоговой проверки при наличии подписи подотчетного лица в расходном кассовом ордере о получении указанной в нем суммы в подотчет без указания срока, на который выданы подотчетные деньги, считать указанные суммы беспроцентным займом и обсчитывать материальную выгоду за пользование этими денежными средствами, доначисляя подоходный налог?

     
     Налоговым законодательством не предусмотрено право налогового инспектора вмешиваться в хозяйственную деятельность организации и изменять характер оформленной хозяйственной операции. Исчисление материальной выгоды по полученным подотчетным суммам Законом РФ N 1998_1 не предусмотрено.
     
     Пунктом 71 инструкции Госналогслужбы России от 29.06.85 N 35 "По применению Закона Российской Федерации “О подоходном налоге с физических лиц”" предусмотрена обязанность налоговых органов при проверке правильности исчисления подоходного налога произвести сверку начисленного дохода работника с данными бухгалтерского учета по учету расчетов с подотчетными лицами по суммам, выданным под отчет.
     
     В случае если в ходе проверки налогового органа будет установлено, что под предлогом выдачи подотчетных сумм фактически выдавались заемные средства, налоговый орган в соответствии с подпунктом 1 п. 1 ст. 45 НК РФ может обратиться в суд с иском о взыскании недобора по налогу и штрафа в связи с изменением налоговым органом юридической квалификации сделок. В этом случае при расчете подоходного налога от материальной выгоды в виде экономии на процентах при получении заемных средств будут применяться положения подпункта "я.13" п. 1 ст. 3 Закона РФ N 1998-1.
     
     В случае выявления допущенных организацией нарушений п. 11 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного решением Совета директоров Банка России от 22.09.93 N 40, в том числе отсутствия приказа руководителя о выдаче наличных денег в подотчет, отсутствия сроков, на которые выдаются денежные суммы, выдачи в подотчет денег без полного отчета по предыдущей сумме, длительного нахождения денежных средств на руках у подотчетных лиц, налоговый орган обязан информировать банк, обслуживающий организацию по договору на расчетно-кассовое обслуживание.
     

     Я являюсь автором изобретений. Права на получение патентов уступлены мною организации, где я работаю. Изобретения используются организацией начиная с 1998 года. При выплате мне дохода бухгалтерия предприятия удержала налог со всей суммы вознаграждения, отказав в принятии в зачет расходов по созданию изобретений в размере 30 % от суммы авторского вознаграждения, как это предусмотрено постановлением Правительства РФ от 28.05.92 N 355 "О порядке определения расходов, учитываемых при налогообложении сумм вознаграждений физических лиц за издание, исполнение или иное использование произведений науки, литературы и искусства, а также вознаграждений авторов открытий, изобретений и промышленных образцов", ссылаясь на то, что в соглашении о переуступке прав на получение патента предприятию имеются слова о том, что изобретения были осуществлены в порядке выполнения служебного задания.

     
     Статьей 11 Закона РФ N 1998-1 предусмотрено, что при выплате вознаграждений авторам открытий, изобретений и промышленных образцов, а также при исчислении налога по совокупному годовому доходу учитываются документально подтвержденные расходы.
     
     Если эти расходы не могут быть подтверждены документально, то они могут быть приняты к зачету по нормативам в размерах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 28.05.92 N 355 "О порядке определения расходов, учитываемых при налогообложении сумм вознаграждений физических лиц за издание, исполнение или иное использование произведений науки, литературы и искусства, а также вознаграждений авторов открытий, изобретений и промышленных образцов".
     
     Вместе с тем п. 2 этого постановления определено, что если расходы авторов изобретений возмещаются заказчиками, то при определении подлежащего налогообложению дохода авторов указанные расходы из суммы полученного вознаграждения не исключаются.
     
     Таким образом, поскольку Ваши изобретения были осуществлены в порядке выполнения служебного задания, то есть затраты по выполнению указанного задания несло предприятие и оно осуществляло финансирование работ, бухгалтерия предприятия поступила в соответствии с действующим налоговым законодательством.
     

     По договору подряда с сельскохозяйственным предприятием я занимаюсь как физическое лицо выращиванием яблок. Мой труд оплачивается натуроплатой (яблоками). Я реализую эти яблоки торговым организациям. Помимо этого я являюсь индивидуальным предпринимателем, но деятельность по выращиванию и продаже яблок предпринимательской не считаю. Налоговая инспекция настаивает на том, что эта деятельность является предпринимательской. Могу ли я заниматься выращиванием яблок по договору подряда и их реализацией не как предприниматель? В каком порядке с меня должен удерживаться подоходный налог? Имею ли я право пользоваться вычетами в размере 1000-кратного размера минимальной месячной оплаты труда?

     
     Согласно подпункту "я.6" п. 1 ст. 3 Закона РФ N 1998-1 стоимость продукции собственного производства колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, реализованной в счет натуральной оплаты труда и натуральной выдачи, не превышающая пятидесятикратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда, не включается в совокупный доход, полученный физическими лицами в налогооблагаемый период. Под натуральной выдачей для целей налогообложения следует понимать выдачу продукции собственного производства, выдаваемой как за выполненную работу (например, по договорам подряда и другим), так и в иных случаях, предусмотренных учредительными документами колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных предприятий.
     
     В соответствии с подпунктом "т" п. 1 ст. 3 Закона РФ N 1998-1 суммы, получаемые Вами как физическим лицом в течение года от продажи имущества в виде принадлежащих Вам на праве собственности яблок (не выращенных в личном подсобном хозяйстве), в части, не превышающей тысячекратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда, не включаются в Ваш налогооблагаемый доход. По желанию плательщика такой вычет может быть заменен вычетом фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, связанных с получением указанных доходов.
     
     При этом согласно ст. 12 Закона РФ N 1998-1 исчисление подоходного налога с доходов, полученных индивидуальными предпринимателями от реализации товаров, изделий и другого имущества, в процессе осуществления ими предпринимательской деятельности, производится без исключения из совокупного облагаемого дохода этих лиц сумм, указанных в подпункте "т" п. 1 ст. 3 Закона РФ N 1998-1. В этом случае исключению из облагаемого налогом дохода подлежат документально подтвержденные и фактически произведенные расходы, связанные с изготовлением и реализацией имущества.
     
     В случае возникновения спора о том, является указанная деятельность предпринимательской или нет, вопрос решается в судебном порядке.