Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О налогообложении индивидуальных предпринимателей


О налогообложении индивидуальных предпринимателей

     

Н.Н. Стельмах,
советник налоговой службы I ранга

1. Правила расчетов наличными денежными средствами, осуществляемых индивидуальными предпринимателями

     
     Правила расчетов наличными денежными средствами в Российской Федерации регулируются в настоящее время указаниями Банка России от 07.10.98 N 375-У "Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами". Принимая данные указания, Банк России установил предельный размер расчетов наличными деньгами по одному платежу только между организациями-юридическими лицами, образованными в соответствии с законодательством Российской Федерации, а не между индивидуальными предпринимателями.
     
     Пунктом 9 Указа Президента Российской Федерации от 23.05.94 N 1006 "Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей" предусмотрено, что при несоблюдении условий работы с денежной наличностью, а также порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации предприятиями, учреждениями, организациями и физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, применяются следующие меры финансовой ответственности:
     
     - за осуществление расчетов наличными денежными средствами с другими предприятиями, учреждениями и организациями сверх установленных предельных сумм - штраф в 2-кратном размере суммы произведенного платежа;
     
     - за неоприходование (неполное оприходование) в кассу денежной наличности - штраф в 3-кратном размере неоприходованной суммы;
     
     - за несоблюдение действующего порядка хранения свободных денежных средств, а также за накопление в кассах наличных денег сверх установленных лимитов - штраф в 3-кратном размере выявленной сверхлимитной кассовой наличности.
     
     Банку России в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 02.12.90 N 394-1 "О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)" предоставлено право разрабатывать и проводить единую государственную денежно-кредитную политику, а также устанавливать правила осуществления расчетов в Российской Федерации. По вопросу применения названного Указа в отношении индивидуальных предпринимателей, осуществляющих свою деятельность без образования юридического лица, Банк России дал разъяснения письмом от 16.03.95 N 14-4/95 по отдельным вопросам порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации и условий работы с денежной наличностью. В п. 19 письма разъясняется, что в соответствии с п. 3 ст. 23 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ, Кодекс) к предпринимательской деятельности граждан применяются правила Кодекса, регулирующие деятельность коммерческих организаций, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов и существа правоотношений.
     
     Исходя из вышеизложенного следует, что отдельные правовые акты могут регулировать деятельность только организаций и не иметь отношения к деятельности индивидуальных предпринимателей (см., например, указание Банка России от 07.10.98 N 375-У, где установлен предельный размер расчетов наличными деньгами по одному платежу между юридическими лицами). Поэтому меры финансовой ответственности к индивидуальным предпринимателям за осуществление расчетов наличными денежными средствами с другими организациями сверх установленных сумм не применяются.
     

     Меры финансовой ответственности не применяются к индивидуальным предпринимателям и за несоблюдение действующего порядка хранения свободных денежных средств, а также за накопление в кассах наличных денег сверх установленных лимитов, поскольку порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденный решением Совета директоров Банка России от 22.09.93 N 40, применяется только к организациям. В соответствии с п. 44 настоящий Порядок ведения кассовых операций применяется всеми организациями на территории Российской Федерации, кроме учреждений банков, учреждений и предприятий Федерального управления почтовой связи при Минсвязи России, а также предприятий и организаций, на которые не распространяется действие Закона РСФСР от 25.12.90 N 445-1 "О предприятиях и предпринимательской деятельности".
     
     Более того, не является обязательным для выполнения индивидуальными предпринимателями положение от 05.01.98 N 14-П "О правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации", утвержденное Советом директоров Банка России 19.12.97 N 47. Настоящее положение обязательно для выполнения территориальными учреждениями Банка России, расчетно-кассовыми центрами, кредитными организациями и их филиалами, включая учреждения Сберегательного банка Российской Федерации, а также организациями, предприятиями и учреждениями на территории Российской Федерации.
     
     При решении вопроса о применении к индивидуальным предпринимателям мер финансовой ответственности за неоприходование (неполное оприходование) в кассу денежной наличности необходимо руководствоваться разъяснениями от 16.03.95 N 14-4/95 "По отдельным вопросам порядка введения кассовых операций в Российской Федерации и условий работы с денежной наличностью", пунктом 19 которых предусмотрено, что соблюдение физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, условий работы с денежной наличностью контролируется МНС России в порядке, установленном налоговым законодательством.
     
     Так, п. 65 инструкции Госналогслужбы России от 29.06.95 N 35 "По применению закона Российской Федерации “О подоходном налоге с физических лиц”" предусмотрено, что правильность ведения учета доходов и расходов проверяется работниками налоговых органов при проведении проверок достоверности указанных в декларации сведений о доходах и расходах, а также при проведении обследований деятельности физических лиц независимо от того, где такие обследования проводятся (в местах производства, реализации и т.п.).
     

     До внесения соответствующих изменений и дополнений налоговые органы при проверке правильности применения п. 9 Указа Президента Российской Федерации от 23.05.94 N 1006 "Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей" к индивидуальным предпринимателям мер финансовой ответственности за осуществление расчетов наличными денежными средствами с другими организациями сверх установленных предельных сумм, за несоблюдение действующего порядка хранения свободных денежных средств, а также за накопление в кассах наличных денежных средств сверх установленных лимитов не применяют, а контролируют достоверность указанных в декларации сведений о доходах и расходах и работу с денежной наличностью, в части учета (полного оприходования) денежных средств.     
  

2. Порядок применения индивидуальными предпринимателями механизма ускоренной амортизации

     
     В соответствии со ст. 12 Закона РФ от 07.12.91 N 1998-1 "О подоходном налоге с физических лиц" состав расходов индивидуальных предпринимателей формируется относительно состава затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), определяемых Правительством РФ в Положении о составе затрат (приказ Минфина России от 05.08.92 N 552).
     
     Включение амортизационных отчислений в себестоимость продукции (работ, услуг) предусмотрено подпунктом "х" п. 2 названного Положения.
     
     Федеральным законом от 14.06.95 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, отнесены к субъектам малого предпринимательства, в связи с чем на них распространяется действие положений законодательных актов и документов, связанных с деятельностью субъектов малого предпринимательства.
     
     Статьей 10 данного Закона предусмотрено право применять ускоренную амортизацию основных производственных фондов с отнесением затрат на издержки производства в размере, в два раза превышающем нормы, установленные для соответствующих видов основных фондов. Наряду с применением механизма ускоренной амортизации индивидуальные предприниматели могут списывать дополнительно как амортизационные отчисления до 50 % первоначальной стоимости основных фондов со сроком службы более трех лет.
     
     Право дополнительного списания основных средств наряду с применением механизма ускоренной амортизации реализуется индивидуальными предпринимателями в целях стимулирования обновления машин и оборудования в первый год их функционирования. Начиная с месяца, следующего за вводом в эксплуатацию основных фондов, индивидуальный предприниматель вправе применять механизм ускоренной амортизации активной части производственных основных фондов в размере, в два раза превышающем нормы, установленные для соответствующих видов основных фондов. При этом расчет производится исходя из первоначальной стоимости фондов, и предварительное начисление износа в размере до 50 % их первоначальной стоимости не уменьшает эту стоимость для расчета амортизации ускоренным методом.
     
     Так, в соответствии с приказом Минфина России от 12.11.96 N 97 "О годовой бухгалтерской отчетности организаций" (в ред. от 20.10.98) к производственным основным средствам относятся объекты, использование которых направлено на систематическое получение прибыли как основной цели деятельности, то есть использование в процессе производства промышленной продукции.
     
     В связи с выходом Федерального закона от 14.06.95 N 88-ФЗ, регламентирующего нормы деятельности субъектов малого предпринимательства, в частности, применение механизма ускоренной амортизации и дополнительное списание амортизационных отчислений, аналогичные нормы, установленные в других нормативных документах, на указанные субъекты распространяться не должны. Так, не распространяется на индивидуальных предпринимателей постановление Правительства РФ от 19.08.94 N 967 "Об использовании механизма ускоренной амортизации и переоценки основных фондов" и п. 5 Указа Президента Российской Федерации от 08.05.96 N 685 "Об основных направлениях налоговой реформы в Российской Федерации и мерах по укреплению налоговой и платежной дисциплины".
     

3. Порядок уплаты единого налога на вмененный доход предпринимателями, осуществляющими разовую выездную торговлю

     
     В соответствии с п. "и" ст. 72 Конституции РФ установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Это положение развивает одну из основ конституционного строя Российской Федерации - принцип единства экономического пространства и равного налогового бремени. В сфере налоговых отношений это означает, что нельзя ставить в зависимость от формы собственности, организационно-правовой формы предпринимательской деятельности, местонахождения налогоплательщика и иных, носящих дискриминационный характер, оснований установление дополнительных налогов, а также их повышенных ставок.
     
     Принцип установления налогов законами закреплен в ст. 57 Конституции РФ. Применительно к налогам субъектов Российской Федерации, с учетом изложенных конституционных положений, законно установленными могут считаться только такие налоги, которые вводятся законодательными органами субъектов Российской Федерации в соответствии с общими принципами налогообложения и сборов, определенными федеральными законами.
     
     В соответствии с Федеральным законом от 31.07.98 N 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" единый налог устанавливается и вводится в действие нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и обязателен к уплате на их территории.
     
     Согласно ст. 83 части первой Налогового кодекса Российской Федерации в целях проведения налогового контроля налогоплательщики-физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту жительства.
     
     Порядок исчисления единого налога определяется принятыми в названных субъектах Российской Федерации законами о едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности и на основе формул расчета сумм единого налога с учетом ставки значения базовой доходности, числа физических показателей, влияющих на результаты предпринимательской деятельности, а также повышающих (понижающих) коэффициентов базовой доходности, которые определяются в зависимости от установленных показателей для всех категорий налогоплательщиков.
     
     Порядок перехода на уплату единого налога, предусмотренный ст. 10 Федерального закона N 148-ФЗ, предусматривает, что не позднее одного месяца со дня официального опубликования указанного нормативного правового акта все индивидуальные предприниматели обязаны представить в налоговый орган по месту налогового учета расчет суммы единого налога, подлежащей уплате в очередном налоговом периоде, произведенный ими в соответствии с принятым нормативным правовым актом. После этого не позднее трех дней со дня уплаты единого налога индивидуальным предпринимателям выдается свидетельство.
     
     Из вышеуказанных норм части первой Налогового кодекса Российской Федерации и Федерального закона N 148-ФЗ следует, что расчет суммы единого налога, подлежащей уплате в очередном налоговом периоде, индивидуальные предприниматели представляют только в налоговый орган по месту налогового учета, то есть по месту жительства.