Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О применении финансовых санкций при осуществлении документальных проверок организаций, имеющих структурные подразделения


О применении финансовых санкций при осуществлении документальных проверок организаций, имеющих структурные подразделения


Н.Н. Шелемех,
государственный советник налоговой службы III ранга,
Московская обл.

     
     Федеральным законом от 31.07.98 N 147-ФЗ (в ред. Федерального закона от 09.07.99 N 155-ФЗ) с 1 января 1999 года введена в действие часть первая Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - НК РФ), из ст. 19 которой следует:
     
     - налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы;
     
     - филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту своего нахождения в порядке, предусмотренном НК РФ.
     
     Исходя из ст. 83 НК РФ организация, в состав которой входят обособленные подразделения, расположенные на территории Российской Федерации, обязана встать на учет в качестве налогоплательщика в налоговом органе как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения.
     
     При осуществлении деятельности в Российской Федерации через обособленные подразделения заявление о постановке организации на учет по месту нахождения обособленного подразделения подается в течение одного месяца после его создания.
     
     В соответствии со ст. 89 НК РФ (в ред. Федеральных законов от 30.03.99 N 51-ФЗ и от 09.07.99 N 154-ФЗ) налоговым органам предоставлено право при проведении выездных проверок организаций-налогоплательщиков (налоговых агентов, плательщиков сборов), имеющих филиалы и представительства, проводить проверки этих филиалов и представительств независимо от того, проверяется сам налогоплательщик (головная организация) или его филиалы. При этом срок проведения выездной проверки увеличивается на один месяц при проверке каждого филиала и представительства.
     
     По результатам выездной налоговой проверки после составления справки о проведенной проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен по установленной форме акт налоговой проверки, подписываемый этими лицами и руководителем проверяемой организации либо его представителем.
     
     В акте налоговой проверки должны быть указаны, как это следует из п. 2 ст. 10 НК РФ, документально подтвержденные факты налоговых правонарушений, выявленные в ходе проверки, или отсутствие таковых, а также выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений и ссылки на статьи НК РФ, предусматривающие ответственность за данный вид налоговых правонарушений.
     

     При отсутствии письменных объяснений или возражений по акту налоговой проверки со стороны налогоплательщика материалы проверки рассматриваются руководителем (заместителем руководителя) налогового органа. В случае предоставления налогоплательщиком письменных объяснений или возражений по акту налоговой проверки рассмотрение осуществляется в присутствии должностных лиц организации-налогоплательщика либо ее представителя.
     
     И здесь возникает конкретный вопрос: решение по результатам выездной налоговой проверки принимается относительно головной организации или относительно филиалов и представительств?
     
     В настоящее время порядок взыскания налогов с юридических лиц, имеющих филиалы и представительства, определен в законах по конкретным налогам.
     
     Так, например, согласно Законам РФ от 18.10.91 N 1759-1 "О дорожных фондах Российской Федерации", от 13.12.91 N 2030-1 "О налоге на имущество предприятий", от 27.12.91 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (с учетом внесенных в эти законы изменений и дополнений) плательщиками налогов наряду с юридическим лицом являются филиалы и другие обособленные подразделения предприятий и организаций, имеющие отдельный баланс и расчетный (текущий) счет, но не являющиеся юридическими лицами.
     
     В соответствии со ст. 11 НК РФ (в ред. Федерального закона от 09.07.99 N 154-ФЗ) обособленное подразделение организации - любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.
     
     Таким образом, в настоящее время контроль и взыскание налогов осуществляются у налогоплательщика, который не всегда может быть юридическим лицом. Следовательно, привлекаться к налоговой ответственности по результатам проверки за нарушения налогового законодательства будет плательщик того или иного налога.
     
     Вместе с тем, если плательщик налога не уплатит соответствующие суммы предъявленных ему финансовых санкций за нарушение налогового законодательства, то эти суммы могут быть взысканы в бесспорном порядке только по решению суда, однако при обращении налогового органа в суд с иском о взыскании финансовых санкций с налогоплательщика-неюридического лица ответчиком по делу будет выступать юридическое лицо, в состав которого входит это подразделение - плательщик налога.
     
     Из вышеизложенного следует, что юридическое лицо может быть ответчиком за неуплату штрафных санкций за каждое свое структурное подразделение, неюридическое лицо, являющееся самостоятельным плательщиком того или иного налога по действующему законодательству.
     
     Если юридическое лицо имеет обособленные подразделения, не являющиеся по действующему законодательству самостоятельными плательщиками налогов, и перечисляет за них налоги в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты по месту их нахождения, то при проведении в целом по юридическому лицу мероприятий налогового контроля, в том числе камеральных и выездных налоговых проверок, финансовые санкции будут применяться к нему в соответствии с главой 16 части первой НК РФ.