Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

На вопросы читателей журнала отвечают ( Минаев Б.А. )

     

На вопросы читателей журнала отвечают

     

Б.А. Минаев,
государственный советник
налоговой службы II ранга

    Имеет ли право предприятие предъявить к зачету суммы НДС по услугам и товарно-материальным ценностям, оплаченным за счет средств банковского кредита до его погашения?
     
     
(В.А. Костин, Е.Ю. Кожухова, г. Москва)

     
     Предусмотренное Законом РФ от 06.12.91 N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" право на возмещение сумм входного НДС по приобретенным сырью, материалам и другим материальным ресурсам, используемым для производственных целей, по факту оплаты поставщикам является основополагающим, безусловным.
     
     Вместе с тем существенное значение для практической реализации этого права имеет источник средств, используемых для оплаты этих материальных ресурсов (работ, услуг) и налога.
     
     Исходя из сути отношений, складывающихся по договору займа, когда предметом договора является оплата заимодавцем коммунальных услуг (работ), оказываемых предприятию-заемщику, переход права собственности по этим платным услугам (работам) заемщику следует рассматривать непосредственно по факту их оплаты.
     
     Применительно к ситуации, изложенной в вопросе, фактом оплаты является момент возврата заемщиком заимодавцу сумм займа. Поэтому возмещение предприятию-заемщику сумм входного НДС по коммунальным платежам следовало бы производить после возврата сумм займа.
     

    Достаточно ли выделения сумм НДС только в счетах-фактурах, выписываемых белорусским продавцом (поставщиком) российскому покупателю (заказчику), без отражения этих сумм налога в других платежно-расчетных документах?
     
     
(В.С. Юркевич, г. Смоленск)

     
     В соответствии с действующим в Российской Федерации налоговым законодательством и инструкцией Госналогслужбы России от 11.10.95 N 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость" выполнение требования о необходимости выделения сумм НДС в расчетных документах (поручениях, требованиях-поручениях, требованиях) обязательно по всем сделкам купли-продажи.
     
     Общеустановленные еще в годы Советской власти счета-фактуры по своей сути относятся к первичным учетным документам, используемым при неденежных формах расчетов, как правило, при бартерных сделках, расчетах с использованием векселей, зачетах взаимных требований. Налоговый (НДС-ный) счет-фактура, введенный в действие с 1 января 1997 года в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 08.05.96 N 685 "Об основных направлениях налоговой реформы в Российской Федерации и мерах по укреплению налоговой и платежной дисциплины", действительно является инструментом дополнительного контроля за процессом начисления сумм НДС на балансе поставщика и за правильностью возмещения из бюджета этих же сумм НДС на балансе покупателя.
     

     Расчеты между хозяйствующими субъектами государств-участников СНГ согласно п. 17 Инструкции N 39 производятся с соблюдением требований по их оформлению в порядке, предусмотренном в п. 16 вышеуказанной Инструкции.
     
     Таким образом, по российскому законодательству выделение сумм НДС для последующего их возмещения из бюджета на балансе покупателя (заказчика) только в счетах-фактурах недостаточно, поскольку эта информация не дает ответа о реально осуществленной денежной оплате по договору купли-продажи через учреждения банков, дающей право покупателю на возмещение входного НДС.
     

    Нужно ли уплачивать в бюджет НДС с получаемой арендной платы и возмещать НДС по уплачиваемой арендатору арендной плате в случае, если предприятие малого бизнеса перешло на упрощенную систему учета и отчетности?
     
     
(Г.А. Балаян, г. Москва)

     
     Малые предприятия, применяющие на добровольной основе упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, согласно Федеральному закону от 29.12.95 N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" вместо установленных законодательством Российской Федерации региональных и местных налогов и сборов уплачивают в бюджет единый налог. Для этих предприятий сохраняется действующий порядок уплаты таможенных платежей, государственных пошлин, налога на приобретение автотранспортных средств, лицензионных сборов, отчислений в государственные социальные внебюджетные фонды.
     
     Совокупный доход таких малых предприятий исчисляется как разница между валовой выручкой и стоимостью использованных в процессе производства товаров (работ, услуг), сырья, материалов, комплектующих изделий, приобретенных товаров, топлива, эксплуатационных расходов, текущего ремонта, затрат на аренду помещений, используемых для производственной и коммерческой деятельности, затрат на аренду транспортных средств, расходов на уплату процентов за пользование кредитными ресурсами банков (в пределах действующей ставки рефинансирования Банка России плюс 3 %), оказанных услуг, а также сумм НДС, уплаченных поставщикам, налога на приобретение автотранспортных средств, отчислений в государственные социальные внебюджетные фонды, уплаченных таможенных платежей, государственных пошлин и лицензионных сборов.
     
     Исходя из этой законодательной нормы предприятия малого бизнеса, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, не являются плательщиками НДС. Эти предприятия не ведут ни счетов-фактур, ни книг покупок и продаж, и в своих счетах на выполненные, оказанные платные работы (услуги), так же как и на поставку товаров покупателям, НДС не выделяют.
     
     Указанные предприятия не имеют права и на возмещение (зачет) из бюджета сумм входного НДС по приобретаемым от поставщиков товарам, по выполненным (оказанным) для них подрядчиками работам (услугам).
     
     Они должны относить суммы указанного входного НДС на затраты своего производства.
     
     В связи с вышеизложенным такое предприятие не должно платить НДС в бюджет с сумм арендной платы, получаемой с арендаторов, и не может претендовать на возмещение (зачет) из бюджета НДС, уплаченного в составе арендной платы арендодателю.