Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О типичных ошибках, допускаемых при подтверждении легальности производства и оборота алкогольной продукции


О типичных ошибках, допускаемых при подтверждении легальности производства и оборота алкогольной продукции

     
     И.Н. Николаева
     
     Контроль за производством и оборотом алкогольной продукции не теряет своей актуальности потому, что реализация винно-водочных изделий обеспечивает немалую долю налоговых поступлений в бюджет. Важность этого контроля подтверждена постановлением Правительства РФ от 06.10.98 N 1159 "Об усилении государственного регулирования в сфере производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции", положения которого направлены на защиту здоровья и жизни населения, повышение качества продукции, поступающей на рынок, усиление государственного контроля и регулирования в сфере производства и оборота алкогольной продукции, увеличение поступлений доходов в бюджеты всех уровней. Все это можно реализовать в полной мере только в случае, если будет обеспечено производство и реализация легальной алкогольной продукции. Поэтому особое значение приобретают документы, регламентирующие и обеспечивающие производство и реализацию алкогольной продукции, безопасной для здоровья населения, доходы от операций с которой пополнят бюджет.
     
     К таким документам относятся два постановления Правительства РФ, являющиеся наиболее важными при рассмотрении данной темы, - от 15.08.97 N 1018 "О введении отчетности об использовании специальных марок организациями-производителями алкогольной продукции" (далее по тексту - Постановление N 1018) и от 15.08.97 N 1019 "Об утверждении перечня документов, подтверждающих легальность производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции на территории Российской Федерации" (далее по тексту - Постановление N 1019).
     
     Начать следует с Постановления N 1019, в котором утвержден перечень документов, удостоверяющих легальность производства и оборота алкогольной продукции и способствующих контролю за ее прохождением от организации-производителя до потребителя на территории Российской Федерации.
     
     При выполнении данного постановления встречаются два вида ошибок, допускаемых предприятиями и организациями.
     
     1. Предприятия и организации считают, что с введением в действие постановления Правительства РФ N 1019 от них требуется на выбор наличие либо только документов, перечисленных в данном постановлении, либо только документов, обязательное наличие которых предусмотрено другими нормативными документами, действовавшими еще до вступления в силу рассматриваемого постановления, либо (самый радикальный вариант) они полагают, что данное постановление просто отменяет все ранее действовавшие нормативные акты, содержащие какие-либо требования к наличию определенных видов документов, подтверждающих легальность или качество произведенной алкогольной продукции. Такие подходы не являются правомерными. Рассматриваемое Постановление N 1019 не отменяет требования других нормативных актов в части наличия документов, которыми должна быть снабжена алкогольная продукция, не заменяет их требований, а действует параллельно с ними.
     
     Нередко организации, занимающиеся оптовой торговлей алкогольной продукцией и имеющие лицензию только на оптовую торговлю данной продукцией, ознакомившись с содержанием Постановления N 1019, начинают заниматься еще и розничной торговлей спиртным, не имея лицензии именно на такой вид деятельности. Аналогичное представление складывается и у организаций, не имеющих соответствующей лицензии, но желающих начать вести розничную торговлю алкогольной продукцией. При этом организации конкретно ссылаются на абзац 2 п. 3 Постановления N 1019, которым предусмотрено, что в случае если товар реализуется собственником товара через принадлежащую ему розничную торговую сеть, каждая торговая точка по продаже товара должна иметь копию справки к товарно-транспортной накладной, заверенную печатью собственника товара. Организации считают, что указанный документ заменяет лицензию на право осуществления розничной торговли алкогольной продукцией и его наличие в каждой торговой точке дает право работать и без указанной лицензии. Однако, как уже было отмечено, Постановлением N 1019 утвержден перечень документов, подтверждающих легальность производства и оборота алкогольной продукции на территории Российской Федерации. Данный документ не отменяет требования других законодательных документов, в том числе Федерального закона от 22.11.95 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" о наличии лицензии на право осуществления розничной торговли алкогольной продукцией. В связи с этим в любом случае предприятия и организации должны в обязательном порядке иметь лицензии, разрешающие осуществлять виды деятельности, которые в соответствии с действующим законодательством подлежат лицензированию.
     
     2. При работе с Постановлением N 1019 предприятия и организации допускают ошибки при оформлении справки к товарно-транспортной накладной, форма которой приведена в Приложении к данному постановлению.
     
     Рассмотрим две ситуации. Первая из них возникает в связи с необходимостью заверять все документы, наличие которых предусмотрено Постановлением N 1019, включая копии, оригиналами оттисков печатей. Как правило, предприятиям и организациям неудобно использовать именно оригинал оттиска печати, и они считают достаточным вместо этого прилагать к справке доверенность, выданную лицу, представляющему интересы покупателя, на право подписи этой справки. Однако это является ошибкой. Учитывая, что в соответствии со ст. 115 Конституции Российской Федерации постановления и распоряжения Правительства РФ обязательны к исполнению на территории Российской Федерации, а также то, что в Постановлении N 1019 дается прямое указание на необходимость использования при оформлении справки к товарно-транспортной накладной именно оттиска оригинала печати, иное оформление не допускается. В связи с этим доверенность, выданная лицу, представляющему интересы покупателя, на право подписи этой справки, не может заменить оригинал оттиска печати покупателя.
     
     Вторая ситуация связана с требованием наличия справки к товарно-транспортной накладной при осуществлении торговли алкогольной продукцией посредством розничной торговой сети. Здесь снова делается ссылка на абзац 2 п. 3 Постановления N 1019, где говорится, что каждая торговая точка, продающая алкогольную продукцию, должна быть снабжена копией справки к товарно-транспортной накладной. Однако многие предприятия и организации не считают необходимым снабжать копией указанного документа каждую торговую точку в пределах одного населенного пункта на том основании, что при необходимости они могут представить контролирующим органам оригинал этой справки, привезя ее из основного предприятия. При рассмотрении данной ситуации следует исходить из того, что в Постановлении N 1019 содержится конкретное требование о том, чтобы копией справки к товарно-транспортной накладной была снабжена именно каждая торговая точка. Поэтому даже при условии расположения основной организации и ее торговых точек в пределах одного населенного пункта каждая торговая точка должна иметь копию справки к товарно-транспортной накладной, оформленной в соответствии с определенными требованиями.
     
     Теперь рассмотрим ошибки, которые чаще всего допускаются предприятиями и организациями при выполнении требований Постановления N 1018.
     
     Отчетность об использовании специальных марок организацией-производителем алкогольной продукции применяется в целях осуществления контроля за получением и использованием введенных постановлением Правительства РФ от 03.08.96 N 938 "О введении специальной маркировки алкогольной продукции, производимой на территории Российской Федерации" специальных марок, предназначенных для подтверждения легальности производства этой продукции. Кроме того, одновременно контролируются полнота и правильность начисления и уплаты акцизов на алкогольную продукцию. Количество специальных марок, которое предприятие может приобрести в налоговых органах, зависит от того, какая сумма акцизов уплачена в бюджет за соответствующий период. При этом необходимо обратить внимание на то, что акцизы считаются нарастающим итогом с начала 1997 года.
     
     Нередки случаи, когда налоговые инспекции отказывают предприятиям-изготовителям алкогольной продукции в продаже специальных марок, ссылаясь на различные причины, например на то, что они являются недоимщиками по акцизам. Насколько правомерны такого рода ссылки налоговых органов?
     
     Абзац 3 п. 2 Постановления N 1018 устанавливает, что специальные марки не продаются организациям-производителям алкогольной продукции, не представившим отчеты в установленный срок или указавшим недостоверные сведения. Только эти причины могут служить основанием для отказа от продажи специальных марок.
     
     Возможны и некоторые ограничения выдачи специальных марок. Налоговые органы вправе это сделать на основании п. 3 Постановления N 1018, в котором указано, что если за прошедший с начала 1997 года период сумма фактически уплаченных организацией-производителем алкогольной продукции акцизов на алкогольную продукцию не превышает 60 % суммы акцизов, рассчитанной исходя из количества приобретенных организацией специальных марок, налоговые органы реализуют марки такой организации не чаще одного раза в месяц в количестве, не более чем на 20 % превышающем то количество специальных марок, которое соответствует среднемесячной сумме акцизов, фактически уплаченных организацией с начала 1997 года.
     
     Методика расчета этого процента (для определения количества подлежащих выдаче специальных марок и периодичности их выдачи) приведена в Порядке расчета потребности в специальных марках, подлежащих выдаче организациям-производителям алкогольной продукции, доведенном до сведения всех заинтересованных лиц письмом Госналогслужбы России от 09.01.98 N АС-6-31/11. Если величина искомого процента не превышает 60, вступает в силу ограничение в выдаче специальных марок, о котором говорилось выше. В случае если он превышает величину 60 %, налоговые органы вправе продать организации то количество специальных марок, которое ею запрошено, учитывая при этом содержание п. 4 Постановления N 1018, в соответствии с которым налоговым органам предписано продавать организациям-производителям алкогольной продукции специальные марки в количестве, не превышающем двухмесячную потребность, с учетом имеющихся у них неиспользованных специальных марок. Для примера следует взять организацию, которая полностью и своевременно уплачивает акцизы за алкогольную продукцию, имея квартальную потребность в спецмарках, равную (условно) 360 тыс. шт., и неиспользованные остатки марок на дату составления расчета в количестве 80 тыс. штук. Какое количество специальных марок должна продать налоговая инспекция при таких данных?
     
     1. Определяем потребность предприятия в специальных марках на один месяц:
     
     360 тыс. шт. : 3 мес. = 120 тыс. шт.
     
     2. Устанавливаем двухмесячную потребность предприятия в спецмарках:
     
     120 тыс. шт. х 2 мес. = 240 тыс. шт.
     
     3. Находим количество спецмарок, подлежащих выдаче с учетом их неиспользованного остатка:
     
     240 тыс. шт. - 80 тыс. шт. = 160 тыс. шт.
     
     Таким образом, налоговая инспекция в рассматриваемом случае должна продать предприятию не более 160 тыс. шт. специальных марок.
     
     В Постановлении N 1018 используется термин "условно начисленные акцизы", подразумевающий сумму акцизов, которую предприятие-производитель алкогольной продукции должно было бы уплатить в бюджет со всего объема произведенной им в определенный период алкогольной продукции. Эта сумма рассчитывается по каждому виду алкогольной продукции как произведение количества продукции, предназначенной для реализации в Российской Федерации и странах СНГ, на действующую ставку акциза по данному виду алкогольной продукции. Но учитывая, что не вся алкогольная продукция, произведенная в определенный период, реализуется в этот же период, получается, что данная величина чаще всего является условной и, как правило, используется только для проведения сравнения фактически уплаченных организацией акцизов с той их величиной, которая могла бы быть уплачена, если бы были использованы для маркировки отгружаемой алкогольной продукции, облагаемой акцизами, все приобретенные организацией специальные марки. В силу этого условно начисленные акцизы не следует рассматривать как реальную сумму денежных средств, вносимых в бюджет. Именно поэтому условно начисленные акцизы не следует отражать ни в налоговом расчете (декларации) по акцизам, ни в лицевом счете налогоплательщика, который ведется налоговыми органами. Это же относится и к сумме акцизов, рассчитанной исходя из количества приобретенных организацией специальных марок. Таким образом, данная сумма акцизов также является условной.
     
     Иногда налогоплательщики жалуются на действия налоговых органов, которые весьма своеобразно трактуют требования рассматриваемого Постановления N 1018. Речь идет о том, что некоторые налоговые инспекции обязывают предприятия-производителей алкогольной продукции, у которых за прошедший с начала 1997 года период сумма фактически уплаченных акцизов на алкогольную продукцию не превышает 60 % суммы акцизов, рассчитанной исходя из количества приобретенных организацией специальных марок, доводить уровень фактической уплаты акцизов до 60 % и выше путем внесения дополнительных сумм акцизов в бюджет независимо от установления факта реализации этими предприятиями алкогольной продукции. Правомерно ли такое требование или это одно из ошибочных трактований нормативного акта?
     
     Рассматриваемым постановлением допускается, что сумма фактически уплаченных предприятием акцизов на алкогольную продукцию может быть меньше уровня 60 % от суммы акцизов, рассчитанной исходя из количества приобретенных им специальных марок. В этом случае предусмотрены лишь некоторые ограничения в периодичности и количестве продаваемых предприятиям специальных марок, о которых говорится в п. 3 Постановления N 1018. При этом указанным постановлением, являющимся единственным нормативным документом по этому вопросу, не выдвигается требование о том, что каждое предприятие-производитель алкогольной продукции должно в обязательном порядке достичь указанного уровня по уплате акцизов. При применении указанного документа законодатель предполагает, что следует исходить из реально складывающегося уровня уплаты акцизов, и не обязывает как-либо искусственно изменять его. Таким образом, требования налоговых органов об обязательном внесении в бюджет предприятиями дополнительных сумм акцизов независимо от установления факта реализации алкогольной продукции, доводя, таким образом, уровень их уплаты до определенного процента, незаконны. Однако если предприятия, производящие алкогольную продукцию, сами желают получать специальные марки в большем количестве, они вправе самостоятельно принять какие-либо меры по повышению процента фактической уплаты акцизов на алкогольную продукцию.
     
     В некоторых случаях у предприятий-производителей появляется необходимость в приобретении дополнительного количества специальных марок, например, из-за порчи марок в процессе хранения или производства, недостачи марок в результате хищения и т.д. Вправе ли предприятия приобретать специальные марки в количестве, превышающем потребность, рассчитанную в соответствии с требованиями рассматриваемого постановления, для того чтобы восполнить возникший дефицит марок? К сожалению, нет. Факт хищения или утраты иным путем специальных марок не должен приниматься во внимание налоговыми органами в связи с тем, что расчет потребности в специальных марках производится исходя не из имеющихся в наличии, а из приобретенных предприятием специальных марок. Поэтому расчет потребности в специальных марках будет производиться предприятием в общеустановленном порядке, и рассчитанное количество не будет включать марки, необходимые для восполнения утраченного их количества.
     
     И в заключение следует рассмотреть некоторые вопросы заполнения таблиц, приведенных в приложении к Постановлению N 1018. Всего заполнению подлежат три таблицы:
     
     Отчет об использовании специальных марок организацией-производителем алкогольной продукции;
     
     Отчет об использовании специальных марок организацией-производителем алкогольной продукции (с разбивкой по литражу тары, используемой для розлива алкогольной продукции);
     
     Отчет о начислении и уплате акцизов на алкогольную продукцию.
     
     Именно эти таблицы утверждены Постановлением N 1018. Необходимо обратить внимание читателей на то, что в Примерном порядке заполнения приложений к указанному приложению, доведенном до сведения налоговых органов и налогоплательщиков письмом Госналогслужбы России от 09.01.98 N АС-6-31/11, эти таблицы приведены в несколько измененном виде. В частности, в таблицу N 1 добавлена новая графа "Получено специальных марок в отчетном месяце", а также введена дополнительная таблица N 2а (в связи с вступлением в действие постановления Правительства РФ от 27.12.97 N 1628), которая предполагает отражение тех же данных, что и таблица N 2, но только применительно к специальным маркам, предназначенным для нанесения на мелкую тару (до 0,99 л включительно). Кроме того, изменено название таблицы N 3. В Примерном порядке она называется "Отчет о производственных показателях организаций-производителей алкогольной продукции". Эти изменения, правда, не внесены в само Постановление N 1018, однако нельзя сказать, что они противоречат содержанию данного Постановления N 1018, поэтому ими можно руководствоваться.
     
     Имеются некоторые особенности, которые следует учитывать при заполнении указанных таблиц. Например, можно ли для реализации п. 3 рассматриваемого Постановления использовать суммы, отраженные в графе 10 таблицы N 3 Приложения? Ведь оба показателя начисленных акцизов являются условными. Данный пункт предусматривает определение суммы условно начисленных акцизов исходя из количества приобретенных организацией-производителем алкогольной продукции специальных марок с начала 1997 года, а суммы условно начисленных акцизов, отраженные в графе 10 таблицы N 3 приложения к Постановлению N 1018, рассчитываются исходя из количества произведенной алкогольной продукции, предназначенной для реализации в отчетном периоде. Таким образом, рассматриваемые показатели отличаются друг от друга и не могут друг друга заменять. Значит, использовать показатель данной графы таблицы для расчета, производимого в соответствии с п. 3 Постановления N 1018, нельзя.