Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О повышении налоговых поступлений в сфере торговли нефтепродуктами


О повышении налоговых поступлений в сфере торговли нефтепродуктами

    

А.М. Несговоров,
зам. Генерального директора ЗАО "Компания “ПАРКойл”", к.т.н.

Р.А. Акопян,
главный метролог ЗАО "Компания “ПАРКойл”", к.т.н., доцент

Ф.Х. Банхаева,
советник налоговой службы I ранга, к.э.н.

А.Д. Мельник,
советник налоговой службы I ранга, к.т.н.

     
     В рамках осуществляемых Правительством РФ мер по стабилизации социально-экономического положения и выходу из кризиса особую актуальность приобретает поиск резервов повышения налоговых поступлений в бюджет. В этом плане особого внимания заслуживает сфера обращения нефти и торговли нефтепродуктами, поскольку существующее правовое и техническое обеспечение товарного и финансового учета топлива, начиная от добычи нефти до конечного потребителя нефтепродуктов, не позволяет объективно оценить налогооблагаемую базу.
     
     Известный проект Федерального закона "О налоге на автозаправочные станции" предусматривает взимание фиксированной платы с каждой топливораздаточной колонки (ТРК) автозаправочной станции (АЗС), предназначенной для розничной реализации горюче-смазочных материалов (бензина автомобильного и дизельного топлива). При этом налоговая база определяется как количество ТРК отдельно для каждой АЗС. Таким образом, налог, предлагаемый данным законопроектом и предназначенный для зачисления в федеральный бюджет, является, по сути дела, патентным налогом.
     
     Несмотря на кажущееся решение проблемы привлечения максимального количества АЗС к уплате данного налога, показатель количества ТРК не может непосредственно характеризовать товарные и денежные потоки. При такой постановке вопроса происходит подмена мониторинга оборота нефтепродуктов и действенного контроля за денежными и товарными потоками показателем количества ТРК, являющихся средствами производства. В итоге вместо обложения налогом объективно определенного и учитываемого количества топлива и получаемой от транзакций*1 с ним прибыли предлагается взимать налог с технических средств, обеспечивающих лишь прием, отпуск и хранение нефтепродуктов. Следуя такой логике, нужно взимать налоги с количества резервуаров на нефтебазах или количества транспортных средств на транспортных предприятиях. Очевидно, этот путь не приведет к существенному увеличению налогооблагаемой базы, может спровоцировать рост цен, технологические, пожароопасные и экологические нарушения.
     _____
     *1 Транзакция — фискальная регистрация товарных операций с нефтепродуктами и связанных с ними денежных средств.

     
     В соответствии с Федеральным законом от 25.09.98 N 158-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" в сфере нефтепродуктообеспечения лицензированию подлежат лишь хранение нефти и продуктов ее переработки, а также эксплуатация автозаправочных станций. Положение о лицензировании деятельности по хранению нефти и продуктов ее переработки, утвержденное постановлением Правительства РФ от 03.04.96 N 394, определяет деятельность по хранению нефти и продуктов ее переработки "как технологический процесс от приема до реализации потребителям нефти и продуктов ее переработки". В части технического оснащения для получения лицензии на осуществление деятельности объектов нефтепродуктообеспечения достаточно представить "сведения о наличии емкостей и другого технологического оборудования, необходимого для осуществления деятельности по хранению нефти и продуктов ее переработки, а также документы, подтверждающие их соответствие действующим нормам и правилам технической, пожарной и экологической безопасности".
     

     Таким образом, вышеуказанное Положение о лицензировании деятельности по хранению нефти и продуктов ее переработки рассматривает объект нефтепродуктообеспечения как юридическое лицо, осуществляющее лишь товаропроводящую технологию (прием, отпуск, хранение), для получения лицензии которому не требуется предоставление сведений о технических средствах учета и транзакциях продукта. Такая ситуация благоприятствует "теневому" нефтяному бизнесу, когда организации-призраки численностью в несколько человек, с техническим оснащением, ограниченным телефоном и факсом, проводят крупные оптовые операции с помощью "заинтересованных" в их деятельности поставщиков и покупателей. При этом крупные денежные средства бесконтрольно отчуждаются от товарных потоков и проходят параллельно товару, либо опережая его (предоплата), либо отставая (фьючерсные операции), либо преобразуются в товар (бартер), а иногда и исчезают (неплатежи, исчезновение посредника). Манипуляции через "посредников" приводят к баснословным неучтенным прибылям предприятий, занятых в финансовом обороте нефтепродуктов, в то время как сами предприятия нефтепродуктообеспечения зачастую находятся на грани банкротства и, естественно, не могут обеспечить налоговые поступления в казну государства. В подобном положении практически невозможно объективно создать налогооблагаемую базу на нефтепродукты.
     
     Существенным тормозом для формирования налогооблагаемой базы являются также нормативные документы, регламентирующие метрологические требования к техническим средствам измерения количества нефтепродуктов. Сформированные в основном в 1970-1980 годы, они ориентированы на одного собственника - государство и не соотнесены с требованиями международных стандартов. Поэтому в настоящее время учет количества нефтепродуктов производится путем оформления документов материальной ответственности (товарно-транспортная накладная, сменный отчет, резервуарная книга и др.), как правило, на основании неточных ручных методов измерения и считывания физических параметров (плотность, температура, объем). До сих пор технический, метрологический и экономический аспекты коммерческого учета нефтепродуктов, который производится при всех операциях передачи товара от одного собственника (или материально-ответственного лица) другому, регламентируются устаревшей Инструкцией о приеме, хранении, отпуске нефтепродуктов, утвержденной еще в 1985 году бывшим Госкомнефтепродуктом СССР. "Благодаря" предписанному этим документом "объемному методу" измерения количества нефтепродуктов на АЗС появляется возможность реализации до 5 % неучтенных объемов нефтепродуктов только в результате элементарной манипуляции значениями плотности и объема в резервуаре.
     
     Введенные в дальнейшем в действие нормативные документы также не отвечают современным требованиям. Например, Инструкция по учету на магистральных нефтепродуктопроводах не регламентирует измерение количества нефтепродуктов посредством коммерческих узлов учета - счетчиков объема и массы (счетчики на ТРК - это фактически единственное, что имеет соответствующее нормативное обеспечение). В то же время ведущие нефтяные компании во всем мире давно уже перешли на коммерческий учет нефтепродуктов посредством счетчиков.
     
     Комплексное решение проблемы нормализации ситуации в нефтяном бизнесе обусловливает необходимость реализации системного подхода к определению налогового потенциала этого бизнеса посредством создания нормативно-правовой и технической базы, обеспечивающей контроль, учет и фискальную регистрацию товарных и денежных потоков на всех этапах технологической цепи движения нефти и нефтепродуктов - от скважины до бензоколонки (включая хозяйствующие субъекты, выполняющие либо функции собственника товара, либо функции услуг по транспортировке, хранению и реализации). Это означает, в первую очередь, необходимость внесения соответствующих изменений в лицензионное законодательство и нормативную техническую документацию, регламентирующую проектирование, эксплуатацию и контроль объектов нефтепродуктообеспечения. Особого внимания требуют технические средства учета и фискальной регистрации транзакций нефтепродуктов и связанных с ними денежных средств.
     
     По нашему мнению, лицензии должны выдаваться лишь тем предприятиям, которые имеют на своем балансе или арендуют товаропроводящую сеть, оснащенную автоматизированной системой коммерческого учета продукта, обеспечивающей регистрацию товарных и денежных потоков на всех стадиях их движения. В этом случае анализ фискальной информации о регистрируемых коммерческих операциях позволит определить доходную составляющую каждого этапа и, следовательно, объективно оценить налоговый потенциал в этой сфере бизнеса.
     
     В настоящее время подобного рода автоматизированная система коммерческого учета нефтепродуктов, разработанная специалистами ЗАО "Компания “ПАРКойл”" и Государственного научно-технического центра информационно-измерительной техники (ГНТЦ ИИТ), внедрена на АЗС, совмещенной с пунктом налива и приемом нефтепродуктов по отводу с Московского нефтепродуктопровода, на 41 км Ярославского шоссе.
     
     Опыт эксплуатации данной системы заслуживает внимательного изучения и анализа специалистов заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, в том числе и налоговых органов.