Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Ответы на вопросы по налогу на добавленную стоимость и налогу с продаж


Ответы на вопросы по налогу на добавленную стоимость и налогу с продаж


Б.А. Минаев,
государственный советник налоговой службы II ранга

     

     Должен ли субъект малого предпринимательства, перешедший на упрощенную систему налогообложения, как генподрядчик предъявлять заказчикам счета за выполненные своими силами строительно-монтажные работы, а также силами субподрядных организаций, не являющихся малыми предприятиями? Имеет ли это малое предприятие (генподрядчик) право на возмещение сумм НДС, предъявляемых к оплате субподрядчиком?

     
     Если малое предприятие, применяющее упрощенную систему налогообложения, является генеральным подрядчиком, то счет, предъявленный заказчику за объем строительных работ, выполненных как собственными силами этого малого предприятия (хозспособом), так и силами субподрядной организации (не малым предприятием), не должен включать суммы НДС.
     
     Вместе с тем счет, выставляемый субподрядной организацией этому малому предприятию как генподрядчику за объем строительно-монтажных работ, выполненный субподрядчиком, должен включать суммы НДС.
     
     Указанные суммы налога на балансе субподрядчика должны отражаться через счет 46 "Реализация продукции (работ, услуг)" к уплате в бюджет, но генподрядчик оплаченную субподрядчику сумму НДС за объем строительно-монтажных работ ставить на возмещение (зачет) из бюджета на своем балансе не может. Эту сумму налога он (генподрядчик) отражает на затратах строительного производства.
     
     Эта принципиальная позиция подтверждена специалистом Минфина России М.Н. Хромовой (с. 111) в июльском номере журнала "Налоговый вестник" за 1998 год. Ее смысл состоит в том, что если (по каким-либо неправомерным причинам) малое предприятие, перешедшее на упрощенную систему налогообложения, все-таки получило от своего покупателя (заказчика) оплату с включением суммы НДС, то эта сумма налога, как необоснованно полученная, должна быть уплачена в бюджет, поскольку этот покупатель (заказчик) мог по формальным основаниям сумму НДС, уплаченную поставщику (продавцу), поставить на возмещение (зачет) из бюджета.
     
     Реальный смысл этой операции состоит в нейтрализации потенциально возможных потерь для государственного бюджета.
     

     Во всех ли случаях оприходование и оплата материальных ресурсов дают налогоплательщику право на возмещение (зачет) из бюджета сумм НДС?

     
     Нет, не во всех.
     
     Дело в том, что при решении данного вопроса следует иметь в виду два принципиальных обстоятельства.
     
     Во-первых, в соответствии с Законом РФ от 06.12.91 N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" (далее - Закон РФ N 1992-1) право на возмещение (зачет) из бюджета входного НДС имеют предприятия, которые приобретают материальные ресурсы для процесса производства товарной продукции (работ, услуг) или для перепродажи товаров с реальной их оплатой.
     
     В этой ситуации непременным и обязательным условием для возмещения (зачета) должно являться то, что закупленные товарно-материальные ценности относятся на издержки производства и обращения.
     
     Во-вторых, если ранее приобретенные товарно-материальные ценности в соответствии с действующими правилами бухгалтерского учета и Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденным постановлением Правительства РФ от 05.08.92 N 552 (с учетом изменений и дополнений), относятся в установленном порядке не на издержки производства, а на внереализационные расходы предприятия как убытки по операциям прошлых лет, выявленные в текущем году, то суммы НДС не могут быть приняты к возмещению (зачету) из бюджета.
     
     Правомерность такого подхода аргументируется тем, что не выполняются требования ст. 7 Закона РФ N 1992-1, поскольку приобретенные материальные ресурсы не списываются на затраты производства.
     
     В таких случаях сумма НДС, уплаченная поставщикам по указанным выше товарам (работам, услугам), отражается вместе с их стоимостью на убытках через дебетовые обороты счета 80 "Прибыли и убытки".
     
     Таким образом, при решении этих вопросов приоритет отдается не факту оприходования и реальной оплаты, включая суммы НДС, что на самом деле является основополагающим условием для возмещения из бюджета сумм входного НДС, а факту отнесения затрат по приобретению указанных материальных ресурсов на внереализационные результаты деятельности, то есть на убытки.
     

     Можно ли предъявлять к возмещению из бюджета НДС, оплаченный по рекламным расходам в полной сумме, то есть и по расходам сверх установленных норм?

     

     Согласно подпункту "у" п. 2 Положения о составе затрат (с учетом изменений и дополнений) для целей налогообложения прибыли расходы на рекламу включаются в себестоимость продукции (работ, услуг) в пределах норм, утвержденных в установленном порядке.
     
     Предельная норма рекламы, установленная при исчислении налога на прибыль, применяется в целях обложения налогом на добавленную стоимость без исключения, поскольку вышеуказанное постановление касается всех налогов, исчисление которых связано с затратами (себестоимостью).
     
     Учитывая вышеизложенное, в дебет счета 68 "Расчеты с бюджетом" относится сумма НДС, исчисленная на расходы по рекламе только в пределах установленного норматива. Сумма НДС по расходам на рекламу, превышающим норматив, должна быть отнесена в дебет счета 81 "Использование прибыли".
     

     Имеет ли право предприятие, перешедшее на уплату единого налога на вмененный доход в соответствии с Федеральным законом от 31.07.98 N 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности", на возмещение входного НДС?

     
     В этих ситуациях решение должно быть таким, как и по малым предприятиям, перешедшим на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности согласно Федеральному закону от 22.12.95 N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства.
     
     Статьей 1 Закона N 148-ФЗ (с учетом изменений и дополнений) установлено, что со дня введения единого налога на территории соответствующих субъектов Российской Федерации НДС не взимается, за исключением НДС из источника в Российской Федерации в случаях, если законодательными актами Российской Федерации о налогах установлена обязанность по удержанию налога у источника выплат.
     
     При переходе налогоплательщиков на уплату единого налога на вмененный доход суммы НДС, фактически уплаченные поставщикам за материальные ресурсы (работы, услуги), стоимость которых относится на издержки производства и обращения, не возмещенные (не зачтенные) в установленном порядке на день введения единого налога на вмененный доход на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации, списываются на издержки производства и обращения.
     
     Такое решение вопроса основывается на самой сути и логике функционирования налога на добавленную стоимость.
     
     Возмещение (вычет, зачет) из бюджета входного НДС по законодательству производится только тогда, когда закупленные материальные ресурсы используются в процессе дальнейшего производства или перепродажи, что служит экономической основой образования (формирования) новой добавленной стоимости, с которой и будет взят налог в бюджет путем вычета из сумм налога, полученных от покупателей за реализованные им товары (работы, услуги), сумм налога, фактически уплаченных поставщикам за ранее приобретенные материальные ресурсы.
     
     Смысл этой основополагающей, исключительно специфической для налога на добавленную стоимость идеи состоит в том, что процесс возмещения входного НДС производится до тех пор, пока идет процесс материального производства, процесс образования нового объекта обложения, то есть прироста добавленной стоимости, включая сферу обращения товаров.
     
     Заканчивается этот процесс конечной стадией потребления товаров (работ, услуг), то есть там, где не образуется новая добавленная стоимость, иначе говоря, где нет источника для вычета налога, начисленного к уплате в бюджет на предыдущей стадии.
     
     Такая ситуация имеет место в рассматриваемом случае, когда предприятие, перешедшее на уплату единого налога на вмененный доход, не является плательщиком НДС и, следовательно, не будет исчислять этот налог при реализации произведенной продукции (работ, услуг).

     
     В каком порядке должны оформляться счета-фактуры, если заключенным между предприятиями договором оплата товара предусматривается в условных единицах?

     
     Согласно ст. 7 Закона РФ N 1992-1 (с учетом изменений и дополнений) суммы НДС, фактически уплаченные поставщикам материальных ресурсов (работ, услуг), приобретаемых для производства товаров (выполнения работ, оказания услуг), облагаемых НДС, подлежат зачету (возмещению) из бюджета.
     
     Если в соответствии с заключенным договором оплата товаров (работ, услуг), исчисленная в условных единицах, производится в российских рублях, к зачету (возмещению из бюджета) у покупателя принимается вся сумма налога, фактически уплаченная поставщикам, а не сумма налога, учтенная на момент оприходования этих ресурсов, исходя из условных единиц.
     
     Согласно действующему Порядку составления счетов-фактур, предусмотренному постановлением Правительства РФ от 29.07.96 N 914 "Об утверждении Порядка ведения журналов учета счетов-фактур при расчетах по налогу на добавленную стоимость", с учетом изменений и дополнений, все плательщики НДС обязаны составлять счета-фактуры при отгрузке товаров, выполнении работ и оказании услуг. Запрета на оформление счетов-фактур в условных единицах данным постановлением не установлено. Поэтому налогоплательщики имеют право в случаях, не противоречащих действующему законодательству, оформлять счета-фактуры в условных единицах. Регистрация полученных от поставщиков счетов-фактур, заполненных в условных единицах, в книге покупок у покупателя производится по оприходованным товарам (выполненным работам, оказанным услугам) на всю сумму, фактически уплаченную в рублях.
     
     В случае если счета-фактуры поставщик оформляет в рублях по курсу, действующему на дату отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг), то при получении оплаты в погашение задолженности, числящейся на счете 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками", на сумму положительной суммовой разницы должны быть оформлены счета-фактуры, в графе 1 которых кроме наименования товаров (работ, услуг) следует указать "перерасчет по суммовой разнице по счету-фактуре N..... и дата......".
     
     При этом если поставщик отказывается оформить и представить на указанную разницу счет-фактуру, то покупатель при наличии документов, подтверждающих фактическую оплату, в книге покупок в графе 6 "Всего покупок, включая НДС" может отразить сумму, фактически уплаченную поставщику, а не сумму, указанную в счете-фактуре, оформленном поставщиком в рублях по курсу, действовавшему на дату отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг).
     
     В этой ситуации важнейшим моментом является то, что покупатель должен доказать расчетно-платежными документами (платежным требованием, поручением на перечисление средств) размер фактической оплаты поставщику по этой сделке.

     
     Предприятию в соответствии с решением администрации закрытого административно-территориального образования (ЗАТО) предоставлена дополнительная льгота (сверх установленной Законом РФ "О налоге на добавленную стоимость") по НДС. Налоговой инспекцией при проверке деятельности предприятия этот льготный режим налогообложения не принят. Как надо поступить в такой ситуации?

     
     Согласно п. "з" ст. 71 Конституции Российской Федерации федеральные налоги находятся в ведении Российской Федерации, а в соответствии с п. 3 ст. 75 - система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом.
     
     Таким законом, до вступления в действие с 1 января 1999 года части первой Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), являлся Закон от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", с изменениями и дополнениями (далее по тексту - Закон РФ N 2118-1). Согласно п. 5 ст. 19 вышеназванного Закона федеральные налоги (в том числе размеры их ставок, объекты обложения, плательщики налогов) и порядок их зачисления в бюджет или во внебюджетные фонды устанавливаются законодательными актами Российской Федерации и взимаются по всей ее территории.
     
     Кроме того, п. 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации установлено, что в случае противоречия между федеральным законом и законом или иным нормативно-правовым актом субъекта Российской Федерации, изданным по предметам ведения Российской Федерации, действует федеральный закон.
     
     Таким образом, с учетом конституционных положений "законно установленными" могут считаться только налоги, которые вводятся законодательными органами субъектов Российской Федерации в соответствии с общими принципами налогообложения, определенными федеральными законами.
     
     В частности, порядок исчисления и уплаты НДС устанавливается и регулируется Законом РФ N 1992_1.
     
     Согласно п. 3 ст. 5 этого Закона (с учетом последующих изменений и дополнений) перечень товаров (работ, услуг), освобождаемых от НДС, строго регламентирован и является единым по всей территории Российской Федерации.
     
     Таким образом, предоставление администрацией ЗАТО по федеральным налогам льгот, не предусмотренных в законодательном порядке в федеральном законе, устанавливающем и регламентирующем порядок исчисления и уплаты данного конкретного налога, является нарушением как налогового законодательства Российской Федерации, так и конституционных норм.
     
     Кроме того, ст. 10 Закона РФ N 2118-1, действовавшей в период предоставления указанных льгот, запрещено предоставление налоговых льгот, носящих индивидуальный характер.
     
     Указанные нормы налогового законодательства установлены на том основании, что предоставление предприятиям каких-либо индивидуальных льгот разрушает единство экономического пространства и целостность налоговой системы Российской Федерации и противоречит принципу равного налогового бремени, вытекающему из ст. 8, 19 и 57 Конституции Российской Федерации, поскольку влечет за собой неоправданное повышение (в результате снижения уровня отпускных цен на производимую этими предприятиями продукцию) конкурентоспособности этих предприятий по сравнению с предприятиями других регионов, уплачивающими налоги в размерах, предусмотренных соответствующими федеральными законами.
     
     Кроме того, п. 2 Правил предоставления органами местного самоуправления дополнительных льгот по налогам и сборам юридическим лицам, зарегистрированным в качестве налогоплательщиков в налоговых органах ЗАТО, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.06.98 N 595, определено, что органы местного самоуправления ЗАТО предоставляют дополнительные налоговые льготы по налогам и сборам, кроме НДС, акцизов, а также налогов и сборов, зачисляемых в целевые бюджетные фонды, юридическим лицам, зарегистрированным в качестве налогоплательщиков на территории ЗАТО, по согласованию с Минфином России.

     
     Предприятие осуществляет строительство воинского кладбища, включенного в программу создания мемориального комплекса памяти воинам, погибшим в Великую Отечественную войну 1941-1945 годов.
     
     Заказчик оплату производимых работ предполагает осуществлять без учета НДС. Предоставляется ли льгота по НДС в данном случае?

     
     Согласно подпункту "п" п. 12 инструкции Госналогслужбы России от 11.10.95 N 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость" (далее по тексту - Иструкция N 39) освобождены от обложения НДС ритуальные услуги похоронных бюро, кладбищ и крематориев, включая изготовление памятников, надгробий, фото на керамике, проведение обрядов и церемоний религиозными организациями, работы по реставрации мест захоронений. От налога освобождаются также ритуальные услуги, оказываемые иными организациями (предприятиями).
     
     Перечень работ (услуг), относящихся к ритуальным услугам, приведен в разделе "Ритуальные услуги" Общероссийского классификатора услуг населению (ОК 002-93, с учетом изменений 1/95 ОКУН).
     
     Поэтому работы, производимые предприятием по строительству воинских кладбищ (в том числе по строительству мемориального комплекса) в соответствии с вышеуказанным классификатором относятся к ритуальным услугам и подлежат льготированию в порядке, предусмотренном подпунктом "п" п. 12 Инструкции N 39.
     

     Каков порядок обложения НДС операций, связанных с выделением доли имущества, превышающей вступительный взнос участника общества с ограниченной ответственностью при выходе его из состава учредителей, в свете действия части первой Налогового кодекса Российской Федерации?
     

     Согласно ст. 1 части первой НК РФ законодательство о налогах и сборах включает настоящий Кодекс и принятые в соответствии с ним федеральные законы о налогах и (или) сборах. НК РФ устанавливает основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и (или) сборов.
     
     Учитывая, что подпунктом 4 п. 3 ст. 39 НК РФ передача имущества участнику хозяйственного общества или товарищества (его правопреемнику или наследнику) при выходе (выбытии) из хозяйственного общества или товарищества, а также при распределении имущества ликвидируемого хозяйственного общества или товарищества между его участниками реализацией товаров, работ или услуг не признается, с 1 января 1999 года не облагается НДС возвращаемое имущество участника общества, которое ранее им вносилось в качестве взноса в уставный капитал. Если этому участнику возвращается иное имущество, ему не принадлежащее, то стоимостная разница должна облагаться НДС.

     
     Каков порядок обложения НДС комиссионеров (поверенных) и каким образом хозяйственно-финансовые операции, производимые с участием комиссионеров (поверенных), должны оформляться счетами-фактурами?
     

     В соответствии с действующим налоговым законодательством объектом обложения НДС у соответствующих налогоплательщиков являются объемы реализации (валовые доходы), определяемые ими от поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.
     
     Это положение в полной мере распространяется на всякого рода посреднические организации (комиссионеров) относительно получаемых сумм собственных доходов, выручки, отражаемых на балансовом счете 46 "Реализация продукции (работ, услуг".
     
     Конкретные объекты налогообложения для такого рода посреднических организаций (комиссионеров) предусмотрены в подпунктах "б" и "в" п. 19 Инструкции N 39.
     
     Что касается включения или невключения на балансе комиссионера в облагаемый оборот сумм авансовых платежей, полученных от комитента для обеспечения договора поручения на приобретение товара для комитента, то этот вопрос должен быть увязан в обязательном порядке с достоверностью и реальностью реализации указанного договора поручения по прямому назначению.
     
     Если это действительно договор поручения, то перечисленные комиссионеру от комитента суммы средств для закупки товара у комиссионера не должны облагаться НДС. Их перечисление нужно рассматривать не в режиме средств, связанных с расчетами по оплате товаров (работ, услуг), а в режиме средств сумм по поручениям, поскольку указанные средства выданы для целей закупки товаров и не связаны с расчетами между комитентом и комиссионером за оказанную услугу по закупке товара у третьего лица.
     
     При реализации товаров через посредника-комиссионера, участвующего в расчетах (п. 19 "б" Инструкции N 39), счет-фактуру выписывает собственник товара при его отгрузке посреднику в общеустановленном порядке. Посредник, получив от поставщика счет-фактуру, регистрирует его согласно действующему порядку в журнале учета получаемых счетов-фактур, а также в книге покупок для зачета и возмещения в установленном порядке сумм входного НДС после фактической оплаты собственнику стоимости товара и налога.
     
     При дальнейшей реализации этого товара посредник-комиссионер выписывает счет-фактуру на всю сумму реализации, включая часть выручки, отчисляемую комитенту в соответствии с договором. В книге продаж он отражает этот счет-фактуру и делает запись с указанием всей суммы продажи в зависимости от принятой учетной политики.
     
     При реализации товара через посредника-комиссионера без участия в расчетах (п. 19 "в" Инструкции N 39) счет-фактура должен выписываться поставщиком на имя реального покупателя (нового владельца товара), минуя комиссионера, с отражением в установленном порядке этих счетов-фактур в книгах покупок и продаж соответственно на балансах реального продавца и покупателя.

     
     Имеет ли право на льготу по НДС предприятие, использующее труд инвалидов и занимающееся лизинговыми операциями?

     
     Да, имеет.
     
     Согласно подпункту "х" п. 1 ст. 5 Закона РФ N 1992-1 (с изменениями и дополнениями) товары, работы, услуги (за исключением брокерских и иных посреднических услуг), производимые и реализуемые предприятиями, в которых инвалиды составляют не менее 50 % от общей численности работников, от НДС освобождены. При этом для целей налогообложения посредническая деятельность рассматривается в виде услуг комиссионера, поверенного и агента в рамках договора комиссии, поручения или агентирования.
     
     Согласно Федеральному закону от 29.10.98 N 164-ФЗ "О лизинге" (далее по тексту - Закон N 164-ФЗ) лизинг - это вид инвестиционной деятельности по приобретению имущества и передаче его на основании договора лизинга физическим или юридическим лицам за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях, обусловленных договором.
     
     В связи с изложенным, несмотря на то, что согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, продукции и услуг лизинг отнесен к финансовому посредничеству, лизинговые операции, осуществляемые организациями, в которых инвалиды составляют более 50 % от общей численности работников, НДС не облагаются. При этом необходимо отметить, что согласно ст. 6 Закона N 164-ФЗ лизинговая деятельность лизинговых компаний осуществляется на основании разрешений (лицензий), полученных в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
     
     Вместе с тем следует иметь в виду, что поскольку это предприятие пользуется льготой по НДС, то при приобретении в собственность предметов лизинга суммы НДС, уплаченные поставщикам при их приобретении, из бюджета не возмещаются, а включаются в стоимость лизингового платежа через отражение их как элемента себестоимости (затрат) лизингодателя.

     
     В ряде случае представители Глав администраций требуют возмещения входного НДС по операциям, осуществляемым с товарно-материальными ценностями, собственниками которых являются местные органы исполнительной власти, в связи с погашением недоимки предприятиями, имеющими задолженность по платежам в региональные и местные бюджеты, путем товарного замещения. Как в такой ситуации правильно определиться в налоговых отношениях и обязательствах?

     
     В соответствии с письмом от 01.12.94 Госналогслужбы России N ВЗ-6-13/465, Минфина России N 157 "О порядке учета погашения задолженности по платежам в бюджет" органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления было разрешено принимать решения о погашении задолженности по уплате налогов в бюджеты со стороны налогоплательщиков-недоимщиков натурой (углем, нефтепродуктами, продуктами питания и др.).
     

     Вместе с тем администрации, не являясь собственниками средств бюджетов соответствующих уровней, не становятся и собственниками товаров, передаваемых в погашение платежей в бюджет. Поэтому администрация не может рассматриваться в качестве обычного покупателя товаров с использованием права на возмещение входного НДС, то есть администрация не может выполнять функции зарегистрированного налогоплательщика, а именно: выписывать
     счета-фактуры на поставку товаров, получать возмещения входного НДС и уплачивать в бюджет суммы налогов по реализации товаров, со всеми вытекающими из этого последствиями.
     
     В бухгалтерском учете предприятий-недоимщиков, уплачивающих налоги в натуральном выражении, на стоимость товаров, равную сумме погашения задолженности по платежам в бюджет, должен быть начислен НДС в общеустановленном порядке, как при реализации, и в зависимости от принятой учетной политики затем вносится в бюджет.
     
     Право на возмещение входного НДС в установленном порядке получит реальный покупатель этого товара.
     
     Поэтому администрация для реализации поступивших в погашение недоимки товаров третьим лицам должна найти хозяйствующего субъекта для осуществления операций купли-продажи указанных товаров на правах договора комиссии или поручительства.
     
     При этом налоговые обязательства как по начислению и уплате в бюджет НДС, так и на возмещение входного НДС будут иметь реальные предприятия-налогоплательщики: в первом случае - предприятия-недоимщики, поставившие свой товар в порядке погашения недоимки, во втором случае - предприятия, закупившие этот товар через посредника (комиссионера, поручителя) у администрации.

     
     В практике взаимоотношений с налоговыми органами возникают конфликты (противоречия) относительно обложения НДС операций, связанных с переуступкой права требования.
     
     Просьба еще раз объяснить ситуацию.

     
     Статьей 307 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что основанием для возникновения права требования у кредитора является обязательство должника, основанное на договоре, заключенном между ними. Поэтому кредитор, реализуя право, основанное на обязательстве должника, на получение от последнего причитающихся по возмездному договору сумм, может удовлетворить свои интересы либо за счет получения денежных средств от должника, либо за счет получения денежных средств от уступки права требования третьему лицу.
     
     Если происходит уступка права требования, то в соответствии со ст. 384 названного Кодекса право первоначального кредитора переходит к новому кредитору в том объеме и на тех условиях, которые существовали к моменту перехода права.
     
     Следовательно, кредитор, уступая право требования, вытекающее из возмездного договора, перестает быть стороной в этом договоре, и, следовательно, выбывая из обязательства, возникшего из указанного договора, закрывает таким образом полностью ранее возникшую дебиторскую задолженность.
     
     При этом если учетной политикой для целей налогообложения принято считать день поступления средств за товары на счета банков (или в кассу - при расчетах наличными деньгами), то при переуступке права требования днем совершения оборота следует считать день уступки права требования третьим лицам.
     
     В этих случаях на балансе предприятия-цедента, уступившего право требования другому предприятию-цессионарию, согласно п. 1 ст. 4 Закона РФ N 1992-1 объект налогообложения определяется в объеме первоначальной реальной стоимости реализованной (отгруженной) в адрес должника продукции по договору купли-продажи.
     
     Указанная налогооблагаемая база не корректируется (не уменьшается) на реально осуществленные денежные расчеты цедента с цессионарием по уступке права требования в том случае, если по договору цессии (уступки права требования) расчеты осуществлены по стоимости (цене) ниже стоимости договора купли-продажи между предприятием-поставщиком (впоследствии цедентом) и предприятием-должником (покупателем).
     
     Что касается дохода, полученного третьим лицом (цессионарием) в виде разницы между суммой, полученной от должника, и суммой, уплаченной цеденту, то указанный доход не подлежит обложению НДС ввиду отсутствия у третьего лица (цессионария) объекта обложения НДС, то есть оборота по реализации, поскольку полученный последним доход не связан с реализацией товаров (работ, услуг).
     

     Облагаются ли налогом с продаж туристические путевки?

     
     В соответствии с Федеральным законом от 31.07.98 N 150-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в статью 20 Закона РФ “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”" объектом обложения (источником формирования) налогом с продаж является стоимость реализуемых за наличный расчет товаров (работ, услуг), включая НДС и акцизы для подакцизных товаров.
     
     В связи с указанным выше услуги туристических фирм, реализуемые за наличный расчет, облагаются налогом с продаж в установленном порядке.