Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Торговля под контролем


Торговля под контролем


А. В. Макрушин,
руководитель Управления МНС России
по Саратовской области

     
     Пристальное внимание к предприятиям торговли со стороны налоговых органов не случайно. Именно в них обращается основная масса денег рядовых налогоплательщиков. Сказать же с полной уверенностью, что предприятия торговли законопослушно исполняют свои обязательства по уплате налогов, не представляется возможным.
     
     По статистике МВД России среди стран Европейского содружества именно в России самый высокий уровень нелегальных доходов. Так, если в странах Скандинавии этот уровень колеблется от 4 до 7 %, в Германии, Франции составляет около 15 %, то в России на "теневой" сектор приходится более 40 % ВВП*1.
     _____
     * Экономика и жизнь. № 37, сентябрь, 1999.     
     
     Исходя из специфики торговли можно с уверенностью сказать, что основные суммы сокрытых доходов находятся именно в этой сфере. Такое утверждение не случайно и подтверждается рядом фактов. Когда в МНС России сравнили списки своих крупных налогоплательщиков со списками крупных плательщиков таможенных пошлин ГТК России, то выяснилось, что в списках налогового ведомства России отсутствует ряд фирм, которые ввозят в Россию и реализуют крупные партии товаров. Когда в свое время налоговики Саратовской области на рабочих местах кассиров крупнейших магазинов организовали налоговые посты, то ежедневная выручка от реализации товара возросла в среднем на 20 %, а при реализации алкоголя - на 45 %. По данным Управления МНС России по Саратовской области более 30 % зарегистрированных предприятий торговли уклоняются от налогообложения по той или иной причине.
     
     Среди налогоплательщиков бытует мнение о тяжести российского налогового законодательства. Разделяя такое мнение в отношении предприятий сферы материального производства, никак нельзя причислить торговлю к числу пострадавших от непомерно тяжелого налогового груза. Напротив, на наш взгляд, здесь имеются немалые резервы налоговых поступлений. Перед налоговиками области поставлена задача - изыскать и использовать эти резервы.
     
     Учитывая сказанное, а также подготавливая базу для широкомасштабного введения в области единого налога на вмененный доход, специалистами Управления МНС России по Саратовской области проведен комплексный анализ работы предприятий торговой сферы за 8 месяцев текущего года на предмет соблюдения ими налогового законодательства, повышения эффективности контроля за его исполнением со стороны налоговых органов и определения тяжести налогового бремени для отдельных плательщиков. Проверив документально около 1350 организаций торговли (четверть от всех работающих) и более 1000 их торговых точек, установили, что в каждой третьей торговой организации так или иначе нарушается налоговое законодательство. Наиболее характерным нарушением, как и ожидалось, явилось нарушение по занижению или сокрытию выручки от реализации товаров. Только по этой причине налогооблагаемая прибыль была занижена более чем на 2,5 млн руб. По результатам проверок удалось дополнительно доначислить в бюджеты всех уровней около 4 млн руб. налогов и штрафных санкций. Правда в бюджет удалось мобилизовать пока около 40 % начисленных сумм.
     
     Специалистами областного аппарата также всесторонне была проанализирована деятельность 100 предприятий розничной торговли. Всплыли интересные факты. Работая, казалось бы, в одной сфере, предприятия по уровню налогообложения находятся, мягко говоря, в неравных условиях. Так, универмаг "Меркурий" с широким ассортиментом товаров, применяя относительно невысокую торговую наценку (22 %), отдает из суммы наценки более 80 % на налоги, в то же время ООО "Медуница", реализующее социально значимую продукцию - медикаменты, "накрутив" наценку более 40 %, имеет налоговую нагрузку чуть более 20 %. Иными словами, высокорентабельное предприятие, используя льготный режим налогообложения, тратит деньги налогоплательщиков в основном на собственные нужды, перечисляя в бюджет незначительные суммы. Такая же ситуация наблюдается в ООО "Ваш Шанс", ТОО "Магазин “Свет”" и ряде других предприятий торговли. Данная проблема требует незамедлительного разрешения.
     

     Всестороннему анализу подвергся и рынок алкогольной продукции. Это - особый рынок, отличающийся повышенной криминальной опасностью. По оценкам МНС России ежегодно в бюджеты всех уровней от этой сферы недопоступает более 2,5 млрд руб. В Саратовской области этот рынок представлен 20 заводами-производителями, 35 оптовыми предприятиями и свыше 4 тыс. торговых точек, реализующих алкоголь в розницу.
     
     По сравнению с прошлым годом производство алкогольной продукции в денежном выражении выросло на 65,5 %. Рост производства алкоголя, а также меры, принятые на уровне области и Федерации по ужесточению контроля за его оборотом и реализацией (введение новых специальных акцизных марок, в том числе губернских, аккредитация, укрупнение оптовых предприятий торговли), позволили увеличить собираемость налогов в этой сфере. Поступление налогов от предприятий-производителей за 8 месяцев текущего года возросло по сравнению с аналогичным периодом прошлого года более чем в 2 раза, что значительно больше, чем по другим видам деятельности.
     
     Казалось, можно порадоваться за цифры, но такой результат нас устроить не может, поскольку доля поступлений налогов из этой сферы слишком мала - всего 4 %. Нарушений же налогового законодательства в алкогольном бизнесе предостаточно. В ходе проверок на каждом десятом предприятии выявлялись те или иные нарушения, причем в 50 случаях были установлены факты торговли без лицензии. В результате из незаконного оборота изъято около 3 тыс. дал. алкогольной продукции.
     
     Анализ полученных сведений позволил выработать комплекс мероприятий, которые, на наш взгляд, позволят повысить уровень собираемости налогов в торговой сфере и будут способствовать скорейшему введению на территории области налога на вмененный доход.
     
     С широким применением этого налога связаны наши основные надежды. Из цифр, приведенных в статье, наглядно показано, что усилия, затрачиваемые работниками налоговых органов, значительны, но не всегда продуктивны. Они не в силах проверить все предприятия торговли. Нагрузка на одного налогового инспектора уже сейчас достаточно высока.
     
     В настоящее время ведется активная подготовка к введению упомянутого налога в торговле. По оценкам специалистов ожидается прирост налоговых поступлений при этом в 1,6 раза. Однако введение единого налога ни в коей мере не предполагает отказа от традиционных форм контроля. Напротив, имеются намерения ужесточить контроль в отношении нерадивых плательщиков из сферы торгового бизнеса. В ближайшей перспективе намечается:
     
     - ввести единую систему контроля за грузопотоками на территории области (из представителей органов УВД, УГИБДД, налоговой полиции и инспекции создаются рабочие посты на КП ГАИ, железной дороге, в речных портах, аэропортах, на оптовых торговых базах);
     
     - создать на основании информации всех контролирующих органов единый банк данных по неблагонадежным предприятиям;
     
     - принять меры по усилению контроля за фирмами, изготавливающими штампы и печати, с целью пресечения практики изготовления фальшивых печатей и приобретения с их помощью по фальсифицированным документам товаров, доход от реализации которых уходит из-под налогообложения;
     
     - выйти с законодательной инициативой в Государственную Думу РФ о принятии Федерального закона "Об ответственности за нарушения в сфере налично-денежного обращения";
     
     - усилить контроль в сфере оборота алкогольной продукции, а именно: внедрить систему ежемесячного декларирования в налоговых инспекциях оборота алкогольной продукции предприятиями розничной торговли; оснастить инспекции необходимым количеством приборов, определяющих подлинность специальных и акцизных марок;
     
     - создать в структуре Управления МНС России по Саратовской области специальный оперативный отдел по контролю за работой предприятий торговли.
     
     Все принимаемые меры позволят, на наш взгляд, увеличить налоговые поступления в бюджет от торговой деятельности.