Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Ответы на вопросы ( Макарьева В.И., Матюшина А.Ф. )


Ответы на вопросы


В.И. Макарьева,
государственный советник налоговой службы II ранга

А.Ф. Матюшина

     

     Относится ли оплата коммунальных услуг на себестоимость продукции, если заключен договор безвозмездного пользования?

     
     В соответствии со ст. 689 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) по договору безвозмездного пользования (договору ссуды) одна сторона (ссудодатель) обязуется передать или передает вещь в безвозмездное временное пользование другой стороне (ссудополучателю), а последняя обязуется вернуть ту же вещь в том состоянии, в каком она ее получила, с учетом нормального износа, или в состоянии, обусловленном договором.
     
     В ст. 695 ГК РФ указывается также, что ссудополучатель обязан поддерживать вещь, полученную в безвозмездное пользование, в исправном состоянии, включая осуществление текущего и капитального ремонта, и нести все расходы на ее содержание, если иное не предусмотрено договором безвозмездного пользования.
     
     Договор безвозмездного пользования имуществом (договор ссуды) близок по своему характеру к договору аренды, так как применяются правила ст. 607, 610, 615, 621, 623 ГК РФ.
     
     Таким образом, если договором безвозмездного пользования (при условии заключения договора на получение коммунальных услуг в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации) оплата коммунальных услуг возложена на ссудополучателя и полученное в безвозмездное пользование имущество используется исключительно в производственных целях, указанные затраты в соответствии с п. 2 "и" Положения о составе затрат могут быть отнесены на себестоимость продукции как экс-плуатационные расходы на содержание зданий, помещений, сооружений, оборудования и т.д.
     
     Все вышеизложенное содержится в указаниях МНС России от 12.07.99 N ВГ-6-02/546@, которыми слова в скобках "для целей налогообложения не принимаются затраты по безвозмездным договорам, предусмотренным пунктом 2 статьи 423 Гражданского кодекса Российской Федерации" исключены из абзаца четвертого п. 8 Методических рекомендаций по отдельным вопросам налогообложения прибыли, доведенных письмом Госналогслужбы России от 27.10.98 N ШС-6-02/768.
     

     Учитываются ли при налогообложении курсовые разницы, образовавшиеся в результате пролонгации кредита?

     
     Согласно п. 24 и 75 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.98 N 34н:
     
     - записи в бухгалтерском учете по валютным счетам организации, а также по операциям в иностранной валюте производятся в рублях в суммах, определяемых путем пересчета иностранной валюты по курсу Банка России, действующему на дату совершения операции. Одновременно указанные записи осуществляются в валюте расчетов и платежей;
     
     - остатки валютных средств на валютных счетах организации, другие денежные средства (включая денежные документы), краткосрочные ценные бумаги, дебиторская и кредиторская задолженность в иностранных валютах отражаются в бухгалтерской отчетности в рублях в суммах, определяемых путем пересчета иностранных валют по курсу Банка России, действующему на отчетную дату.
     
     Из п. 3.1 Положения по бухгалтерскому учету "Учет имущества и обязательств организации, стоимость которых выражена в иностранной валюте" ПБУ 3/95, утвержденного приказом Минфина России от 13.06.95 N 50, следует, что стоимость имущества и обязательств (денежных знаков в кассе, средств на счетах в банках и иных кредитных учреждениях, денежных и платежных документов, финансовых вложений, средств в расчетах (включая по заемных обязательствам) с любым юридическим и физическим лицом, основных средств, нематериальных активов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, производственных запасов, товаров, а также других активов и пассивов организации), выраженная в иностранной валюте, для отражения в бухгалтерском учете и отчетности подлежит пересчету в рубли.
     
     Курсовые разницы подлежат зачислению в прибыль или убыток организации (кроме курсовых разниц, связанных с формированием уставного капитала организации).
     
     Положительные или отрицательные разницы отражаются по кредиту или дебету счета 80 "Прибыли и убытки" в корреспонденции с дебетом или кредитом счетов по учету денежных средств или соответствующих расчетов.
     
     Под курсовой разницей, связанной с формированием уставного капитала, признается разность между рублевой оценкой задолженности учредителя (участника) по вкладу в уставный капитал, оцененному в учредительных документах в иностранной валюте, исчисленной по курсу Банка России на дату поступления средств вкладов, и рублевой оценкой этой задолженности, исчисленной по курсу Банка России на дату подписания учредительных документов. Эта курсовая разница списывается на добавочный капитал организации (п. 4.4 ПБУ 3/95).
     
     Постановлением Правительства РФ от 11.03.97 N 273 "О внесении изменений в Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли" курсовые разницы включены во внереализационные доходы и расходы согласно Федеральному закону от 10.01.97 N 13-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “О налоге на прибыль предприятий и организаций”".
     
     Таким образом, отрицательная курсовая разница по валютным счетам, а также курсовые разницы по операциям в иностранной валюте (в том числе и по отсроченным кредитам) на основании п. 15 Положения о составе затрат учитываются для целей налогообложения.
     

     Применяется ли Указ Президента Российской Федерации от 08.05.96 N 685 при формировании состава затрат?

     
     Исходя из ст. 2 Федерального закона от 31.12.95 N 227-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “О налоге на прибыль предприятий и организаций”" состав затрат по производству и реализации продукции для целей налогообложения утвержден постановлением Правительства РФ от 05.08.92 N 552 "Об утверждении Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себе-стоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли", действие которого должно осуществляться до принятия Федерального закона о составе затрат и формировании финансовых результатов для целей налогообложения.
     
     В п. 15 Указа Президента Российской Федерации от 08.05.96 N 685 "Об основных направлениях налоговой реформы в Российской Федерации и мерах по укреплению налоговой и платежной дисциплины" определено, что Правительству РФ следует пересмотреть все нормативные акты по вопросам, изложенным в этом Указе.
     
     В связи с изложенным, положения п. 3 Указа Президента Российской Федерации от 08.05.96 N 685 в настоящее время в практической деятельности не применяются.
     

     Какие льготы имеются у организаций Федеральной службы лесного хозяйства России?

     
     В соответствии с Законом РФ от 27.12.91 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций", с учетом изменений и дополнений (далее по тексту - Закон N 2116-1), плательщиками налога на прибыль являются предприятия и организации (в том числе бюджетные), являющиеся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, а также их филиалы и другие обособленные подразделения, осуществляющие предпринимательскую деятельность.
     
     Указанное положение Закона N 2116-1 распространяется и на организации и учреждения Федеральной службы лесного хозяйства России, у которых объектом обложения налогом является валовая прибыль, то есть прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг), основных фондов (включая земельные участки), иного имущества, доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.
     
     По бюджетным учреждениям Федеральной службы лесного хозяйства России, занимающимся предпринимательской деятельностью и имеющим доходы от этой деятельности, объектом обложения налогом на прибыль является превышение доходов над расходами, что также следует из инструкции Госналогслужбы России от 20.08.98 N 48 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль бюджетными организациями (учреждениями) и представления отчетности в налоговые органы" (с учетом дополнений и изменений).
     
     К предпринимательской деятельности бюджетных учреждений относятся все виды платной деятельности, в том числе связанные с реализацией основных средств и иного имущества и внереализационными операциями.
     
     Учитывая п. 6 ст. 6 Закона N 2116-1, не подлежит налогообложению прибыль организаций Федеральной службы лесного хозяйства России, которая получена от переработки и утилизации низкосортной и мелкотоварной древесины, от рубок ухода за лесом и реализации продукции побочного пользования лесом, при условии использования этой прибыли на ведение лесного хозяйства.
     
     Таким образом, начиная с 1 октября 1998 года и по настоящее время при исчислении налога на прибыль организации и учреждения (занимающиеся предпринимательской деятельностью) Федеральной службы лесного хозяйства России руководствуются инструкцией Госналогслужбы России от 20.08.98 N 48.
     

     Производится ли уплата налога на прибыль управлениями Пенсионного фонда районов и городов за предоставляемые услуги по доставке пенсий и пособий?

     

     В ст. 4 Федерального закона от 30.03.99 N 56-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 1999 год" определено, что на покрытие расходов по доставке и пересылке государственных пенсий и пособий в 1999 году направляются страховые взносы Пенсионного фонда России и средства федерального бюджета.
     
     Из пояснительной записки к проекту бюджета Пенсионного фонда России на 1999 год следует, что расходы по доставке и пересылке всех видов государственных пенсий определены в бюджете исходя из почтового тарифа 1,5 %, а также уплаты налога на добавленную стоимость в размере 20 % и 1,5 % на доставку альтернативными службами.
     
     Управления Пенсионного фонда районов и городов, отделения Пенсионного фонда являются некоммерческими организациями.
     
     В Законе N 2116-1, с учетом дополнений и изменений, и п. 2.12 инструкции Госналогслужбы России от 10.08.95 N 37 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций", с учетом дополнений и изменений (далее по тексту - Инструкция N 37), некоммерческие организации, имеющие доходы от предпринимательской деятельности, уплачивают налог с полученной от такой деятельности суммы превышения доходов над расходами.
     
     При этом в составе доходов и расходов от предпринимательской деятельности не учитываются доходы, образующиеся в результате целевых отчислений на содержание указанных организаций, член-ские вступительные взносы, долевые (паевые, целевые) вклады участников этих организаций и расходы, производимые за счет этих средств.
     
     Средства, полученные управлениями Пенсионного фонда районов и городов за услугу по доставке пенсий и пособий, являются доходами от предпринимательской деятельности, которые подлежат отдельному учету, и от превышения полученных средств над уплаченными осуществляется уплата налога на прибыль.
     

     Имеет ли организация торговли право до окончания срока действия патента перейти на принятую ранее систему налогообложения?

     
     В п. 3 ст. 2 Федерального закона от 29.12.95 N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" предусмотрено, что субъекты малого предпринимательства имеют право перейти на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, если в течение года, предшествующего кварталу, в котором произошла подача заявления на право применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности, совокупный размер валовой выручки данного налогоплательщика не превысил суммы стотысячекратного минимального размера оплаты труда, установленного законодательством Российской Федерации на первый день квартала, в котором произошла подача заявления.
     
     Согласно Федеральному закону от 31.07.98 N 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" в случае введения этого Закона на территории соответствующих субъектов Российской Федерации организации розничной торговли являются плательщиками единого налога.
     
     В связи с этим, если организация, занимающаяся оптовой торговлей и осуществляющая платежи в бюджет по упрощенной системе налогообложения согласно Федеральному закону от 29.12.95 N 222_ФЗ, открывает магазин для ведения розничной торговли, при определении права этой организации на применение упрощенной системы налогообложения учитывается совокупный размер валовой выручки в целом по организации, не превышающий стотысяче-кратного минимального размера оплаты труда.
     
     Принимая во внимание п. 1 ст. 5 Федерального закона от 29.12.95 N 222-ФЗ, до окончания срока действия патента перевод организации с упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности на принятую ранее систему налогообложения, учета и отчетности в связи с превышением объема совокупного размера валовой выручки в отчетном периоде суммы стотысячекратного минимального размера оплаты труда в законодательном порядке не предусмотрен.
     

     Взимаются ли платежи с организаций, уплачивающих налоги по упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности, за нормативные и сверхнормативные выбросы и сбросы вредных веществ?

     
     В соответствии с п. 1 "и" ст. 19 Закона РФ от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (с учетом дополнений и изменений) к федеральным налогам относятся платежи за пользование природными ресурсами, которые включают в себя плату за загрязнение окружающей среды, взимаемую за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды загрязнения в пределах, а также сверх установленных лимитов.
     
     В то же время согласно п. 2 ст. 1 Федерального закона от 29.12.95 N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" при упрощенной системе налогообложения уплата единого налога предусматривает замену уплаты совокупности установленных законодательством Российской Федерации федеральных, региональных и местных налогов и сборов. Исчисление единого налога осуществляется по результатам хозяйственной деятельности организации за отчетный период. По этой причине с плательщиков по упрощенной системе налогообложения платежи за загрязнение окружающей природной среды не взимаются.
     

     В каком размере направляется прибыль на погашение убытка у организаций?

     
     В п. 5 ст. 6 Закона N 2116-1 определено, что организация, получившая по данным годового бухгалтерского отчета убыток (за исключением убытков, полученных по операциям с ценными бумагами), освобождается от уплаты налога на прибыль в части прибыли, направляемой на его покрытие, в течение последующих пяти лет при условии полного использования на эти цели средств резервного и других аналогичных по назначению фондов, создание которых предусмотрено законодательством Российской Федерации.
     
     При определении размера указанной льготы в налоговом расчете учитываются понесенные предприятием или организацией убытки от реализации продукции (работ, услуг), а за 1998 год, в случае превышения отрицательных курсовых разниц над положительными, в расчет включается также убыток по курсовым разницам за период с 1 августа 1998 года по 31 декабря 1998 года. В расчете не учитываются убытки, возникшие в результате сокрытия или занижения прибыли, убытки, понесенные до 1 января 1996 года в результате превышения фактических расходов на оплату труда по сравнению с их нормированной величиной, а также убытки, возникшие от превышения лимитов, норм и нормативов, установленных законодательством Российской Федерации в отношении затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) и учитываемых при расчете налогооблагаемой прибыли.
     
     Сумма убытка, на покрытие которого направляется прибыль, освобождается от налогообложения и распределяется равными долями на последующие пять лет (п. 4.5 Инструкции N 37). При превышении убытка по балансу над убытком от реализации продукции (работ, услуг) к возмещению принимается убыток от реализации продукции (работ, услуг).
     
     Прибыль текущего года может быть уменьшена на сумму, соответствующую одной пятой части убытка, полученного в предыдущем году, а в расчете на квартал - на одну четвертую суммы убытка, подлежащего покрытию в текущем году. При получении убытка за определенный отчетный период организация теряет право на его перенесение на последующие отчетные периоды.
     
     Так, например, организация имеет право на льготу в связи с погашением убытка за 1998 год на период 1999-2003 годы на сумму 500 тыс. руб. В этом случае в 1999 году льгота составит 100 тыс. руб. (500 тыс. руб. : : 5 лет), а ежеквартально - 25 тыс. руб. (100 тыс. руб. : : 4 квартала).
     
     При наличии убытка в 1999 году за тот или иной отчетный период льгота не переносится. Если за II-III кварталы 1999 года организацией получен убыток, то предоставление льготы на погашение убытков в 1999 году снизится на 50 тыс. руб.
     
     Необходимо также учесть, что организация согласно п. 7 ст. 6 Закона N 2116-1 может уменьшить фактическую сумму налога, исчисленную без учета всех налоговых льгот, но не более чем на 50 %.
     

     Какая льгота предоставляется организациям по содержанию объектов здравоохранения, образования, жилищного фонда и других, находящихся на их балансе, в случае отсутствия нормативов по их содержанию?

     
     Из п. 1 "б" ст. 6 Закона N 2116-1 и п. 4.1.2 Инструкции N 37 следует, что:
     
     - при исчислении налога облагаемая прибыль, определенная в соответствии с положениями, изложенными в разделе 2 Инструкции N 37, при фактически произведенных затратах и расходах за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятий, уменьшается на суммы затрат предприятий (в соответствии с утвержденными местными органами государственной власти нормативами) на содержание находящихся на их балансе объектов и учреждений здравоохранения, народного образования, культуры и спорта, детских дошкольных учреждений, детских лагерей отдыха, домов престарелых и инвалидов, жилищного фонда, а также затрат на эти цели при долевом участии предприятий в содержании указанных объектов и учреждений;
     
     - затраты предприятий при долевом участии принимаются в пределах норм, утвержденных местными органами государственной власти, на территории которых находятся указанные объекты и учреждения;
     
     - если такие нормативы местными органами государственной власти не утверждены, то следует применять порядок определения расходов на содержание этих учреждений, действующий для аналогичных учреждений данной территории, подведомственных указанным органам.