Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Ответы на вопросы ( Макарьева В.И. )


Ответы на вопросы


В.И. Макарьева,
государственный советник налоговой службы II ранга     


     1. По какой причине не уплачиваются соответствующие налоги при осуществлении строительно-монтажных работ хозспособом?

     
     Согласно п. 1 ст. 39 части первой Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), введенного в действие Федеральным законом от 31.07.98 N 147-ФЗ, с учетом внесенных изменений и дополнений, реализацией товаров (работ, услуг), осуществляемой организацией, признается передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, передача права собственности на товары.
     
     При осуществлении строительства хозяйственным способом передачи права собственности на возмездной основе не происходит.
     
     Учитывая Инструкцию по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий, утвержденную приказом Минфина СССР от 01.11.91 N 56, предприятия-застройщики, ведущие строительство хозяйственным способом, имеют право учитывать произведенные расходы на счете 30 "Некапитальные работы".
     
     По мере завершения строительных работ, осуществляемых хозяйственным способом, произведенные затраты списываются с кредита счета 30 "Некапитальные работы" в дебет счета 08 "Капитальные вложения", субсчет "Строительство объектов основных средств".
     
     Как определено в указанной выше Инструкции, на субсчете 08-3 "Строительство объектов основных средств" учитываются затраты по возведению зданий и сооружений, монтажу оборудования, стоимость переданного в монтаж оборудования и другие расходы, предусмотренные сметами, сметно-финансовыми расчетами и титульными списками на капитальное строительство (независимо от того, осуществляется это строительство подрядным или хозяйственным способом).
     
     Затраты по завершенным операциям строительства с кредита счета 08 "Капитальные вложения" списываются в дебет счета 01 "Основные средства".
     
     Необходимо учесть, что не подлежат списанию затраты, не увеличивающие стоимость основных средств, указанные в п. 3.1.7 Положения по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций, доведенного письмом Минфина СССР от 30.12.93 N 160 и др.
     

     2. Почему налоговые органы не принимают амортизационные отчисления, с учетом переоценки основных фондов, осуществленные по инициативе организации?
     

     В элементе "Амортизация основных фондов", как это определено в п. 9 Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденного постановлением Правительства РФ от 05.08.92 N 552, с учетом дополнений и изменений (далее по тексту - Положение о составе затрат), организация отражает сумму амортизационных отчислений на полное восстановление основных производственных фондов, исчисленную исходя из балансовой стоимости и утвержденных в установленном порядке норм, включая ускоренную амортизацию их активной части, производимую в соответствии с законодательством.
     
     В п. 4.23.2 Инструкции о порядке заполнения форм годовой бухгалтерской отчетности, утвержденной приказом Минфина России от 12.11.96 N 97 (с учетом дополнений и изменений) указывается, что к основным производственным средствам относятся объекты, использование которых направлено на систематическое получение прибыли как основной цели деятельности, то есть использование в процессе производства промышленной продукции, в строительстве, сельском хозяйстве, торговле и общественном питании, заготовке сельскохозяйственной продукции и других аналогичных видах деятельности.
     
     Посредством начисления амортизации погашается стоимость объектов основных средств, что следует из п. 45 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Минфина России от 20.07.98 N 33н, а также Положения о порядке начисления амортизационных отчислений по основным фондам в народном хозяйстве, утвержденного Госпланом СССР, Минфином СССР, Госбанком СССР, Госкомцен СССР, Госкомстатом СССР, Госстроем СССР 29.12.90 N ВГ-21-Д/144/17-24/4-73.
     
     Правительство РФ принимало постановления по переоценке основных средств в целях создания благоприятных экономических условий для активного обновления основных фондов.
     
     Переоценка основных средств организации, проводимая по ее инициативе на основании нормативных документов, является отражением стоимости основных средств в бухгалтерской отчетности в условиях, возникших после отчетной даты, что соответствует Положению по бухгалтерскому учету "События после отчетной даты" ПБУ 7/98, утвержденному приказом Минфина России от 25.11.98 N 56н.
     

     Кроме того, вопрос о порядке исчисления амортизационных отчислений для целей налогообложения согласно ответу Департамента методологии бухгалтерского учета и отчетности Минфина России от 30.04.99 N 16-00-16-215 находится в компетенции Министерства РФ по налогам и сборам, из ответов которого следует, что для целей налогообложения не учитываются результаты от переоценки основных средств как при исчислении амортизационных отчислений, так и налога на имущество.     


     3. По какой причине отрицательные суммовые разницы не учитываются при исчислении налога на прибыль?

     
     Из ст. 8 Федерального закона от 21.11.96 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее по тексту - Закон N 129-ФЗ) и п. 9 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации следует, что бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций организаций ведется в валюте Российской Федерации (в рублях), по этой причине суммовых разниц быть не должно.
     
     Рубль является законным платежным средством, обязательным к приему по нарицательной стоимости на всей территории Российской Федерации, что указано в ст. 140 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ).
     
     Однако как следует из ст. 317 ГК РФ, в денежном обязательстве может быть предусмотрено, что оно подлежит оплате в рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте или в условных денежных единицах (экю, "специальных правах заимствования" и др.). В этом случае подлежащая уплате в рублях сумма определяется по официальному курсу соответствующей валюты или условных денежных единиц на день платежа, если иной курс или иная дата его определения не установлены законом или соглашением сторон.
     
     Учитывая ст. 317 ГК РФ, в п. 3.9 Инструкции о порядке заполнения форм годовой бухгалтерской отчетности Минфина России предусмотрен порядок отражения в бухгалтерском учете суммовых разниц, возникающих при осуществлении расчетов в соответствии с заключенными договорами в рублях в сумме, определяемой по официальному курсу соответствующей валюты или условных денежных единиц. Принять для целей налогообложения отрицательные суммовые разницы не позволяет п. 15 Положения о составе затрат, на основании которого в п. 4.13 Приложения N 11 к инструкции Госналогслужбы России от 10.08.95 N 37 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций" (далее по тексту - Инструкция N 37) осуществляется корректировка финансовых результатов на имеющиеся у организации отрицательные суммовые разницы. Об этом свидетельствует и ответ Департамента налоговой политики Минфина России от 24.05.99 N 04-02-05/1 и др.
     

     4. Принимается ли при налогообложении отрицательный результат по товарообменным операциям?

     

     В п. 567 ГК РФ определено, что по договору мены каждая из сторон обязуется передать в собственность другой стороны один товар в обмен на другой товар. В случае неравноценности обмениваемого товара одной из сторон осуществляется уплата разницы, если иное не предусмотрено законом или обязательством сторон.
     
     При договоре мены выручка от реализации продукции (работ, услуг) отражается в бухгалтерском учете организаций, выступающих по договору в качестве покупателей, после исполнения обязательств передать соответствующие товары одновременно обеими сторонами.
     
     При наличии расхождений между суммами поставленной продукции (работ, услуг) и полученных взамен товаров (работ, услуг) это рассматривается аналогично возникновению суммовых разниц, которые в части положительных учитываются для целей налогообложения, а отрицательных, как сказано выше, не уменьшают налогооблагаемую базу при исчислении налога на прибыль.
     

     5. Можно ли не производить платежи по аренде?

     
     В ст. 614 ГК РФ четко сказано о том, что арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом, взятым в аренду согласно договору аренды.
     
     Арендная плата состоит из:
     
     - периодически или единовременно вносимых в твердой сумме платежей;
     
     - установленной доли получения продукции в результате использования арендованного имущества;
     
     - предоставленных арендатором услуг;
     
     - передачи арендатором арендодателю обусловленной договором вещи в собственность или в аренду;
     
     - затрат по улучшению арендованного имущества, осуществленных арендатором согласно договору.
     
     Предоставление имущества в аренду можно рассматривать как предоставление услуг арендодателем в форме аренды имущества арендатору, тем более что в ст. 39 части первой НК РФ не указано, что сдача имущества в аренду не признается реализацией товаров, работ или услуг.
     
     Из ответов Департаментов налоговой политики и методологии бухгалтерского учета и отчетности Минфина России следует, что данные по аренде отражаются по счету 46 "Реализация продукции (работ, услуг)" организациями, у которых в уставных документах имеется запись о предоставлении в аренду имущества, или деятельность которых связана со сдачей имущества в аренду. Остальные организации в соответствии с п. 14 Положения о составе затрат отражают начисленные суммы арендной платы на счете 80 "Прибыли и убытки".
     
     Мнение Департамента методологии налогообложения прибыли и бухгалтерского учета для целей налогообложения МНС России, принимая во внимание п. 11 Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" ПБУ 1/98 и п. 4.31 Инструкции о порядке заполнения форм годовой бухгалтерской отчетности, состоит в том, что если сумма арендной платы составляет свыше 5 % данных по выручке от реализации продукции (работ, услуг), то ее необходимо отражать как реализацию продукции (работ, услуг).
     

     Это более правильное рассмотрение вопроса соответствует нормативным документам Минфина России, тем более что основная цель основных средств - участие в процессе производства.
     
     Кроме того, при наличии факта отражения данных по аренде у арендодателя в составе внереализационных доходов, не имеющих отношения к процессу производства и реализации продукции (работ, услуг), не имеется возможности отражения данных по арендной плате в составе затрат на производство продукции (работ, услуг), а п. 15 Положения о составе затрат не предусматривает списания арендной платы у арендатора для целей налогообложения.
     

     6. Какие расходы по малоценным и быстроизнашивающимся предметам списываются на затраты производства?

     
     Из Положения по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" ПБУ 5/98, утвержденного приказом Минфина России от 15.06.98 N 25н, следует, что малоценные и быстроизнашивающиеся предметы - часть материально-производственных запасов организации, используемая в качестве средств труда в течение не более 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев, либо имеющая стоимость на дату приобретения ниже лимита, утвержденного организацией в пределах не более 100-кратного минимального размера оплаты труда, установленного законодательством Российской Федерации.
     
     Организация может в пределах одной двадцатой части установленного лимита определять малоценные предметы, стоимость которых полностью списывается на издержки производства (обращения) по мере их передачи в производство или эксплуатацию.
     
     Организация может использовать следующие способы расчета амортизации малоценных и быстроизнашивающихся предметов, переданных в производство или эксплуатацию:
     
     - линейный способ - исходя из фактической себестоимости предмета и нормы амортизации, исчисленной исходя из сроков полезного использования.
     
     Например, если инструмент, фактическая стоимость которого составляет 3 тыс. руб., необходимо использовать в течение двух лет, то ежемесячное списание амортизации осуществляется в размере 125 руб.;
     
     - способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ) - исходя из количества продукции (работ), производимой (выполняемых) с использованием предмета в отчетном периоде, и соотношения предмета и предполагаемого объема продукции (работ) за весь срок полезного использования.
     

     Пример.

     
     1. Приобретен инструмент стоимостью 6 тыс. руб.
     
     2. Составлен расчет, что использование инструмента рассчитано на объем продукции в сумме 1200 тыс. руб.
     
     3. Произведено продукции с использованием инструмента на сумму:
     
     в августе - 600 тыс. руб.;
     
     в сентябре - 400 тыс. руб.;
     
     в октябре - 200 тыс. руб.
     
     4. Списана стоимость инструмента:
     
     в августе - 3 тыс. руб. (6000 : 1 200 000 ? 600 000);
     
     в сентябре - 2 тыс. руб. (6000 : 1 200 000 ? 400 000);
     
     в октябре - 1 тыс. руб. (6000 : 1 200 000 ? 200 000);
     
     - процентный способ - исходя из фактической себестоимости предмета и ставки в 50 или 100 процентов при передаче предмета в производство или эксплуатацию. При этом в первом случае оставшиеся 50 % начисляются при выбытии предмета из производства или эксплуатации из-за невозможного использования (непригодности).
     
     Применение одного из способов расчета по конкретному предмету производится в течение всего срока его использования.
     
     Из письма Минфина СССР от 18.10.79 N 166 "О Положении по бухгалтерскому учету малоценных и быстроизнашивающихся предметов" следует, что расходы по ремонту малоценных и быстроизнашивающихся предметов относятся на те бухгалтерские счета, на которых отражено начисление погашения стоимости этих предметов.
     
     Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы, не используемые в процессе производства, погашаются за счет средств целевого финансирования в размере 100 %.
     
     Из ответа Департамента методологии бухгалтерского учета и отчетности Минфина России от 17.12.96 N 16-00-17-163 вытекает, что амортизационные отчисления на полное восстановление основных средств или износ малоценных и быстроизнашивающихся предметов (в зависимости от того, как они учитываются на счетах бухгалтерского учета) в виде холодильников, телевизоров, магнитофонов и другой аналогичной техники правомерно относить на себестоимость продукции (работ, услуг), как необходимых для осуществления рекламных и представительских мероприятий, удовлетворения нужд работников по поддержанию гигиенических требований, требований по питанию.
     

     7. Предусматривает ли Положение о составе затрат списание процентов по кредиту, полученному под приобретение векселей?

     

     Положением о составе затрат предусмотрено списание на себестоимость продукции (работ, услуг) только затрат на оплату процентов по полученным на производственные цели кредитам банков (подтверждено письмом Минфина России от 18.06.97 N 01-10/04-2291), процентов за отсрочки оплаты (коммерческие кредиты), предоставляемые поставщиками (производителями работ, услуг) по поставленным товарно-материальным ценностям (выполненным работам, оказанным услугам), процентов по полученным заемным средствам, включая кредиты банков и других организаций, используемым лизингодателем для осуществления операций лизинга.
     
     Для целей налогообложения затраты по оплате процентов по просроченным кредитам не принимаются, а по оплате процентов банков принимаются в пределах учетной ставки Банка России, увеличенной на три пункта (по ссудам, полученным в рублях), или ставки ЛИБОР, увеличенной на три пункта (по ссудам, полученным в иностранной валюте).
     
     Вновь устанавливаемая коммерческим банкам ставка по кредитам Банка России распространяется на вновь заключаемые и пролонгируемые договоры, а также на ранее заключенные договоры, в которых предусмотрено изменение процентной ставки.
     
     Аналогично изложенному порядку организациями списываются затраты на оплату процентов по бюджетным ссудам, кроме ссуд, выданных на инвестиции и конверсионные мероприятия. Для целей налогообложения затраты по оплате процентов по просроченным ссудам в себестоимость продукции (работ, услуг) не включаются, а по оплате процентов по бюджетным ссудам принимаются в пределах ставок, установленных законодательством Российской Федерации.
     
     Минфин России, Минэкономики России, Госналогслужба России и Банк России в письме от 28.05.96 N 50, 28,05.96 N СИ-176/6-204, 29.04.96 N ВГ-6-05/294, 29.04.96 N 03а-12/342 сообщили о том, что Правительство РФ (поручение от 28.03.96 N ВЧ-13-09992) продлило срок действия порядка установления для целей налогообложения предельной ставки на уплату процентов по кредитам, полученным в иностранной валюте, изложенного в письме Минфина России от 28.12.95 N 135, Минэкономики России от 29.12.95 N СИ-517, Госналогслужбы России от 28.12.95 N НП-6-01/670 и Банка России от 04.01.96 N 224 "Об установлении для целей налогообложения предельной ставки по уплате процентов по ссудам, полученным в иностранной валюте", до принятия Федерального закона о перечне затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при расчете налогооблагаемой прибыли.
     
     Из ответа Департамента налоговой политики Минфина России от 05.05.99 N 04-02-05/1 следует, что действующими нормативно-правовыми актами не предусмотрено отнесение на себестоимость продукции (работ, услуг) процентов за пользование заемными средствами в виде банковских векселей. По этой причине уплаченные коммерческим банкам проценты по векселям не уменьшают налогооблагаемую прибыль.
     

     8. Могут ли быть отнесены на стоимость ценных бумаг расходы по уплате процентов по заемным средствам?

     
     При рассмотрении данного вопроса необходимо руководствоваться приложением к приказу Минфина России от 15.01.97 N 2 "О порядке отражения в бухгалтерском учете операций с ценными бумагами" и Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета.
     
     Приобретенные организациями ценные бумаги приходуются на счета 06 "Долгосрочные финансовые вложения", 58 "Краткосрочные финансовые вложения" по покупной стоимости.
     
     Для предварительного учета фактических затрат по приобретению ценных бумаг организации используют счет 08 "Капитальные вложения", субсчет "Вложения в ценные бумаги".
     
     Фактическими затратами на приобретение ценных бумаг могут быть суммы, уплачиваемые в соответствии с договором продавцу; суммы, уплачиваемые специализированным организациям и иным лицам за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением ценных бумаг; вознаграждения, уплачиваемые посредническим организациям, с участием которых приобретены ценные бумаги; расходы по уплате процентов по заемным средствам, используемым на приобретение ценных бумаг до принятия их к бухгалтерскому учету; иные расходы, непосредственно связанные с приобретением ценных бумаг.
     
     Следовательно, если организацией совершена уплата процентов по заемным средствам, использованным на покупку ценных бумаг до их принятия к бухгалтерскому учету на счет 58 "Краткосрочные финансовые вложения" или счет 06 "Долгосрочные финансовые вложения", то они включаются в стоимость этих ценных бумаг.
     
     Списание указанных процентов на затраты производства (издержки обращения) противоречит п. 2 "с" Положения о составе затрат, так как ценные бумаги являются внеоборотными активами.
     

     9. Какие методы списания затрат по ремонту основных средств могут использоваться организацией?

     
     Исходя из требований п. 10 Положения о составе затрат организации, образующие ремонтный фонд для обеспечения в течение ряда лет равномерного включения затрат на проведение особо сложных видов ремонта основных производственных фондов, в составе элемента себестоимости "Прочие затраты" отражают отчисления в ремонтный фонд, определяемые исходя из балансовой стоимости основных производственных фондов и нормативов отчислений, утверждаемых в установленном порядке самими организациями.
     
     В остальных случаях затраты на проведение всех видов ремонтов (текущих, средних, капитальных) основных производственных фондов включаются в себестоимость продукции (работ, услуг) по соответствующим элементам затрат (материальным затратам, затратам на оплату труда и другим).
     

     Согласно Положению по ведению бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденному приказом Минфина России от 29.07.98 N 34н, и Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий организации в течение отчетного года образуют резерв предстоящих затрат по ремонту основных средств.
     
     Ремонтный фонд и резерв по ремонту основных средств подлежат учету на отдельных субсчетах счета 89 "Резервы предстоящих расходов и платежей". После окончания как особо сложного ремонта, так и обычного излишне начисленные суммы подлежат списанию со счета 89 "Резервы предстоящих расходов и платежей" на счет 80 "Прибыли и убытки" в части излишне образованного ремонтного фонда или сторнировочной записью в части резерва на ремонт основных средств, что соответствует Методическим указаниям по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденным приказом Минфина России от 13.06.95 N 49.
     
     При неравномерно производимом в течение года ремонте основных средств (когда организацией не создается ремонтный фонд или резерв на ремонт) организации могут списать расходы на счет 31 "Расходы будущих периодов" со списанием в дебет счетов учета затрат на производство в соответствии с учетной политикой.
     
     Из всех имеющихся методов списания расходов на ремонт основных фондов организации определяют наиболее приемлемый метод из указанных выше.
     
     Как указано в разделе 4 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Минфина России от 20.07.98 N 33н, затраты на модернизацию и реконструкцию объектов основных средств, при условии что они улучшают (повышают) ранее принятые нормативные показатели функционирования объектов основных средств (срок полезного использования; мощность, качество применения и др.), не относятся на затраты производства, а списываются на увеличение первоначальной стоимости объектов с отнесением на добавочный капитал.
     
     Учет затрат (включая затраты по модернизации объекта, осуществляемой во время капитального ремонта), связанных с модернизацией и реконструкцией объектов основных средств, осуществляется в порядке, установленном для учета капитальных вложений, что определено п. 73 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств.
     

     10. В каком размере принимаются для целей налогообложения платежи по добровольному страхованию?

     

     В п. 2 "р" Положения о составе затрат указано, что платежи (страховые взносы) по добровольному страхованию средств транспорта (водного, воздушного, наземного), имущества гражданской ответственности организаций-источников повышенной опасности, а также платежи по заключенным в пользу своих работников договорам страхования от несчастных случаев и болезней, медицинского страхования и договорам с негосударственными пенсионными фондами, имеющими государственную лицензию, не могут в суммарном размере превышать 1 % объема реализуемой продукции (работ, услуг).
     
     Из ответа Департамента налоговой политики Минфина России от 26.03.98 N 04-07-04 следует, что при расчете предельного размера страховых взносов, уменьшающих налогооблагаемую базу, объем реализуемой продукции (работ, услуг) следует определять от объема выручки от реализации продукции (работ, услуг), показанного по кредиту счета 46 "Реализация продукции (работ, услуг)", без суммы налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей, начиная с того квартала, в котором предприятие заключило договор страхования.
     
     Например, если предприятие заключило договор страхования только во втором квартале, объем реализуемой продукции следует принимать при расчете страховых платежей, относимых на себестоимость продукции, начиная с этого квартала и до конца года.
     

     11. Как отражаются в бухгалтерском учете предоставленные взаймы оборотные средства?

     
     В Инструкции по применению Плана счетов указано, что предоставленные организацией другим организациям займы, в зависимости от того, на какой срок они предоставлены, подлежат учету на счете 06 "Долгосрочные финансовые вложения", в случае если установленный срок их погашения превышает один год, или на счете 58 "Краткосрочные финансовые вложения", если срок погашения не выше одного года.
     
     На указанных счетах учитываются предоставленные организацией другим организациям денежные и иные займы.
     
     Предоставленные займы отражаются по дебету счета 06 "Долгосрочные финансовые вложения" или 58 "Краткосрочные финансовые вложения" в корреспонденции со счетами 51 "Расчетный счет", 01 "Основные средства", 04 "Нематериальные активы", 07 "Оборудование к установке", 10 "Материалы", 12 "Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы", 40 "Готовая продукция", 41 "Товары" и т.п., в зависимости от того, что было передано взамен денежных средств.
     
     Возврат займов отражается по дебету счета 51 "Расчетный счет" или других соответствующих счетов и кредиту счета 06 "Долгосрочные финансовые вложения" или 58 "Краткосрочные финансовые вложения".
     

     У организаций средства, полученные от заимодавцев (кроме банков), отражаются по дебету счетов учета денежных средств, расчетов с персоналом по оплате труда, полученных материальных ценностей и кредиту счета 94 "Краткосрочные займы" или 95 "Долгосрочные займы".
     
     Если проценты по полученным кредитам и другим привлеченным средствам отражаются в бухгалтерском учете по мере их выплаты, то на их суммы делается запись по дебету счетов учета источников выплаты (за исключением затрат на производство) с кредита счетов учета денежных средств (минуя счета 94 "Краткосрочные займы", 95 "Долгосрочные займы").
     
     Если проценты по полученным кредитам и другим привлеченным средствам отражаются в бухгалтерском учете по мере их начисления, то на их суммы производится запись по кредиту счета 94 "Краткосрочные займы" или счета 95 "Долгосрочные займы" в корреспонденции со счетами учета источников выплаты. Начисленные суммы процентов учитываются отдельно.
     

     12. Каков общий порядок списания основных средств и как это влияет на исчисление налога на прибыль?

     
     Информация о процессе реализации (продаже) и прочем выбытии (ликвидации, списании, передаче безвозмездно и др.) основных средств отражается на счете 47 "Реализация и прочее выбытие основных средств", по дебету которого отражаются первоначальная стоимость выбывших объектов основных средств и понесенные расходы, связанные с выбытием основных средств (сносом и разборкой зданий, сооружений, демонтажом оборудования и т.п.).
     
     Сумма износа, начисленная по выбывшим объектам основных средств к моменту выбытия, выручка от реализации имущества и стоимость материальных ценностей, поступивших в связи со списанием имущества, в оценке возможного использования или реализации отражаются по кредиту счета 47 "Реализация и прочее выбытие основных средств". Выручка от реализации имущества, то есть сумма, причитающаяся организации за проданные основные средства, отражается по кредиту счета 47 в корреспонденции со счетом 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами".
     
     Дебетовое (убыток) или кредитовое (доход) сальдо по счету 47 в текущем отчетном периоде списывается на счет 80 "Прибыли и убытки", а в случае безвозмездной передачи - на счета по учету собственных средств организаций (88 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)" и т.п.).
     

     Согласно п. 2.4 Инструкции N 37 и ст. 2 Закона РФ от 27.12.91 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (далее по тексту -Закон РФ N 2116-1) отрицательный результат от реализации и безвозмездной передачи основных фондов для целей налогообложения не учитывается.
     
     Из п. 15 Положения о составе затрат, а также ответа Минфина России Высшему Арбитражному Суду Республики Башкортостан от 01.10.97 N 04-02-11 и другим организациям и налогоплательщикам следует, что уменьшение налогооблагаемой прибыли на сумму убытков от списания не полностью амортизированных основных средств не предусмотрено.
     
     При списании основных средств следует учесть п. 54 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (материальные ценности, оставшиеся от списания непригодных к восстановлению и дальнейшему использованию основных средств, зачисляются на финансовые результаты по рыночной стоимости), п. 102 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств (при списании объектов основных средств, подвергавшихся дооценке, за счет добавочного капитала в пределах имеющейся суммы списывается сумма дооценки по этим основным средствам).
     

     13. Какова правомерность действия указаний МНС России от 24.05.99 N АС-6-18/422?

     
     В ст. 11 Закона РФ от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (далее по тексту - Закон РФ N 2118-1) определено, что налогоплательщик обязан своевременно и в полном размере уплачивать налоги.
     
     Обязанность юридического лица по уплате налога прекращается уплатой им налога либо отменой налога.
     
     В ст. 15 указанного Закона не было четко оговорено, что налоговый орган в случае представления налогоплательщиком поручения с отметкой соответствующего банка о перечислении налогов в бюджеты различного уровня должен взыскивать с этого банка налоги при их непоступлении.
     
     Начиная с 1 января 1999 года, в соответствии со ст. 45 части первой НК РФ, обязанность по уплате налога у налогоплательщика считается исполненной с момента предъявления в банк поручения на уплату соответствующего налога при наличии достаточного денежного остатка на его счете.
     
     Как следует из ответа начальника Отдела контроля и исполнения решений Конституционного Суда Российской Федерации от 26.07.99 N 8765 постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 12.10.98 N 24-П вступило в силу 12 октября 1998 года, и с этой даты при решении спорных ситуаций в части списания налогов со счетов налогоплательщиков этим постановлением и следует руководствоваться.     
     
     Однако в ответе начальника Отдела контроля и исполнения решений Конституционного Суда Российской Федерации сообщено также о том, что выставленные и неисполненные по состоянию на 12 октября 1998 года инкассовые поручения налоговых органов подлежат отзыву в случае, если с расчетных счетов налогоплательщиков суммы налогов и сборов уже списаны кредитными организациями по их платежным поручениям.
     
     Организация-налогоплательщик заключает договор с кредитной организацией, прямая обязанность которой - обеспечение выполнения договоров банковского счета (см. письмо МНС России от 24.05.99 N АС-6-18/422).
     

     14. Учитываются ли при налогообложении предстоящие затраты на рекультивацию земель?

     
     В соответствии с п. 6 ст. 2 Закона РФ N 2116-1 и п. 2.3 Инструкции N 37 перечень затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и порядок формирования финансовых результатов, учитываемых при расчете налогооблагаемой прибыли, определяются федеральным законом.
     
     До принятия указанного закона следует руководствоваться Положением о составе затрат, с учетом дополнений и изменений.
     
     Указанным Положением не предусмотрено списание на затраты производства резервов в целях равномерного включения предстоящих расходов в издержки производства или обращения.
     
     Организации создают резервы, в том числе резервы на предстоящие затраты на рекультивацию земель, согласно п. 72 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации.
     
     Затраты, связанные с рекультивацией земель, включаются в соответствии с п. 2 Положения о составе затрат в себестоимость продукции.
     
     Кроме того, необходимо иметь в виду, что в п. 3.49 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина России от 13.06.95 N 49, также не предусмотрено иметь в наличии на счете 89 "Резервы предстоящих расходов и платежей" суммы на рекультивацию земель.
     

     15. Могут ли разъяснения Минфина России являться руководством к действию для налогоплательщиков?

     
     Федеральный закон от 09.07.99 N 154-ФЗ внес существенные поправки в часть первую НК РФ по поводу правомерности указаний по вопросам налогообложения.
     
     Так, в п. 2 ст. 4 указано, что Минфин России, как и МНС России, ГТК России, органы государственных внебюджетных фондов издают обязательные для своих подразделений приказы, инструкции и методические указания по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, которые не относятся к актам законодательства о налогах и сборах.
     
     На основании п. 1.2 ст. 21 налогоплательщики имеют право получать от налоговых органов и других уполномоченных государственных органов
письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах.
     
     Исходя из изложенного выше следует, что соответствующие службы Минфина России получили согласно налоговому законодательству возможность давать разъяснения налогоплательщикам по вопросам, связанным с применением законодательства о налогах и сборах в Российской Федерации.
     

     16. Как долго следует хранить документы?

     
     В ст. 11 Закона РФ N 2118-1 указано, что налогоплательщик обязан вести бухгалтерский учет, составлять отчеты о финансово-хозяйственной деятельности, обеспечивая их сохранность не менее пяти лет.
     
     В ст. 17 Закона N 129-ФЗ также определен срок хранения первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет.
     
     Рабочий план счетов бухгалтерского учета, другие документы учетной политики, процедуры кодирования, программы машинной обработки данных (с указанием сроков их использования) должны храниться организацией не менее пяти лет после года, в котором они использовались для составления бухгалтерской отчетности в последний раз.
     
     Из ст. 23 части первой НК РФ следует, что налогоплательщики обязаны:
     
     - представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать;
     
     - представлять бухгалтерскую отчетность в соответствии с Законом N 129-ФЗ;
     
     - предоставлять налоговому органу необходимую информацию и документы в случаях и порядке, предусмотренных Кодексом;
     
     - в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, а также документов, подтверждающих полученные доходы, а для организаций - и произведенные расходы, и уплаченные (удержанные) налоги.
     

     17. Во всех ли случаях необходимо подтверждать документами отражение операций в бухгалтерском учете?

     
     Требования об оформлении оправдательными документами всех хозяйственных операций содержатся как в ст. 9 Закона N 129-ФЗ, так и в п. 12-18 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации.
     
     Оправдательными документами являются первичные учетные документы, на основании которых ведется бухгалтерский учет, которые составлены по утвержденной Госкомстатом России форме или содержат все требуемые реквизиты (см. ст. 9 Закона N 129-ФЗ, а также письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 29.06.99 N 04-02-05/1).
     
     При ответе на вопрос: достаточно ли для включения в состав затрат на производство наличия кассового и товарного чеков, - Департамент налоговой политики Минфина России сообщил в ответе от 17.05.99 N 04-04-06 о том, что при составлении подотчетным лицом авансового отчета о суммах, израсходованных на приобретение материальных ценностей, к авансовому отчету должны быть приложены оправдательные документы, подтверждающие совершение покупки, к которым относятся кассовые чеки при проведении расчетов с использованием контрольно-кассовых машин, торгово-закупочные акты с указанием даты составления документа, содержания хозяйственной операции, измерителей хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении, ФИО покупателя и продавца, их паспортных данных, сведений о регистрации предпринимателя и подписи лиц, совершивших сделку.
     

     18. Каков порядок списания командировочных расходов?

     
     Необходимый ответ на вопрос о списании командировочных расходов содержится в ответе Департаментов налоговой политики и методологии бухгалтерского учета и отчетности Минфина России от 24.06.99 N 04-00-11, из которого следует, что:
     
     - согласно п. 2 "и" Положения о составе затрат к расходам на командировки относятся те расходы, которые вызваны производственной необходимостью, включая расходы по оформлению заграничных паспортов и других выездных документов;
     
     - по результатам командировки работниками должны быть составлены развернутые отчеты, в которых указаны цель командировки, ее результаты. Отчет утверждается руководителем организации;
     
     - расходы на командировки принимаются в объеме фактически произведенных расходов за исключением той их части, по которой установлены нормы и нормативы.
     
     Порядок и нормы выплаты командировочных расходов работникам, направленным на территорию иностранного государства, определены постановлением Правительства РФ от 01.12.93 N 1261 "О размере и порядке выплаты суточных при краткосрочных командировках на территории иностранных государств" (с учетом изменений и дополнений), на территории Российской Федерации - постановлением Правительства РФ от 26.02.92 N 122 "О нормах возмещения командировочных расходов" (с учетом дополнений и изменений), Инструкцией Минфина СССР, Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 07.04.88 N 62 "О служебных командировках в пределах СССР";
     
     - налоговый орган при осуществлении налоговой проверки вправе потребовать от организации дополнительные доказательства обоснованности произведенных организацией расходов на командирование ее работников, особенно в тех случаях, когда размер таких расходов существенно превосходит обычный (общепринятый) уровень расходов на подобные командировки.