Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Особенности налогообложения коммерческих банков и других кредитных организаций*


Особенности налогообложения коммерческих банков и других кредитных организаций*

     _____

     * Нормативные документы даны по состоянию на 01.09.99.

     

Л. Т. Кузнецова,
     
М.А. Наумова

     В соответствии с п. 3 Указа Президента Российской Федерации от 08.12.92 N 1556 "О федеральном казначействе" налоговые органы в трехдневный срок осуществляют взыскание штрафных санкций по представлениям органов казначейства, что противоречит нормам, введенным в действие с 1 января 1999 года частью первой Налогового кодекса Российской Федерации. Кроме того, определением Конституционного Суда РФ от 06.11.97 N 111-О разъяснено, что бесспорный порядок взыскания налоговыми органами с юридических лиц сумм штрафов без их согласия признан неконституционным.
     
     Обязаны ли налоговые органы исполнять предписания органов казначейства на взыскание штрафных санкций?

     
     При взыскании санкций, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 08.12.92 N 1556 "О федеральном казначействе" следует руководствоваться постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 17.12.96 N 20-П по делу о проверке конституционности пунктов 2 и 3 части первой статьи 11 Закона Российской Федерации "О федеральных органах налоговой полиции" и определением Конституционного Суда Российской Федерации от 06.11.97 N 111-О, определившими общий порядок взыскания налоговыми органами с юридических лиц сумм штрафов и иных санкций.
     
     Согласно п. 5 указанного постановления при наличии налогового правонарушения орган налоговой полиции вправе принять решение о взыскании штрафа с юридического лица. Это решение в соответствии со ст. 45 и 46 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации может быть в установленном порядке обжаловано юридическим лицом в вышестоящем налоговом органе и (или) в суде. В случае такого обжалования взыскание штрафа не может производиться в бесспорном порядке, а должно быть приостановлено до вынесения судом решения по жалобе налогоплательщика.
     
     Таким образом, в случае обжалования банками решений органов казначейства о взыскании штрафных санкций, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации N 1556, налоговым органам следует приостанавливать взыскание указанных штрафных санкций и возвращать неисполненные решения органам казначейства для решения вопроса о правомерности взыскания штрафных санкций в порядке, установленном указанным постановлением Конституционного Суда Российской Федерации.
     

     Правомерно ли отнести к п. 14 Положения об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль банками и другими кредитными организациями, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.05.94 N 490, стоимость имущества, не являющегося собственностью банка, но полученного в оперативное управление?

     
     Согласно ст. 296 ГК РФ учреждение в отношении закрепленного за ним на правах оперативного управления имущества осуществляет в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества права владения, пользования и распоряжения им. Собственник имущества, закрепленного за учреждением, вправе изъять лишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению.
     
     В соответствии со ст. 572 ГК РФ обещание безвозмездно передать кому-либо вещь или имущественное право признается договором дарения. По договору дарения одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь в собственность либо имущественное право (требование) к себе или к третьему лицу.
     
     С учетом изложенного стоимость имущества, переданного в оперативное управление банку, не является его собственностью и, следовательно, не может быть включена в состав имущества банка в соответствии с п. 14 указанного Положения.