Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О взимании арендной платы за землю*


О взимании арендной платы за землю*

     _____
     * Окончание. Начало см. “Налоговый вестник”. 1999, № 10.  С. 63.
     
Р.Г. Габбасов,
советник налоговой службы I ранга

Н.В. Голубева,
советник налоговой службы I ранга

     

3. Основные положения, определяемые Гражданским кодексом Российской Федерации по арендной плате за землю

     
     Наряду с действующим в настоящее время законодательством, устанавливающим основные положения арендной платы за землю, отношения, возникающие при передаче земельных участков в аренду, определяются Гражданским кодексом Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ), в соответствии с которым в аренду могут быть переданы земельные участки, обособленные природные объекты, предприятия, имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования.
     
     Соответствующие нормы ГК РФ направлены на урегулирование отношений по передаче как самих зданий (сооружений), так и возникающих при этом прав на землю, на которой соответствующая недвижимость расположена, либо на часть земельного участка, необходимую для использования этой недвижимости. Здание (сооружение) не может успешно эксплуатироваться, если арендатор не получит права пользования земельным участком, находящимся под зданием или непосредственно примыкающим к зданию и необходимым для его обслуживания строениям и сооружениям. Вместе с тем следует отметить, что предусмотренные ГК РФ положения могут применяться в отношении земельных участков в той мере, в какой их оборот допускается земельным законодательством. Арендатору здания (сооружения) одновременно с передачей права владения и пользования арендованным зданием (сооружением) передаются права на ту часть земельного участка, которая непосредственно занята этой недвижимостью, а также на ту, которая необходима для использования недвижимости. Данные положения ГК РФ определяют ту часть земельного участка, которая занята недвижимостью и необходима для ее использования. В случае предоставления арендатору дополнительного земельного участка все вопросы решаются по усмотрению сторон в заключаемом ими договоре. Характер права на землю, которое возникает у арендатора, должен быть определен в договоре, причем непосредственно в том договоре, по которому здание (сооружение) передается в аренду. Это может быть как право аренды земли, если арендодатель является собственником земельного участка, так и иное право, предусмотренное договором (право субаренды, если арендодатель здания сам является арендатором земли). В случае если в договоре аренды здания (сооружения) передаваемые арендатору права на землю не оговорены, то согласно Закону к арендатору на срок аренды здания (сооружения) должно перейти право пользования "необходимой" частью земельного участка. Это очень важно, поскольку при заключении договора на аренду здания (сооружения), зачастую в договоре не оговариваются условия платы за земельный участок, на котором расположено это здание (сооружение). В связи с этим арендатор, продолжая пользоваться арендованным имуществом, в том числе земельным участком, на котором расположено арендованное имущество, отказывается уплачивать арендную плату за землю, ссылаясь на договор аренды. Дополнительной (к арендной плате за здание или сооружение) платы за пользование земельным участком в этом случае не предусматривается, тогда как при определении передаваемого арендатору права на земельный участок в договоре аренды соглашением сторон может быть установлена отдельная плата.
     
     ГК РФ предусматриваются правила для случаев, когда арендодатель здания (сооружения) не является собственником земельного участка, на котором расположено здание (сооружение). Несмотря на то, что арендодатель не является собственником земли, данное обстоятельство не препятствует сдаче им здания (сооружения) в аренду и приобретению арендатором права на "необходимую" часть земельного участка. В этом случае действует также определенное правило - согласие собственника участка на сдачу расположенного на нем здания (сооружения) в аренду не требуется, если только необходимость получения согласия не вытекает из предусмотренных законом или договором условий пользования земельным участком.
     
     ГК РФ формулирует общие требования к форме договора аренды здания (сооружения) - договор должен быть заключен не просто в письменной форме, а в виде единого документа, подписанного сторонами.
     
     В отличие от ранее действовавшего законодательства ГК РФ не устанавливает ни минимальных, ни максимальных сроков аренды, оставляя этот вопрос на усмотрение сторон. Если же стороны не определили срок аренды в договоре, договор считается заключенным на неопределенный срок. Кроме того, для договора на срок более одного года обязательной является государственная регистрация, без которой договор не является законным.
     
     Одним из существенных условий договора аренды здания (сооружения), в дополнение к обязательному для всех разновидностей аренды, является согласованный сторонами размер арендной платы. ГК РФ исходит из того, что если условие о размере аренд-ной платы в договоре отсутствует, договор не считается заключенным.
     
     Особый порядок устанавливается для передачи арендатору и возвращения им по окончании аренды арендованного здания (сооружения). ГК РФ требует составления и подписания сторонами передаточного акта или иного документа. С моментом подписания такого документа ГК РФ связывает исполнение арендодателем обязанности передать имущество арендатору, если иное не предусмотрено законом или договором.
     
     Одной из основных обязанностей арендодателя является предоставление арендатору земельного участка в состоянии, соответствующем условиям договора и назначению земли. При непредставлении земельного участка в указанный в договоре срок либо при непередаче документов, касающихся земельного участка, арендатор может потребовать не только расторжения договора, но и возмещения причиненных убытков.
     
     Значительное место в ГК РФ уделено арендной плате. Так, в ст. 614 перечисляются различные формы, в которых может взиматься арендная плата, устанавливается ответственность арендатора за невнесение в срок арендной платы, а в ст. 619 предусматривается право арендодателя требовать на этом основании досрочного расторжения договора аренды. Прекращение договора аренды возможно как по общим основаниям, так и в результате его расторжения в судебном порядке по требованию одной стороны при нарушении другой стороной договорных обязанностей.
     

4. Арендные земельные отношения, регулируемые Земельным кодексом Российской Федерации

     
     Арендные отношения регулируются также Земельным кодексом Российской Федерации (в настоящее время проектом). Земельный кодекс Российской Федерации (далее по тексту - ЗК РФ) определяет право аренды земельного участка как срочное пользование земельным участком за плату на условиях договора аренды. Собственник земельного участка может предоставить арендатору по договору право ограниченного распоряжения земельным участком (безвозмездного срочного пользования, субаренды, залога). Граждане и юридические лица, которым земельные участки предоставлены органом государственной власти или органом местного самоуправления на праве аренды, могут с согласия этих органов обменять земельные участки, а также добровольно отказаться от них. В аренду могут быть переданы земельные участки из состава земель, находящихся в государственной, муниципальной и частной собственности, пожизненном наследуемом владении или постоянном (бессрочном) пользовании. Аренда земельного участка не может превышать пятидесяти лет, а арендатор имеет преимущественное право на повторное заключение договора аренды при прочих равных условиях.
     
     Большое значение ЗК РФ (законопроект) придает обязанностям арендаторов земельных участков. Арендаторы земельных участков несут бремя их содержания и ответственности за нарушение земельного законодательства. Арендаторы земельных участков обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить ущерб земле как природному и хозяйственному объекту, не нарушать прав пользователей соседних земельных участков, повышать плодородие почв, осуществлять мероприятия по использованию и охране земель, соблюдать порядок пользования лесными, водными и другими природными объектами, не допускать причинение ущерба окружающей природной среде, соблюдать установленные режимы использования земель, своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами, своевременно производить платежи за земельные участки, осуществлять строительство, благоустройство и содержание зданий, строений, сооружений на земельных участках в соответствии с градостроительными, строительными, экологическими, санитарно-гигиеническими, противопожарными и иными установленными требованиями и др.
     
     При возникновении надобности в земельных участках для государственных и муниципальных нужд арендаторы земельных участков обязаны уступить государству или муниципальному образованию свои земельные участки.
     
     Арендаторы земельных участков в случаях невозможности использовать по каким-либо причинам земельные участки или их части обязаны сообщить собственникам земельных участков о причинах и сроках неиспользования земельных участков или их
частей.
     
     В соответствии с ЗК РФ (законопроектом) договор аренды зданий, строений, сооружений, а также предприятий не считается заключенным, если в нем не оговорены права арендатора на земельный участок. Право аренды земельного участка, предоставленного для застройки, может быть отчуждено арендатором вместе со всеми предусмотренными договором обязательствами, если не истек срок их исполнения, а также сдано в залог в пределах срока аренды без предварительного согласия собственника, если договором аренды не предусмотрено иное. Следует обратить внимание на то, что земельные участки, принадлежащие на праве собственности государству, муниципальным образованиям и частным лицам, занятые государственным, муниципальным или частным жилым фондом, не могут быть переданы в аренду иным гражданам и юридическим лицам, за исключением лиц, проживающих в домах этого жилого фонда, и их объединений. Предоставление земельных участков из состава государственных и муниципальных земель в аренду может проводиться на условиях выплаты арендной платы за несколько лет вперед или за весь срок аренды, а предоставление земельных участков из состава государственных и муниципальных земель в аренду для коммерческого использования может быть обременено обязанностью безвозмездной передачи здания, строения, сооружения в муниципальную собственность по окончании обусловленного договором срока коммерческого использования.
     
     ЗК РФ (законопроект) уделяет большое внимание арендным отношениям, возникающим по землям сельскохозяйственного назначения. По решению общих собраний членов (участников) сельскохозяйственных организаций и в соответствии с их уставами земельные участки сельскохозяйственных организаций могут быть переданы в аренду другим сельскохозяйственным организациям, крестьянским (фермерским) хозяйствам для сельскохозяйственного производства. Передача в аренду более пятидесяти процентов земель может быть осуществлена только с разрешения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Передача в аренду земли гражданам и их кооперативам для ведения садоводства, животноводства, огородничества может производиться по согласованию с органами местного самоуправления; гражданам и юридическим лицам для несельскохозяйственных нужд - с разрешения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с зонированием земель, а также с градостроительной и другой утвержденной в установленном порядке документацией, необходимой для застройки.
     
     Как определяется законопроектом, арендная плата за земли сельскохозяйственного назначения - это передача за плату земельных участков вместе с созданной на них сельскохозяйственной недвижимостью или без нее сельскохозяйственным организациям, крестьянским (фермерским) хозяйствам, другим предприятиям, учреждениям и организациям, гражданам в пользование для производства сельскохозяйственной продукции на определенный срок. В сельскохозяйственную аренду могут передаваться государственные и муниципальные земли органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
     
     Основным документом, определяющим земельные отношения при сельскохозяйственной аренде, является договор аренды. ЗК РФ (законопроект) устанавливает, что сельскохозяйственные организации могут заключать договор на срок до пятидесяти, а граждане - на срок до двенадцати лет. Арендатор без разрешения арендодателя не имеет права: передавать земельный участок в аренду другому лицу; передавать полностью или частично земельный участок сельскохозяйственной организации в целях совместного использования; изменять сельскохозяйственное назначение земельного участка.
     
     Органами государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливаются предельные размеры платы за аренду, в том числе в виде процента от стоимости урожая с гектара земли в среднем по природно-сельскохозяйственным районам за данный год.
     
     Арендодатель вправе требовать расторжения договора аренды, если арендатор использует земельный участок не по целевому назначению, не использует его в течение сельскохозяйственного сезона или своевременно не вносит арендную плату два срока подряд.
     

5. Учет переданной в аренду земли, находящейся в государственной (муниципальной) собственности

     
     В целях совершенствования механизма учета плательщиков арендной платы за землю, находящуюся в государственной (муниципальной) собственности, Правительство РФ рекомендовало органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления поручить районным и городским комитетам по земельным ресурсам и землеустройству подготовку договоров аренды земли, находящейся в государственной (муниципальной) собственности, регистрацию заключенных договоров и обеспечение государственных налоговых инспекций в районах, городах без районного деления и районах в городах списками арендаторов, определив источники финансирования указанных работ (постановление Правительства РФ от 04.09.95 N 876 "Об упорядочении учета плательщиков земельного налога и арендной платы за землю"). Кроме того, Комитету РФ по земельным ресурсам и землеустройству было рекомендовано осуществлять методическое обеспечение деятельности районных и городских комитетов по земельным ресурсам и землеустройству по подготовке договоров аренды и учету переданной в аренду земли, находящейся в государственной (муниципальной) собственности.
     
     Комитет РФ по земельным ресурсам и землеустройству подготовил порядок ведения списка арендаторов земли, находящейся в государственной (муниципальной) собственности, в соответствии с которым списки данных арендаторов земли ведутся районными, городскими комитетами по земельным ресурсам и землеустройству в границах земель, переданных в ведение соответствующего сельского, поселкового, городского или районного органа местного самоуправления. В списки арендаторов земли включаются физические и юридические лица, которым предоставлены на условиях аренды находящиеся в государственной (муниципальной) собственности земли. Списки арендаторов земли по территории каждого органа местного самоуправления составляются ежеквартально, по состоянию на начало квартала и в срок до 1 числа второго месяца квартала передаются государственным налоговым инспекциям. Для удобства списки могут составляться по отдельным населенным пунктам, садоводческим, животноводческим, гаражным, дачным и иным кооперативам и товариществам. При изменении в установленном порядке границ указанных территорий в списки вносятся соответствующие коррективы. В случае если в течение квартала не произошло изменений данных, приведенных в ранее составленных списках, а также за этот период не появилось новых арендаторов земли, список за данный квартал не составляется с уведомлением об этом налоговых органов.
     
     Изменения фамилии или иных паспортных данных или реквизитов арендатора земельного участка учитываются районным, городским комитетом по земельным ресурсам и землеустройству по заявлению арендатора земельного участка. При заполнении списков арендаторов земель указывается порядковый номер записи.
     
     Местоположение земельного участка обозначается названием улицы и номером дома, номером участка в кооперативе, товариществе и кадастровым номером земельного участка, если он присвоен. Указываются также регистрационный номер договора аренды и дата его государственной регистрации, установленный договором размер арендной платы в годовом исчислении, дата окончания срока действия договора, периодичность внесения арендной платы и дата, в соответствии с которой начинается начисление пени или иных штрафных санкций.
     
     До настоящего времени работа местных комитетов по земельным ресурсам и землеустройству по обеспечению налоговых органов списками плательщиков арендной платы за землю еще не завершена.
     

6. Заключение договоров аренды по землям городов и землям сельскохозяйственного назначения

     
     В связи с тем, что размер, условия и сроки внесения арендной платы за землю устанавливаются договором, то сама форма договора и ее правильное заполнение играют значительную роль в определении арендной платы за землю.
     
     Рассмотрим форму заполнения договора арендной платы на конкретном примере.
     

     Пример.

     
     Комитет по земельным ресурсам и землеустройству, с одной стороны, и товарищество с ограниченной ответственностью, с другой стороны, в соответствии с распоряжением мэра города заключили договор аренды. Предметом договора аренды является земельный участок площадью 8000 кв. м, имеющий адресные ориентиры: г. Рязань, ул. Зеленая, дом 15, - предоставляемый в аренду для использования территории под размещение вещевого рынка.
     
     Границы участка указаны на прилагаемом к договору плане участка. План участка является составной и неотъемлемой частью договора. Между сторонами достигнуто соглашение о проведении специальных геодезических работ в случае необходимости уточнения прохождения границ и площади участка. Любое уточнение места прохождения границ, связанное с изменением площади участка, оформляется дополнительным соглашением сторон.
     
     В данном случае договор заключается на 10 лет и вступает в силу с момента его регистрации в Комитете по земельным ресурсам и землеустройству.
     
     Арендная плата начисляется со дня, следующего за днем государственной регистрации договора в Комитете по земельным ресурсам и землеустройству, и вносится арендатором ежеквартально равными частями, рассчитанными относительно размера арендной платы, не позднее 20 числа последнего месяца квартала. Оплата производится в рублях. Размер ежегодной арендной платы, расчетный счет, на который она вносится, указываются в Приложении к договору. Размер ежегодной платы изменяется и подлежит обязательной уплате арендатором при изменении ставок арендной платы. Исчисление и уплата арендной платы в ином размере начинается со дня, с которого в соответствии с нормативным актом предусматривается такое изменение.
     
     За неисполнение или ненадлежащее исполнение условий договора виновная сторона несет ответственность, предусмотренную действующим законодательством и договором. В случае невнесения арендной платы в установленный срок арендатор уплачивает арендодателю пени за каждый день просрочки в размере 0,3 % размера платежа, подлежащего уплате за соответствующий расчетный период, начиная с 21 числа последнего месяца квартала по день уплаты включительно.
     
     В случае самовольной передачи арендатором своих прав аренды в залог, в совместную деятельность или в качестве вклада в уставный капитал юридического лица, переуступки права аренды, а также предоставления участка другим лицам в безвозмездное или возмездное пользование (субаренду) без согласия арендодателя, либо использования земельного участка не по целевому назначению арендатор уплачивает арендодателю штраф в размере годовой арендной платы, рассчитанной по ставкам текущего года.
     
     Расторжение договора аренды производится при наступлении обстоятельств, указанных в договоре, а также по соглашениям сторон в порядке, предусмотренном законодательством и договором.
     
     Изменения и дополнения к договору могут быть сделаны сторонами в любой момент по их обоюдному согласию, если иное не предусмотрено действующим законодательством Российской Федерации, и оформляются дополнительными соглашениями к договору.
     
     По истечении срока действия договора и при отсутствии волеизъявления сторон на перезаключение договора на новый срок договор прекращает свое действие. До истечения срока действия договора арендатор обязан принять меры к освобождению участка и возвратить арендодателю участок в последний день действия договора, если иное не предусмотрено законодательством. В случае расторжения договора до истечения срока аренды сторона, желающая расторгнуть договор, обязана уведомить о своем намерении другую сторону, но не позднее, чем за три месяца. Все споры между сторонами рассматриваются в соответствии с действующим законодательством.
     
     Правительство РФ на основании постановления от 19.03.92 N 177 "Об утверждении форм свидетельства о праве собственности на землю, договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения" утвердило форму договора аренды земель сельскохозяйственного назначения. Порядок выдачи и регистрации данного документа утверждает Комитет по земельным ресурсам и землеустройству. Рассмотрим на примере форму договора аренды земель сельскохозяйственного назначения.
     

     Пример.

     
     Арендодатель - администрация района в лице главы администрации А.П. Иванова, с одной стороны, и Арендатор - завод "Каучук" в лице генерального директора В.И. Васильева, с другой стороны, заключили договор аренды. Арендодатель сдает, а Арендатор принимает в аренду без права последующего выкупа земельные участки общей площадью 150 га для выращивания кормовых культур и содержания молодняка крупного рогатого скота.
     
     Настоящий договор заключен сроком на десять лет и вступает в силу с момента его регистрации в администрации района.
     
     Общая сумма ежегодной арендной платы за арендованные земельные участки составляет 750 тыс. руб. На 1999 год условием является автоматическое пропорциональное увеличение суммы арендной платы при условии индексации ставок земельного налога на данной территории на земли аналогичного качества и целям использования. Арендная плата вносится Арендатором равными долями в бюджет ежеквартально не позднее 20 числа после окончания квартала путем перечисления указанной арендной платы на счет с символом отчетности банка 01 балансового счета 40101 "Налоги, распределяемые органами федерального казначейства".
     
     Одним из условий договора является следующее: при выполнении за счет средств Арендатора работ по улучшению сельскохозяйственных угодий арендная плата не увеличивается. В соответствии с договором Арендатор имеет право использовать землю в соответствии с условиями ее предоставления; использовать в установленном порядке для нужд хозяйства имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, торф, водные объекты, пресные подземные воды; возводить с соблюдением правил застройки постройки некапитального характера для содержания животных в летнее время года, а также устанавливать оборудование для кормления животных. Арендатор имеет право в установленном порядке проводить оросительные, осушительные и другие мелиоративные работы, строить пруды и иные водоемы в соответствии с природоохранными требованиями использования земельных участков; участвовать в решении вопросов мелиорации земельного участка.
     
     Согласно договору наряду с правами Арендатор обязан согласно договору эффективно и в соответствии с целевым назначением использовать полученный в аренду земельный участок; повышать плодородие почв и не допускать ухудшения экологической обстановки на арендуемом участке и прилегающих территориях в результате своей хозяйственной деятельности; осуществлять комплекс мероприятий по рациональному использованию и охране земель, в том числе от загрязнения окружающей среды; соблюдать специально установленный режим использования земель; не нарушать права других землепользователей и природопользователей; своевременно вносить арендную плату за землю; возводить указанные в Договоре строения и сооружения по согласованию с землеустроительными, архитектурно-градостроительными, пожарными, санитарными и природоохранными органами; возмещать Арендодателю, смежным землепользователям убытки, включая упущенную выгоду, в полном объеме в связи с ухудшением качества земель и экологической обстановки в результате своей хозяйственной деятельности.
     
     Арендодатель имеет право в соответствии с Договором осуществлять контроль за использованием и охраной земель Арендатором; досрочно прекращать право аренды при нерациональном использовании или использовании земли не по целевому назначению, а также другими способами, приводящими к ее порче, при переводе Арендатором ценных сельскохозяйственных угодий в менее ценные, при систематическом невнесении арендной платы и в случаях нарушения других условий Договора; на возмещение убытков, причиненных ухудшением качества земель и экологической обстановки в результате хозяйственной деятельности Арендатора; изменять по согласованию с Арендатором размер арендной платы, но не чаще одного раза в год; участвовать в приемке в эксплуатацию мелиорированных, рекультивированных, улучшенных земель, защитных лесонасаждений и других объектов, сооружаемых на сданных в аренду землях.
     
     Кроме того, Договором определено, что Арендодатель обязан передавать Арендатору землю в состоянии, соответствующем условиям Договора, содействовать по заявкам Арендатора выполнению необходимых работ по землеустройству, в соответствии с условиями Договора возмещать по истечении срока аренды полностью или частично расходы, понесенные Арендатором на освоение земель и улучшение сельскохозяйственных угодий.
     
     Договором предусмотрено, что за нарушение условий Договора стороны несут гражданскую, административную и уголовную ответственность в соответствии с действующим законодательством. Договором предусмотрено, что земельные и имущественные споры, возникающие в ходе реализации Договора, разрешаются в соответствии с действующим законодательством судом или арбитражным судом в силу их компетенции.      
     

7. Аренда земельной доли

     
     В соответствии с постановлением Правительства РФ от 01.02.95 N 96 "О порядке осуществления прав собственников земельных долей и имущественных паев" утверждены Рекомендации о порядке распоряжения земельными долями и имущественными паями.
     
     Собственник земельной доли имеет право сдать ее в краткосрочную аренду для целей сельскохозяйственного производства другим собственникам земельных долей, получившим их в натуре для создания крестьянского (фермерского) хозяйства, а также сельскохозяйственным коммерческим организациям, образованным этими собственниками.
     
     Арендодатель и арендатор заключают договор аренды земельной доли согласно Приложению N 1 Рекомендаций, который подлежит регистрации в установленном порядке. Договор аренды земельной доли по желанию сторон может быть заверен нотариально.
     
     В качестве арендодателя может выступать как отдельный собственник земельной доли, так и группа собственников земельных долей. В этом случае заключается многосторонний договор аренды земельных долей. К договору аренды прилагается план арендуемого земельного участка, выполненный в масштабе имеющегося планово-картографического материала, который выдается арендодателю и арендатору.
     
     Срок аренды земельной доли и условия оплаты определяются договором. В счет арендной платы арендодатель может получить деньги, продукцию или услуги. Продукция и услуги, выдаваемые сельскохозяйственными коммерческими организациями арендодателям в счет арендной платы, могут относиться к затратам этих организаций.
     
     Арендатор имеет право, как отмечено в указанном выше постановлении Правительства РФ, осуществлять с согласия арендодателя действия по выделению в натуре земельного участка, соответствующего арендованной земельной доле. В свидетельство на право собственности на земельную долю каждого арендодателя вносится соответствующая запись о передаче доли в аренду.
     
     В случае заключения многостороннего договора аренды земельные участки в натуре каждому арендодателю могут не выделяться.
     
     Арендодателю, прекратившему арендные отношения с прежним арендатором, может по его желанию выделяться в натуре земельный участок для распоряжения им в соответствии с законодательством Российской Федерации.
     
     Арендатор может использовать арендуемый земельный участок только для сельскохозяйственного производства и не имеет права его продавать, закладывать или отчуждать каким-либо другим образом, если иное не предусмотрено законом или договором аренды.
     
     Формы примерного договора аренды земельной доли и примерного многостороннего договора аренды земельных долей приведены в Приложении N 1 Рекомендаций о порядке распоряжения земельными долями и имущественными паями.
     

8. Перечисление арендной платы в соответствующие уровни бюджетов в 1999 году

     
     В соответствии с Законом РФ "О плате за землю" (в ред. Федерального закона от 09.08.94 N 22-ФЗ) был утвержден порядок централизации средств в федеральный бюджет, согласно которому все поступающие в уплату земельного налога и арендной платы денежные средства зачислялись в доход (на счет) районного (городского) бюджета с последующими перечислениями в бюджеты субъектов Российской Федерации и в федеральный бюджет. Органы исполнительной власти многих субъектов Российской Федерации в нарушение ст. 19 Закона не обеспечивали своевременное и полное перечисление земельного налога и арендной платы за земли городов и поселков и земли сельскохозяйственных угодий в федеральный бюджет. Выполнение бюджетных назначений федерального бюджета за 1993-1997 годы не превышало 40 %.
     
     Для обеспечения полного поступления платы за землю в федеральный бюджет предполагалось изменить порядок централизации в федеральный бюджет средств от земельного налога и арендной платы путем внесения соответствующих изменений в ст. 18 и 19 Закона РФ "О плате за землю", распространив на плату за землю общий порядок распределения органами федерального казначейства налогов между бюджетами различных уровней. Однако был принят Федеральный закон от 25.07.98 N 132-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации “О плате за землю”", который возложил функции по распределению по уровням бюджетов как земельного налога, так и арендной платы за землю на самих плательщиков. Законом было установлено, что за земли городов и поселков и земли сельскохозяйственных угодий юридические и физические лица должны направлять средства от платы за землю тремя платежными поручениями на бюджетные счета Российской Федерации в федеральном казначействе, субъекта Российской Федерации и соответствующих органов местного самоуправления. За остальные земли плательщик должен направлять одним платежным поручением средства от платы за землю на бюджетные счета сельских и районных органов местного самоуправления. Таким образом, Закон, предусматривающий новый порядок перечисления платы за землю в соответствующие бюджеты, не исключал того, что сам плательщик должен был направлять арендные земельные платежи в федеральный бюджет.
     
     Однако согласно данному порядку в 1998 году бюджетные назначения федерального бюджета были выполнены лишь на 56 %.
     
     В связи с этим ст. 13 Федерального закона от 22.02.99 N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год" было определено, что плательщики земельного налога и арендной платы за земли городов и поселков в 1999 году должны перечислять указанные средства в полном объеме на счета, открытые в органах Главного управления федерального казначейства Минфина России, с последующим их распределением между уровнями бюджетной системы.
     
     В результате установленного порядка в федеральный бюджет за январь - май текущего года поступило арендной платы за землю по сравнению с соответствующим периодом прошлого года больше чем в 1,8 раза.
     
     Минфин России довел до территориальных органов федерального казначейства перечень налогов и сборов, подлежащих зачислению на отдельный лицевой счет с символом отчетности банка 01 балансового счета 40101 "Налоги, распределяемые органами федерального казначейства", и нормативы их распределения по уровням бюджетной системы, в который включена арендная плата за земли сельскохозяйственного назначения и за земли городов и поселков. Таким образом, начиная с 1 апреля 1999 года средства, поступающие от взимания земельного налога и арендной платы за земли городов и поселков и земли сельскохозяйственного назначения (сельхоз-угодья), подлежат зачислению в полном объеме на счет 40101 "Налоги, распределяемые органами федерального казначейства" для последующего их распределения по уровням бюджетной системы Российской Федерации. В свою очередь органы федерального казначейства должны направить плату за земли городов и поселков в следующих долях: 30 % - в федеральный бюджет, 20 % - субъекту Российской Федерации и 50 % - в бюджет города или поселка. За земли сельскохозяйственных угодий в федеральный бюджет органы федерального казначейства направляют средства от уплаты земельного налога и арендной платы в долях, установленных согласно Приложению N 1 Закона РФ "О плате за землю", а в бюджет субъекта Российской Федерации до 10 % согласно ст. 19 данного Закона.