Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О порядке заполнения и представления в налоговые органы предприятиями, учреждениями и организациями сведений о доходах физических лиц за 1999 год (в вопросах и ответах)


О порядке заполнения и представления в налоговые органы предприятиями, учреждениями и организациями сведений о доходах физических лиц за 1999 год
(в вопросах и ответах)

     

С.В. Емельянов,
советник налоговой службы I ранга

     

     Федеральным законом от 31.03.99 N 65-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “О подоходном налоге с физических лиц”" предусмотрено, что организации со среднесписочной численностью до 10 человек включительно могут представлять в налоговые органы сведения о доходах физических лиц на бумажных носителях. Распространяется ли этот порядок на сведения о доходах, полученных в 1996-1998 годах, если они представляются после вступления в силу вышеназванного Закона?

     
     В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 31.03.99 N 65-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “О подоходном налоге с физических лиц”" он вступает в силу со дня официального опубликования и применяется по доходам, полученным после 1 января 1999 года. Таким образом, порядок, в соответствии с которым организации со среднесписочной численностью до 10 человек могут представлять сведения о доходах физических лиц на бумажных носителях, распространяется только на сведения о доходах за 1999 год и не распространяется на сведения о доходах предыдущих лет.
     

     В соответствии с требованиями инструкции Госналогслужбы России от 29.06.95 N 35 "По применению Закона Российской Федерации “О подоходном налоге с физических лиц”" (далее по тексту - Инструкция N 35) наша организация силами своих специалистов подготовила сведения о доходах физических лиц на магнитных носителях для передачи в налоговую инспекцию. В ГНИ, ссылаясь на вышестоящую инспекцию, сведения принять отказались из-за того, что они были подготовлены с помощью программного продукта, не сертифицированного налоговым органом. Права ли налоговая инспекция?

     
     В соответствии с п. 5 ст. 20 Закона РФ N 1998-1 сведения представляются организациями на магнитных носителях в порядке, определяемом Госналогслужбой России.
     
     Порядок представления сведений определен положениями Инструкции N 35, а требования к представляемой информации сформулированы в Приложении N 14 вышеназванной Инструкции, где отсутствуют какие-либо требования к программным средствам подготовки сведений о доходах физических лиц на магнитных носителях. Таким образом, ГНИ не должна была отказывать в приеме сведений о доходах физических лиц, подготовленных с помощью программного средства, не прошедшего сертификацию в налоговом органе.
     

     При подготовке сведений о доходах за 1999 год по форме Приложения N 3 "Справка о доходах физического лица" Инструкции N 35 возник вопрос о реквизитах иностранного физического лица, а именно: что считать документом, удостоверяющим личность (паспорт гражданина страны-инкорпорации, дипломатический паспорт, документ вида на жительство или др.), и как заполнять в таком случае поле 2.4 этой Справки?

     
     В соответствии со Справочником 1 "Виды документов, удостоверяющих личность налогоплательщика", приведенным в Приложении N 9 Инструкции N 35, личность иностранного физического лица может быть удостоверена с помощью одного из следующих документов:
     
     - иностранного паспорта (в поле 2.4 Справки ставится код 10);
     
     - свидетельства о регистрации ходатайства иммигранта о признании его беженцем (в поле 2.4 Справки ставится код 11);
     
     - вида на жительство (в поле 2.4 Справки ставится код 12);
     
     - удостоверения беженца (в поле 2.4 Справки ставится код 13).
     

     Как заполнять поле 2.7 Справки о доходах физического лица за 1999 год относительно кода региона, индекса, города, улицы и т.п. (по месту жительства в иностранном государстве или по месту регистрации в Российской Федерации) в случае, если (а) гражданин находится на территории Российской Федерации менее 183 дней, (б) гражданин находится на территории Российской Федерации более 183 дней?

     
     Поле 2.7 "Адрес постоянного места жительства" Справки о доходах физического лица заполняется полностью только для физических лиц, имеющих постоянное место жительства на территории Российской Федерации, то есть для физических лиц, находившихся на ее территории не менее 183 дней в календарном году. В соответствии с Порядком заполнения Справки о доходах физического лица, который изложен в Приложении N 3 Инструкции N 35 и касается физических лиц, не имеющих постоянного места жительства на территории Российской Федерации (нерезидентов), в поле 2.7 Справки указывается только код страны постоянного проживания иностранного лица.
     
     Таким образом, для случая "а" в поле 2.7 "Адрес постоянного места жительства" Справки заполняется только поле "Код страны", в котором проставляется код той страны, на территории которой постоянно проживает данное иностранное физическое лицо. Для случая "б" в поле 2.7 указывается адрес постоянного места жительства иностранного физического лица на территории Российской Федерации, а поле "Код страны" не заполняется.
     

     Что делать в случае, если сумма дохода в цифровом выражении не вмещается в поле в Справке о доходах физического лица?

     
     В поля Справки о доходах физического лица, отведенные для указания размеров доходов, достаточно крупным шрифтом можно впечатывать суммы до миллиарда деноминированных рублей, что вполне достаточно для отражения доходов физических лиц. В тех же редких случаях, когда места для указания суммы не хватает, можно заполнить две справки.
     

     В соответствии с Инструкцией N 35 сведения о доходах физических лиц на бумажных носителях могут представляться в налоговый орган предприятиями с численностью работающих до 10 человек по форме, приведенной в Приложении N 3 "Справка о доходах физического лица". В г. Москве для представления сведений о доходах за 1998 год налоговые инспекции выдавали организациям бланки Справок, напечатанные типографским способом, и требовали представлять сведения о доходах физических лиц только на этих бланках. По информации, полученной в налоговой инспекции, такой же порядок будет сохранен и при представлении сведений о доходах физических лиц за 1999 год. Правомерны ли такие требования налоговой инспекции? Можно ли распечатывать данные справки с применением компьютерной техники по форме, приведенной в Приложении N 3 вышеназванной Инструкции, но не совпадающей по внешнему виду с типографскими бланками, выдаваемыми налоговыми инспекциями?

     
     В соответствии с подпунктом "в" п. 66 Инструкции N 35 сведения на бумажных носителях представляются в налоговый орган на бланке по форме, приведенной в Приложении N 3 "Справка о доходах физического лица" вышеназванной Инструкции. В соответствии с этим же подпунктом Справка заполняется машинописным текстом, исправления не допускаются. При заполнении данной справки необходимо руководствоваться Порядком заполнения Справки о доходах физического лица и справочной информацией, приведенными в Приложениях N 3 и п. 9 Инструкции N 35. Никаких других ограничений по правилам представления этих сведений на бумажных носителях нет. Поэтому требование налоговой инспекции представлять справки только на типографских бланках, распространяемых через налоговую инспекцию, неправомерно.
     
     В то же время следует учитывать следующее. В ряде крупных городов Справки о доходах физического лица сканируются. Для этих целей централизованно печатаются типографским способом бланки Справок, которые затем бесплатно раздаются организациям. Очевидно, использование этих бланков позволит снизить материальные затраты организаций на бумагу и на печатание бланков при подаче сведений о доходах физических лиц.
     
     При наличии в организациях компьютерной техники намного проще и дешевле подавать сведения о доходах физических лиц на магнитных носителях, так как в этом случае организации не несут финансовых затрат, кроме разовых затрат по доработке программных средств.