Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Налогообложение обособленных структурных подразделений


Налогообложение обособленных структурных подразделений

     

Анелия Динова,
     
Михаил Морро,
"Артур Андерсен", г. Санкт-Петербург

     
     Отсутствие четкого определения обособленного подразделения, а также вольное трактование отдельных положений Гражданского кодекса Российской Федерации приводило к неправомерному снижению налоговых платежей, в том числе посредством регистрации компаний в российских оффшорных зонах (Калмыкии, Алтайском крае, Ингушетии, различных ЗАТО).
     
     Проблема "утечки" налоговых платежей в другие регионы не могла быть решена без внесения серьезных изменений в российское налоговое законодательство, регулирующее взимание налогов с территориально обособленных структурных подразделений.
     
     До введения в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - НК РФ) целостной системы налогообложения филиалов, представительств или обособленных структурных подразделений в Российской Федерации, на наш взгляд, не существовало. Порядок налогообложения регулировался отдельными законодательными актами, а процедуры уплаты филиалами различных налогов сильно отличались друг от друга.
     
     С введением в действие части первой НК РФ (ст. 83) к организациям, в состав которых входят филиалы и (или) представительства или в собственности которых имеется недвижимое имущество, предъявляется требование встать на учет в каждом налоговом органе как по месту нахождения головной организации, так и по месту нахождения каждого филиала или недвижимого имущества.
     
     Изменениями и дополнениями, внесенными в часть первую НК РФ, введено понятие обособленного структурного подразделения для целей налогообложения, и, следовательно, появилась возможность для более четкого трактования норм права.
     
     Исходя из новой редакции НК РФ с 15 августа 1999 года организация, имеющая территориально обособленное подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места (созданные на срок более одного месяца), то есть подпадающие под определение обособленного структурного подразделения, обязана встать на налоговый учет в течение одного месяца после создания. Причем заявление о постановке на учет должно быть подано вне зависимости от факта отражения таких подразделений в уставных документах организации.
     
     Кроме того, исходя из требований ст. 83 НК РФ, организация должна встать на учет по месту нахождения недвижимого имущества, подлежащего налогообложению, в течение 30 дней после регистрации такого имущества. В случае возникновения затруднений с определением места постановки на учет право определения такого места (на основе представленных налогоплательщиком сведений) делегировано налоговым органам.
     

     Организации обязаны подать заявление до 1 января 2000 года о постановке на учет по месту нахождения недвижимого имущества, подлежащего налогообложению, или транспортных средств, в случае если такое имущество было зарегистрировано до 1 января 1999 года.
     
     До принятия НК РФ логика законодателя сводилась к следующему:
     
     филиалы и другие обособленные структурные подразделения, имеющие отдельный баланс и расчетный счет, признавались самостоятельными налогоплательщиками в соответствии с отдельными положениями законов об отдельных налогах, тогда как обособленные структурные подразделения, не имеющие отдельного баланса и расчетного счета, хотя и не признавались налогоплательщиками, все-таки должны были перечислять отдельные налоги в бюджеты по месту их нахождения*1.
     _____
     *1 П. 1(б) и п. 3 ст. 1 Закона РФ от 27.12.91 N 2116-I «О налоге на прибыль предприятий и организаций»; абз. 2 ст. 7 Закона РФ от 13.12.91 N 2030-1 «О налоге на имущество предприятий».     
     
     Принятие части первой НК РФ и непринятие его специальной части привело к возникновению противоречий между общей частью и специальными законами, регулирующими взимание отдельных налогов и сборов. В частности, возникло несоответствие между процедурой уплаты налогов по месту нахождения и налоговым статусом обособленных структурных подразделений.
     
     В соответствии со ст. 11 и 19 НК РФ налогоплательщиками признавались только организации (то есть российские юридические лица, юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, и филиалы и представительства иностранных юридических лиц). При этом на филиалы и иные обособленные подразделения российских юридических лиц могла возлагаться обязанность по уплате налогов и сборов на той территории, на которой они осуществляли функции организации. В то же время специальный порядок должен был быть предусмотрен в специальной части НК РФ.
     
     Таким образом, после введения части первой НК РФ обособленные структурные подразделения российских юридических лиц были выведены из состава налогоплательщиков.
     
     В то же время Закон РФ от 21.12.91 N 2116-I "О налоге на прибыль предприятий и организаций" в части, излагающей порядок уплаты налога юридическими лицами, в состав которых входят обособленные структурные подразделения, устанавливал, что сумма налога должна быть перечислена в бюджет соответствующего субъекта Федерации по месту нахождения такого подразделения*1. Аналогичная ситуация складывалась и с налогом на имущество. Это привело к неопределенности налогового статуса филиалов, имеющих баланс и расчетный счет.
     _____
     * Постановление Правительства РФ от 01.07.95 N 660 «О порядке расчетов с федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации по налогу на прибыль предприятий и организаций, в состав которых входят территориально обособленные структурные подразделения, не имеющие отдельного баланса и расчетного (текущего, корреспондентского) счета».

     
     В этих условиях МНС России подготовило письмо от 02.03.99 N ВГ-6-18/151, разъясняющее порядок уплаты налогов филиалами и другими обособленными подразделениями в условиях возникших противоречий. Позиция МНС России заключалась в том, что "обособленные подразделения российских организаций, имеющие отдельный баланс и расчетный счет в соответствии с законами, регулирующими порядок взимания конкретных налогов, представляют в налоговые органы установленную для них в соответствии с законодательством налоговую декларацию (налоговый расчет) и документы, служащие основанием для исчисления и уплаты налога (бухгалтерскую и налоговую отчетность), и выполняют обязанность по уплате налогов и сборов, рассчитанных ими в соответствии с действующим законодательством о налогах и сборах на основании данных, отраженных в представленной ими бухгалтерской отчетности".
     

     Таким образом, сложилась ситуация, когда на обособленные подразделения была возложена обязанность по уплате налогов без их включения в состав налогоплательщиков, что свидетельствует о том, что МНС России не удалось уйти от законодательных противоречий, заложенных в НК РФ и соответствующих федеральных законах.
     
     Кроме того, на обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс и расчетный счет, была возложена обязанность по предоставлению бухгалтерской и налоговой отчетности, что входило в противоречие со ст. 9 Федерального закона от 31.07.98 N 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации".
     
     Федеральный закон от 09.07.99 N 154-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации" позволяет с несколько большей определенностью трактовать отдельные положения НК РФ в отношении порядка налогообложения филиалов и представительств.
     
     В соответствии с вышеупомянутыми изменениями и дополнениями установлено, что филиалы и представительства, вне зависимости от наличия баланса или расчетного счета, выполняют обязанности организаций по уплате налогов в порядке, предусмотренном для филиалов, не имеющих отдельного баланса и (или) расчетного счета. Тем самым подтверждается налоговый статус филиалов, описанный выше - они по-прежнему являются лишь исполняющими обязанности по уплате налогов.
     
     Однако в отношении НДС полностью сохранен старый порядок, действовавший согласно Закону РФ от 06.12.91 N 1992-I "О налоге на добавленную стоимость" до принятия части первой НК РФ: плательщиками НДС являются филиалы, отделения и другие обособленные подразделения предприятий, находящиеся на территории Российской Федерации и самостоятельно реализующие товары (работы, услуги).
     
     В то же время согласно ст. 39 части первой НК РФ реализацией является передача организацией или индивидуальным предпринимателем как на возмездной, так и в отдельных случаях на безвозмездной основе права собственности на товары, результаты выполненных работ, оказание услуг.
     
     Поскольку обособленное структурное подразделение российского юридического лица не является организацией в смысле НК РФ, определение самостоятельной реализации подразделением, данное в Законе РФ "О налоге на добавленную стоимость", теряет, по нашему мнению, смысл.
     
     Вопросы возникают также при определении облагаемого оборота по налогу на пользователей автомобильных дорог филиалов и других структурных подразделений, поскольку специальными нормативными актами (например, ст. 5 Закона РФ от 18.10.91 N 1759-I "О дорожных фондах в Российской Федерации") соответствующая процедура уплаты этого налога структурными подразделениями, не имеющими отдельного баланса и расчетного счета (на которую ссылаются законодатели в новой редакции НК РФ), не установлена.
     
     Итак, налицо определенное стремление законодательной власти упорядочить налоговое законодательство, регулирующее уплату налогов обособленными структурными подразделениями. Однако в настоящее время относительная ясность внесена только в законодательство о налоге на прибыль и налоге на имущество. В то же время в отношении других налогов, в частности НДС, налога на пользователей автомобильных дорог, говорить о полной ясности пока рано. Налоги, взимание которых регулируется региональным, а тем более местным законодательством (например, налог с продаж, налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы), должны являться предметом более детального исследования регионального законодательства.
     
     В заключение мы хотели бы вкратце остановиться на действующей практике налогообложения филиалов в некоторых странах Восточной Европы. Как в Чехии, так и в Болгарии и Польше отдельными налогоплательщиками признаются исключительно филиалы иностранных юридических лиц. В то же время филиалы юридических лиц - резидентов не признаются отдельными налогоплательщиками. На них может быть возложена обязанность вести раздельный бухгалтерский учет, однако подготовка бухгалтерской отчетности, налоговых деклараций и уплата налогов в бюджет осуществляются исключительно головной компанией, что представляется логичным с юридической точки зрения, поскольку филиалы по законодательству вышеупомянутых стран отдельными юридическими лицами не являются.