Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Ответы на вопросы ( Зинькова Г.В. )


Ответы на вопросы

     

Г.В. Зинькова,
главный специалист Минфина России

     Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденным постановлением Правительства РФ от 05.08.92 N 552 (далее по тексту - Положение о составе затрат), предусмотрено включение в себестоимость продукции (работ, услуг) затрат на командировки, связанные с производственной деятельностью.
     
     На основании этого можно сделать вывод, что расходы предприятия по оплате услуг VIР-залов аэропортов, оказанных его руководящим работникам во время служебной командировки, включаются в себестоимость продукции.
     
     Для целей налогообложения затраты на командировки принимаются в пределах, установленных законодательством. Однако законодательно установлены только нормы расходов по найму жилого помещения и суточных.
     
     В связи с изложенным просим разъяснить: может ли организация для целей налогообложения включать затраты, связанные с оплатой услуг VIР-залов аэропортов, в себестоимость продукции (работ, услуг) по фактическим документально подтвержденным затратам?

     
     Статьей 116 Кодекса законов о труде Российской Федерации предусмотрены гарантии и компенсации работникам при командировках, а именно: работники имеют право на возмещение расходов и получение иных компенсаций в связи со служебными командировками. Работникам, направляемым в служебные командировки, оплачиваются суточные за время нахождения в командировке, расходы по проезду к месту назначения и обратно, расходы по найму жилого помещения.
     
     В соответствии с подпунктом "и" п. 2 Положения о составе затрат в себестоимость продукции включаются фактические затраты на командировки, связанные с производственной деятельностью, включая расходы по оформлению заграничных паспортов и других выездных документов.
     
     Для целей налогообложения расходы на командировки корректируются с учетом утвержденных в установленном порядке норм. В настоящее время такие нормы действуют только в отношении суточных за время нахождения работников в командировке.
     
     При решении вопроса об отнесении расходов, связанных с оплатой услуг VIP-залов аэропортов, необходимо учитывать следующее.
     
     Постановлением Правительства РФ от 19.09.96 N 1116 "Об утверждении Положения о залах официальных лиц и делегаций, организуемых в составе железнодорожных и автомобильных вокзалов (станций), морских и речных портов, аэропортов (аэродромов), открытых для международных сообщений (международных полетов)" определено, что перечень граждан, обслуживаемых в залах официальных лиц и делегаций, утверждается Минтрансом России и МПС России по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а обслуживаемых в залах официальных лиц и делегаций в аэропортах г. Москвы и Московской области, также по согласованию с ФСО России и Управлением делами Президента Российской Федерации.
     
     Если организацией заключен договор на право пользования указанными залами работниками, не входящими в утвержденный перечень, расходы осуществляются за счет собственных средств организации.
     

     Сфера деятельности нашего предприятия - оптовая торговля. Для хранения товара арендуем складские помещения, но за аренду платим с опозданием.
     
     Согласно Положению о составе затрат затраты на производство продукции включаются в себестоимость продукции того отчетного периода, к которому они относятся, независимо от времени оплаты - предварительной или последующей.
     
     Вправе ли мы руководствоваться данным Положением при формировании издержек обращения и включать расходы по аренде складских помещений в затраты того отчетного периода, к которому они относятся согласно предъявленным к оплате счетам, независимо от того, были они оплачены в данном отчетном периоде или нет?

     
     В соответствии с п. 12 Положения о составе затрат затраты на производство продукции (работ, услуг) включаются в себестоимость продукции (работ, услуг) того отчетного периода, к которому они относятся, независимо от времени оплаты - предварительной или последующей.
     
     Таким образом, расходы по аренде складских помещений включаются в затраты того отчетного периода, к которому они относятся согласно договору аренды.
     
     Вместе с тем следует иметь в виду, что если организация при определении налогооблагаемой базы исчисляет выручку по методу оплаты, то издержки обращения подлежат корректировке на изменение выручки.
     

     Предприятие приобрело микроавтобус по договору в обмен на свою продукцию. Имеет ли предприятие право на льготу по прибыли, направленной на капитальные вложения, в соответствии с п. 1 ст. 2 Закона РФ N 2116-1?

     
     Как следует из вопроса, микроавтобус приобретен по договору в обмен на свою продукцию.
     
     В соответствии с главой 31 ГК РФ по договору мены каждая из сторон обязуется передать в собственность другой стороне один товар в обмен на другой.
     
     К договору мены применяются правила о купле-продаже. При этом каждая из сторон признается продавцом товара, который она обязуется передать, и покупателем товара, который она обязуется принять в обмен.
     
     Если законом или договором мены не предусмотрено иное, право собственности на обмениваемые товары переходит к сторонам, выступающим по договору мены в качестве покупателей, одновременно после исполнения обязательств передать соответствующие товары обеими сторонами.
     
     Порядок отражения в бухгалтерском учете товарообменных операций или операций, осуществляемых на бартерной основе, изложен в письме Минфина России от 30.10.92 N 16-05/4. Порядок учета зависит от выбранного метода определения выручки - по мере оплаты либо по мере отгрузки товаров (выполнения работ, оказанных услуг). Отражение в бухгалтерском учете товарообменных операций производится с учетом счетов реализации продукции (работ, услуг).
     
     Финансовый результат от указанной операции списывается на счет 80 "Прибыли и убытки".
     
     Пунктом 1 ст. 6 Закона РФ N 2116-1 предусмотрена инвестиционная льгота по налогу на прибыль для предприятий отраслей сферы материального производства. Эта льгота предоставляется при условии фактического направления собственных средств предприятия на капитальные вложения производственного назначения, а также полного использования сумм начисленного износа (амортизации) на последнюю отчетную дату.
     
     Ввиду того что микроавтобус был приобретен организацией в обмен на свою продукцию, то есть не были затрачены собственные средства организации, организация, по нашему мнению, не вправе применять названную льготу.
     

     Предприятие в соответствии с учетной политикой создает резерв на выплату вознаграждения по итогам года. Вознаграждение было выплачено только в первом квартале следующего за истекшим года, и по балансу резерв на выплату данного вознаграждения является переходящим остатком. Следует ли на сумму указанного остатка увеличивать облагаемую базу по налогу на прибыль?

     
     В соответствии с Положением о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации одним из случаев обязательного проведения инвентаризации является инвентаризация имущества перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года.
     
     Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными приказом Минфина России от 13.06.95 N 49, предусмотрено, что по отдельным резервам предстоящих расходов и платежей могут иметь место переходящие на следующий отчетный год остатки, в том числе по резервам, созданным на выплату ежегодных вознаграждений за выслугу лет и по итогам работы за год.
     
     При этом если учетная политика организации на следующий год остается неизменной, то переходящие на следующий год остатки резервов списанию на финансовые результаты в конце отчетного года не подлежат.
     
     Если при уточнении учетной политики на следующий год организация считает нецелесообразным начислять резервы предстоящих расходов и платежей, то остатки средств резервов, по которым в установленном порядке имеют место переходящие остатки по состоянию на 1 января следующего за отчетным года, подлежат присоединению к финансовым результатом организации.
     
     Резервы, созданные на выплату ежегодных вознаграждений за выслугу лет и по итогам работы за год, уточняются в порядке, предусмотренном Методическими указаниями. В балансе по состоянию на 1 января следующего за отчетным года данных о резерве на выплату ежегодных вознаграждений за выслугу лет может не быть, если эта выплата производится до истечения отчетного года.
     
     В случае превышения фактически начисленного резерва над суммой подтвержденного инвентаризацией расчета в декабре отчетного года производится сторнировочная запись издержек производства и обращения, а в случае недоначисления делается дополнительная запись по включению дополнительных отчислений в издержки производства и обращения.
     

     Утрачивают ли свои полномочия органы государственной власти субъектов Российской Федерации в части предоставления дополнительных льгот по налогу на прибыль в связи с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации?

     
     До введения в действие части первой НК РФ на основании ст. 1 Закона РФ N 1998-1 органы государственной власти субъектов Российской Федерации имели право устанавливать дополнительные льготы по налогообложению в пределах сумм налогов, зачисляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации в их бюджеты. Соответствующая норма была предусмотрена п. 9 ст. 6 Закона РФ N 2116-1.
     
     Вместе с тем с 1 января 1999 года на основании п. 3 ст. 21 НК РФ налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы только при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.
     
     Согласно ст. 56 НК РФ нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуальный характер. В исключительных случаях нормативным правовым актом законодательства о налогах и сборах Российской Федерации для налогоплательщика может быть установлена индивидуальная льгота, в том числе:
     
     по федеральным налогам - только в отношении части налога, поступающей в федеральный бюджет;
     
     по региональным налогам - нормативным правовым актом законодательства о налогах и сборах субъекта Российской Федерации - в части налога, поступающей в региональный бюджет;
     
     по местным налогам - нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления по местным налогам - в части налога, поступающей в местный бюджет.
     
     Федеральным законом от 31.03.99 N 62-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “О налоге на прибыль предприятий и организаций”", введенным в действие с 1 апреля 1999 года, пункт 9 ст. 6 Закона РФ N 2116-1 изложен в новой редакции, согласно которой органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут предоставлять льготы по налогу исключительно в порядке и на условиях, предусмотренных частью первой НК РФ.
     
     Так как согласно ст. 7 Федерального закона от 31.07.98 N 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" федеральные законы и иные нормативные правовые акты, действующие на территории Российской Федерации и не вошедшие в перечень актов, утративших силу, определенный ст. 2 указанного Федерального закона, действуют в части, не противоречащей части первой НК РФ, органы государственной власти субъектов Российской Федерации утратили право устанавливать дополнительные льготы по налогу на прибыль предприятиям и организациям, являющемуся федеральным налогом, не с 1 апреля, а с 1 января 1999 года.
     
     С учетом вышесказанного с 1 января 1999 года органы представительной (законодательной) власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления не вправе устанавливать дополнительные льготы по налогу на прибыль в части платежей, зачисляемых в бюджет субъекта Федерации и местные бюджеты.