Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Ответы на вопросы ( Выскребенцев И.К. )


Ответы на вопросы

     

И.К. Выскребенцев,
государственный советник
налоговой службы II ранга

     

     Наше предприятие, оказывающее водопроводно-канализационные услуги, относится к объектам жилищно-коммунальной сферы. Какими льготами мы можем воспользоваться по налогу на имущество?

     
     Согласно п. "а" ст. 5 Закона РФ от 13.12.91 N 2030-1 "О налоге на имущество предприятий" (далее по тексту - Закон РФ N 2030-1) стоимость имущества предприятий, исчисленная для целей налогообложения, уменьшается на балансовую (нормативную) стоимость объектов жилищно-коммунальной и социально-культурной сферы, полностью или частично находящихся на балансе налогоплательщика.
     
     Подпунктом "а" п. 6 инструкции Госналогслужбы России от 08.06.95 N 33 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий" (далее по тексту - Инструкция N 33), изданной на основании указанного Закона и зарегистрированной Минюстом России, предусмотрено, что при отнесении имущества, находящегося на балансе предприятия, к объектам жилищно-коммунальной сферы следует руководствоваться действующим Общесоюзным классификатором отраслей народного хозяйства (ОКОНХ). Для правильного применения льгот предприятия обязаны обеспечить раздельный учет указанного в этом пункте имущества.
     
     Если имущество, находящееся на балансе таких предприятий, используется ими для целей, не связанных с обслуживанием жилищно-коммунальной и социально-культурной сферы (например, для промышленных нужд), при отсутствии раздельного учета оно подлежит налогообложению в общеустановленном порядке независимо от доли его использования в обеспечении нужд жилищно-коммунальной и социально-культурной сферы.
     
     Согласно Методическим указаниям по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденным приказом Минфина России от 20.07.98 N ЗЗн, единицей учета основных средств является инвентарный объект. При этом если объект состоит из нескольких частей, имеющих разный срок полезного использования или предназначенных для выполнения определенных самостоятельных функций, каждая такая часть учитывается как самостоятельный инвентарный объект. Поэтому для организации раздельного учета указанных объектов налогоплательщики должны вести инвентарный список льготируемых объектов (или отдельной его части) или другой соответствующий документ, содержащий номер и дату инвентарной карточки, инвентарный номер объекта, полное наименование объекта, его остаточную восстановительную стоимость, а также сведения о выбытии (перемещении) объекта.
     
     При этом следует учитывать, что ОКОНХ используется применительно к статистическим целям для отнесения деятельности организаций к отдельным отраслям народного хозяйства. Для целей налогообложения ОКОНХ может применяться только с учетом норм, установленных налоговым законодательством, а деятельность предприятий, оказывающих услуги в сфере водопроводно-канализационного хозяйства, относимая в соответствии с ОКОНХ к отрасли "Жилищно-коммунальное хозяйство", не может служить основанием для автоматического предоставления вышеуказанной льготы без учета фактического использования имущества, находящегося на балансе.
     

     В случае использования имущественного объекта не только для нужд жилищно-коммунальной и социально-культурной сферы налогоплательщик сохраняет право воспользоваться льготой при условии, что стоимость части (или конструктивно обособленного предмета) имущественного объекта, используемой не для нужд жилищно-коммунальной и социально-культурной сферы и, соответственно, не подпадающей под действие льготы, учитывается отдельно.
     
     При отсутствии раздельного инвентарного учета для целей налогообложения весь имущественный объект подлежит налогообложению в общеустановленном порядке независимо от доли, используемой для нужд жилищно-коммунальной и социально-культурной сферы.
     
     Указанный порядок предоставления льготы по налогу на имущество организации водопроводно-коммунального хозяйства должны применять начиная с расчетов по налогу за I квартал 1999 года.
     

     Просим разъяснить исчисление налога на имущество в связи с введением нового Плана счетов в банках:
     
     - подлежит ли включению в расчет среднегодовой стоимости имущества счет 61401 "Расходы будущих периодов по кредитным операциям";
     
     - если он подлежит включению, то правомерно ли увеличение налогооблагаемой базы налога на имущество банков на суммы процентов, причитающихся вкладчикам, если до введения нового Плана счетов счет "Расходы будущих периодов" указанных расходов не предусматривал?

     
     Банк России приказом от 18.06.97 N 02-263 утвердил Правила ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации, которые введены в действие с 1 января 1998 года. Новый План счетов бухгалтерского учета не внес изменений в Закон РФ N 2030-1 и не отменил порядок исчисления среднегодовой стоимости имущества кредитных организаций для целей налогообложения, установленный инструкцией Госналогслужбы России, поскольку налогооблагаемой базой при исчислении этого налога являются основные средства, нематериальные активы, запасы и затраты, находящиеся на балансе плательщика.
     
     В связи с обращениями многих кредитных учреждений (в том числе Банка России, Сбербанка России), а также налоговых органов по вопросу налогообложения сумм, учитываемых на счете 614 "Расходы будущих периодов", Госналогслужба России по согласованию с Минфином России рассмотрела указанный вопрос и, руководствуясь ст. 25 Закона РФ от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", направила Сбербанку России и Банку России указание от 13.07.98 N 04-3-03/38 о том, что прямые затраты кредитных организаций, учитываемые на счете 614 "Расходы будущих периодов", в частности отрицательные разницы от переоценки ценных бумаг, драгоценных металлов, средств в иностранной валюте, связаны с осуществлением ими уставной деятельности, и их остатки на определенные отчетные даты должны включаться в облагаемую налогом на имущество базу в соответствии с вышеназванными законодательными и нормативными актами.
     
     Для определения налогооблагаемой базы по налогу на имущество банков и других кредитных организаций принимаются остатки по следующим счетам бухгалтерского учета: 604 "Основные средства банков" [за минусом суммы износа, учитываемого на балансовом счете 606 "Износ (амортизация) основных средств"]; 605 "Основные средства, переданные в пользование организациям банков"; 608 "Лизинговые операции" (за вычетом суммы износа машин, оборудования, транспортных средств, передаваемых в лизинг, учитываемого на этом счете); 609 "Нематериальные активы" (за минусом суммы амортизации нематериальных активов, учитываемой на этом счете); 610 "Хозяйственные материалы" (за исключением оборудования, требующего монтажа, учитываемого на счете второго порядка 61003 "Оборудование"); 611 "Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы" (за минусом суммы износа, учитываемого на этом счете); 614 "Расходы будущих периодов" (за исключением счетов второго порядка 61404, 61405, 61409).
     
     Учет расчетов банков с бюджетом по налогу на имущество ведется на балансовом счете 603 "Расчеты с дебиторами и кредиторами", на отдельном субсчете 60301 "Расчеты с бюджетом по налогам". Сумма налога, рассчитанная в установленном порядке, ежеквартально отражается банками по дебету балансового счета 702 "Расходы", субсчет 70209 "Другие расходы", и кредиту балансового счета 603 "Расчеты с дебиторами и кредиторами", субсчет 60301 "Расчеты с бюджетом по налогам".
     
     Перечисление суммы налога на имущество в бюджет отражается банками в бухгалтерском учете по дебету счета 603 "Расчеты с дебиторами и кредиторами", субсчет 60301 "Расчеты с бюджетом по налогам", и кредиту счета 301 "Корреспондентские счета", субсчет 30102 "Корреспондентские счета кредитных организаций в Банке России".     


     В настоящее время МНС России подготовлены и согласовываются с Минфином России изменения и дополнения к Инструкции N 33, в которой предусматривается обложение этим налогом имущества кредитных учреждений с учетом нового Плана счетов бухгалтерского учета, утвержденного Банком России.