Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Изменения в бухгалтерском учете и отчетности малых предприятий


Изменения в бухгалтерском учете и отчетности малых предприятий

     

В.Н. Васькин,
советник налоговой службы I ранга

     
     Минфин России продолжает работу по реформированию бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности. Приказом от 21.12.98 N 64н Минфин России утвердил Типовые рекомендации по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства, признав утратившим силу приказ от 22.12.95 N 131 "Об указаниях по ведению бухгалтерского учета и отчетности и применению регистров бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства".
     
     Приказ Минфина России от 21.12.98 N 64н введен в действие с 1 января 1999 года и по заключению Минюста России от 14.01.99 N 302-ВЭ в государственной регистрации не нуждается.
     
     Следует отметить, что Типовые рекомендации по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства (далее по тексту - Типовые рекомендации) предназначены для всех субъектов малого предпринимательства (далее по тексту - малые предприятия), являющихся юридическими лицами, независимо от предмета и целей их деятельности, организационно-правовых форм и форм собственности за исключением кредитных организаций.
     
     Ответственность за организацию бухгалтерского учета несет, как и раньше, руководитель малого предприятия.
     
     Руководитель малого предприятия может, в зависимости от объема учетной работы, создать бухгалтерию, передать ведение учета специализированной организации или бухгалтеру, а с 1 января 1999 года - вести бухгалтерский учет лично.
     
     Для документирования хозяйственных операций малые предприятия могут применять формы, как содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, так и разработанные самостоятельно. При этом самостоятельно разработанные формы должны содержать обязательные реквизиты, предусмотренные Федеральным законом от 21.11.96 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", а утверждаются такие формы приказом об учетной политике малого предприятия.
     
     Наряду с использованием журнально-ордерной формы счетоводства малое предприятие может вести бухгалтерский учет и по упрощенной форме, порядок применения которой изложен в Типовых рекомендациях.
     

     Однако выбор формы бухгалтерского учета остается за малым предприятием и осуществляется исходя из потребностей и масштаба производства и управления, а также численности работников.
     
     Для организации бухгалтерского учета по упрощенной форме малое предприятие составляет рабочий План счетов, который подлежит утверждению приказом об учетной политике малого предприятия и позволит вести учет средств и их источников по основным счетам.
     
     Малое предприятие, применяя рабочий План счетов, организует учет хозяйственных операций на содержащихся в нем счетах бухгалтерского учета.
     
     Например, производственные запасы, отражаемые согласно типовому Плану счетов бухгалтерского учета на счетах 07 "Оборудование к установке", 10 "Материалы", 11 "Животные на выращивании и откорме", 12 "Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы", 15 "Заготовление и приобретение материалов" и 16 "Отклонение в стоимости материалов", рекомендуется учитывать согласно рабочему Плану счетов на счете 10 "Материалы".
     
     С 1 января 1999 года изменен порядок учета затрат на малых предприятиях, применяющих кассовый метод учета доходов и расходов.
     
     При принятии малым предприятием решения использовать кассовый метод учета затраты, связанные с производством и реализацией продукции (работ, услуг), начиная с 1 января 1999 года отражаются на счете 20 "Основное производство" только в части оплаченных материальных ценностей, услуг, выплаченной оплаты труда, начисленных амортизационных отчислений и других оплаченных затрат.
     
     Пример. Малое предприятие определяет выручку от реализации продукции "по оплате" (кассовый метод). На расчетный счет поступила выручка от реализации продукции в сумме 120 тыс. руб. (в том числе НДС - 20 тыс. руб.).
     
     Для производства продукции приобретены и использованы сырье и материалы на сумму 70 тыс. руб., в том числе уже оплачены на сумму 60 тыс. руб.
     
     В учете малого предприятия делаются следующие записи:
     
     1. Оприходование сырья и материалов: Д-т 10 К-т 60 - 70 тыс. руб.
     
     2. Оплата сырья и материалов: Д-т 60 К-т 51 - 60 тыс. руб.
     

     3. Списание оплаченных сырья и материалов на производство продукции: Д-т 20 К-т 10 - 60 тыс. руб.
     
     4. Поступление выручки от реализации продукции: Д-т 51 К_т 46 - 120 тыс. руб.
     
     5. Списание себестоимости реализованной продукции: Д-т 46 К-т 20 - 60 тыс. руб.
     
     6. Начисление НДС: Д-т 46 К-т 68 - 20 тыс. руб.
     
     7. Списание финансового результата: Д_т 46 К_т 80 - 40 тыс. руб.
     
     Аналогично учету сырья и материалов ведется бухгалтерский учет и других материальных ценностей, услуг, оплаты труда, амортизационных отчислений и других затрат.
     
     Для целей налогообложения порядок списания затрат на себестоимость продукции (работ, услуг) регулируется Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденным постановлением Правительства РФ от 05.08.92 N 552 (с учетом изменений и дополнений).
     
     Малые предприятия, отражающие выручку от реализации продукции по мере отгрузки, принимают к учету затраты в прежнем порядке, то есть независимо от факта оплаты расходов.
     
     Малое предприятие может вести упрощенную форму бухгалтерского учета по:
     
     - простой форме бухгалтерского учета, то есть без использования регистров учета имущества;
     
     - форме бухгалтерского учета с использованием регистров бухгалтерского учета имущества.
     
     Малые предприятия, совершающие, как правило, не более 30 хозяйственных операций в месяц, не осуществляющие производства продукции, связанного с большими затратами материальных ресурсов, ведут учет всех операций путем их регистрации в Книге (журнале) учета фактов хозяйственной деятельности по форме N К-1.
     

Регистрация операции

Наличие и движение средств

№ п/п

Дата и № документа

Содержание операции

Сумма

Затраты на производство

Касса

Расчетный счет

Реализация

И другие


 


 


 


 

Д-т

К-т

Д-т

К-т

Д-т

К-т

Д-т

К-т

Д-т

К-т

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

  
 

  
 

  
 

  
 

  
 

  
 

  
 

  
 

  
 

  
 

  
 

  
 

  
 

  
 


     Наряду с книгой учета расчетов по оплате труда с работниками по подоходному налогу с бюджетом малое предприятие должно вести также ведомость учета заработной платы по форме N В-8.
     
     Малое предприятие, осуществляющее производство продукции (работ, услуг), применяет для учета финансово-хозяйственных операций следующие регистры бухгалтерского учета:
     
     - ведомость учета основных средств, начисленных амортизационных отчислений - форма N В-1;
     

     - ведомость учета производственных запасов и товаров, а также НДС уплаченного - форма N В-2;
     
     - ведомость учета затрат на производство - форма N В-3;
     
     - ведомость учета денежных средств и фондов - форма N В-4;
     
     - ведомость учета расчетов и прочих операций - форма N В-5;
     
     - ведомость учета реализации - форма N В-6 (оплата);
     
     - ведомость учета расчетов и прочих операций - форма N В-6 (отгрузка);
     
     - ведомость учета расчетов с поставщиками - форма N В-7;
     
     - ведомость учета оплаты труда - форма N В_8;
     
     - ведомость (шахматная) - форма N В_9.
     
     Порядок заполнения перечисленных ведомостей, а также их формы приведены в Типовых рекомендациях.
     
     Типовыми рекомендациями с 1 января 1999 года расширен состав годовой бухгалтерской отчетности малых предприятий, которые обязаны проводить независимую аудиторскую проверку в соответствии с постановлением Правительства РФ от 07.12.94 N 1335 (с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства РФ от 25.04.95 N 408 "Об изменении основных критериев деятельности экономических субъектов, по которым их бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит обязательной аудиторской проверке"). В состав годовой бухгалтерской отчетности таких малых предприятий включаются:
     
     а) Бухгалтерский баланс - форма N 1;
     
     б) Отчет о прибылях и убытках - форма N 2;
     
     в) пояснения к балансу и отчету о прибылях и убытках:
     
     - Отчет о движении капитала - форма N 3;
     
     - Отчет о движении денежных средств - форма N 4;
     
     - Приложение к бухгалтерскому балансу - форма N 5;
     
     - пояснительная записка;
     
     г) Отчет об использовании бюджетных ассигнований - форма N 2-2 и Справка об остатках средств, полученных из федерального бюджета.
     
     Данные формы представляют малые предприятия, получающие бюджетные ассигнования.
     
     В соответствии с приказом Минфина России от 12.11.96 N 97 "О годовой бухгалтерской отчетности организаций" и Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 29.07.98 N 34н, годовая бухгалтерская отчетность может представляться малым предприятием в сокращенном варианте.
     
     Раньше все малые предприятия, независимо от обязанности проводить или не проводить аудиторскую проверку, были вправе представлять отчетность только по формам N 1 и 2.
     
     С 1 января 1999 года малое предприятие имеет право представлять формы бухгалтерской отчетности на бланках, изготовленных самостоятельно. Однако при этом должны быть сохранены коды строк по показателям, предусмотренным в типовых формах, а также итоговые показатели и коды строк разделов и групп статей баланса.