Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Проведение камеральных проверок налоговой отчетности, оформление и реализация их результатов


Проведение камеральных проверок налоговой отчетности, оформление и реализация их результатов


И.С. Сафонова,
советник налоговой службы I ранга

     
     Налоговые органы в соответствии с предоставленным им статьей 31 части первой Налогового кодекса Российской Федерации от 31.07.98 N 146-ФЗ (далее по тексту - НК РФ) правом проводят налоговые проверки в порядке, установленном НК РФ. Налоговые проверки, в соответствии со ст. 82 НК РФ являются одной из форм налогового контроля, осуществляемого должностными лицами налогового органа.
     
     Согласно ст. 87 НК РФ налоговые органы проводят камеральные или выездные налоговые проверки. Камеральные налоговые проверки могут проводиться в отношении всех налогоплательщиков.
     
     В соответствии со ст. 88 НК РФ камеральной налоговой проверкой является проверка представленных налогоплательщиком налоговых деклараций и иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов (далее по тексту - налоговая отчетность), а также проверка других имеющихся у налогового органа документов о деятельности налогоплательщика, проводимая по месту нахождения налогового органа.
     
     Согласно ст. 80 НК РФ налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) содержащее другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога.
     
     Налоговая отчетность представляется в налоговые органы по месту учета налогоплательщика в сроки, установленные законодательством о налогах и сборах. Камеральная проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение двух месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой отчетности, если законодательством о налогах и сборах не предусмотрены иные сроки.
     
     Камеральной проверкой должны быть охвачены только те показатели документов, входящих в состав налоговой отчетности, которые имеют значение для правильного исчисления налогоплательщиком объектов налогообложения и сумм налогов, причитающихся к уплате в бюджет.
     
     Принятие налоговой отчетности в случае ее непосредственного (личного) представления налогоплательщиком или его представителем осуществляется в присутствии налогоплательщика.
     
     При отправке налогоплательщиком налоговой отчетности по почте днем ее представления считается дата отправки заказного письма с описью вложения.
     
     Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Налоговая декларация представляется на бланке установленной формы.
     
     В соответствии с п. 2 ст. 80 НК РФ налоговому органу запрещается отказывать в принятии налоговых деклараций.
     
     Вместе с этим обязанность налогоплательщика по представлению налоговым органам документов налоговой отчетности не может считаться исполненной при наличии оснований, не позволяющих идентифицировать представленный документ как документ отчетности [отсутствие в представленном документе какого-либо из обязательных реквизитов, предусмотренных нормативными правовыми актами для подобного рода документов; нечеткое заполнение отдельных реквизитов документа, делающее невозможным их однозначное прочтение, заполнение их карандашом; наличие не оговоренных подписью налогоплательщика (руководителя организации-налогоплательщика) исправлений и т.д.].
     
     При выявлении таких фактов налоговый орган должен уведомить налогоплательщика о неисполнении им вышеназванной обязанности, а также о применении к нему мер ответственности, предусмотренных НК РФ в случае непредставления документов налоговой отчетности по установленной для подобного рода документов форме в установленный законодательством о налогах и сборах срок,.
     
     На каждом документе налоговой отчетности проставляется дата ее принятия, штамп или отметка налогового органа и подпись ответственного лица, принимающего отчетность. По просьбе налогоплательщика (его представителя) на остающихся у него копиях отчетности налоговый орган проставляет указанные выше реквизиты.
     
     Следует иметь в виду, что налоговая отчетность, переданная налогоплательщиком в налоговый орган на дискете или ином носителе, допускающем компьютерную обработку, должна быть подтверждена информацией на бумажных носителях, оформленной в соответствии с требованиями действующих законодательных и нормативных актов. Датой получения информации считается дата ее фактической передачи в налоговый орган на бумажных носителях или дата отправления этой информации на бумажных носителях, обозначенная в штемпеле почтовой организации. Настоящее требование не распространяется на документы, возможность представления которых в налоговый орган на дискете или ином носителе, допускающем компьютерную обработку, установлена законодательством о налогах и сборах.
     
     Целью камеральной проверки является контроль за соблюдением налогоплательщиками законодательных и иных нормативных правовых актов о налогах и сборах, выявление и предотвращение налоговых правонарушений, взыскание сумм неуплаченных (не полностью уплаченных) налогов по выявленным нарушениям, привлечение виновных лиц к ответственности за совершение налоговых правонарушений, а также подготовка необходимой информации для обеспечения рационального отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок.
     
     Основными этапами камеральной проверки являются:
     
     а) проверка полноты представления налогоплательщиком документов налоговой отчетности, предусмотренных законодательством о налогах и сборах;
     
     б) визуальная проверка правильности оформления документов налоговой отчетности (полноты заполнения всех необходимых реквизитов, четкости их заполнения и т.д.);
     
     в) проверка своевременности представления налоговой отчетности;
     
     г) проверка правильности арифметического подсчета итоговых сумм налогов, подлежащих уплате в бюджет;
     
     д) проверка обоснованности примененных налогоплательщиком ставок налога и льгот, их соответствия действующему законодательству;
     
     е) проверка правильности исчисления налогооблагаемой базы. На данном этапе камеральной проверки осуществляется камеральный анализ, включающий в себя: проверку логической связи между отдельными отчетными и расчетными показателями, необходимыми для исчисления налогооблагаемой базы; взаимоувязку показателей бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций; оценку бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций с точки зрения их соответствия имеющимся в налоговом органе данным о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, полученным из других источников и т.д.
     
     Периодичность проведения камеральных проверок определяется исходя из установленной законодательством периодичности представления в налоговый орган налоговой отчетности.
     
     При проведении камеральной проверки налоговый орган вправе на основании статей 31, 87, 88, 93 НК РФ истребовать у налогоплательщика (иного обязанного лица) дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.
     
     За непредставление налоговому органу сведений о налогоплательщике или отказ от представления документов по запросу налогового органа налогоплательщик (иное обязанное лицо) несет ответственность, предусмотренную ст. 126, 127 НК РФ.
     
     В случае выявления камеральной проверкой фактов неправильного отражения показателей налоговой декларации, приводящих к неполной (излишней) уплате налогоплательщиком сумм налогов, результаты проведения данной проверки фиксируются работником налогового органа посредством заполнения в представленных налоговых декларациях графы “По данным налоговой инспекции”, строки “Отметки и замечания инспектора (экономиста)” или иных граф (строк), специально предусмотренных в налоговых декларациях для отметок о выявленных нарушениях порядка их составления. В случае отсутствия в форме налоговой декларации аналогичных граф (строк) замечания работника налогового органа отражаются на последнем листе данной декларации.
     
     Составление акта по результатам камеральной налоговой проверки в НК РФ не предусмотрено.
     
     Если проведенной камеральной проверкой выявлены нарушения правил составления налоговой декларации, которые привели к занижению сумм налогов и (или) установленного срока представления налоговой отчетности, то материалы камеральной проверки в десятидневный срок со дня проведения камеральной проверки рассматриваются руководителем (заместителем руководителя) налогового органа для принятия решения о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения в соответствии с нормами НК РФ.
     
     При этом налоговый орган в соответствии с предоставленным ему согласно ст. 31 НК РФ правом может на основании письменного уведомления вызывать налогоплательщика в налоговый орган для дачи пояснений по обстоятельствам, имеющим значение для принятия решения по указанным налоговым правонарушениям. Основанием для того, чтобы не применять меры ответственности за совершение налогового правонарушения, или для уменьшения размера штрафа могут являться обстоятельства, исключающие вину налогоплательщика или смягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, указанные в ст. 111 и п. 1 ст. 112 НК РФ. Однако при наличии обстоятельств, изложенных в п. 2 ст. 112 НК РФ, размер штрафа за совершение налогового правонарушения увеличивается.
     
     Если по результатам рассмотрения материалов камеральной проверки руководителем налогового органа (его заместителем) вынесено решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности, то указанное решение оформляется в виде постановления о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
     
     В постановлении налогового органа о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения по результатам камеральных налоговых проверок излагаются обстоятельства совершенного налогоплательщиком налогового правонарушения, как они установлены проведенной проверкой, со ссылками на документы и иные сведения, подтверждающие эти обстоятельства, доводы, приводимые налогоплательщиком в свою защиту (при их наличии) и результаты проверки этих доводов, а также обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность налогоплательщика, виды налоговых правонарушений и размеры применяемых налоговых санкций со ссылкой на соответствующие нормы НК РФ.
     
     На основании вынесенного постановления о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения налогоплательщику в десятидневный срок с даты вынесения соответствующего постановления направляется требование об уплате недоимки по налогу, пени, сумм налоговых санкций, а также об устранении выявленных нарушений по форме, утвержденной приказом Госналогслужбы России от 07.09.98 N БФ-3-10/228.
     
     Настоящее требование и копия постановления налогового органа вручается налогоплательщику (его представителю) под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате его получения налогоплательщиком (его представителем).
     
     В случае если в результате умышленных действий налогоплательщика (его представителя) требование и (или) копия решения налогового органа не могут быть ему вручены, они считаются полученными налогоплательщиком (его представителем) по истечении шести дней после их отправки заказным письмом.
     
     По выявленным налоговым органом нарушениям, за которые налогоплательщики - физические лица или должностные лица организаций-налогоплательщиков подлежат привлечению к административной ответственности, должностными лицами налоговых органов осуществляется производство по делам об административных правонарушениях в соответствии с Кодексом РСФСР об административных правонарушениях.
     
     Совершение налогоплательщиками - физическими лицами или должностными лицами организаций-налогоплательщиков административно наказуемых нарушений законодательства о налогах и сборах является основанием для применения меры административной ответственности в виде штрафа только в случае наличия их вины в нарушении законодательства о налогах и сборах.
     
     В случае если налогоплательщик самостоятельного обнаружил в поданной им налоговой декларации неотражение или неполноту сведений, а равно ошибки, приводящие к занижению суммы налога, подлежащей уплате, он обязан внести необходимые дополнения и изменения в налоговую декларацию. Налогоплательщик, сделавший заявление о внесении дополнений и изменений в налоговую декларацию в соответствии с порядком и в сроки, предусмотренные НК РФ, и уплативший в бюджет недостающую сумму налога и пени (в случае если указанное заявление сделано после истечения срока подачи налоговой декларации и срока уплаты налога), освобождается от ответственности за нарушение правил составления налоговой декларации.