Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Об Изменениях и дополнениях N 5 инструкции Госналогслужбы России от 10.08.95 N 37 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций" (комментарий)


Об Изменениях и дополнениях N 5 инструкции Госналогслужбы России от 10.08.95 N 37
"О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций"*
(комментарий)

     _____
     *  Текст Изменений и дополнений № 5 см. на с. 187.
     

Ю.В. Подпорин,
советник налоговой службы I ранга

     
     МНС России совместно с Минфином России издало Изменения и дополнения N 5 инструкции Госналогслужбы России от 10.08.95 N 37 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций" (далее по тексту - Инструкция N 37), в которых учли следующие законодательные и нормативные документы:
     
     - Федеральный закон от 31.07.98 N 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации";
     
     - Налоговый кодекс Российской Федерации;
     
     - Федеральный закон от 16.11.98 N 170-ФЗ "О внесении изменения в статью 4 Федерального закона “О внесении изменений и дополнений в отдельные законы Российской Федерации о налогах”";
     
     - Федеральный закон от 29.12.98 N 192-ФЗ "О первоочередных мерах в области бюджетной и налоговой политики";
     
     - Федеральный закон от 06.01.99 N 10-ФЗ "О внесении дополнений в отдельные законы Российской Федерации о налогах";
     
     - Федеральный закон от 10.02.99 N 32-ФЗ "О внесении в законодательные акты Российской Федерации изменений и дополнений, вытекающих из Федерального закона “О соглашениях о разделе продукции”";
     
     - Федеральный закон от 03.03.99 N 45-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “О налоге на прибыль предприятий и организаций”";
     
     - Федеральный закон от 31.03.99 N 62-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “О налоге на прибыль предприятий и организаций”";
     
     - Федеральный закон от 31.03.99 N 64-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах";
     
     - инструкцию Госналогслужбы России от 20.08.98 N 48 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль бюджетными организациями (учреждениями) и представления отчетности в налоговые органы".
     
     В связи с принятием части первой Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - НК РФ) налогообложение сделок организаций по реализации продукции (работ, услуг) по ценам не выше фактической себестоимости производится с 1 января 1999 года в соответствии со ст. 40 НК РФ.
     

     Согласно уточненной редакции названной статьи налоговые органы вправе контролировать цены по сделкам в следующих случаях:
     
     - при заключении сделок между взаимозависимыми лицами;
     
     - по товарообменным (бартерным) операциям;
     
     - при совершении внешнеторговых сделок;
     
     - при значительном колебании (более чем на 20 % в ту или иную сторону) уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам в пределах непродолжительного периода времени.
     
     Если в ходе проверки налоговый орган устанавливает, что цены на товары (работы, услуги) отклоняются больше чем на 20 % от рыночной цены идентичных (однородных) товаров (работ, услуг), он выносит решение о доначислении налога на прибыль.
     
     Однако если значительные отклонения вызваны сезонными колебаниями цен, потерей качества товаров или их иных потребительских свойств, истечением (приближением даты истечения) срока годности товара, реализацией опытных моделей и образцов товаров, продвижением на рынке новых товаров, а также продвижением товаров на новые рынки, доначисление налога на прибыль не производится.
     
     Во всех остальных случаях применяются цены, указанные сторонами сделок.
     
     Названной статьей предусмотрен механизм определения рыночной цены в случаях, если на соответствующем рынке товаров (работ, услуг) не заключались сделки с аналогичными товарами (работами, услугами) или отсутствовала соответствующая информация о таких сделках.
     
     Предлагается использовать один из следующих методов определения рыночной цены:
     
     1) метод цены последующей реализации, при котором рыночная цена товаров (работ, услуг) определяется как разность между ценой реализации, по которой эти товары реализованы покупателем при последующей реализации (перепродаже), и обычными затратами, понесенными покупателем для продвижения товаров на рынок и последующей их реализации (без учета цены их приобретения), а также разумной для данной сферы деятельности прибылью.
     

     Пример.

     
     Труба металлическая диаметром 25 мм продана металлургическим комбинатом посреднической фирме "А" по цене 1000 руб. за 1 тонну. Посредническая фирма реализует трубу фирме "Б", занимающейся мелкооптовой и розничной торговлей, по цене 1300 руб. за 1 тонну. Норма прибыли посреднической фирмы при реализации труб составляет 15 % (150 руб.), затраты, связанные с последующей реализаций товара, составили 10 % (100 руб.). В этом случае рыночная цена за 1 тонну труб для металлургического комбината, принимаемая для целей налогообложения, будет составлять 1050 руб. (1300 руб. -
- 150 руб. - 100 руб.);
     
     2) при невозможности использования метода цены последующей реализации (в случае отсутствия информации о цене товаров (работ, услуг), реализованных в последующем покупателем) используется затратный метод, при котором рыночная цена товаров (работ, услуг) определяется как сумма произведенных затрат и обычной для данной сферы деятельности прибыли. При этом учитываются обычные в подобных случаях прямые и косвенные затраты на производство (приобретение) и (или) реализацию товаров (работ, услуг), затраты на транспортировку, хранение, страхование и иные подобные затраты.
     

     Пример.

     
     Затраты на производство новой марки автомобиля составляют 20 000 руб., затраты по его транспортировке до автосалона - 1000 руб., по хранению на стоянке - 100 руб., по страхованию - 300 руб. и по реализации - 1000 руб. Норма прибыли составляет 10 % - 2000 руб.. В этом случае рыночная цена на автомобиль составит 24 400 руб. (20 000 руб. + 1000 руб. + 100 руб. + + 300 руб. + 1000 руб. + 2000 руб.).
     
     Вышеуказанные изменения в налоговом законодательстве нашли отражение в новой редакции п. 2.5 Инструкции N 37.
     
     В соответствии с изменениями, внесенными в п. 2.7 Инструкции N 37, перечень безвозмездно полученных организациями средств, освобождаемых от налогообложения, дополняется безвозмездно полученными предприятиями денежными средствами от иностранных инвесторов на финансирование капитальных вложений производственного назначения при условии их использования в течение одного года с момента получения.
     
     При нецелевом использовании полученных средств или их неиспользовании в течение одного года с момента получения они подлежат налогообложению в составе внереализационных доходов в том отчетном периоде, в котором осуществлено нецелевое расходование этих средств или истек срок их использования по целевому назначению.
     
     От налогообложения освобождаются также средства, полученные российской организацией от акционеров (учредителей, участников) на погашение убытка, образовавшегося по данным годового бухгалтерского отчета за 1998 год, и направленные на указанные цели.
     
     Кроме того, в связи с принятием Федерального закона от 04.05.99 N 95-ФЗ "О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации" уточнена редакция абзаца второго названного пункта, в соответствии с которой от налогообложения освобождаются средства, полученные организациями в рамках безвозмездной помощи и подтвержденные соответствующим удостоверением. В случае нецелевого использования безвозмездной помощи ее получатель уплачивает суммы налога в бюджеты всех уровней, а также начисленные на эти суммы пени и штрафы по действующим ставкам.
     
     Из-за резкого падения курса рубля в августе 1998 года российские организации, осуществляющие экспортно-импортные операции, понесли значительные убытки, не зависящие от их финансово-хозяйственной деятельности.
     
     Для смягчения негативных последствий валютного кризиса Госналогслужба России по согласованию с Минфином России издала письма от 01.10.98 N ШС-6-02/683 "По уплате налога на прибыль с курсовых разниц" и от 02.10.98 N ВНК-6-05/689 с аналогичным названием (для кредитных организаций).
     
     В соответствии с названными документами курсовые разницы, образовавшиеся за третий и четвертый кварталы 1998 года, должны были приниматься в расчете по налогу на прибыль по итогам 1998 года. Таким образом, организациям была предоставлена отсрочка по налогообложению положительных курсовых разниц, образовавшихся после снижения курса рубля по отношению к иностранным валютам, котируемым Банком России.
     
     Однако ввиду того, что названные письма были изданы с опозданием, организации, имевшие отрицательные курсовые разницы, оказались в худшем положении от изменения налогового режима, так как они уже сдали в ГНИ справки об авансовых взносах налога в бюджет исходя из предполагаемой прибыли III квартала 1998 года, платежи которых в бюджет были определены с учетом уменьшения налогооблагаемой базы на суммы отрицательных разниц в соответствии с Законом РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций". Эти организации должны были произвести доплату налога на прибыль с учетом банковского процента по расчету дополнительных платежей в бюджет, с чем они не были согласны.
     
     В связи с многочисленными письмами налогоплательщиков МНС России по согласованию с Минфином России издало письмо от 24.12.98 N ВГ-6-02/907 "По уплате налога с курсовых разниц", разъяснившее, что суммы превышения отрицательных курсовых разниц над положительными относятся организациями в течение 1998 года на уменьшение налогооблагаемой прибыли в общеустановленном порядке.
     
     Таким образом, организации, имевшие превышение положительных курсовых разниц над отрицательными, получили возможность не включать это превышение в налогооблагаемую прибыль, а организации, имевшие превышение отрицательных курсовых разниц над положительными, - уменьшать налогооблагаемую прибыль на сумму этого превышения в общеустановленном порядке.
     
     Окончательно вопрос налогообложения курсовых разниц был решен после подписания Федерального закона от 03.03.99 N 45-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “О налоге на прибыль предприятий и организаций”", в соответствии с которым при определении налогооблагаемой базы для исчисления налога по фактической прибыли за 1998 год курсовые разницы по валютным счетам и операциям в иностранной валюте, образовавшиеся за период с 1 августа 1998 года по 31 декабря 1998 года, учитываются независимо от применяемой учетной политики отражения этих курсовых разниц на счетах бухгалтерского учета в следующем порядке:
     
     если у предприятий и организаций, в том числе кредитных организаций, при сопоставлении суммы положительных курсовых разниц и суммы отрицательных курсовых разниц возникает превышение суммы положительных курсовых разниц над суммой отрицательных курсовых разниц, налогооблагаемая база уменьшается на сумму указанного превышения;
     
     если у предприятий и организаций, в том числе кредитных организаций, при сопоставлении суммы положительных курсовых разниц и суммы отрицательных курсовых разниц возникает превышение суммы отрицательных курсовых разниц над суммой положительных курсовых разниц, налогооблагаемая база определяется в общем порядке без дополнительной корректировки, а указанное превышение признается убытком по курсовым разницам.
     
     С 1 января 1999 года налогообложение курсовых разниц производится в общеустановленном порядке. Положительные курсовые разницы включаются в налогооблагаемую базу, а отрицательные эту базу уменьшают.
     
     Организации, имевшие в 1998 году названные курсовые разницы, обязаны обеспечить их раздельный учет до и после 1 августа 1998 года.
     
     При исчислении налогооблагаемой базы предприятий и организаций, являющихся первичными владельцами облигаций внутреннего государственного валютного облигационного займа (далее по тексту - ОВВЗ), при реализации (погашении или прочем выбытии) ОВВЗ валовая прибыль уменьшается на всю сумму положительных курсовых разниц, образовавшихся в результате изменения курса рубля по отношению к котируемым Банком России иностранным валютам, возникших с момента поступления иностранной валюты на счет предприятия или организации и до момента принятия ОВВЗ на баланс предприятия или организации, а также на сумму убытков, образовавшихся при списании ОВВЗ с баланса предприятий или организаций по цене ниже балансовой, но в пределах рыночной цены. Это положение распространяется на правоотношения, возникшие с 1 июля 1992 года. При этом фактически уплаченные до вступления в силу Федерального закона от 03.03.99 N 45-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “О налоге на прибыль предприятий и организаций”" суммы налога возврату и зачету в счет налоговых платежей не подлежат.
     
     Названные суммы положительных курсовых разниц, учитываемые организациями на счете 83 "Доходы будущих периодов", после их списания на счет 80 "Прибыли и убытки" в момент реализации (погашения, при прочем выбытии) ОВВЗ не увеличивают налогооблагаемую прибыль.
     
     Кроме того, налогооблагаемая прибыль уменьшается на сумму убытков в случае реализации ОВВЗ по рыночным ценам, оказавшимся ниже их балансовой стоимости.
     
     В связи с этим п. 2.9 Инструкции N 37 дополнен соответствующими разъяснениями.
     
     В соответствии с Федеральным законом от 03.03.99 N 45 превышение отрицательных курсовых разниц над положительными, образовавшееся с 1 августа по 31 декабря 1998 года, признается убытком по курсовым разницам и в составе убытка по балансу может покрываться в течение последующих пяти лет за счет части прибыли, освобождаемой от налогообложения. Соответствующее дополнение внесено в п. 4.5 Инструкции N 37.
     

     Пример.

     
     По балансу организации за 1998 год числится убыток в сумме 100,0 тыс. руб., в том числе от превышения отрицательных курсовых разниц над положительными - 20,0 тыс. руб., из которого сумма превышения отрицательных курсовых разниц над положительными за период с 1 января по 31 июля 1998 года составляет 5,0 тыс. руб.
     
     Организация может перенести убыток по балансу в сумме 95,0 тыс. руб. равными долями на 1999-2003 годы с уменьшением налогооблагаемой прибыли на эти суммы.
     
     Говоря о налогообложении курсовых разниц, следует иметь в виду, что по этому вопросу существуют две точки зрения.
     
     1. В соответствии с п. 4.3 Положения по бухгалтерскому учету "Учет имущества и обязательств организации, стоимость которых выражена в иностранной валюте" ПБУ 3/95, утвержденного приказом Минфина России от 13.06.95 N 50, курсовые разницы подлежат зачислению в прибыль или убыток организации (кроме курсовых разниц, связанных с формированием уставного капитала организации) по мере их принятия к бухгалтерскому учету либо единовременно в конце отчетного года (в виде сальдо).
     
     В последнем случае организации согласно Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий учитывают курсовые разницы в течение отчетного года на счете 83 "Доходы будущих периодов", субсчет "Курсовые разницы", сальдо по которому списывается на счет 80 "Прибыли и убытки" в конце отчетного года.
     
     В связи с изложенным делается вывод, что независимо от применяемой учетной политики курсовые разницы, отражаемые по мере их принятия к бухгалтерскому учету на счете 80 "Прибыли и убытки", найдут свое отражение по строке 1 Справки "О порядке определения данных, показываемых по строке 1 "Расчета налога от фактической прибыли" Инструкции N 37 (с учетом последующих изменений и дополнений) и не подлежат корректировке по строке 2.1. "а" вышеуказанной Справки.
     
     При единовременном списании курсовых разниц на счет 80 "Прибыли и убытки" в конце года на сумму названных разниц корректировка налогооблагаемой прибыли производится по строке 2.1 Справки в течение отчетного года. По годовым расчетам по налогу на прибыль указанная корректировка не осуществляется.
     
     2. Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий, утвержденной приказом Минфина СССР от 01.11.91 N 56, установлен единый для всех предприятий порядок определения выручки от реализации продукции (работ, услуг), при котором она отражается по мере отгрузки продукции и предъявления счетов к оплате по дебету счета 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" и кредиту счета 46 "Реализация продукции (работ, услуг)".
     
     Несмотря на то что пунктом 13 Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденного постановлением Правительства РФ от 05.08.92 N 552 (с последующими дополнениями), установлено, что для целей налогообложения организации могут учитывать выручку от реализации продукции (работ, услуг) по мере оплаты, данные о сумме выручки в иностранной валюте в целях налогообложения следует принимать по курсу на момент отгрузки продукции так же, как они определены в бухгалтерском учете, что вытекает из принятого в соответствии с Федеральным законом от 10.01.97 N 13-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “О налоге на прибыль предприятий и организаций”" постановления Правительства РФ от 11.03.97 N 273.
     
     В связи с этим организации, учитывающие выручку от реализации продукции (работ, услуг) по оплате, то есть применяющие так называемый кассовый метод, по строке 2.1 "а" Справки о порядке определения данных, отражаемых по строке 1 "Расчета налога от фактической прибыли", показывают суммы изменений выручки от реализации продукции (работ, услуг) и суммы отклонений в курсовых разницах. Этим Положением следует руководствоваться и налогоплательщикам, и налоговым органам.
     
     В соответствии с п. 1 ст. 1 Федерального закона от 31.03.99 N 62-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “О налоге на прибыль предприятий и организаций”" от обложения налогом на прибыль освобождаются безвозмездно полученные предприятиями от иностранных инвесторов денежные средства на финансирование капитальных вложений производственного назначения при условии их использования в течение одного года с момента получения. При нецелевом использовании или неиспользовании в течение одного года с момента получения они подлежат налогообложению в составе внереализационных доходов в том отчетном периоде, в котором осуществлено их нецелевое расходование или истек срок использования по целевому назначению.
     
     Не облагаются также налогом средства, полученные российской организацией от акционеров (учредителей, участников) на погашение убытка, образовавшегося по данным годового бухгалтерского отчета за 1998 год, и направленные на указанные цели.
     
     Эти положения учтены в дополнениях к п. 2.7 Инструкции N 37.
     
     Согласно Федеральному закону от 31.03.99 N 62-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “О налоге на прибыль предприятий и организаций”" с 1 апреля уменьшен размер ставок по налогу на прибыль. В федеральный бюджет налог на прибыль уплачивается по ставке 11 %, в бюджеты субъектов Российской Федерации - по ставкам, устанавливаемым законодательными (представительными) органами власти субъектов Российской Федерации, в размере не более 19 %, а с прибыли, полученной от посреднических операций и сделок, прибыли страховщиков, бирж, брокерских контор, банков, других кредитных организаций - по ставкам в размере не более 27 % с прибыли, полученной с 1 апреля 1999 года.
     
     В связи с этим налог на прибыль в I полугодии 1999 года должен исчисляться в следующем порядке.
     
     Сумма налога за I полугодие определяется по ставке 11 % в федеральный бюджет и по ставке до 19 % (27 %) в бюджеты субъектов Российской Федерации и увеличивается на сумму налога, исчисленную за I квартал 1999 года по ставке 2 % в федеральный бюджет и 3 % в бюджет субъекта Российской Федерации.
     

     Пример.

     
     Налогооблагаемая прибыль составляет:
     
               - за I квартал - 100,0 тыс. руб.
     
               - за I полугодие - 220,0 тыс. руб.
     
     Налог на прибыль за I полугодие исчисляется следующим образом:
     
     [220,0 тыс. руб. х (11 % + 19 %) + (100,0 тыс. руб. х х (2 % + 3 %)] = 71,0 тыс. руб.
     
     В связи с этим внесены изменения в п. 3.1 Инструкции N 37.
     
     Расширен перечень льгот по налогу на прибыль.
     
     В соответствии с Федеральными законами от 10.01.99 N 10-ФЗ "О внесении дополнений в отдельные законы Российской Федерации о налогах" и от 31.03.99 N 62-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “О налоге на прибыль предприятий и организаций”" п. 4.1 Инструкции N 37 дополняется подпунктами 4.1.11 и 4.1.12, предусматривающими освобождение от налогообложения средств, направленных научными организациями, прошедшими государственную аккредитацию, непосредственно на проведение и развитие научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, по перечню, устанавливаемому Правительством РФ, а также освобождение от налогообложения прибыли организаций кинематографии, направляемой на финансирование строительства кинозалов (в том числе в порядке долевого участия) и на погашение кредитов банков, полученных и использованных на эти цели, включая проценты по кредитам.
     
     Кроме того, освобождается прибыль организаций независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, направляемая на производство и тиражирование кинопродукции, получившей удостоверение национального фильма (п. 4.6 Инструкции N 37).
     
     Порядок и условия выдачи названного удостоверения устанавливаются в соответствии с Федеральным законом от 22.08.96 N 126-ФЗ "О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации".
     
     Таким образом, льгота по налогу на прибыль предоставляется как организациям кинематографии, осуществляющим развитие собственной производственной базы (строительство кинозалов), так и организациям-инвесторам программ по производству и тиражированию кинопродукции - национальных фильмов.
     
     Размер льготы в виде освобождения от налогообложения прибыли организаций кинематографии, направляемой на строительство кинозалов, ограничивается в соответствии с п. 7 ст. 6 Закона РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций" 50 % суммы налога, исчисленной без учета этой и ряда других льгот, указанных в названном пункте.
     
     В то же время размер льготы в виде освобождения от налогообложения прибыли организаций-инвесторов, направленной на финансирование программ по производству и тиражированию национальных фильмов, не ограничен.
     
     В соответствии с Федеральным законом от 25.02.99 N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" инвесторами являются организации, осуществляющие капитальные вложения на территории Российской Федерации за счет собственных и (или) привлеченных средств. Причем субъект инвестиционной деятельности может совмещать функции инвестора, заказчика, подрядчика и пользователя объекта инвестиционной деятельности.
     
     Из вышеуказанного следует, что если организация кинематографии направляет прибыль на строительство кинозалов и на производство и тиражирование национальных фильмов, часть прибыли, направляемая на строительство кинозалов, исключается из налогообложения в пределах, установленных п. 7 ст. 6 Закона РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций". Однако прибыль, направляемая на развитие производства и тиражирование национальных фильмов, исключается из налогооблагаемой базы в полном объеме.
     
     Следует иметь в виду, что под организациями кинематографии в соответствии с Федеральным законом от 22.08.96 N 126-ФЗ понимаются организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, основным видом деятельности которых является производство фильмов, кинолетописей, тиражирование фильмов, прокат фильмов, показ фильмов, техническое обслуживание кинозала и т.п.
     
     Согласно ст. 4 вышеуказанного Федерального закона фильм является национальным при условии, что его продюссер и авторы фильма - граждане Российской Федерации и в состав съемочной группы входит не более 30 % лиц, не имеющих гражданства Российской Федерации. Фильм должен сниматься на русском языке или других языках народов Российской Федерации. Не менее 50 % объема работ по производству, тиражированию, прокату и показу фильма должно осуществляться организациями, зарегистрированными в Российской Федерации, а иностранные инвестиции в фильм не должны превышать 30 % его сметной стоимости.
     
     Пункт 4.6 Инструкции N 37 дополнен положением об освобождении от налогообложения прибыли вновь созданного производства (за исключением производств, созданных в рамках торговой, снабженческо-сбытовой и посреднической деятельности организаций) на период его окупаемости, но не более трех лет. Вновь созданным производством признается производство, выделенное в обособленное структурное подразделение на базе новых (приобретенных или сооруженных) производственных мощностей, стоимость которых превышает 20 млн руб., при условии наличия технико-экономического обоснования, согласованного с государственными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Не признается вновь созданным производство, организованное на базе производственных мощностей, приобретенных как имущественный комплекс.
     
     При этом не имеет значения, начато строительство этого производственного комплекса до или после введения в действие Федерального закона от 31.03.99 N 62-ФЗ. Главное, чтобы он был введен в действие после принятия названного Закона.
     
     В соответствии с новой редакцией п. 4.9 Инструкции N 37 органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут предоставлять льготы по налогу на прибыль исключительно в порядке и на условиях, которые предусмотрены частью первой НК РФ.
     
     В связи с этой редакцией п. 4.9 органы местного самоуправления с 1 апреля 1999 года утратили право на предоставление льгот по налогу на прибыль. Ранее предоставленные этими органами льготы действуют до введения в действие части второй НК РФ.
     
     Инструкция N 37 дополнена п. 7, регламентирующим налогообложение прибыли и доходов, полученных при исполнении соглашений о разделе продукции.
     
     В частности установлено, что юридические лица, являющиеся инвесторами соглашений о разделе продукции, заключенных в соответствии с Федеральным законом "О соглашениях о разделе продукции", или участниками не имеющих статуса юридического лица объединений, выступающих в качестве инвесторов указанных соглашений, при исполнении соглашений о разделе продукции определяют налогооблагаемую прибыль, исчисляют и уплачивают налог на прибыль по указанным соглашениям обособленно от исчисления и уплаты налога на прибыль по другим видам деятельности, не предусмотренным указанными соглашениями.
     
     При этом в течение всего срока действия соглашений о разделе продукции налог на прибыль взимается по ставкам, действовавшим на дату подписания указанных соглашений.
     
     Налогооблагаемая прибыль по соглашениям о разделе продукции исчисляется как стоимость принадлежащей инвесторам в соответствии с условиями указанных соглашений доли прибыльной продукции по рыночным ценам. При этом такая стоимость уменьшается на сумму платежей инвесторов за пользование заемными средствами, разовых платежей за пользование недрами и других не возмещаемых инвесторам по условиям соглашения о разделе продукции затрат, состав и порядок учета которых при определении облагаемой прибыли по соглашениям о разделе продукции устанавливаются законодательством Российской Федерации.
     
     Облагаемая налогом прибыль увеличивается на сумму начисленных по условиям соглашений о разделе продукции расчетных процентов, включенных в состав возмещаемых инвестору затрат. В случае если сумма таких затрат инвестора за вычетом расчетных процентов превышает стоимость принадлежащей инвестору доли прибыльной продукции, облагаемая прибыль уменьшается на сумму соответствующей возникающей разницы в последующие периоды до полного ее возмещения.
     
     При исчислении налогооблагаемой прибыли не учитывается увеличение принадлежащей инвестору доли прибыльной продукции за счет соответствующего уменьшения доли прибыльной продукции государства (в части, подлежащей передаче субъекту Российской Федерации), осуществляемого в соответствии с Федеральным законом "О соглашениях о разделе продукции", в случае, если законодательством субъектов Российской Федерации и (или) правовыми актами органов местного самоуправления не предусмотрено освобождение инвестора от взимания соответствующих налогов, сборов и других обязательных платежей.
     
     При этом льготы по налогу на прибыль при налогообложении прибыли, полученной по соглашениям о разделе продукции, не применяются.
     
     Налог на прибыль вносится в бюджет субъекта Российской Федерации, на территории которого расположен предоставленный в пользование участок недр и (или) ведутся работы по соглашению о разделе продукции, независимо от места регистрации плательщика. В случае если работы по соглашению о разделе продукции ведутся на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, налог на прибыль вносится в бюджеты каждого субъекта Российской Федерации.
     
     В этом случае налог на прибыль вносится в бюджеты каждого субъекта Российской Федерации в порядке, предусмотренном п. 1.3 Инструкции N 37. Сумма налога на прибыль распределяется между бюджетами субъектов Российской Федерации пропорционально среднесписочной численности работников и стоимости основных производственных фондов в соответствии с постановлением Правительства РФ от 01.07.95 N 660 "О порядке расчетов с федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации по налогу на прибыль предприятий и организаций, в состав которых входят территориально обособленные структурные подразделения, не имеющие отдельного баланса и расчетного (текущего, корреспондентского) счета".
     

     Пример.

     
     Месторождение нефти, на освоение которого заключено соглашение о разделе продукции, находится в Тюменской и Томской областях.
     
     Общая численность работников инвестора, занятых на освоении этого месторождения, составляет 1500 человек, из которых в Тюменской области трудится 1000 человек.
     
     Общая стоимость основных производственных фондов, используемых при освоении месторождения, составляет 12,0 млн руб., из них на участке, расположенном в Тюменской области, - 9,0 млн руб.
     
     Налогооблагаемая прибыль за 1999 год составляет 3,0 млн руб.
     
     Налог на прибыль, подлежащий зачислению в бюджеты названных областей, предусмотрен соглашением о разделе продукции в размере 19 % и исчислен за 1999 год в сумме 570 000 руб. ( 3,0 млн руб. х 19 % : 100 %).
     
     В этом случае налог на прибыль, подлежащий зачислению в бюджет Тюменской области, определяется следующим образом:
     
     1) удельный вес численности работников, занятых на участке, находящемся в Тюменской области, в общей численности работников инвестора, занятых на месторождении:
     
     1000 чел. : 1500 чел. х 100% = 66,7 %;
     
     2) удельный вес основных производственных фондов на Тюменском участке месторождения в общей стоимости фондов, используемых на месторождении:
     
     9 000 000 руб. : 12 000 000 руб. х 100 % = 75 %;
     
     3) средняя величина удельного веса названных показателей:
     
     (66,7 % + 75 %) : 2 = 70,85 %;
     
     4) сумма налога на прибыль, подлежащая зачислению в бюджет Тюменской области:
     
     570 000 руб. х 70,85 % : 100 % = 403 800 руб.
     
     По соглашению сторон налог на прибыль может уплачиваться как в натуральной, так и в стоимостной форме.
     
     В соответствии с измененной редакцией п. 8 Инструкции N 37 с 1 апреля 1999 года сумма прибыли (дохода), полученная за пределами Российской Федерации, включается в общую сумму прибыли, подлежащую налогообложению в Российской Федерации, и учитывается при определении размера налога.
     
     Сумма налога на прибыль (доход), уплаченная российскими организациями за границей в соответствии с законодательством иностранных государств, засчитывается при уплате налога на прибыль в Российской Федерации только в пределах сумм налога, уплаченных с дохода от источников за пределами Российской Федерации. При этом засчитываемая сумма не может превышать сумму налога на прибыль, подлежащую уплате в Российской Федерации по прибыли (доходу), полученной за границей.