Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Ответы на вопросы


Ответы на вопросы

     

В.И. Макарьева,
государственный советник налоговой службы II ранга

Т.Е. Сизова

     

     1. Подлежат ли включению в состав затрат (издержек обращения) проценты по бюджетной ссуде в случае их капитализации?

     
     Исходя из подпункта "т" п. 2 Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденного постановлением Правительства РФ от 05.08.92 N 552, с учетом дополнений и изменений (далее по тексту - Положение о составе затрат), на себестоимость продукции относятся затраты на оплату процентов по бюджетным ссудам, кроме ссуд, выданных на инвестиции и конверсионные мероприятия.
     
     Для целей налогообложения затраты по уплате процентов по просроченным ссудам в себестоимость продукции (работ, услуг) не включаются, а по бюджетным ссудам принимаются в пределах ставок, установленных законодательством Российской Федерации.
     
     Учитывая изложенное, а также практику Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (постановление от 18.10.96 N 1907/96) неперечисленные проценты по бюджетной ссуде на себестоимость продукции у организаций не относятся.
     

     2. Облагается ли налогом прибыль, полученная средствами массовой информации от основного вида деятельности?

     
     Согласно п. 6 ст. 6 Закона от 27.12.91 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций", в ред. Федерального закона от 16.11.98 N 170-ФЗ (далее по тексту - Закон N 2116-1) не подлежит налогообложению прибыль, полученная редакциями средств массовой информации, издательствами, информационными агентствами, телерадиовещательными компаниями, организациями по распространению периодических печатных изданий и книжной продукции, передающими центрами от производства и распространения продукции средств массовой информации и книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, в части, зачисляемой в федеральный бюджет.
     
     Кроме того, не подлежит налогообложению прибыль от других видов деятельности, полученная редакциями средств массовой информации, издательствами, информационными агентствами, телерадиовещательными компаниями и организациями по распространению периодических печатных изданий и книжной продукции и направленная на финансирование капитальных вложений по основному профилю их деятельности.
     
     Указанные льготы не распространяются на прибыль, которая получена этими организациями от производства и распространения продукции средств массовой информации рекламного и эротического характера, а также изданий рекламного и эротического характера.
     
     Таким образом, при наличии договора комиссии на реализацию тиража периодического печатного издания, не являющегося в соответствии с законодательством Российской Федерации рекламным или эротическим, у комиссионера есть право на льготу по налогу на прибыль в части, зачисляемой в федеральный бюджет от комиссионного вознаграждения за реализацию средств массовой информации.
     
     Необходимо принять во внимание, что:
     
     - в соответствии с п. 2.9 инструкции Госналогслужбы России от 10.08.95 N 37 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций" (с учетом дополнений и изменений) к посредническим операциям и сделкам относится деятельность организации, выступающей в роли комиссионера или поверенного в договоре комиссии или поручения. По договору поручения поверенный обязуется совершить от имени и за счет доверителя определенные юридические действия за вознаграждение, а по договору комиссии комиссионер обязуется по поручению комитента (лица, по поручению которого совершается сделка) совершить за вознаграждение одну или несколько сделок от своего имени за счет комитента;
     
     - согласно ст. 5 Федерального закона от 31.03.99 N 62-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “О налоге на прибыль предприятий и организаций”" для организаций ставка налога на прибыль, зачисляемого в бюджеты субъектов Российской Федерации, по прибыли, полученной от посреднических операций и сделок, устанавливается законодательными (представительными) органами власти субъектов Российской Федерации в размере не более 27 %.
     

     3. Какова база для исчисления налога на пользователей автодорог у комитента и комиссионера по договору комиссии?

     
     В ст. 39 части первой Налогового кодекса Российской Федерации, введенного в действие с 1 января 1999 года Федеральным законом от 31.07.98 N 147-ФЗ (с учетом дополнений и изменений), указано, что реализацией товаров, работ или услуг у организаций или индивидуальных предпринимателей признается соответственно передача (в том числе обмен товарами, работами или услугами) на возмездной основе права собственности на товары, результаты выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации, передача права собственности на товары, результаты выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе.
     
     Исходя из этого, реализация продукции возникает у организации - собственника этой продукции (товаров), а у организации, которой передано право реализации продукции от лица собственника, реализация не возникает.
     
     В частности, посредник (комиссионер) в соответствии с главой 51 Гражданского кодекса Российской Федерации не является собственником продукции, и по этой причине у него образуется только выручка от посреднических услуг.
     
     По причине, изложенной выше, налог на пользователей автомобильных дорог при реализации продукции уплачивает комитент с суммы выручки от реализации продукции на основании документов, оформленных совместно с покупателем продукции, с учетом суммы комиссионного вознаграждения, причитающейся комиссионеру.
     
     Согласно п. 21.4 инструкции Госналогслужбы России от 15.05.95 N 30 "О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды" (с учетом последующих изменений и дополнений) комиссионер уплачивает налог на пользователей автомобильных дорог с комиссионного вознаграждения, являющегося ничем иным, как выручкой от реализации посреднических услуг.
     

     4. По какому методу учитываются суммы арендной платы в составе внереализационных доходов?

     
     Учитывая п. 2 ст. 2 Закона N 2116-1 (с учетом изменений и дополнений), объектом исчисления налога на прибыль является валовая прибыль организации, представляющая собой сумму прибыли (убытка) от реализации продукции (работ, услуг), основных фондов (включая земельные участки), иного имущества, доходов от внереализационных операций за вычетом расходов по этим операциям.
     
     Внереализационные доходы - это доходы, которые не связаны прямо с основной деятельностью организации, то есть не направлены на достижение целей создания организации, что необходимо учитывать при отнесении доходов, получаемых от аренды, в состав выручки от реализации или в состав внереализационных доходов.
     

     В случае отражения арендной платы в составе внереализационных доходов она списывается на счет 80 "Прибыли и убытки" в корреспонденции со счетами учета денежных средств или соответствующих расчетов, то есть по мере начисления, что согласуется со сноской к Справке о порядке определения данных, отражаемых по строке 1 "Расчета налога от фактической прибыли" Приложения N 11 к инструкции Госналогслужбы России от 10.08.95 N 37 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций" (с учетом изменений и дополнений), а также с Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятия, утвержденной приказом Минфина СССР от 01.11.91 N 56.
     
     Для целей налогообложения доходы по договору аренды учитываются во внереализационных доходах по начислению независимо о того, получены денежные средства или нет.
     

     5. Учитываются ли целевые сборы при предоставлении льгот, связанных с содержанием жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы?

     
     Порядок отражения в бухгалтерском учете отдельных операций в жилищном - коммунальном хозяйстве изложен в письме Минфина России от 29.10.93 N 118 (с учетом дополнений и изменений), из п. 10 которого следует, что:
     
     суммы платы, взимаемой с пользователей коммунальных и других услуг (целевые сборы), получаемые жилищными или другими предприятиями и организациями, имеющими на своем балансе объекты жилищного фонда, направляются на покрытие затрат (целевых расходов) по статьям согласно утвержденным сметам;
     
     суммы превышения целевых сборов над расходами (переборы) и суммы превышения расходов на сборами (недоборы) засчитываются или добираются в последующие отчетные периоды.
     
     Указанные суммы на финансовые результаты от эксплуатационной деятельности или иной деятельности организаций не относятся и на счете 80 "Прибыли и убытки" не учитываются.
     
     Изложенное выше свидетельствует о том, что при формировании нормативов на содержание объектов жилищного фонда и социально-культурной сферы местными органами государственной власти не учитываются суммы превышения расходов над доходами по целевым сборам.
     

     6. Включаются ли расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды в себестоимость услуг у организаций игорного бизнеса?

     
     До вступления в силу Федерального закона от 31.07.98 N 142-ФЗ "О налоге на игорный бизнес" налогообложение доходов казино осуществлялось в соответствии с Законом N 2116-1 (с учетом изменений и дополнений). Как следует из подпункта "в" п. 1 ст. 9 вышеназванного Закона, начиная с 1996 года при формировании себестоимости услуг казино и другого игорного бизнеса для целей обложения налогом на доходы необходимо было руководствоваться Положением о составе затрат (в ред. постановления Правительства РФ от 01.07.95 N 661), за исключением расходов на оплату труда.
     
     В соответствии с п. 8 Положения о составе затрат в элементе "Отчисления на социальные нужды" отражаются обязательные отчисления по установленным законодательством нормам от затрат на оплату труда работников, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) по элементу "Затраты на оплату труда". Следовательно, отчисления (страховые взносы) в Пенсионный фонд, ФОМС, ФСС, Фонд занятости не включаются в состав затрат игорного бизнеса.
     
     Согласно разъяснению Минфина России (письмо от 17.11.98 N 04-02-04/1) выручка от реализации услуг предприятий игорного бизнеса за день представляет собой сумму денежных средств, поступивших в кассу предприятия за рабочую смену.
     
     Предприятия игорного бизнеса должны применять План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий, утвержденный приказом Минфина СССР от 01.11.91 N 56 (с учетом изменений и дополнений), в соответствии с которым выручка от реализации продукции (работ, услуг) отражается по кредиту счета 46 "Реализация продукции (работ, услуг)".
     
     При формировании себестоимости услуг предприятий игорного бизнеса для целей налогообложения в соответствии с вышеназванным Положением о составе затрат сумма денежных средств, выданных посетителям из кассы казино в виде выигрышей, включается в состав затрат.
     

     7. В каких случаях малым предприятиям предоставляются льготы?

     
     Законом N 2116-1 (с учетом изменений и дополнений) предусмотрен порядок предоставления льгот субъектам малого предпринимательства. В частности, при соблюдении установленных критериев отнесения предприятий к субъектам малого предпринимательства в первые два года не уплачивают налог на прибыль малые предприятия, осуществляющие строительство объектов жилищного, производственного, социального и природоохранного назначения (включая ремонтно-строительные работы), при условии, что выручка от указанных видов деятельности превышает 70 % общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг). В третий и четвертый годы работы эти предприятия уплачивают налог в размере соответственно 25 и 50 % установленной ставки налога на прибыль, если выручка от указанных видов деятельности составляет свыше 90 % общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг).
     
     Льготы предоставляются малым предприятиям, осуществляющим непосредственно строительство объектов, которое идентифицируется по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОК 004-93) кодом группы 452 "Строительство завершенных зданий и сооружений или их частей". В эту группу включаются виды деятельности, связанные с сооружением завершенных зданий и сооружений или их частей, виды производимых работ, имеющие общий и специальный характер, свойственный любому строительству, независимо от используемых материалов. Сюда включаются: новое строительство, дополнения, изменения и ремонт, строительство зданий и сооружений из готовых блочных конструкций; общие строительные работы, преимущественно связанные со строительством завершенных жилых домов, учрежденческих зданий, магазинов и других коммунально-бытовых зданий, сельскохозяйственных построек и т.п. или со строительством таких материалоемких объектов, как автострады, улицы, мосты, тоннели, железные дороги, аэродромы, гавани, системы орошения, системы канализации, промышленные сооружения и т.п.
     
     Указанный порядок предоставления льготы по налогу на прибыль малым предприятиям отражен в Методических рекомендациях по отдельным вопросам налогообложения прибыли от 27.10.98 N ШС-6-02/768@ и согласован с Минфином России.
     

     8. Может ли быть использована полученная льгота по прибыли на целевое финансирование производства и тиражирование кинопродукции, получившей удостоверение национального фильма, на собственные цели?

     
     В п. 6 ст. 6 Закона N 2116-1 (с учетом изменений и дополнений) определено, что прибыль организации любой организационно-правовой формы и формы собственности, направляемая на производство и тиражирование кинопродукции, получившей удостоверение национального фильма, не подлежит налогообложению.
     
     Следовательно, при перечислении денежных средств на расчетный счет организации инвестор имеет право уменьшить облагаемую налогом долю прибыли на величину платежа по договору на целевое финансирование мероприятий по производству и тиражированию кинопродукции, получившей удостоверение национального фильма.
     
     Для предоставления вышеназванной налоговой льготы предприятию-инвестору необходимо представить в налоговый орган по месту своей регистрации документы, подтверждающие целевое финансирование производства и тиражирования кинопродукции, получившей удостоверение национального фильма. Прежде всего это заверенные банком копии платежных поручений и договора.
     
     В соответствии с п. 7 ст. 6 Закона N 2116-1 налоговые льготы, установленные п. 1 (за исключением подпунктов "г", "д") и п. 5 этой же статьи, не должны уменьшать фактическую сумму налога, исчисленную без учета льгот, более чем на 50 %. На п. 6 данное ограничение не распространяется.
     
     Средства, направляемые на производство и тиражирование кинопродукции, получившей удостоверение национального фильма, должны быть использованы по целевому назначению. При временном их использовании в других целях (размещение в депозит, приобретение ценных бумаг) по действующему налоговому законодательству право на льготу не предусмотрено.
     
     На нужды организации может быть направлена прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия после уплаты налога.
     
     Прибыль, полученная в результате инвестирования, подлежит налогообложению в общеустановленном порядке.
     
     По окончании процесса производства и тиражирования кинопродукции, на которую были перечислены целевые взносы предприятия-инвестора, неизрасходованные средства, остающиеся у кинокомпании, подлежат налогообложению.
     

     9. Является ли товаром народного потребления экологически чистая питьевая вода?

     
     Согласно п. 3 Методических рекомендаций по отнесению промышленной и сельскохозяйственной продукции к товарам народного потребления, утвержденных 27.07.93 Минэкономики России N МЮ-636/14-151 и Госкомстатом России N 10-0-1/246, к товарам народного потребления относится промышленная и сельскохозяйственная продукция, используемая населением, как правило, для личного и общесемейного потребления, в домашнем хозяйстве, а также в мелкотоварном производстве.
     
     Экологически чистая питьевая вода улучшенного качества, дополнительно очищенная по специальной технологии, являющаяся конечным продуктом организации, относится к промышленной продукции, используемой населением, и является товаром народного потребления.
     

     10. Является ли основанием для непредставления льгот по налогу на прибыль изменившийся порядок списания расходов за счет собственных средств?

     
     До внесения согласно указаниям Минфина России от 21.11.97 N 81н изменений в п. 3.12 Инструкции о порядке заполнения форм годовой бухгалтерской отчетности, утвержденной приказом Минфина России от 12.11.96 N 97, на счете 81 "Использование прибыли" отражались в бухгалтерском учете затраты на приобретение основных средств и проценты по кредитам банков, взятым на приобретение основных средств, которые учитывались при исчислении налога на прибыль в соответствии с п. 1 "а" ст. 6 Закона N 2116-1.
     
     Внесенные поправки в порядок отражения в бухгалтерском учете затрат организаций на финансирование капитальных вложений и процентов по кредитам банков на эти цели не изменили порядок предоставления льготы по налогу на прибыль, предусмотренный законодательством Российской Федерации по исчислению налога на прибыль.
     
     Льготы могут быть предоставлены при фактически произведенных затратах и расходах за счет прибыли, остающейся в распоряжении организации в течение текущего года и могут быть ограничены только в соответствии с п. 7 указанной выше статьи Закона.