Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Таможенные режимы реимпорта и реэкспорта товаров


Таможенные режимы реимпорта и реэкспорта товаров

     

А.Н. Козырин,
профессор, доктор юридических наук

     

Содержание таможенного режима реимпорта и условия его предоставления

     
     Согласно ст. 32 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ТК РФ) в случае таможенного режима реимпорта российские товары, вывезенные с таможенной территории Российской Федерации в соответствии с таможенным режимом экспорта, ввозятся обратно в установленные сроки без взимания таможенных пошлин, налогов (НДС, акцизов) и применения к ним мер экономической политики (квотирования, лицензирования и т.п.).
     
     Нормативно-правовую базу применения таможенного режима реимпорта составляют законы (ТК РФ, Закон РФ от 09.10.92 N 3615-1 "О валютном регулировании и валютном контроле" и др.) и подзаконные акты ГТК России:
     
     - приказы ГТК России (например, приказ ГТК России от 09.12.93 N 525 "Об утверждении Положения о таможенном режиме реимпорта товаров", с последующими изменениями и дополнениями);
     
     - распоряжения ГТК России (например, распоряжение ГТК России от 29.06.99 N 01-14/794 "О порядке уплаты таможенных платежей при таможенном оформлении отдельных товаров в соответствии с таможенным режимом реимпорта") и др.
     
     Отдельные положения нормативных правовых актов разъясняются и комментируются в многочисленных письмах ГТК России: от 06.04.95 N 06-10/4840 "О порядке применения подпункта "г" пункта 2.1 Положения о таможенном режиме реимпорта товаров", от 14.06.95 N 01-13/8301 "О некоторых вопросах применения таможенного режима реимпорта", от 02.12.96 N 02-15/21336 "О помещении товаров под таможенный режим реимпорта" и др.
     
     Особое внимание следует обратить на нормативные правовые акты, регулирующие порядок таможенно-банковского валютного контроля за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары: Указ Президента Российской Федерации от 21.11.95 N 1163 "О первоочередных мерах по усилению системы валютного контроля в Российской Федерации", совместную инструкцию Банка России N 30 и ГТК России N 01-20/10538 от 26.07.95 "О порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары" и др.
     
     В таможенном законодательстве закреплены четыре основные условия помещения товаров под режим реимпорта:
     

     1) товары должны быть вывезены с территории бывшего СССР за его пределы (до 31 декабря 1991 года) или с территории Российской Федерации за ее пределы (с 1 января 1992 года) в соответствии с таможенным режимом экспорта.
     
     Из этого условия следует, что:
     
     а) факт вывоза товара должен быть подтвержден соответствующей грузовой таможенной декларацией. Особенности помещения под таможенный режим реэкспорта товаров, вывезенных с территории СССР до 1989 года (времени принятия Инструкции о порядке заполнения грузовой таможенной декларации, утвержденной приказом ГУ ГТК СССР от 18.08.89 N 137), разъяснены в письме ГТК России от 02.12.96 N 02-15/21336;
     
     б) под таможенный режим реимпорта не могут быть помещены иностранные товары, а также российские товары, вывезенные с таможенной территории Российской Федерации в соответствии с иными, чем экспорт, таможенными режимами (временный вывоз, переработка вне таможенной территории, вывоз для представительств Российской Федерации за рубежом, транзит в случае перемещения через территорию иностранного государства);
     
     2) до момента вывоза товары, помещаемые под таможенный режим реимпорта, должны быть российскими, то есть происходить из России (до 31 декабря 1991 года - из бывшего СССР), либо иностранными, выпущенными в свободное обращение на территории Российской Федерации (до 31 декабря 1991 года - на территории бывшего СССР) с полной уплатой всех таможенных платежей.
     
     В распоряжении ГТК России от 05.08.98 N 01-14/855 "О некоторых вопросах применения таможенного режима реимпорта" было особо указано на недопустимость выдачи разрешений на помещение под таможенный режим реимпорта товаров иностранного происхождения, ранее вывезенных и помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны на территории Особой экономической зоны в Калининградской области и вывезенных с этой территории в соответствии с таможенным режимом экспорта. Неправомерность выдачи разрешений на реимпорт состоит в том, что при ввозе таких товаров на территорию Калининградской области не уплачивались таможенные пошлины и налоги с использованием таможенного режима свободной таможенной зоны;
     
     3) помещаемые под таможенный режим реимпорта товары должны быть ввезены на таможенную территорию Российской Федерации в течение десяти лет с момента ввоза.
     

     Под датой вывоза понимается день принятия таможенной декларации при вывозе, а при ее отсутствии - день пересечения границы бывшего СССР (до 31 декабря 1991 года) или границы Российской Федерации (с 1 января 1992 года); датой ввоза считается день принятия последнего документа, необходимого в таможенных целях;
     
     4) товары должны находиться в том же состоянии, в котором они были в момент вывоза.
     
     Критериями неизменности состояния товаров являются (согласно письму ГТК России от 06.04.95 N 06-10/4848):
     
     а) соответствие кода ТН ВЭД товаров, помещаемых под таможенный режим реимпорта, и их наименования кодам и наименованиям товаров, которые были ввезены с таможенной территории Российской Федерации в соответствии с таможенным режимом экспорта;
     
     б) неизменность технических характеристик и иных параметров таких товаров, установленных в отношении них нормативными актами, относящимися к данной категории товаров (ГОСТ, ОСТ, технические условия и т.п.).
     
     Из положения о неизменности состояния товаров таможенное законодательство закрепляет три исключения. Первое предполагает изменение состояния товаров вследствие естественного износа или убыли*1, которое может иметь место при соблюдении нормальных условий хранения и транспортировки. При этом понятие "эксплуатационный износ" несовместимо с названными факторами изменения состояния товаров.
     _____
     *1 Естественность износа или убыли и нормальные условия транспортировки и хранения определяются стандартами и иными действующими в Российской Федерации нормативными актами, относящимися к данной категории товаров.

     
     Второе исключение предполагает возможность изменения состояния товаров вследствие аварии или действия непреодолимой силы. В соответствии с п. 2.5 Положения о таможенном режиме реимпорта товаров при повреждении или ином ухудшении товаров, произошедшем в результате аварии или действия непреодолимой силы, такие товары могут помещаться под таможенный режим реимпорта при условии подтверждения факта аварии или действия непреодолимой силы способом, не вызывающим сомнений у должностных лиц таможенного органа в подлинности и достоверности.
     
     Наконец, третье исключение касается изменения состояния товаров вследствие проведения с ними операций по обеспечению их сохранности, мелкому ремонту, включая приведение в порядок, и другие подобные операции. При этом виды и объемы таких операций не имеют юридического значения, если выполняется условие о том, что стоимость таких товаров, определяемая на момент вывоза, не увеличилась в результате проведения таких операций (п. 2.6 Положения о таможенном режиме реимпорта товаров). В отношении автотранспортных средств ГТК России уточняет в письме от 09.10.96 N 02-15/18026, что операции по ремонту, которые являются по своей сути заменой основных или номерных частей или деталей автотранспортного средства, не могут рассматриваться как мелкий ремонт.
     
     Законодательство допускает использование за пределами Российской Федерации реимпортируемых товаров в производственных или иных коммерческих целях (п. 2.3 Положения о таможенном режиме реимпорта товаров). Указанное обстоятельство, связанное с использованием товаров, предполагает появление у них эксплуатационного износа.
     

Особенности таможенного оформления

     
     Таможенное законодательство предусматривает возможность помещения товаров под режим реимпорта любым лицом, вне зависимости от того, кто ранее вывозил эти товары. Таможенное оформление товаров, помещаемых под таможенный режим реимпорта, проводится таможенным органом, в регионе деятельности которого находится получатель товаров либо его структурное подразделение. Кроме грузовой таможенной декларации (ГТД), заполняемой в соответствии с порядком, установленным в приложении к Положению о таможенном режиме реимпорта товаров, при декларировании должны быть представлены следующие документы:
     
     - экземпляр ГТД, по которой реимпортируемые товары ранее были вывезены в соответствии с режимом экспорта, либо иные документы, подтверждающие факт и момент их вывоза с территории России (СССР);
     
     - разрешение иных государственных органов, если реимпортируемые товары подлежат контролю этих органов (например, сертификат качества);
     
     - другие документы, необходимые для производства таможенного оформления.
     
     В ходе таможенного контроля подтверждаются идентичность товаров, помещаемых под таможенный режим реимпорта, товарам, которые были вывезены под таможенным режимом экспорта, факт и момент их вывоза, а также то, что товары являются российскими.
     
     Такое подтверждение осуществляется "способом, не вызывающим сомнений у должностных лиц таможенного органа в подлинности и достоверности" (п. 2.5 Положения о таможенном режиме реимпорта товаров). Такими способами могут быть представление в таможенный орган сертификатов, протоколов испытаний, заключений экспертов и иных подобных документов соответствующих государственных органов (письмо ГТК России от 06.04.95 N 06-10/4840).
     
     Таможенная декларация служит подтверждением факта и момента вывоза товаров. При ее отсутствии и при неподтверждении даты вывоза "не вызывающим сомнений способом" моментом вывоза товара российского происхождения (до 31 декабря 1991 года - Союза ССР) считается день изготовления товара*1. Если отсутствуют документы, в которых указан день изготовления товара, может быть проведена экспертиза.
     _____
     *1 Если указан только месяц изготовления, то таким днем считается первое число этого месяца, если указан только год — 1 января этого года.

     
     Обязанность доказывания всех выше перечисленных обстоятельств возлагается на заинтересованное лицо.
     

     В случае если при нахождении товаров за пределами России их состояние изменилось, декларант должен оформить соответствующий документ, который становится приложением и неотъемлемой частью ГТД, по которой проводится таможенное оформление реимпортируемых товаров. В этом документе декларант сообщает все основные сведения о товарах и относящихся к ним документах (дату вывоза, стоимость, технические характеристики, номера экспортных ГТД или иных документов и др.), а должностные лица таможенного органа делают отметки о разрешении помещения данных товаров под режим реимпорта.
     
     За таможенное оформление помещаемых под режим реимпорта товаров взимаются таможенные сборы в общем порядке: 0,1 процента таможенной стоимости товаров в российских рублях и 0,05 процента - в иностранной валюте.
     
     Товары, вывезенные из России после 31 января 1994 года и ввозимые на ее территорию в соответствии с режимом реимпорта, подлежат обязательной сертификации в целях контроля за их безопасностью.
     

Образец приложения к ГТД для декларирования товаров,
помещаемых под таможенный режим реимпорта
(заполняется в случае изменения импортируемых товаров)

Сведения о товарах, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации в режиме экспорта

Сведения о товарах, перемещаемых под таможенный режим реимпорта

1. Ф.И.О. лица или наименование организации-заявителя

2. Дата вывоза, № ГТД или № документа, № ГТД (проставляется должностным подтверждающего дату вывоза лицом таможенного органа при ввозе)

3. Идентичность товаров Код по ТН ВЭД и наименование товаров, технические характеристики *1

4. Валюта и таможенная стоимость товаров

5. Подпись декларанта

6. Требуется ли возврат ранее Да Нет уплаченных сумм (ненужное зачеркнуть)

7. Отметка таможни о разрешении помещения товаров под таможенный режим реимпорта

Дата, подпись и печать должностного лица таможенного органа

     _____

     *1 Указывается основание, подтверждающее естественность износа или убыли, нормальные условия транспортировки и хранения, проводится расчет, свидетельствующий о неувеличении стоимости на момент вывоза в случае проведения мелкого ремонта и других подобных операций.
          

Таможенные пошлины и налоги при реимпорте товаров

     
     При обратном ввозе товаров в соответствии с режимом реимпорта таможенные пошлины и налоги не взимаются (ст. 32 ТК РФ).
     
     В п. 3.8, 3.9 Положения о таможенном режиме реимпорта товаров установлен порядок уплаты НДС и акцизов в случае, если реимпортируемые товары ввозились с российской территории после 1 января 1992 года, то есть после даты, когда было установлено обложение ввозимых (вывозимых) товаров косвенными налогами. Данные нормы Положения о таможенном режиме реимпорта товаров не противоречат ст. 32 ТК РФ, поскольку в этой статье ТК РФ устанавливается освобождение реимпортируемых товаров от уплаты НДС и акцизов в связи с их ввозом на таможенную территорию Российской Федерации. В положении же предусматривается не уплата, а "обратное изъятие" сумм НДС и акцизов, которые были возвращены либо от которых товары были освобождены в связи с их экспортом (вывозом). В ТК РФ предусмотрено, что при реимпорте товаров лицо, перемещающее товары, возвращает суммы, полученные в качестве выплат или в результате иных льгот, предоставленных при вывозе товаров (ст. 34 ТК РФ). При этом подлежащие возврату суммы НДС и акцизов уплачиваются по ставкам, действовавшим на момент вывоза товаров, а таможенная стоимость для исчисления указанных сумм определяется на день принятия ГТД, в соответствии с которой товары помещаются под режим реимпорта.
     
     Дополнительные разъяснения, касающиеся уплаты (возврата) сумм налогов, были даны в письмах ГТК России от 04.01.94 N 01-13/25 и от 14.06.95 N 01-13/8301. В них, в частности, указывается на то, что декларант уплачивает суммы НДС в случае, если в связи с экспортом товаров суммы НДС были возвращены либо товары были освобождены от НДС*1. При представлении в таможенный орган документов, подтверждающих, что возврата или освобождения в связи с экс-портом не производилось (например, экспорт в страны-участницы СНГ), суммы НДС не взимаются.
     _____
     *1 Если реимпортируемые товары являются подакцизными, в базу для исчисления НДС включается и новая сумма акциза, исчисленная по ставкам, применяемым в отношении ввозимых в Россию товаров.

     

     ГТК России может в отдельных случаях устанавливать особый порядок уплаты таможенных платежей. Так, в отношении помещаемых под режим реимпорта отдельных видов машинно-технической продукции (приказ ГТК России от 26.03.96 N 147 "Об утверждении Положения о таможенном оформлении товаров, условно выпускаемых в соответствии с таможенным режимом выпуска для свободного обращения и используемых при изготовлении поставляемой на экспорт машинно-технической продукции") действует порядок уплаты таможенных платежей, предусмотренный распоряжением ГТК России от 29.06.99 N 01-14/794.
     
     Согласно ст. 34 ТК РФ при реимпорте товаров возвращаются уплаченные суммы вывозных таможенных пошлин, а также налога на экспорт, который взимался в бывшем СССР в соответствии с Законом СССР от 14.06.90 "О налогах с предприятий, объединений и организаций". При помещении под таможенный режим реимпорта только части партии экспортированных товаров возврат уплаченных сумм (вывозных таможенных пошлин, налога на экспорт) производится по количественному отношению этой части к партии экспортированных товаров.
     
     Возврат указанных сумм осуществляется таможенным органом только при одновременном соблюдении следующих условий:
     
     - обратный ввоз в Россию реимпортируемых товаров осуществляется в течение трех лет с момента их вывоза;
     
     - товары вывозились и вывозятся одним и тем же лицом, уплатившим вывозную пошлину или налог на экспорт, либо в интересах которого такие платежи были осуществлены. При этом данное лицо должно до истечения одного года с даты принятия ГТД, по которой товары помещаются под режим реимпорта, подать в таможенный орган заявление о возврате указанных сумм;
     
     - в таможенный орган представлен экземпляр экспортной таможенной декларации, на основании которой начислялись и уплачивались вывозные таможенные пошлины и налог на экспорт, а также письменное подтверждение таможенного органа, которому уплачивались эти платежи (или его правопреемника), об их фактическом поступлении на счета таможенных органов или непосредственно в бюджет;
     
     - налог на экспорт был уплачен таможенным органам, расположенным на территории России.
     
     При этом возврату подлежат только фактически уплаченные суммы таможенной пошлины и налога на экспорт. Возврат сумм пени, платы за просрочку не производится. Возвращаемые суммы не индексируются, проценты с них не начисляются.
     
     Выплата производится в валюте Российской Федерации независимо от того, в какой валюте были уплачены таможенные пошлины и налог на экспорт. Если платеж был произведен в иностранной валюте, курс которой котируется Банком России, пересчет иностранной валюты в валюту Российской Федерации производится по курсу Банка России, действующему на день принятия таможенной декларации. Если платеж был произведен в иной иностранной валюте, пересчет в рубли осуществляется по курсу, действовавшему на день уплаты платежа. Обеспечение возврата указанных сумм возлагается на таможенные органы. В каждом конкретном случае это является непосредственной обязанностью таможенного органа, который проводит таможенное оформление товаров, помещаемых под режим реимпорта.
     

Содержание и типы реэкспорта товаров

     
     Реэкспорт является своеобразным зеркальным отражением режима реимпорта. Содержание таможенного режима реэкспорта товаров определяется в ст. 100 ТК РФ. При нем иностранные товары вывозятся с таможенной территории Российской Федерации без взимания или с возвратом ввозных таможенных пошлин и налогов (НДС, акциза) и без применения мер экономической политики (квотирования, лицензирования и т.д.).
     
     Выделяют два типа реэкспорта - декларированный и фактический.
     
     При декларированном реэкспорте товары при их первоначальном ввозе на таможенную территорию Российской Федерации заявляются таможенному органу в качестве предназначенных непосредственно и исключительно для реэкспорта. В данном случае при ввозе товаров ввозные пошлины и налоги не взимаются и меры экономической политики не применяются. Фактический ввоз таких товаров должен быть осуществлен не позднее шести месяцев со дня принятия таможенной декларации, в противном случае подлежат уплате все указанные таможенные платежи, а также проценты с них по ставкам, устанавливаемым Банком России по предоставляемым этим банком кредитам.
     
     При фактическом реэкспорте товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации, не заявляются в качестве предназначенных непосредственно и исключительно для реэкспорта. Они, например, могут первоначально помещаться под иные таможенные режимы при условии, что "остаются" иностранными товарами. Если при таком ввозе были уплачены ввозные таможенные пошлины и налоги, их суммы подлежат возврату при вывозе реэкспортируемых товаров с соблюдением следующих условий (ст. 101 ТК РФ):
     
     - реэкспортируемые товары находятся в том же состоянии, в каком они были на момент вывоза, кроме изменения их состояния вследствие естественного износа либо убыли при нормальных условиях транспортировки и хранения;
     
     - реэкспорт был осуществлен в течение двух лет с момента ввоза;
     
     - реэкспортируемые товары не использовались в целях извлечения дохода.
     
     Реэкспорт товаров допускается с разрешения таможенного органа, предоставляемого в порядке, определяемом ГТК России, а в случаях, определяемых российским законодательством либо международными договорами Российской Федерации, - с разрешения другого уполномоченного на то органа.
     
     На сегодняшний день уже сформировался международно-правовой механизм регулирования порядка реэкспорта товаров в рамках СНГ. В ст. 5 Договора о создании Экономического союза (Москва, 24 сентября 1993 года) в качестве одного из принципов торгово-экономических отношений государств-участников было закреплено требование недопущения несанкционированного реэкспорта в третьи страны. Соглашение о создании зоны свободной торговли (Москва, 15 апреля 1994 года) развило соответствующую норму в ст. 11: "Каждая Договаривающаяся Сторона не будет допускать несанкционированного реэкспорта товаров, в отношении экспорта которых другие Договаривающиеся Стороны, с территории которых происходят эти товары, применяют меры тарифного и/или нетарифного регулирования". Неотъемлемой частью Соглашения о создании зоны свободной торговли (приложение N 2) стало Соглашение о реэкспорте товаров и порядке выдачи разрешений на реэкспорт, ст. 2 которого под санкционированным реэкспортом понимает реэкспорт товаров, осуществленный при наличии надлежаще оформленного письменного разрешения, выданного уполномоченным ведомством страны происхождения товаров. В соответствии с п. 1 постановления Правительства РФ от 27.08.92 N 640 "О механизме регулирования реэкспорта российских товаров" в Российской Федерации разрешение на экспорт российских товаров другими государствами СНГ выдается МВЭС России (ныне - Минторг России).
     

Особенности таможенного оформления реэкспортируемых товаров

     
     Согласно распоряжению ГТК России от 24.03.98 N 01-14/327 таможенное оформление иностранных товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации в соответствии с таможенным режимом реэкспорта, осуществляется с разрешения ГТК России только в случае обеспечения уплаты таможенных пошлин и налогов внесением причитающихся сумм на депозит таможни, в которой будет производиться таможенное оформление товаров. Под причитающимися суммами понимается в данном случае величина, равная сумме исчисленных таможенных пошлин и налогов, взимание которых возложено на таможенные органы, если предполагаемые к реэкспорту товары были бы выпущены для свободного обращения.
     
     Для получения такого разрешения лицу, собирающемуся осуществить выпуск товаров в соответствии с таможенным режимом реэкспорта, необходимо представить в Управление таможенных режимов ГТК России следующие документы:
     
     а) заявление в произвольной письменной форме, в котором дополнительно должны быть указаны адрес заявителя и его телефон;
     
     б) копии документов, подтверждающих ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации, заверенные таможенным органом, осуществляющим контроль за предполагаемыми к реэкспорту товарами;
     
     в) копии документов, подтверждающих нахождение товаров под таможенным контролем, заверенные таможенным органом, осуществляющим контроль за предполагаемыми к реэкспорту товарами.
     
     При условии представления всех необходимых для таможенных целей документов Управление таможенных режимов ГТК России обеспечивает в месячный срок исполнение и контроль за выдачей разрешений на реэкспорт (п. 6 распоряжения ГТК России от 24.03.98 N 01-14/327). Разрешения на помещение товаров под таможенный режим реэкспорта выдаются ГТК России в письменном виде за подписью заместителя председателя ГТК России, курирующего вопросы таможенных режимов.
     
     После помещения товаров под таможенный режим реэкспорта 4-й лист ГТД (вместе с добавочными листами) прикладывается к товаросопроводительным документам и направляется вместе с товарами в таможенный орган, в регионе деятельности которого расположен пункт пересечения таможенной границы Российской Федерации (пункт пропуска товаров). Этот лист используется для подтверждения фактического вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации. В этих же целях товары регистрируются в журнале учета вывоза реэкспортируемых товаров с таможенной территории Российской Федерации.
     
     Таможни, в регионе деятельности которых находятся данные пункты пропуска товаров, не реже одного раза в 10 дней направляют 4-й лист ГТД с отметками, сделанными должностным лицом таможенного органа в графе "Д" о полном вывозе товаров, в таможню, где производилось таможенное оформление этих товаров.
     
     Для выдачи разрешения на возврат депозита по реэкспорту таможня, производившая таможенное оформление товаров, проверяет наличие документов, подтверждающих фактический вывоз товаров, и делает соответствующее заключение. Оно передается в Управление таможенных режимов вместе со следующими документами:
     
     а) заявлением лица, осуществившего вывоз товаров в соответствии с таможенным режимом реэкспорта;
     
     б) копиями документов, подтверждающих фактический вывоз данных товаров с таможенной территории Российской Федерации, в том числе в обязательном порядке:
     
     - свидетельство о доставке товаров;
     
     - 4-й экземпляр ГТД, полученный из пункта пропуска товаров.
     
     При возврате причитающихся сумм, внесенных на депозит таможенного органа, проценты с них не выплачиваются, эти суммы не индексируются, а банковская комиссия выплачивается за счет этих возвращаемых сумм.
     
     Таможенные сборы за таможенное оформление при осуществлении реэкспорта товаров взимаются в порядке, установленном при ввозе и вывозе товаров, являющихся объектами внешнеторговой сделки, отдельно при ввозе и вывозе товаров. Такой порядок применяется, когда ввезенные в Россию товары заявляются под режим реэкспорта после первоначального заявления о применении другого таможенного режима. Если же товары сразу декларируются как предназначенные для реэкспорта, таможенные сборы за таможенное оформление уплачиваются один раз в соответствии с общим правилом, установленным в ст. 114 ТК РФ.