Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Применение НДС учреждениями непроизводственной сферы, финансируемыми из бюджета


Применение НДС учреждениями непроизводственной сферы, финансируемыми из бюджета*

     _____
     * Окончание. Начало см. "Налоговый вестник", 1999, № 9, с. 29
     

И.И. Комарова

   

2. Порядок применения льготного налогового режима по НДС

     

2.1. В сфере образования и науки

     
     Подпунктом "л" п. 1 ст. 5 Закона РФ от 06.12.91 N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" (далее по тексту - Закон РФ N 1992-1) предусмотрено освобождение от этого налога платных услуг образовательных учреждений в сфере образования, связанных с учебно-производственным и воспитательным процессом.
     
     Поэтому услуги образовательных учреждений по непосредственному проведению учебного процесса подпадают под действие этой льготы. Полученные образовательными учреждениями денежные средства за предстоящее проведение учебного процесса также не включаются в оборот, облагаемый НДС, вне зависимости от того, реинвестирован доход, полученный от оказания этих услуг в данное образовательное учреждение, и (или) использован на непосредственные нужды обеспечения, развития и совершенствования образовательного процесса в образовательном учреждении.
     
     В соответствии с Законом РФ от 10.07.92 N 3266-1 "Об образовании" (с изменениями и дополнениями) и подпунктом "л" п. 12 инструкции Госналогслужбы России от 11.10.95 N 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость" (с изменениями и дополнениями) (далее по тексту - Инструкция N 39) право на ведение образовательной деятельности и льготы, установленные законодательством Российской Федерации, возникают у образовательных учреждений с момента выдачи им лицензии (разрешения) на право ведения образовательной деятельности.
     
     Предусмотренный выше льготный налоговый режим предоставляется при оказании образовательными учреждениями дополнительных платных услуг (предусмотренных в лицензии) по дополнительным предметам, курсам или индивидуальным занятиям с учащимися (или детьми).
     
     Порядок ведения образовательными учреждениями иной (не учебной) хозяйственной деятельности (сдача в аренду основных средств и другого имущества, торговля товарами, реализация работ, услуг) регулируется ст. 3 Закона РФ N 1992-1.
     
     Таким образом, при оказании образовательными учреждениями дополнительных услуг, связанных с обеспечением образовательного процесса (например проживание, питание обучающихся), следует иметь в виду, что они (услуги) рассматриваются как самостоятельные финансово-хозяйственные операции (не относящиеся к услугам по проведению учебного процесса), подпадающие под действие Закона РФ N 1992-1, в том числе под порядок предоставления льгот по этому налогу, предусмотренный подпунктами "г" и "л" п. 1 ст. 5, вне зависимости от того, на какие цели направлен доход, полученный от этой деятельности.
     
     На основании п. 3 ст. 47 Закона РФ "Об образовании" (с изменениями и дополнениями) и подпункта "л" п. 12 Инструкции N 39 учебно-производственная деятельность образовательного учреждения освобождается от НДС. Произведенные в рамках данной деятельности товары (работы, услуги) освобождаются от НДС при их дальнейшей реализации образовательными учреждениями при условии, что получаемый от этой деятельности доход реинвестирован (направлен) в данное образовательное учреждение и (или) на непосредственные нужды обеспечения, развития и совершенствования образовательного процесса (в том числе на заработную плату) в этом образовательном учреждении. В противном случае данная реализация подлежит налогообложению в общеустановленном порядке.
     

     Действующий льготный налоговый режим, предусматривающий освобождение от НДС научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), применяется в зависимости от источников финансирования, перечисленных в подпункте "м" п. 1 ст. 5 Закона РФ N 1992-1, и распространяется на любые предприятия (организации), являющиеся исполнителями (соисполнителями) этих работ, или применяется вне зависимости от источников финансирования, но распространяется в этом случае на исполнителей (соисполнителей), являющихся учреждениями образования и науки.
     
     При применении этой налоговой льготы необходимо обосновать исполнение непосредственно научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, так как они являются составной частью научно-технической деятельности, к числу которой также относятся проектно-конструкторские, технологические работы, изготовление, испытание созданных образцов (партий) изделий, научно-технические услуги (включающие виды деятельности, способствующие получению, распространению и применению научных знаний).
     
     При этом к научно-исследовательским работам относятся работы поискового, теоретического и экспериментального характера, выполняемые с целью расширения, углубления и систематизации знаний по определенной научной проблеме и создания научного задела.
     
     К опытно-конструкторским работам относятся технические разработки, доводящие результаты научно-исследовательских работ до создания опытного производственного образца.
     
     К учреждениям образования, НИОКР которых освобождаются от НДС, относятся учреждения, имеющие лицензии (разрешения) на право ведения образовательной деятельности.
     
     К учреждениям науки, НИОКР которых освобождаются от НДС, относятся учреждения, перечисленные в письме Госналогслужбы России от 18.03.97 N ВЗ-6-03/213 и в ст. 5 Федерального закона от 23.08.96 N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" (с изменениями и дополнениями).
     
     Таким образом, порядок освобождения от НДС выполненных учреждениями науки по хозяйственным договорам научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ распространяется на организации (учреждения, предприятия) независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, которые по основной деятельности включены в подгруппы 95110 (научные учреждения академического профиля - академии наук, включая отраслевые академии, и научно-исследовательские институты, их филиалы и отделения, научные центры, обсерватории и другие научные учреждения академий наук), 95120 (научные учреждения отраслевого профиля - научно-исследовательские институты, включая институты научной и технической информации и научно-исследовательские институты, находящиеся в подчинении вузов, их филиалы и отделения, самостоятельные научно-исследовательские лаборатории министерств и ведомств; вычислительные центры, ведущие научную работу по утвержденному плану) и 95130 (конструкторские организации, отнесенные к числу научных учреждений) Общесоюзного классификатора "Отрасли народного хозяйства" (ОКОНХ), утвержденного Госкомстатом СССР, Госпланом СССР и Госстандартом СССР 1 января 1976 года (с последующими изменениями и дополнениями), объем научной и (или) научно-технической деятельности которых составляет не менее 70 % объема выполняемых работ этой организации (учреждения, предприятия). При этом их уставом в качестве одного из органов управления должен быть предусмотрен ученый (научный, технический, научно-технический) совет. Для определения объема выполняемых НИОКР в общем объеме затрат научной организации следует использовать порядок, приведенный в Методических рекомендациях, утвержденных приказом Миннауки России от 11.11.97 N 118, правильность которого проверяется Миннауки России при рассмотрении документов, поступивших для проведения государственной аккредитации научных организаций. Аккредитация научных организаций, предусмотренная ст. 5 Федерального закона от 23.08.96 N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике", осуществляется в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 11.10.97 N 1291 "О государственной аккредитации научных организаций".
     
     При отсутствии вышеприведенных условий организация (учреждение, предприятие) не может быть отнесена налоговыми органами к учреждениям науки, и обороты по реализации научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ у таких организаций (учреждений, предприятий), выполненных по хозяйственным договорам, подлежат обложению НДС в общеустановленном порядке.
     
     Наличие у организации критериев по отнесению к учреждениям науки, НИОКР которых освобождаются от НДС, приведенных только в упомянутом выше письме Госналогслужбы России, не является достаточным для обоснования права на применение льготы по НДС.
     
     При выполнении НИОКР организациями (предприятиями), не являющимися учреждениями образования или науки, за счет бюджетных средств или за счет образуемых для этих целей в соответствии с законодательством внебюджетных фондов министерств, ведомств, ассоциаций, в том числе по заказам учреждений образования и науки, льготный налоговый режим предоставляется при условии документального подтверждения выделенного заказчику целевого бюджетного финансирования непосредственно на оплату научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, а также выделения денежных средств на оплату НИОКР из внебюджетных фондов (министерств, ведомств, ассоциаций), созданных на основании постановления Правительства РФ от 12.04.94 N 315 "О порядке образования и использования отраслевых и межотраслевых внебюджетных фондов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ" (с изменениями и дополнениями) и зарегистрированных в установленном порядке Миннауки России.
     

2.2. В сфере культуры и кинопроизводства

     
     Культура
     
     Подпунктом "н" п. 1 ст. 5 Закона РФ N 1992-1 предусмотрено освобождение от НДС услуг учреждений культуры и искусства.
     
     При этом следует иметь в виду, что к учреждениям культуры и искусства, услуги которых освобождаются от НДС, относятся учреждения, перечисленные в подпункте "н" п. 12 Инструкции N 39.
     
     Вместе с тем учреждениям культуры и искусства могут быть предоставлены налоговые освобождения при реализации ими товаров (выполнении работ, оказании услуг), предусмотренных в иных подпунктах п. 1 ст. 5 вышеуказанного Закона.
     
     Иная деятельность учреждений культуры и искусства подпадает под действие ст. 3 Закона РФ N 1992_1 и рассматривается в обычном налоговом режиме, со всеми вытекающими последствиями.
     
     Кинопроизводство
     
     В соответствии с Инструкцией N 39 от НДС освобождаются видеопоказ, работы и услуги по производству, тиражированию и прокату (включая реализацию прав на использование) кинопродукции, получившей удостоверение национального фильма.
     
     Порядок и условия выдачи удостоверения национального фильма определяются Федеральным законом от 22.08.96 N 126-ФЗ "О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации".
     
     Вместе с тем при освобождении от НДС работ и услуг по производству национального фильма следует обратить внимание на выполнение предприятиями и организациями работ и услуг, включенных в смету на производство национального фильма, получившего соответствующее удостоверение. К таким работам и услугам относятся: прокат кинооборудования, аренда павильонов, кинокомплексов, пошив костюмов, строительство декораций, изготовление грима, пастижерских изделий, реквизита, игровой техники, специальных эффектов, обработка пленки, звуковое оформление фильма и иное, выполняемое в пределах сметы на производство национального фильма организациями кинематографии.
     
     Документами, подтверждающими право на освобождение от НДС работ и услуг по производству кинопродукции, получившей удостоверение национального фильма, являются удостоверение национального фильма (или его копия, заверенная в установленном порядке) и смета, в которую включены работы и услуги по его производству.
     
     От НДС освобождается плата за тиражирование и прокат этой кинопродукции.
     
     От НДС не освобождается реализация кинопродукции, в том числе исходных материалов фильма или кинолетописи, путем сдачи изготовителем готовой кинопродукции заказчику согласно заключенным договорам на финансирование производства этой кинопродукции, получившая удостоверение национального фильма.     
     

2.3. В сфере здравоохранения, курортного и туристского секторов экономики

     
     Реализация лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медтехники
     
     С момента введения в действие (20 июня 1996 года) нормативного письма Госналогслужбы России и Минфина России от 10.04.96 N ВЗ-4-03/31н, 04-03-07 "О порядке освобождения от налога на добавленную стоимость медицинской продукции" реализация во втором полугодии 1996 года и в 1997-1999 годах лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медтехники отечественного производства, в том числе перечисленных в классах 24 23000 и 33 11000 Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОК 004-93), освобождается от НДС согласно перечню, приведенному в указанном выше нормативном письме, при наличии у предприятий (организаций), осуществляющих их реализацию, соответствующих лицензий на производство или распространение лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медтехники.
     
     Согласно данному совместному письму наличие регистрационного удостоверения Минздрава России (или его копии) является одним из обязательных условий для предоставления льгот по НДС при реализации зарубежных лекарственных средств и лекарств-субстанций, а также зарубежных изделий медицинского назначения и зарубежной медицинской техники.
     
     При реализации отечественных изделий медицинского назначения и медтехники наличие регистрационного удостоверения Минздрава России (или его копии) в целях получения льготы по НДС не требуется.
     
     Однако в технической документации (ГОСТах, ОСТах, технических условиях) на эту медицинскую продукцию должен быть приведен соответствующий код ОКП (Общероссийского классификатора продукции ОК 005-93). Согласно этому Классификатору медицинская продукция, перечисленная под кодовыми обозначениями 93 8000 "Препараты биологические", 93 9000 "Материалы, средства медицинские и продукция медицинского назначения", 94 0000 "Медицинская техника", а также указанная в других разделах (группах, подгруппах) этого классификатора, в частности, продукция резинотехническая медицинского назначения (25 1460, 25 1464, 25 1465, 25 1466, 25 1467, 25 1468, 25 1490, 25 3700 и т.п.), продукция целлюлозно-бумажной промышленности (54 6350, 54 6357, 54 6358), продукция текстильной промышленности (81 5800, 81 5820, 81 9140, 81 9510 и т.п.), продукция трикотажной промышленности (84 3870, 84 6000 и т.п.), мебель медицинская (56 2100 "Мебель медицинская, лабораторная", в частности, столы, столы-барьеры, шкафы, кушетки, лежаки и наборы мебели для медицинских учреждений, столы-подставки, подставки для медицинской аппаратуры и медицинского оборудования, кушетки смотровые, для массажа и теплолечения, лежаки медицинские, тумбы, подставки, ширмы медицинские, тумбы медицинские прикроватные и для медицинских инструментов), подпадает под вышеуказанный порядок льготирования.
     
     Исключением из этого порядка является следующая продукция, в том числе перечисленная в вышеуказанных группах, подгруппах:
     
     - средства энтерального питания, детское, лечебно-профилактическое питание, заменитель женского молока, продукты прикорма для детей, биологически активные добавки к пище; парафармацевтическая продукция, в том числе зубная лечебно-профилактическая паста, зубные щетки, синтетические волокна для зубных щеток, зубочисток, ершиков, зубных нитей (флоссов), полоскания для полости рта, лак для покрытия зубов, красящие таблетки для окрашивания зубного налета, шампуни, кремы и другие парфюмерно-косметические средства для ухода за кожей лица, тела, рук, ног, волосами, ногтями, декоративная косметика, дезодоранты; а также другие виды витаминизированной и лечебно-профилактической продукции пищевой, мясной, молочной, рыбной и мукомольно-крупяной промышленности; подгузники детские; репелленты; бытовые дезинфицирующие, инсектицидные, дератизирующие средства; продукция ветеринарного назначения; технологическое оборудование, тара и упаковочные материалы для производства лекарственных средств, изделий медицинского назначения, протезно-ортопедических изделий, медицинской техники; комплектующие изделия, запасные части к медицинской технике и медицинскому оборудованию.
     
     Реализация медицинской продукции в кредит
     
     В п. 4 ст. 488 Гражданского кодекса Российской Федерации отмечается, что договором может быть предусмотрена обязанность покупателя уплачивать проценты на сумму, соответствующую цене товара, начиная со дня передачи товара продавцом.
     
     Поэтому если проценты, получаемые с покупателей фармацевтической организацией, занимающейся оптовой реализацией лекарственных средств, включены в цену лекарственных средств, то они не подлежат обложению налогом на добавленную стоимость.
     
     В случае если проценты, получаемые с покупателей фармацевтической организацией, занимающейся оптовой реализацией лекарственных средств, взимаются как дополнительная платная услуга и не включаются в цену лекарственных средств, они подлежат обложению НДС в общеустановленном порядке.
     
     При оказании медицинских услуг населению от НДС освобождается плата:
     
     - за первичную медико-санитарную помощь, скорую и неотложную медицинскую помощь, диагностику, амбулаторно-поликлиническую и стационарную медицинскую помощь, консультацию врачей;
     
     - за экспертную медицинскую деятельность в случае, если услуги по проведению такой экспертизы оказываются непосредственно населению на основании заключенных с конкретными физическими лицами договоров. При оказании экспертных услуг для юридических лиц, в частности услуг по экспертизе (контролю) качества медицинской помощи, льготный налоговый режим не предоставляется.
     
     Вспомогательная медицинская деятельность, которая также оказывается для юридических лиц (в частности, работа с лечебными учреждениями) и не является оказанием медицинских услуг населению, не подпадает под действие льготного налогового режима.
     
     Освобождение от НДС не распространяется на платные информационные услуги об условиях и характеристиках предоставления медицинской помощи населению, а также на платные услуги по защите прав пациента, которые можно квалифицировать как оказание правовых (юридических) услуг населению, но никак не медицинских.
     
     При освобождении от налога путевок (курсовок) в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, учреждения отдыха, туристских и экскурсионных путевок (за исключением комиссионного и агентского вознаграждений, полученных турагентом от продажи туристских и экскурсионных путевок) следует иметь в виду, что под действие данной льготы подпадает стоимость путевок, утвержденных Минфином России, как бланки строгой отчетности, а также туристских ваучеров, выдаваемых иностранным туристам при осуществлении международного въездного туризма.
     
     От НДС не освобождаются дополнительные (сверх стоимости этих путевок) платные услуги, в частности связанные с проживанием и питанием в вышеназванных учреждениях и оформленные иными документами (в том числе кассовыми приходными ордерами), а также услуги посреднических предприятий и предприятий (организаций и учреждений), не являющихся санаторно-курортными и оздоровительными учреждениями и учреждениями отдыха, по реализации путевок в эти учреждения.
     

2.4. В сфере производства и реализации средств массовой информации и книжной продукции, связанной с образованием, культурой и наукой

     
     Согласно подпункту "э" п. 1 ст. 5 Закона РФ N 1992-1 (в ред. Федерального закона от 30.11.95 N 188-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в отдельные законы Российской Федерации о налогах", с изменениями) от НДС освобождены обороты по реализации продукции средств массовой информации и книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой (за исключением продукции рекламного и эротического характера), а также редакционная, издательская и полиграфическая деятельность по производству указанной выше книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, газетной и журнальной продукции. Кроме этого от НДС освобождаются услуги по транспортировке, погрузке, разгрузке, перегрузке приведенных выше периодических печатных изданий и книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой.
     
     Порядок реализации льготного налогового режима по продукции средств массовой информации предусмотрен нормативными письмами Госналогслужбы России от 21.03.96 N ВГ-4-03/22н "О порядке применения налоговых льгот по продукции средств массовой информации и книжной продукции" и от 07.06.96 N ПВ-6-03/393 "Разъяснение о применении налоговых льгот по продукции средств массовой информации и книжной продукции".
     
     В связи с этим под освобождение от НДС подпадает реализация периодических печатных изданий (в одном номере которых реклама не превышает 40 % объема), теле-, радио-, кинохроникальных программ, аудио- или видеозаписи программ телерадиовещательными компаниями, зарегистрированными в установленном порядке в качестве средств массовой информации согласно ст. 8 Закона РФ от 27.12.91 N 2124-1 "О средствах массовой информации", с изменениями и дополнениями, с учетом действия ст. 12 данного Закона, а также при наличии лицензии на вещание (выдача которой производится в соответствии со ст. 31 указанного Закона), реклама в которых не превышает 25 % объема вещания, а также книжной продукции, перечисленной под кодовыми обозначениями Общероссийского классификатора продукции ОК 005-93 (ОКП) 95 3000 (книги и брошюры), 95 4010 (издания репродукционные, картографические, нотные), 95 4110 (альбомы по искусству), 95 4130 (альбомы, атласы), 95 6000 (нотные издания), 95 7310 (календари отрывные ежедневные), 95 9000 (издания для слепых), в случае если реклама в одной единице книжной продукции не превышает 40 % объема.
     
     Порядок отнесения продукции к средствам массовой информации, специализирующимся на сообщениях и материалах эротического характера, подлежащим обложению НДС, предусмотрен ст. 37 Закона РФ N 2124-1, а также информацией, указанной в свидетельстве о регистрации или в лицензии на вещание.
     

2.5. При выполнении работ и услуг по реставрации и охране памятников истории и культуры, охраняемых государством

     
     Согласно подпункту "я.1" п. 1 ст. 5 Закона РФ N 1992-1 от НДС освобождены работы и услуги по реставрации и охране памятников истории и культуры, охраняемых государством.
     
     В соответствии со ст. 1 и 16 Закона РСФСР от 15.12.78 "Об охране и использовании памятников истории и культуры" все памятники истории и культуры, находящиеся на территории Российской Федерации, охраняются государством и подлежат государственному учету.
     
     При этом ст. 31 вышеназванного Закона РСФСР определено, что реставрация памятников истории и культуры осуществляется только с ведома специально уполномоченных государственных органов охраны памятников в Российской Федерации и под их контролем.
     
     Согласно ст. 9 данного Закона РСФСР специально уполномоченными государственными органами охраны памятников в России являются Минкультуры России, Росархив, местные органы культуры и местные архивные органы в пределах их компетенции, а также иные государственные органы в соответствии с законодательством Российской Федерации.
     
     Таким образом, налогом на добавленную стоимость не облагается оказание услуг государственными органами охраны памятников по охране памятников истории и культуры, в частности платных услуг по согласованию заданий и проектов проведения различных работ на памятниках; по научно-методическому руководству делом охраны, изучения и реставрации памятников истории и культуры; по организации использования памятников истории и культуры и их пропаганды в целях развития науки, образования и культуры; по государственному контролю за соблюдением предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их ведомственной принадлежности и гражданами правил охраны, использования, учета и реставрации памятников истории и культуры, а также за выполнением мероприятий по обеспечению сохранности памятников и других услуг, перечисленных в п. 33 раздела "Обеспечение сохранности недвижимых памятников истории и культуры" Инструкции о порядке учета, обеспечения сохранности, содержания, использования и реставрации недвижимых памятников истории и культуры, утвержденной приказом Минкультуры России от 13.05.86 N 203, а также в п. 7 и 9 Положения "Об охране и использовании памятников истории и культуры", утвержденного постановлением Совмина СССР от 16.09.82 N 865.
     
     Вместе с тем не подлежат обложению НДС работы по реставрации памятников истории и культуры, охраняемых государством, перечисленные в разделе III Примерного перечня видов деятельности работ на памятниках истории и культуры, утвержденного приказом Минкультуры России от 02.07.98 N 365. При этом выполненные работы непосредственно по реставрации памятников истории и культуры, охраняемых государством, не подлежат обложению НДС при наличии у организаций (предприятий), осуществляющих эти работы, документа, удостоверяющего право на выполнение реставрационных работ, а именно соответствующих лицензий.
     
     Примерный перечень видов деятельности работ на памятниках истории и культуры, утвержденный приказом Минкультуры России от 02.07.98 N 365, включает не только работы и услуги по реставрации и охране памятников истории и культуры, охраняемых государством, но и работы и услуги по консервации, ремонту, проектированию, производству материалов для осуществления реставрационных и консервационных работ, научно-исследовательские изыскания, подготовку и переподготовку кадров и др.
     
     В связи с тем, что перечисленные в указанном Примерном перечне работы не являются непосредственно реставрационными работами или услугами по охране памятников истории и культуры, данный Примерный перечень не является Перечнем освобожденных от НДС работ и услуг по реставрации и охране памятников истории и культуры, охраняемых государством.
     

3. Раздельный учет

     
     Согласно действующему налоговому законодательству основанием для зачета (возмещения из бюджета) НДС, уплаченного поставщикам товаров (работ, услуг), использованных при осуществлении облагаемой этим налогом хозяйственной (предпринимательской) деятельности, является наличие раздельного учета расходов по этой деятельности от основной бюджетной.
     
     При этом зачет (возмещение из бюджета) сумм НДС, уплаченных поставщикам товаров (работ, услуг), приобретенных бюджетными организациями для осуществления хозяйственной деятельности, облагаемой НДС, производится в общеустановленном для всех налогоплательщиков порядке с учетом требований, предусмотренных в разделе IX Инструкции N 39.
     
     Раздельный учет расходов по хозяйственной и основной бюджетной деятельности следует осуществлять в соответствии с порядком, определенным отраслевыми инструкциями по бухгалтерскому учету, инструкциями по калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг).
     
     При этом прямые расходы относятся на счет производства непосредственно, а распределение накладных расходов (расходов, связанных с арендой помещений, коммунальными услугами и т.п.) производится в зависимости от конкретных условий по отдельным изделиям, видам продукции или отраслям производства пропорционально заработной плате сотрудников, или израсходованным материалам, или совокупности прямых затрат.
     
     Выбор базы, относительно которой распределяются накладные расходы, осуществляется в установленном порядке с оформлением организационно - распорядительного документа руководителя учреждения.
     
     При наличии у организаций (учреждений) оборотов по реализации товаров (работ, услуг), облагаемых и не облагаемых налогом на добавленную стоимость, право на применение льготного налогового режима, предусмотренного Законом РФ N 1992-1, возникает только в случае обеспечения раздельного учета объемов затрат и реализации облагаемых и не облагаемых НДС товаров (работ, услуг) в соответствии с вышеприведенным порядком.