Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О бюджетной классификации доходов и расходов в Российской Федерации


О бюджетной классификации доходов и расходов в Российской Федерации


Н.И. Жоромская,
начальник отдела Департамента
бюджетной политики Минфина России

     Согласно ст. 13 Федерального закона от 15.08.96 N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации" Минфин России приказом от 25.05.99 N 38н утвердил Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, состоящие из 12 приложений, одно из которых - Порядок распределения расходов по соответствующим предметным статьям и подстатьям экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации бюджетной классификации Российской Федерации.
     
     Порядок введения в действие приказа Минфина России от 25.05.99 N 38н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации" определен приказом Минфина России от 23.07.99 N 48н, из которого следует, что он вступает в силу со дня подписания, за исключением Приложения 12, которое вводится в действие с 1 января 2000 года, так как Порядок распределения расходов по соответствующим предметным статьям и подстатьям экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации не был использован при планировании и утверждении бюджетов всех уровней на 1999 год. Бухгалтерская отчетность бюджетных учреждений составлена за I полугодие 1999 года без учета требований указанного выше Порядка.
     
     Являясь основным документом по формированию доходов и расходов бюджетов всех уровней, источников финансирования дефицитов этих бюджетов, бюджетная классификация обеспечивает сопоставимость показателей бюджетов всех уровней и позволяет принимать решения при формировании бюджетов всех уровней на следующий год путем анализа их исполнения за предыдущий год.
     
     Бюджетная классификация едина в части классификации доходов и расходов бюджетов Российской Федерации, целевых статей расходов бюджетов Российской Федерации, видов расходов бюджетов Российской Федерации, экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации, классификации источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов Российской Федерации, видов государственных внутренних долгов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и используется при составлении, утверждении и исполнении бюджетов всех уровней и составлении консолидированных бюджетов всех уровней.
     
     Ведомственная классификация расходов бюджетов Российской Федерации утверждается соответственно по федеральному бюджету - законодательными (представительными) органами Российской Федерации, по бюджетам субъектов Российской Федерации - законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации, по местным бюджетам - решениями соответствующих органов местного самоуправления.
     

     Законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе производить дальнейшую детализацию объектов бюджетных классификаций, не нарушая общих принципов построения и единства бюджетной классификации Российской Федерации.
     
     Классификация доходов бюджетов Российской Федерации предусматривает следующие группы статей, в состав которых входят конкретные виды доходов:
     
     1. 1000000 - Налоговые доходы.
     
     В группу "Налоговые доходы" включаются следующие подгруппы: 1010000 - налоги на прибыль (доход), прирост капитала; 1020000 - налоги на товары и услуги, лицензионные и регистрационные сборы; 1030000 - налоги на совокупный доход; 1040000 - налоги на имущество; 1050000 - платежи за пользование природными ресурсами; 1060000 - налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции; 1400000 - прочие налоги, пошлины и сборы;
     
     2. 2000000 - Неналоговые доходы.
     
     Эта группа состоит из следующих подгрупп: 2010000 - доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или от деятельности; 2040000 - доходы от продажи земли и нематериальных активов; 2050000 - поступления капитальных трансфертов из негосударственных источников; 2060000 - административные платежи и сборы; 2070000 - штрафные санкции, возмещение ущерба; 2080000 - доходы от внешнеэкономической деятельности; 2090000 - прочие неналоговые доходы.
     
     3. 3000000 - Безвозмездные перечисления.
     
     Данная группа включает следующие подгруппы:
     
     3010000 - от нерезидентов; 3020000 - от бюджетов других уровней; 3030000 - от государственных внебюджетных фондов; 3040000 - от государственных организаций; 3050000 - от наднациональных организаций; 3060000 - средства, передаваемые в целевые бюджетные фонды.
     
     4. 4000000 - Доходы целевых бюджетных фондов.
     
     Группа состоит из следующих подгрупп:
     
     4010000 - дорожные фонды; 4020000 - экологические фонды; 4030000 - Федеральный фонд МНС России и ФСНП России; 4040000 - Фонд развития таможенной системы Российской Федерации; 4050000 - Государственный фонд борьбы с преступностью; 4060000 - Фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы; 4080000 - Фонд Министерства Российской Федерации по атомной энергии; 4090000 - Целевой бюджетный фонд содействия военной реформе; 4100000 - Фонд управления, изучения, сохранения и воспроизводства водных биологических ресурсов; 4110000 - Федеральный фонд восстановления и охраны водных объектов.
     
     Экономическая классификация расходов состоит из следующих категорий:
     

     а) 100000 - текущие расходы:
     
     110000 - закупки товаров и оплата услуг (110100 - оплата труда государственных служащих, 110200 - начисления на оплату труда, 110300 - приобретение предметов снабжения и расходных материалов, 110400 - командировки и служебные разъезды, 110500 - оплата транспортных услуг, 110600 - оплата услуг связи, 110700 - оплата коммунальных услуг, 110800 - оплата геолого-разведочных работ, 110900 - оплата услуг по типовому проектированию; 111000 - прочие текущие расходы на закупки товаров и оплату услуг);
     
     120000 - выплаты процентов (120100 - выплаты процентов по государственному внутреннему долгу, 120200 - прочие расходы, связанные с обслуживанием внутреннего долга, 120400 - выплаты процентов по государственному внешнему долгу);
     
     130000 - субсидии и текущие трансферты (130100 - субсидии, 130200 - текущие трансферты, 130300 - трансферты населению);
     
     140000 - оплата услуг по признанию прав собственности за рубежом;
     
     б) 200000 - капитальные расходы:
     
     240000 - капитальные вложения в основные фонды (240100 - приобретение оборудования и предметов длительного пользования, 240200 - капитальное строительство, 240300 - капитальный ремонт);
     
     250000 - создание государственных запасов и резервов (250100 - приобретение товарно-материальных ценностей для государственных запасов и резервов);
     
     260000 - приобретение земли и нематериальных активов (260100 - приобретение земли, 260200 - приобретение нематериальных активов);
     
     270000 - капитальные трансферты (270100 - капитальные трансферты внутри страны, 270200 - капитальные трансферты за границу);
     
     в) 300000 - предоставление кредитов (бюджетных ссуд) за вычетом погашения:
     
     380000 - предоставление кредитов (бюджетных ссуд) (380100 - предоставление кредитов (бюджетных ссуд) внутри страны, 380200 - возврат кредитов (бюджетных ссуд), предоставленных внутри страны, 380300 - предоставление государственных кредитов правительствам иностранных государств, 380400 - возврат государственных кредитов правительствами иностранных государств).
     
     Источники внутреннего финансирования дефицитов бюджетов Российской Федерации объединены в 7 групп: 0100 - финансирование дефицита бюджета за счет кредита Банка России и изменения остатков средств бюджета, 0200 - государственные ценные бумаги, 0300 - бюджетные ссуды, полученные от государственных внебюджетных фондов, 0400 - бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней, 0500 - прочие источники внутреннего финансирования, 0600 - поступления от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, 0700 - государственные запасы драгоценных металлов и драгоценных камней, а внешнего - в пять групп: 0100 - кредиты международных финансовых организаций, 0200 - кредиты правительств иностранных государств, предоставленные Российской Федерации, 0300 - кредиты иностранных коммерческих банков и фирм, предоставленные Российской Федерации, 0400 - изменение остатков средств бюджета на счетах в банках в иностранной валюте, 0500 - прочее внешнее финансирование.
     

     Классификация видов государственных внутренних долгов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации включает 27 видов внутренних заимствований, состоящих из целевого займа и целевого вклада, государственных внутренних займов 1991 и 1992 годов, государственного внутреннего долга Российской Федерации, принятого от бывшего СССР, казначейских обязательств, государственных ценных бумаг, обеспеченных золотом, государственных краткосрочных облигаций (ГКО), государственных казначейских векселей, государственных гарантий, государственного сберегательного займа, облигаций федеральных займов с фиксированным купонным доходом (ОФЗ-ФК) и др.
     
     Классификация видов государственного внешнего долга Российской Федерации включает следующие группы: 100 - Государственный внешний долг Российской Федерации (в том числе подгруппы: 111 - кредиты, полученные от правительств иностранных государств, 112 - кредиты, полученные от иностранных коммерческих банков и фирм, 113 - кредиты, полученные от международных финансовых организаций).
     
     Долговые обязательства Российской Федерации оформляются в форме кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени Российской Федерации с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями в пользу указанных кредитов на срок от одного года до 30 лет.
     
     Ведомственная классификация бюджетов субъектов Российской Федерации является группировкой расходов бюджетов субъектов Российской Федерации, отражающей распределение бюджетных ассигнований по прямым получателям средств из бюджетов субъектов Российской Федерации.
     
     Ведомственная классификация расходов федерального бюджета является группировкой расходов, отражающей распределение бюджетных ассигнований по прямым получателям средств из федерального бюджета.
     
     Перечень прямых получателей средств из федерального бюджета утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год.
     
     Главный распорядитель средств федерального бюджета - руководитель органа государственной власти Российской Федерации, имеющий право распределять средства федерального бюджета по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств.
     
     Ведомственная структура бюджетов субъектов Российской Федерации необходима для обеспечения адресного выделения финансовых ресурсов. Она указывает на распределение средств по их конкретным распорядителям - прямым получателям средств из бюджетов субъектов Российской Федерации, реализующим принятые функциональные разделы и подразделы бюджетной классификации расходов. При этом общая сумма денежных средств расписывается по получателям бюджетных средств, конкретизируется по видам деятельности со степенью детализации, позволяющей органам законодательной власти принимать обоснованные решения о необходимости данного вида деятельности и размерах его финансирования, а затем и контролировать его осуществление.
     

     Главные распорядители средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов - это соответственно руководители органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, имеющие право распределять бюджетные средства по распорядителям и получателям средств бюджетов субъекта Российской Федерации, средств местных бюджетов, определенные ведомственной классификацией расходов соответствующего бюджета.
     
     В настоящее время проводится работа по разработке проекта Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон “О бюджетной классификации Российской Федерации”", вызванная следующими причинами:
     
     1. Начиная с 1998 года бюджет составляется на основе международной бюджетной классификации, которая ориентирована на "систему государственных финансов" (СГФ), разработанную Международным валютным фондом (МВФ) согласно Классификации функций органов государственного управления по рекомендации ООН. Необходимость указанного проекта вызвана тем, что показатели Российской Федерации, публикуемые в Ежегоднике по статистике государственных финансов, должны соответствовать общим требованиям международной бюджетной классификации.
     
     2. Ведется работа по приведению статей бюджетной классификации Российской Федерации в соответствие с принятым Бюджетным кодексом Российской Федерации и частью первой Налогового кодекса Российской Федерации.
     
     3. Принятый Федеральный закон от 22.02.99 N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год" определяет структуру доходов и расходов.
     
     4. Осуществляется концептуальное построение действующей бюджетной классификации Российской Федерации согласно международным требованиям.
     
     5. Утвержден Порядок распределения расходов по соответствующим предметным статьям и подстатьям экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации бюджетной классификации Российской Федерации, на который следует обратить серьезное внимание при составлении и исполнении расходной части бюджетов соответствующего уровня начиная с 2000 года.