Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Ответы на вопросы ( Е.В. Жарикова )


Ответы на вопросы

Е.В. Жарикова,
советник налоговой службы III ранга
     

     В каком порядке возмещаются убытки, причиненные государству в результате самовольного пользования недрами?

     
     Совместным письмом Минприроды России от 25.09.98 N ВБ-61/3852 и Госналогслужбы России от 07.10.98 N ВП-6-04/703 доведен до сведения территориальных органов порядок возмещения убытков при безлицензионном пользовании недрами.
     
     Согласно ст. 49 Закона РФ от 21.02.92 N 2395-1 "О недрах", с последующими изменениями и дополнениями, самовольное пользование недрами влечет уголовную и административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
     
     Предприятию, осуществляющему недропользование без лицензии, территориальным органом Минприроды России выдается предписание о приостановлении незаконной деятельности до получения в установленном порядке лицензии на данный вид деятельности.
     
     Материалы о нарушении законодательства о недропользовании, связанные с безлицензионным пользованием недрами, указанными органами передаются в правоохранительные и судебные органы.
     
     Пунктом 1 ст. 5 Федерального закона от 21.07.97 N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве" установлено, что требования судебных актов и актов других органов о взыскании денежных средств исполняются налоговыми органами, банками и иными кредитными организациями.
     
     Согласно п. 2 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исполнительный лист на взыскание денежных средств в доход бюджета направляется налоговому органу по месту нахождения должника.
     
     В соответствии с п. 4 вышеназванного письма взыскание убытков, причиненных государству в результате самовольного пользования недрами, для обеспечения взносов в федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты производится налоговыми органами также по решению суда.
     

     В какую очередь исполняются требования по платежам в бюджет и внебюджетные фонды при недостаточности средств на счете налогоплательщика, в том числе платежи в дорожные фонды, а также алиментные платежи, не основанные на исполнительных документах?

     
     В соответствии с подпунктом "м" п. 1 ст. 19 Закона РФ от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", с последующими изменениями и дополнениями (далее по тексту - Закон N 2118_1), налоги, служащие источниками образования дорожных фондов, относятся к федеральным налогам.
     
     Согласно ст. 2 Федерального закона от 31.07.98 N 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" с 1 января 1999 года вышеназванный Закон утратил силу, за исключением п. 2 ст. 18 и ст. 19, 20 и 21, то есть сохраняет свою силу в части перечня налогов и сборов, взимаемых на территории Российской Федерации.
     
     Статьей 23 Федерального закона от 22.02.99 N 36_ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год" установлено, что впредь до внесения в соответствии с решением Конституционного Суда Российской Федерации изменений в п. 2 ст. 855 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ) при недостаточности денежных средств на счете налогоплательщика для удовлетворения всех предъявленных к нему требований списание средств по платежным документам, предусматривающим платежи в бюджет и государственные внебюджетные фонды, а также перечисление денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), производятся в порядке календарной очередности поступления указанных документов после перечисления платежей, отнесенных указанной статьей ГК РФ к первой и второй очереди.
     
     Таким образом, платежи в бюджет и во внебюджетные фонды должны исполняться в третью очередь, с соблюдением порядка календарной очередности поступления документов.
     
     Требования о взыскании алиментов согласно вышеназванной статье Кодекса удовлетворяются в первую очередь по исполнительным документам.
     
     Аналогичное требование, не основанное на исполнительном документе, подлежит удовлетворению в шестую очередь.
     

      В связи с введением в действие с 1 января 1999 года Налогового кодекса Российской Федерации (ст. 56) имеет ли право представительный орган власти субъекта Российской Федерации предоставлять в исключительных случаях индивидуальную льготу по налогу на пользователей автомобильных дорог в части, зачисляемой в территориальный дорожный фонд?

     
     В соответствии с подпунктом "м" п. 1 ст. 19 Закона N 2118-1 налоги, служащие источниками образования дорожных фондов, относятся к федеральным налогам.
     
     Законом РФ от 18.10.91 N 1759-1 "О дорожных фондах в Российской Федерации" законодательным (представительным) органам власти субъектов Российской Федерации право устанавливать индивидуальные льготы плательщикам налога на пользователей автомобильных дорог не предоставлено.
     
     Согласно п. 2 ст. 56 Налогового кодекса Российской Федерации индивидуальная льгота по федеральным налогам может быть установлена только в той части налога, которая поступает в федеральный бюджет.
     
     Таким образом, законодательные (представительны) органы власти субъектов Российской Федерации не могут предоставить индивидуальную льготу плательщику по налогу на пользователей автомобильных дорог, в том числе и в части, поступающей в территориальный дорожный фонд.
     

     В связи с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации можно ли руководствоваться главой 16 названного Кодекса при привлечении к ответственности за нарушение порядка учета, начисления и уплаты взносов в государственные внебюджетные фонды?

     
     Согласно п. 10 Положения о Государственном фонде занятости населения Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 08.06.93 N 5132-1, к плательщикам страховых взносов в Фонд занятости, нарушившим порядок их уплаты, применяются финансовые и иные санкции, предусмотренные Законом N 2118-1.
     
     В соответствии с п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 18.08.96 N 1211 "О мерах по обеспечению полноты и своевременности поступления обязательных платежей в Государственный фонд занятости" на Федеральную налоговую службу России возложены функции контроля за поступлением страховых взносов в Государственный фонд занятости населения Российской Федерации применительно к действующему порядку осуществления контроля за соблюдением налогового законодательства.
     
     В настоящее время порядок осуществления контроля за соблюдением налогового законодательства в части правильного исчисления и своевременности внесения налогов и сборов в соответствующие бюджеты регулируется Налоговым кодексом Российской Федерации.
     
     В связи с введением в действие с 1 января 1999 года Налогового кодекса Российской Федерации при нарушении порядка уплаты страховых взносов в Фонд занятости применяется ответственность, предусмотренная разделом VI названного Кодекса.
     
     При нарушении порядка уплаты платежей в иные государственные социальные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации) ответственность применяется в соответствии с действующими нормативными актами, регулирующими порядок уплаты страховых взносов в названные фонды.
     

     Сохраняется ли действующий порядок взимания платежей за загрязнение окружающей природной среды, в том числе во внебюджетные экологические фонды, при введении единого налога на вмененный доход на территориях субъектов Российской Федерации?

     
     В соответствии с подпунктом "и" п. 1 ст. 19 Закона N 2118-1 к федеральным налогам относятся платежи за пользование природными ресурсами, которые включают в себя плату за загрязнение окружающей среды, взимаемую за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды загрязнения в пределах установленных лимитов, а также сверх установленных лимитов.
     
     Согласно ст. 1 Закона РФ от 31.07.98 N 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для отдельных видов деятельности" со дня введения единого налога на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации не взимаются платежи в государственные внебюджетные фонды, а также налоги, предусмотренные ст. 19-21 Закона N 2118-1, за исключением девяти платежей, перечисленных в названной статье.
     
     Следовательно, законных оснований для взимания платежей за пользование природными ресурсами, не включенных в перечень девяти платежей, взимание которых сохраняется с введением единого налога, после введения в действие единого налога нормативным правовым актом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации не имеется.
     
     Таким образом, при введении единого налога на территориях субъектов Российской Федерации платежи за загрязнение окружающей природной среды не взимаются, в том числе и в части, поступающей во внебюджетные экологические фонды.