Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Ответы на вопросы ( Л.А. Панина )


Ответы на вопросы


 Л.А. Панина,
советник налоговой службы III ранга

     

     Кем производится исчисление государственной пошлины при нотариальном удостоверении сделок с имуществом частного предприятия при выдаче свидетельства о праве на наследство?

     
     В соответствии с частью шестой п. 4 ст. 4 Закона РФ от 09.12.91 N 2005-1 "О государственной пошлине" стоимость жилого дома, квартиры, дачи, гаража и иных строений, помещений, сооружений определяется органами технической инвентаризации, а в местностях, где инвентаризация указанными органами не проведена, - органами местного самоуправления или страховыми организациями.
     
     В соответствии с п. 41 Инструкции о порядке совершения нотариальных действий должностными лицами органов исполнительной власти, утвержденной Минюстом России 19.03.96, в акте описи должны быть указаны оценка каждого из перечисленных в ней предметов и процент их износа. Оценка предметов производится по примерным действующим розничным ценам (с учетом износа), а предметов, на которые нет розничных цен, - по заключению сведущих лиц. В случае несогласия с оценкой наследники вправе пригласить специалиста-оценщика. Оплата труда специалиста производится наследниками.
     
     Исходя из изложенного, при исчислении государственной пошлины при нотариальном удостоверении сделок с имуществом частного предприятия стоимость основных фондов и оборотных средств определяется органами технической инвентаризации, а при выдаче свидетельства о праве на наследство частного предприятия оценку производит нотариус посредством привлечения сведущих лиц либо наследники посредством привлечения специалиста-оценщика.
     

     На основании каких норм имущественная доля, размер которой выражен в сумме инвестиций, является объектом обложения налогом с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения?

     
     В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 12.12.91 N 2020-1 "О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения" объектами налогообложения являются жилые дома, квартиры, дачи, садовые домики в садоводческих товариществах, автомобили, мотоциклы, моторные лодки, катера, яхты, другие транспортные средства, предметы антиквариата и искусства, ювелирные изделия, бытовые изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней и лом таких изделий, паенакопления в жилищно-строительных, гаражно-строительных и дачно-строительных кооперативах, суммы, находящиеся во вкладах в учреждениях банков и других кредитных учреждениях, средства на именных приватизационных счетах физических лиц, стоимость имущественных и земельных долей (паев), валютные ценности и ценные бумаги в их стоимостном выражении.
     
     Согласно п. 1 ст. 1 Федерального закона от 25.02.99 N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" (далее по тексту - Закон N 39-ФЗ) инвестиции - это денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта. Капитальные вложения - это инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе затраты на новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектно-изыскательские работы и другие затраты.
     
     Согласно п. 1 ст. 3 Закона N 39-ФЗ объектами капитальных вложений в Российской Федерации являются находящиеся в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности различные виды вновь создаваемого и (или) модернизируемого имущества, за изъятиями, устанавливаемыми федеральными законами.
     
     Статьей 6 Закона N 39_ФЗ установлено, что инвесторы имеют равные права, в том числе на владение, пользование и распоряжение объектами капитальных вложений и результатами осуществленных капитальных вложений.
     
     Исходя из изложенного, а также учитывая, что содержание права собственности, установленное п. 1 ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ), включает права владения, пользования и распоряжения собственником своим имуществом, объекты капитальных вложений признаются в целях налогообложения собственностью инвестора в виде имущественной доли, размер которой выражен в сумме инвестиций, и тем самым являются объектом обложения налогом с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения.
     

     Вправе ли физическое лицо, являющееся застройщиком либо покупателем жилого дома, или квартиры, или дачи, или садового домика получить льготу по подоходному налогу в 1999 году, право на которую у него возникло в 1996 году?

     
     Согласно подпункту "в" п. 6 ст. 3 Закона РФ от 07.12.91 N 1998-1 "О подоходном налоге с физических лиц" (в ред. от 21.06.96 N 83-ФЗ) (далее по тексту - Закон РФ N 1998-1) совокупный доход, полученный физическими лицами в налогооблагаемый период, уменьшается на суммы, направленные в течение отчетного календарного года, но не более чем в течение трех лет, физическими лицами, являющимися застройщиками либо покупателями, из личных доходов по их письменным заявлениям, представляемым указанными лицами в бухгалтерию предприятия, учреждения или организации по месту основной работы либо в налоговый орган по месту постоянного жительства, на новое строительство или приобретение жилого дома, или квартиры, или дачи, или садового домика на территории Российской Федерации, в пределах пятитысячекратного размера установленной законом минимальной оплаты труда, учитываемой за год, включая суммы, направленные на погашение кредитов и процентов по ним, полученных физическими лицами в банках и других кредитных учреждениях на эти цели.
     
     Подпунктом 2 п. 2 ст. 1 Федерального закона от 10.01.97 N 11-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации “О подоходном налоге с физических лиц”" подпункт "в" п. 6 ст. 3 изложен в новой редакции.
     
     Вместе с тем в соответствии с указанным порядком рассматриваемая норма как в прежней редакции, так и в действующей предоставляет право физическому лицу воспользоваться указанной льготой в течение трех лет.
     
     Частью первой ст. 21 Закона РФ N 1998-1 установлено, что в случае неправильного исчисления налога с доходов, полученных физическими лицами, возврат им налоговой суммы производится не более чем за три года, предшествующих обнаружению факта неправильного удержания.
     
     Таким образом, физическое лицо, являющееся застройщиком или покупателем, вправе воспользоваться льготой по уменьшению совокупного дохода, полученного в налогооблагаемом периоде, на суммы, направленные на новое строительство либо приобретение жилого дома, или квартиры, или дачи, или садового домика на территории Российской Федерации, в течение трех лет с момента направления указанных сумм на вышеуказанные цели.
     

      Правомерно ли начисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на единовременные выплаты, производимые профсоюзной организацией неосвобожденным председателям профкомов, их заместителям и членам профкомов?

     
     Подпунктом "д" ст. 1 Федерального закона от 05.02.97 N 26-ФЗ "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1997 год" (далее по тексту - Закон N 26-ФЗ) установлены тарифы страховых взносов на 1997 год в Пенсионный фонд Российской Федерации для граждан (физических лиц), работающих по трудовым договорам, а также получающих вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ и оказание услуг, а также по авторским договорам, - в размере 1 процента выплат, начисленных в пользу указанных граждан по всем основаниям независимо от источников финансирования.
     
     Во исполнение Закона N 26-ФЗ было принято постановление Правительства РФ от 07.05.97 N 546, которым утвержден перечень выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
     
     Пунктом 3 разъяснений по применению Перечня выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, утвержденных постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 15.09.97 N 73, установлено, что страховые взносы в Пенсионный фонд начисляются на все виды вознаграждений, в том числе на вознаграждения за выполнение работ, не входящих в круг основных обязанностей работника. Страховые взносы начисляются, в частности, на вознаграждения, выплаченные неосвобожденным председателям, заместителям и членам профкомов.
     
     Исходя из изложенного, на единовременные выплаты неосвобожденным председателям профкомов, их заместителям и членам профкомов могут начисляться страховые взносы только в случаях, если указанные лица состоят в трудовых отношениях с профсоюзной организацией либо единовременные выплаты производятся по гражданско-правовым договорам.
     
     Однако в случае, если неосвобожденные председатели профкомов, их заместители и члены профкомов не состоят в трудовых отношениях с профсоюзной организацией, то на единовременные выплаты, производимые профсоюзной организацией, страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации не начисляются. Для реализации п. "д" ст. 1 Федерального закона от 05.02.97 N 26-ФЗ между профсоюзными организациями и неосвобожденными председателями профкомов, их заместителями и членами профкомов должны быть заключены договора гражданского-правового характера. В случае если такие договора не заключены, начисление страховых взносов на такие выплаты является неправомерным.