Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

На вопросы читателей журнала отвечают ( В.И. Макарьева )


На вопросы читателей журнала отвечают

     
     В.И. Макарьева,
государственный советник
налоговой службы II ранга

     Совхоз выдал своему работнику беспроцентную денежную ссуду на целевое использование: приобретение квартиры (жилья). С работником заключен договор займа, в котором указано на какие цели выдана ссуда и сроки ее погашения. Способ погашения - удержание из заработной платы ежемесячно. Облагаются ли эти заемные средства подоходным налогом? Если да, то в каком размере?
     
     (В.М. Склемина, Приморский край)

     
     В подпункте "я13" п. 1 ст. 3 Закона РФ от 07.12.91 N 1998-1 "О подоходном налоге с физических лиц" и подпункте "я13" п. 8 инструкции Госналогслужбы России от 29.06.95 N 35 "По применению Закона Российской Федерации “О подоходном налоге с физических лиц”" (с учетом внесенных изменений и дополнений) определено, что в совокупный налогооблагаемый доход работника включается материальная выгода в виде экономии на процентах при получении заемных средств в рублях от предприятий, учреждений, организаций, а также от физических лиц, зарегистрированных в качестве предпринимателей, если процент за пользование такими средствами ниже 2/3 от ставки рефинансирования, установленной Банком России. Расчет производится до полного погашения ссуды.
     
     Не облагаются подоходным налогом заемные средства, полученные физическими лицами на льготных условиях на строительство (приобретение) жилого дома или квартиры в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и решениями органов самоуправления (введено в действие с 21 января 1997 года Федеральным законом от 10.01.97 N 11-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации “О подоходном налоге с физических лиц”").
     

     Как соотнести статью 39 Налогового кодекса Российской Федерации с принятой практикой отражения затрат по вводу в эксплуатацию объектов, выполненных хозяйственным способом, через счет реализации?
     
     (А.Я. Саночкин, г. Екатеринбург)

     
     В ст. 39 части первой Налогового кодекса Российской Федерации (с учетом внесенных дополнений и изменений) (далее по тексту - НК РФ) не определено, что строительно-монтажные работы не являются объектом выручки от реализации продукции (работ, услуг).
     
     В п. 3 ст. 740 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ) сказано, что в случае, когда по договору строительного подряда выполняются работы для удовлетворения бытовых или иных потребностей гражданина (заказчика), к такому договору применяются правила параграфа 2 главы 37 о правах заказчика по договору бытового подряда.
     

     В ст. 11 Федерального закона от 21.11.96 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" установлено, что имущество, произведенное в самой организации, приходуется по стоимости его изготовления.
     
     Налог на добавленную стоимость, как следует из ответов Департамента налоговой политики Минфина России, исчисляется по строительно-монтажным работам, осуществленным хозспособом, в ранее установленном порядке.
     
     Исходя из изложенного выше, указанный вид работ может являться одним из видов деятельности, но для личных целей.
     

      Правомерно ли требование государственной налоговой инспекции представлять в налоговый орган кроме отчетности, предусмотренной Федеральным законом от 29.12.95 N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства", бухгалтерский баланс?
     
     (А.Н. Хижняк, г. Майкоп)

     
     Учитывая п. 8 ст. 8 Закона РФ от 27.12.91 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (с учетом изменений) плательщики налога на прибыль в установленные сроки представляют налоговым органам по месту своего нахождения расчеты по налогу от фактической прибыли и другим налогам, установленным этим Законом, по формам, утвержденным Госналогслужбой России, а также бухгалтерские отчеты и балансы.
     
     Из п. 1.2.3 инструкции Госналогслужбы России от 10.08.95 N 37 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций" следует, что не являются плательщиками налога на прибыль организации, применяющие упрощенную систему налогообложения согласно Федеральному закону от 29.12.95 N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства", но эти организации являются плательщиками других налогов, так как ежеквартально осуществляется перерасчет сумм единого налога.
     
     Кроме того, в нормативных документах Минфина России не определено, что организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, не составляют и не представляют бухгалтерскую отчетность.
     

     Органы федерального казначейства, ссылаясь на ст. 73 Федерального закона от 22.02.99 N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год" довели до сведения органов, налагающих административные штрафы, новый порядок перечисления 15 % средств от суммы штрафов в Государственный фонд борьбы с преступностью. До 1999 года эти суммы перечислялись получателем штрафа, который, по нашему мнению, и являлся плательщиком в федеральный бюджет. В 1999 году в соответствии с Законом уплата указанных средств осуществляется "непосредственно плательщиками в федеральный бюджет".
     
     Органы казначейства комментируют ст. 73 Закона таким образом, что 15 % налагаемого административного штрафа должны перечисляться в Государственный фонд борьбы с преступностью непосредственно каждым правонарушителем (физическим или юридическим лицом).
     
     Минфин России дал подробное разъяснение в письме от 18.07.96 N 3-Е1-5/19, но этому решению было отказано в регистрации письмом Минюста России от 13.06.97 N 07-02-921-96/97.
     
     Даже допуская организационную сложность реализации подобного решения, очевидно, к какому росту затрат приводит трактовка Закона, предлагаемая органами казначейства. Кроме того, остается открытым вопрос о перечислении штрафа нарушителем в тех случаях, когда законодатель предусмотрел возможность взимания штрафа на месте совершения правонарушения.
     
     Правомерен ли представленный комментарий ст. 73 Федерального закона от 22.02.99 N 36-ФЗ?
     
     (г. Мурманск)

          
     Как следует из ст. 73 Федерального закона от 22.02.99 N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год", все доходы Государственного фонда борьбы с преступностью формируются в соответствии с постановлением Правительства РФ от 17.11.94 N 1272 "Об утверждении Положения о Государственном фонде борьбы с преступностью" на соответствующей статье доходов бюджета, на которую перечисляются и другие аналогичные поступления.
     
     Так как доходы, полученные Государственным фондом борьбы с преступностью, распределяются Правительством РФ между тремя соответствующими органами, занятыми работой по совершенствованию борьбы с преступностью в Российской Федерации, то источник доходов должен быть централизован.
     
     Федеральное казначейство и его органы на местах не давали дополнительных указаний в части непосредственного перечисления в бюджет средств в размере 15 %, взысканных в качестве штрафов, налагаемых в административном порядке, как это определено в абзаце третьем ст. 73 Федерального закона от 22.02.99 N 36-ФЗ. Разъяснение Федерального казначейства и его органов на местах касаются платежного поручения 0401002 или извещения по форме ПД-4.
     

      Организация работает по упрощенной системе налогообложения согласно Федеральному закону от 29.12.95 N 222-ФЗ. Объектом налогообложения является выручка от реализации товаров (работ, услуг).
     
     Одним из видов деятельности предприятия является комиссионная торговля за наличный расчет (с участием в расчетах).
     
     Правомерно ли считать объектом налогообложения комиссионное вознаграждение при комиссионной торговле с участием в расчетах, если принять во внимание, что Федеральный закон от 29.12.95 N 222-ФЗ определяет объектом обложения организаций единым налогом при упрощенной системе налогообложения валовую выручку, которая исчисляется как сумма выручки, полученной от реализации товаров (работ, услуг)?
     
     В п. 1 ст. 39 НК РФ указано, что реализацией товаров (работ, услуг) признается передача на возмездной основе права собственности на товары, результаты выполненных работ, оказаннных услуг.
     
     Согласно ст. 996 ГК РФ вещи, полученные комиссионером от комитента, являются собственностью последнего. Следовательно, при комиссионной торговле у комиссионера, участвующего в расчетах, реализации и объекта налогообложения с полной суммы реализованного товара не возникает, а налогом облагается только сумма комиссионного вознаграждения.
     
     (Тверская обл.)

          
     В соответствии с Федеральным законом от 29.12.95 N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" объектом обложения единым налогом организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, является совокупный доход, полученный за отчетный период (квартал), или валовая выручка, полученная за отчетный период. При этом совокупный доход исчисляется как разница между валовой выручкой и расходами, конкретный перечень которых определен этим Федеральным законом.
     
     Учитывая ст. 990-992 ГК РФ, в доход организаций-комиссионеров включаются суммы комиссионных вознаграждений, если они не участвуют в расчетах за товары, а реализуют их, учитывая на забалансовом счете 004 "Товары, принятые на комиссию", по поручению организаций-комитентов, которые являются собственниками товаров, переданных на реализацию.
     
     Аналогичное мнение высказано Департаментом налоговой политики Минфина России в письме от 28.05.99 N 04-02-05/1, которое согласовано с соответствующими службами МНС России.
     

     Как определяется момент возникновения обязательства перед бюджетом по уплате НДС в случае получения продавцом по индоссаменту от покупателя векселя третьего лица?
     
     (г. Екатеринбург)

          
     Указания Минфина России от 31.10.94 N 142 "О порядке отражения в бухгалтерском учете и отчетности операций с векселями, применяемыми при расчетах между организациями за поставку товаров, выполненные работы и оказанные услуги" (с учетом дополнений и изменений от 16.07.96 N 62) распространяются, как следует из абзаца первого этих указаний, только на взаимоотношения, возникающие согласно постановлению Правительства РФ от 26.09.94 N 1094 "Об оформлении взаимной задолженности предприятий и организаций векселями единого образца и развитии вексельного обращения".
     
     Приказом Минфина России от 15.01.97 N 2 "О порядке отражения в бухгалтерском учете операций с ценными бумагами" утвержден порядок, согласно которому бухгалтерскому учету подлежат ценные бумаги, в т.ч. и векселя как форма заемных средств, предоставленных другим организациям.
     
     По этой причине векселя, принятые от покупателей (другой организации), рассматриваются как покупка ценной бумаги (долга) и в данные отражения реализации по методу оплаты включаются по мере отражения на счете 58 "Краткосрочные финансовые вложения".
     

      Правомерно ли начисление налога с продаж по взаимозачетным операциям между юридическими лицами?
     
     (И.Б. Толпегова, Краснодарский край)

          
     Из подпункта "д" п. 1 ст. 20 Закона РФ от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" следует, что суммы платежей по налогу с продаж зачисляются в бюджеты субъектов Российской Федерации и в местные бюджеты и направляются на социальные нужды малообеспеченных групп населения.
     
     Объектом обложения налогом с продаж признается стоимость товаров (работы, услуг), реализуемых в розницу или оптом за наличный расчет.
     
     К продаже за наличный расчет, как это указано в п. 3 ст. 20 указанного выше Закона, приравнивается продажа с проведением расчетов посредством кредитных и иных платежных карточек, по расчетным чекам банков, по перечислениям со счетов в банках по поручениям физических лиц, а также передача товаров (выполнение работ, оказание услуг) населению в обмен на другие товары (работы, услуги).
     
     Налог с продаж устанавливается законодательными (представительными) органами власти субъектов Российской Федерации, которые определяют ставку, порядок и сроки уплаты налога с продаж.
     
     В связи с отсутствием в законодательных актах ограничения по налогу с продаж при осуществлении бартерных операций между юридическими лицами органы власти субъектов Российской Федерации имеют право самостоятельно принимать решения по оплате налога с продаж при наличии факторов преднамеренного ухода от уплаты данного налога при товарообменных операциях.
     

     Проводится ли через счет реализации возврат поставщику залоговой тары и возврат тары, если это предусмотрено в договоре с поставщиком?
     
     (А.Я. Саночкин, г. Екатеринбург)

          
     Учет тары осуществляется организациями в соответствии с указаниями Минфина СССР от 30.09.85 N 166 "Основное положение по учету тары на предприятиях, производственных объединениях и организациях", в п. 21-26 которых определен порядок отражения операций по возвратной таре, а в п. 27 - по таре, обращающейся по залоговым ценам.
     
     При отгрузке продукции (товаров) в таре, учитываемой по залоговым ценам, стоимость тары показывается в счете-платежном требовании отдельно и оплачивается покупателем сверх стоимости продукции (товаров). Поставщиком отгруженная тара отражается на счете 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" отдельной позицией при условии, что стоимость тары не учитывалась при определении отпускной цены.
     
     После оплаты продукции (товаров) вместе со стоимостью тары полученные суммы зачисляются на счет 51 "Расчетный счет" без отражения стоимости тары на счете 46 "Реализация продукции (работ, услуг)".
     
     Покупатель тару, полученную под продукцией (товарами), учитывает на субсчете 10-4 "Тара и тарные материалы".
     
     Снабженческие, сбытовые и торговые организации, как определено в Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учитывают тару под товарами и тару порожнюю на счете 41 "Товары".
     
     При возврате тары поставщику в исправном состоянии для повторного использования таросдатчику возмещается ее стоимость по залоговым ценам.
     
     Стоимость возвращенной тары, оплаченной по залоговым ценам, таросдатчик отражает в учете в таком же порядке, как и поставщик продукции.
     

      При каких условиях предоставляются льготы по налогу на прибыль для малого предприятия?
     
     (В.И. Власенко, Камчатская обл.)

          
     Из п. 1.1.6 и 4.4 инструкции Госналогслужбы России от 10.08.95 N 37 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций" (с учетом дополнений и изменений) вопрос о предоставлении льготы по налогу на прибыль рассматривается при выполнении основного условия - реализации продукции и получении прибыли для развития деятельности малого предприятия, а не безвозмездная передача и невозмещение даже своих производственных затрат.
     
     Значит, льгота по налогу на прибыль по законодательству Российской Федерации предоставляется той организации, которая осуществляет реализацию продукции.
     

     Автотранспортное предприятие имеет устаревший парк автобусов, многие из которых по причине отсутствия средств не используются. Автобусы подвергались всем переоценкам начиная с 1992 года. На 1 января 1999 года автобусы переоценены по рыночным ценам, что привело к значительной их уценке. В результате этого при продаже автобусов по новым рыночным ценам у предприятия образуется прибыль, так как вся сумма дооценки относится в кредит счета 47, тогда как фактически деньги на счет поступают только в пределах продажной стоимости.
     
     Необходимо ли в таких случаях делать проводку Д-т 87 К-т 47?
     
     (Р.З. Кулакова, г. Сочи)

          
     В соответствии с п. 4 ст. 2 Закона РФ от 27.12.91 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" при определении прибыли от реализации основных фондов и иного имущества предприятия для целей налогообложения учитывается разница между продажной ценой и первоначальной или остаточной стоимостью этих фондов и имущества, увеличенной на индекс инфляции, исчисленный в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.
     
     Иначе говоря, на индекс инфляции, как это следует из инструкции Госналогслужбы России от 10.08.95 N 37 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций", уменьшается налогооблагаемая база по налогу на прибыль.
     
     В п. 102 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств определено, что при отражении в бухгалтерском учете списания объектов основных средств, подвергавшихся дооценке, списание суммы дооценки по ним производится за счет добавочного капитала (в пределах имеющейся суммы). Это связано с тем, что суммы дооценок основных средств в свое время не были включены для целей налогообложения, в то время как начисление износа, относимого на затраты производства, осуществлялось от стоимости основных средств с учетом увеличения их стоимости в результате проводимых переоценок.
     
     Следовательно, при реализации основных средств и их выбытии суммы дооценок необходимо отразить в бухгалтерском учете по дебету счета 87 "Добавочный капитал" и кредиту счета 47 "Реализация и прочее выбытие основных средств".
          

     На основании каких нормативных документов начисленную, но невыплаченную зарплату не следует включать в себестоимость продукции (согласно ответу, опубликованному в 1999 г. в "Налоговом вестнике" N 4 на с. 54 и 59)?
     
     Ведь в соответствии с Положением о составе затрат фактически начисленные суммы оплаты труда, связанные с производством продукции, подлежат включению в себестоимость продукции по соответствующим статьям затрат на производство (независимо от того, реализована продукция или нет).
     
     (С.А. Квашнев, г. Ленинск-Кузнецк)

          
     В соответствии со ст. 96 Кодекса законов о труде Российской Федерации заработная плата выплачивается работникам не реже чем каждые полмесяца.
     
     Для отдельных категорий работников законодательством могут быть установлены другие сроки выплаты заработной платы.
     
     По этой причине в п. 7 Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденного постановлением Правительства РФ от 05.08.92 N 552 (с учетом дополнений и изменений), определено, что в состав затрат на оплату труда включаются выплаты заработной платы и выплаты стимулирующего характера.
     
     Это же подтверждается и нормативными документами Минтруда России.
     
     Кроме того, Федеральный закон от 15.03.99 N 45-ФЗ "О дополнении Уголовного кодекса Российской Федерации статьей 145" свидетельствует, что начисленная заработная плата подлежит выплате.