Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Ответы на вопросы по налогу на добавленную стоимость и налогу с продаж


Ответы на вопросы по налогу на добавленную стоимость и налогу с продаж


Б.А. Минаев,
государственный советник
налоговой службы II ранга

     

     1. Как оформляются счета-фактуры при расчетах по НДС в случае оплаты неденежными средствами?

     
     Согласно п. 16 инструкции Госналогслужбы России от 11.10.95 N 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость" (с учетом внесенных дополнений и изменений) (далее по тексту - Инструкция N 39) суммы налога на добавленную стоимость по товарам, расчеты за которые между организациями осуществляются без фактического движения денежных средств (зачет взаимных требований, бартерные операции и др.), принимаются к зачету при наличии счетов-фактур поставщиков.
     
     Постановление Правительства РФ от 29.07.96 N 914 "Об утверждении Порядка ведения журналов учета счетов-фактур при расчетах по налогу на добавленную стоимость" (в ред. постановления Правительства РФ от 02.02.98 N 108) обязывает плательщиков налога на добавленную стоимость составлять счета-фактуры при отгрузке товаров (выполнении работ, оказании услуг).
     
     Действующим законодательством по налогу на добавленную стоимость предусмотрено, что физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, не являются плательщиками налога на добавленную стоимость и по этой причине не должны составлять счета-фактуры.
     
     Счета-фактуры составляются организациями-поставщиками (подрядчиками) не позднее 10 дней с момента получения предоплаты (аванса) или отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг) организациям-покупателям независимо от формы оплаты товаров (работ, услуг).
     
     Кроме того, суммы налога на добавленную стоимость по приобретенным (оприходованным) товарам, в том числе полученным при совершении товарообменных (бартерных) операций, принимаются к зачету после исполнения обязательств по договору мены.
     

    2. Каков порядок зачета (возмещения из бюджета) сумм входного НДС по расходам, включенным в арендную плату?

     
     В соответствии с Законом РФ от 06.12.91 N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" (с учетом по-следующих изменений и дополнений) (далее по тексту - Закон N 1992-1) услуги по сдаче объектов в аренду подлежат обложению НДС.
     
     Зачет (возмещение из бюджета) налога на добавленную стоимость, уплаченного поставщикам материальных ресурсов (по расходам, включенным в арендную плату и связанным с содержанием помещений, сданных в аренду: оплата тепла, электроэнергии, водоснабжения и т.п.), осуществляется в порядке, предусмотренном п. 19 Инструкции N 39.
     
     Данный налоговый режим распространяется и на получаемую арендную плату, учитываемую у арендодателя в составе внереализационных доходов.
     
     Вместе с тем, в случае если арендодатели отдельно от арендной платы получают от арендаторов денежные средства в виде компенсации стоимости коммунальных платежей в части, потребляемой арендаторами, данные денежные средства в соответствии с указанным выше Законом подлежат включению в облагаемый налогом на добавленную стоимость оборот арендодателя.
     
     При этом суммы НДС, уплаченные арендодателями этого недвижимого имущества поставщикам коммунальных услуг, в том числе и в части, потребляемой арендаторами, подлежат зачету (возмещению из бюджета) у арендодателя после оплаты и фактического оказания этих услуг поставщикам (п. 19 Инструкции N 39).
     

     3. Как осуществляются платежи в бюджет налога на добавленную стоимость по задолженности, возникшей до перехода организации на учет выручки для целей налогообложения по методу "по отгрузке"?

     
     Согласно п. 2 ст. 8 Закона N 1992-1 исчисление налога на добавленную стоимость осуществляется либо по мере поступления средств за товары (работы, услуги) на счета в учреждения банков, либо по мере отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг), то есть проводится в зависимости от учетной политики организации.
     
     При переходе организации с метода расчета выручки от реализации "по оплате" на метод "по отгрузке" для целей налогообложения суммы НДС по товарам (работам, услугам), отгруженным в период определения выручки от реализации товаров (работ, услуг) по оплате, перечисляются в бюджет по мере поступления платы за эти товары (работы, услуги). При этом необходимо обеспечить раздельный учет указанных операций.
     

     4. Как исчисляется НДС при осуществлении лизинговых операций?

     
     В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 29.10.98 N 164-ФЗ "О лизинге" лизинг - это вид инвестиционной деятельности по приобретению имущества и его передаче на основании договора лизинга физическим или юридическим лицам за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях, обусловленных договором, с правом выкупа имущества лизингополучателем.
     
     Статьей 29 этого Закона установлено, что плата за владение и пользование предоставленным по договору лизинга имуществом осуществляется лизингополучателем в виде лизинговых платежей, включающих как инвестиционные затраты лизингодателя, связанные с приобретением предмета лизинга и его использованием (п. 2 ст. 27), так и вознаграждение лизингодателя.
     
     В соответствии с подпунктом "я" п. 1 ст. 5 Закона N 1992-1 от НДС в полном объеме освобождаются только платежи малых предприятий по лизинговым сделкам.
     
     Указанная льгота не распространяется на лизинговые платежи, получаемые малым предприятием-лизингодателем от лизингополучателя, не являющегося малым предприятием. Поэтому сумма НДС, уплаченная лизингодателем поставщику при приобретении предмета лизинга для последующей его сдачи в лизинг субъекту малого предпринимательства, согласно подпункту "б" п. 2 ст. 7 вышеназванного Закона возмещению из бюджета не подлежит, а включается в состав балансовой стоимости основных средств, являющихся предметом лизинга.
     

     5. Облагаются ли налогом на добавленную стоимость услуги лифтового хозяйства?

     
     В письме Госналогслужбы России от 15.08.96 N ВЗ-4-03/55н "О порядке исчисления налога на добавленную стоимость организациями жилищно-коммунального хозяйства" в квартирную плату (плату за жилое помещение) включаются расходы, в том числе на обслуживание и ремонт лифтового хозяйства, отраженные в Методике расчета экономически обоснованных ставок и тарифов на услуги жилищно-коммунального хозяйства, утвержденной приказом Комитета Российской Федерации по муниципальному хозяйству от 09.11.93 N 56 (с учетом дополнений и изменений).
     
     Учитывая данное письмо Госналогслужбы России, организации, осуществляющие эксплуатацию жилого фонда за счет квартирной платы (платы за жилое помещение), перечисляют соответствующим организациям коммунального хозяйства платежи за производимые ими работы и оказываемые услуги с учетом налога на добавленную стоимость.
     
     Однако местные органы власти наделены правом принимать решения об уплате населением дополнительных платных услуг (то есть помимо услуг, оплачиваемых в рамках квартирной платы), к которым могут быть отнесены услуги по обслуживанию лифтового хозяйства, не включаемые в стоимость по оплате жилья.
     
     Услуги по обслуживанию лифтового хозяйства, оплачиваемые сверх установленного размера оплаты жилья, не освобождаются от налога на добавленную стоимость. При этом при исчислении суммы НДС, подлежащей взносу в бюджет организациями жилищно-коммунального хозяйства, уплаченный организациям лифтового хозяйства налог на добавленную стоимость на основании имеющихся счетов-фактур принимается к зачету.
     

     5. Как осуществляется возмещение входного НДС, если предприятие производит затраты по использованию арендуемых помещений не сразу, а через счет 31 "Расходы будущих периодов"?

     
     Согласно п. 65 приказа Минфина России от 29.07.98 N 34н "Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации" затраты, произведенные организацией в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, отражаются в бухгалтерском балансе отдельной статьей как расходы будущих периодов и подлежат списанию в порядке, устанавливаемом организацией (равномерно, пропорционально объему продукции и др.), в течение периода, к которому они относятся.
     
     Поэтому если предприятие отнесло затраты по использованию арендуемых помещений в дебет счета 31 "Расходы будущих периодов", списание на себестоимость производства должно осуществляться ежемесячно по мере оказания услуги (начисления износа).
     
     Что касается порядка возмещения суммы НДС, уплаченной в составе платы за аренду, то согласно п. 19 Инструкции N 39 сумма НДС, подлежащая внесению в бюджет, определяется как разница между суммами налога, полученными от покупателей за реализованные им товары (работы, услуги), и суммами налога, фактически уплаченными поставщикам за приобретенные (оприходованные) материальные ресурсы (выполненные работы, оказанные услуги), стоимость которых относится на издержки производства и обращения.
     
     Поэтому сумма НДС, уплаченная в составе платы за аренду и учтенная на счете 19, может быть предъявлена к зачету (возмещению) из бюджета и включена в налоговую декларацию ежемесячно (ежеквартально) лишь в части, списанной на себе-стоимость производства, то есть в части объема начисленного износа (оказанной услуги по предоставлению в аренду помещений).
     
     Действующим налоговым законодательством четко сформулирован порядок, при котором налогоплательщик имеет право на возмещение входного налога:
     
     - товары (работы, услуги) должны быть оплачены поставщику (производителю), в данном случае арендодателю;
     
     - оплаченные покупателем товары (работы, услуги) должны быть оприходованы (выполнены, оказаны);
     
     - оплаченные и оприходованные (выполненные, оказанные) товары (работы, услуги) должны относиться на затраты (издержки) производства и обращения.
     
     В противном случае не будет источника для вычета входного налога из суммы НДС, полученного от покупателей за реализованные товары (работы, услуги).
     

     6. Подлежит ли зачету налог на добавленную стоимость по убыткам прошлых лет?

     
     Как следует из п. 19 Инструкции N 39, суммы НДС по приобретенным (оприходованным) материальным ресурсам (работам, услугам) производственного назначения подлежат возмещению после их фактической оплаты поставщикам.
     
     Согласно Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий, утвержденной приказом Минфина России от 01.11.91 N 56 (с учетом дополнений и изменений), к убыткам по операциям прошлых лет, принадлежность которых к предшествующим годам подтверждается документально, относятся дополнительные расходы по заказам, расчеты по которым закончены в прошлых годах.
     
     Суммы НДС, относящиеся к дополнительным расходам по таким заказам, списываются на финансовые результаты, то есть без возмещения из бюджета.
     

     7. Имеет ли предприятие право на возмещение НДС по оплаченным сторонней организации услугам производственного характера, отраженным на счете 80 "Прибыли и убытки"?

     
     В соответствии со ст. 7 Закона N 1992-1 сумма НДС, подлежащая внесению в бюджет, определяется как разница между суммами налога, полученными от покупателей за реализованные им товары (работы, услуги), и суммами налога, фактически уплаченными поставщикам за материальные ресурсы (работы, услуги), стоимость которых относится на издержки производства и обращения.
     
     Таким образом, если стоимость приобретенных материальных ресурсов (работ, услуг) в соответствии с Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденным постановлением Правительства РФ от 05.08.92 N 552 (с учетом изменений и дополнений), относится в установленном порядке на внереализационные расходы предприятия как убытки по операциям прошлых лет, выявленные в текущем году, путем отражения по дебету счета 80 "Прибыли и убытки", сумма НДС, уплаченная поставщикам по указанным выше товарам (работам, услугам), не исключается из общей суммы НДС, подлежащей перечислению в бюджет, и отражается также на счете 80 "Прибыли и убытки".
     

     8. Принимается ли к зачету налог на добавленную стоимость, уплаченный поставщикам многооборотной тары?

     
     Основные положения по учету тары на предприятиях и в организациях, доведенные письмом Минфина СССР от 30.09.85 N 166, предусматривают установление залоговых цен на многооборотную тару, которая подлежит обязательному возврату поставщику.
     
     Порядок расчетов и уровень цен на возвратную тару оговариваются при заключении договоров (контрактов) на поставку продукции в такой таре между изготовителями продукции и ее потребителями.
     
     Поступившая поставщику тара для упаковывания продукции оценивается по залоговым ценам со списанием разницы между фактической себестоимостью и залоговой стоимостью на счет 80 "Прибыли и убытки" как финансовые результаты по операциям с тарой.
     
     При отгрузке продукции (товаров) в таре, учитываемой по залоговым ценам, стоимость тары показывается в счете-платежном требовании отдельно и оплачивается покупателем сверх стоимости продукции (товаров). Поставщиком отгруженная тара отражается на счете 45 "Товары отгруженные" или на счете 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" как отдельная позиция, а после оплаты ее залоговой стоимости полученные суммы зачисляются минуя счет 46 "Реализация продукции (работ, услуг)".
     
     Организации, использующие для упаковки продукции залоговую тару, учитывают ее по залоговым ценам, включающим НДС, который к возмещению (зачету) не принимается.
     

     9. Подлежат ли включению в облагаемый налогом на добавленную стоимость оборот денежные средства, поступающие в порядке целевого финансирования?

     
     Согласно ст. 3 и 4 Закона N 1992-1 НДС облагаются обороты по реализации товаров (работ, услуг), а также любые получаемые предприятиями денежные средства, если их получение связано с расчетами по оплате товаров (работ, услуг). Исключение из этого порядка составляют освобожденные от этого налога товары (работы, услуги), перечисленные в п. 1 ст. 5 вышеуказанного Закона.
     
     В связи с этим денежные средства, получаемые в том числе в виде целевых поступлений из различных источников, подлежат включению в налогооблагаемый оборот только в том случае, если их получение связано с обязательствами по реализации товаров (работ, услуг).
     
     Вместе с тем следует учитывать, что получение спонсорских средств подлежит обложению НДС, так как согласно ст. 19 Федерального закона от 18.07.95 N 108-ФЗ "О рекламе" спонсорский вклад рассматривается как плата за рекламу, а спонсор и спонсируемый - как рекламодатель и рекламорас-пространитель.
     

     10. Начисляется ли НДС на реализацию продукции столовой фонду, занимающемуся осуществлением комплексного обучения в сфере дошкольного и школьного образования?

     
     Из п. 1 "л" ст. 5 Закона N 1992-1 и п. 12 "л" Инструкции N 39 следует, что продукция собственного производства отдельных организаций общественного питания (студенческих и школьных столовых, столовых других учебных заведений, больниц, детских дошкольных учреждений), а также столовых иных учреждений и организаций социально-культурной сферы, финансируемых из бюджета, освобождена от уплаты НДС.
     
     Если организации, относящиеся к категории образовательных учреждений, обеспечивают общественное питание, то реализация учащимся продукции собственного производства осуществляется без налога на добавленную стоимость. Не облагается также налогом на добавленную стоимость отпуск продукции сотрудникам образовательного учреждения.
     
     Что касается реализации покупных товаров, а также продажи продукции собственного производства организацией общественного питания образовательного учреждения сторонним покупателям, то такая реализация производится по ценам на основе калькуляции по полной себестоимости с учетом НДС.
     
     Для получения льготы по налогу на добавленную стоимость необходимо вести раздельный учет затрат по производству и реализации товаров, о чем свидетельствует п. 2 ст. 5 Закона N 1992-1.
     

     11. Имеет ли налогоплательщик-экспортер право на льготу по НДС, если он в течение 180 дней после истечения даты выпуска товара таможней в режиме экспорта не представил всех документов на льготу?

     
     В соответствии с п. 21 Инструкции N 39 если в течение 180 дней с даты выпуска товаров в соответствии с таможенным режимом экспорта таможенным органом, производившим таможенное оформление, налогоплательщик не представит в налоговые органы документы, подтверждающие фактический экспорт товаров, налогообложение и возмещение (зачет) "входного" НДС производятся в установленном порядке, то есть сумма НДС, подлежащая внесению в бюджет, определяется как разница между суммой НДС, начисленной с оборотов по реализации продукции, экспорт которой не подтвержден и, следовательно, признается нельготируемым оборотом, и суммами налога, фактически уплаченными поставщикам за материальные ресурсы (работы, услуги), стоимость которых относится на издержки производства и обращения этой продукции.
     

     12. Как начисляется НДС при продаже предприятия-должника?

     
     По Закону N 1992-1 налогом на добавленную стоимость облагаются обороты по реализации продукции, товаров, работ, услуг на территории Российской Федерации.
     
     В п. 2-3 ст. 38 части первой Налогового кодекса Российской Федерации, введенного в действие Федеральным законом от 31.07.98 N 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации", определено, что товаром признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации. Под имуществом понимаются виды объектов гражданских прав (за исключением имущественных прав), относящихся к имуществу согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации.
     
     Принимая во внимание ст. 132 Гражданского кодекса Российской Федерации, предприятие рассматривается как имущественный комплекс, который в целом или частями может быть объектом купли-продажи. По этой причине в случае продажи предприятия по договору купли-продажи НДС исчисляется исходя из общей цены продажи.
     

     13. Нужно ли определять объект обложения НДС по выбытию основных фондов, связанных со сносом и разборкой здания, в случае выплаты компенсации его собственникам со стороны другого юридического лица?

     
     В соответствии с Законом N 1992-1 и Инструк-цией N 39 объектами налогообложения являются обороты по реализации на территории Российской Федерации товаров (выполненных работ, оказанных услуг).
     
     При этом в целях налогообложения товаром считается продукция (предмет, изделие), в том числе производственного назначения; здания, сооружения и т.д.
     
     Поскольку выбытие объектов основных средств, связанных со сносом и разборкой зданий, сооружений, демонтажом оборудования и т.п., в целях обложения НДС рассматривается в режиме платного выбытия с отражением по счету 47 "Реализация и прочее выбытие основных средств", то компенсация за сносимые строения является выручкой от реализации этих строений и оплачивается собственникам имущества с учетом НДС.
     

     14. От какой суммы начисляется НДС при расчетах по долевому участию в строительстве?

     
     По действующему в Российской Федерации порядку по начислению НДС этим налогом не облагаются денежные средства, полученные строительной организацией от каждого дольщика на долевое участие в строительстве в размере фактических затрат по строительству объекта (или его части).
     
     Сумма превышения денежных средств, полученных от предприятий-дольщиков или физических лиц в порядке долевого участия в строительстве объектов, над имеющимися фактическими затратами на их строительство, над средствами, остающимися в распоряжении заказчика, облагается налогом на добавленную стоимость как полученные денежные средства в связи с расчетами по оплате услуг в соответствии с п. 9 Инструкции N 39.
     

     15. Имеет ли налогоплательщик право на возмещение входного НДС в случае, если объект налогообложения отсутствует (например, выполнение с 1 января 1999 года строительно-монтажных работ хозяйственным способом)?

     
     Нет, не имеет.
     
     В соответствии со ст. 3 Закона N 1992-1 объектами обложения НДС являются обороты по реализации на территории Российской Федерации товаров (выполненных работ, оказанных услуг), а также товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации в соответствии с таможенными режимами, установленными таможенным законодательством Российской Федерации.
     
     Исключение из этого порядка составляют только два случая:
     
     1. Реализация товаров (работ, услуг) в дальнее зарубежье в экспортном режиме согласно п. 1 "а" ст. 5 и п. 3 ст. 7 вышеназванного Закона при выполнении всех требований, включая таможенное законодательство Российской Федерации и таможенный контроль при прохождении товара через таможенную границу Российской Федерации.
     
     2. Реализация товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации или вывозимых с территории Российской Федерации хозяйствующими субъектами государств-участников Содружества Независимых Государств, согласно п. 2 ст. 10 Закона N 1992-1.
     
     Ни первый, ни второй случай не подходят к той ситуации, о которой идет речь в вопросе.
     
     Надо подчеркнуть, что действие Закона об НДС в части предоставленного права на возмещение входного налога распространяется только на те хозяйственно-финансовые операции, которые связаны с дальнейшим процессом производства закупленных товарно-материальных ценностей или с их перепродажей.
     
     Не случайно также и то, что в конечной цепи потребления товара [при покупке населением товаров в магазинах или их использовании учреждениями социально-культурной сферы (школами, вузами, больницами и т.п.)] возмещение НДС не производится.
     

     16. Возмещается ли из бюджета отрицательная разница по налогу на добавленную стоимость в случае продажи товара оптовой организацией по цене ниже цены закупки?

     
     Нет, не возмещается. Из абзаца 6 п. 1 ст. 4 Закона N 1992-1 (с учетом действия Федерального закона от 06.12.94 N 57-ФЗ) вытекает, что в случае превышения сумм налога на добавленную стоимость, относящихся к расходам по приобретению товара, над суммами налога, полученными от покупателей товаров, реализуемых в режиме оптовой торговли, возникающая разница до 1 января 1999 года относилась на прибыль, остающуюся в распоряжении организаций после уплаты всех налогов.
     
     Согласно Федеральному закону от 31.07.98 N 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" с 1 января 1999 года указанный порядок не действует. По этой причине при реализации товаров после 1 января 1999 года по цене ниже цены приобретения, но по рыночной цене, возникшая отрицательная разница по налогу на добавленную стоимость возмещается из бюджета в общеустановленном порядке.
     
     Согласно п. 11 ст. 40 части первой Налогового кодекса Российской Федерации при определении и признании рыночной цены используются официальные источники информации о рыночных ценах на товары, работы или услуги и биржевые котировки.

     
     17. Постановлением Правительства РФ от 27.05.99 N 569 зерно не указано в числе товаров, на которые установлена ставка НДС в размере 10 %. Как быть в этой ситуации?

     
     Согласно ст. 6 Закона N 1992-1, с учетом внесенных изменений и дополнений, ставка налога по зерну установлена в размере 10 %.
     
     В связи с этим ставка налога на добавленную стоимость по зерну должна применяться в размере 10 % независимо от отсутствия указанного наименования в перечне льготируемых продовольственных товаров, утверждаемых Правительством РФ.
     
     Что касается ставки налога по комбикормам, кормовым смесям, зерновым отходам, крупе, муке, то по этим товарам в соответствии с постановлением Правительства РФ от 27.05.99 N 569 "О продовольственных товарах, по которым применяется ставка налога на добавленную стоимость 10 процентов" она также сохранена в размере 10 %.
     

     18. Какие работы подлежат освобождению от НДС по реставрации и охране памятников истории и культуры?

     
     Из п. 1-я' ст. 5 Закона N 1992-1 (с учетом дополнений и изменений) от уплаты НДС освобождаются работы и услуги по реставрации и охране памятников истории и культуры, охраняемых государством.
     
     Все памятники истории и культуры, находящиеся на территории Российской Федерации, охраняются государством и подлежат государственному учету согласно ст. 1 и 16 Закона РФ от 15.12.78 "Об охране и использовании памятников истории и культуры".
     
     Однако при этом необходимо учесть, что вновь выявленные объекты, представляющие историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, впредь до решения вопроса о принятии их на государственный учет как памятников истории и культуры в соответствии со ст. 39 Закона РФ "Об охране и использовании памятников истории и культуры" также подлежат охране, но обязанность по охране таких объектов не означает обязанности по их использованию, учету и реставрации как памятников истории и культуры.
     
     Следовательно, от налога на добавленную стоимость освобождаются работы по реставрации памятников истории и культуры, включенных в государственный список недвижимых памятников истории и культуры, и не освобождаются работы, производимые на вновь выявленных объектах, до присвоения этим объектам статуса памятников истории и культуры.
     

     19. Является ли объектом обложения НДС стоимость строительно-монтажных работ, выполненных хозяйственным способом?

     
     До 1 января 1999 года строительно-монтажные работы, выполненные хозяйственным способом, подлежали обложению НДС в соответствии с Законом N 1992-1 как самостоятельный вид строительной деятельности, поскольку действие данного Закона предполагает налогообложение оборотов по реализации товаров (выполненных работ, оказанных услуг) и не зависит от способа выполнения, в данном случае, строительно-монтажных работ: подрядного или хозяйственного. Правомерность такой позиции подтверждается п. 2 ст. 4 Закона N 1992-1, в котором сказано, что для "строительных, строительно-монтажных и ремонтных предприятий облагаемым оборотом является стоимость реализованной строительной продукции (работ, услуг)". Детальный порядок обложения этих работ НДС отражен в п. 11 Инструкции N 39, в письме Минфина России от 12.11.96 N 96 "О порядке отражения в бухгалтерском учете отдельных операций, связанных с налогом на добавленную стоимость и акцизами".
     
     С введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации с 1 января 1999 года строительно-монтажные работы, выполненные хозяйственным способом, не являются объектом обложения НДС, так как в соответствии со ст. 39 Кодекса при выполнении работ хозяйственным способом передачи права собственности от одного юридического лица другому на возмездной основе результатов выполненных строительно-монтажных работ не происходит, поскольку строительная деятельность осуществляется в рамках одного юридического лица.
     
     В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 31.07.98 N 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" федеральные законы и иные нормативные правовые акты действуют в части, не противоречащей части первой Кодекса.
     
     В связи с этим строительно-монтажные работы, выполненные хозяйственным способом в период до 1 января 1999 года, следует считать объектом обложения НДС в соответствии с действовавшим налоговым законодательством, а с 1 января 1999 года - необлагаемыми оборотами в соответствии с нормой Налогового кодекса Российской Федерации.
     

(Продолжение следует)