Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Налогообложение физических лиц и перспективы его совершенствования


Налогообложение физических лиц и перспективы его совершенствования

     
     А. Грязнов,
вице-президент Московского
финансово-экономического института

     В структуре доходной части российского бюджета налоги с населения занимают третье место. Действующая система налогообложения населения включает:
     
     1) подоходный налог с физических лиц;
     
     2) налог на имущество физических лиц;
     
     3) налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения;
     
     4) налог с владельцев транспортных средств;
     
     5) земельный налог и некоторые другие местные налоги.
     
     Из всех этих налогов больше всего средств в бюджет поступает от подоходного налога. Его роль состоит не только в том, чтобы стимулировать оплату труда, но и перераспределять доходы физических лиц. Рост как абсолютных, так и относительных показателей поступлений подоходного налога зависит от активизации деятельности физических лиц не только по месту основной работы, но и по дополнительным рабочим местам, от получения доходов от вложений и операций с ценными бумагами, прежде всего государственными, реализации имущества и других видов деятельности.
     
     О значении поступлений подоходного налога можно судить рассмотрев бюджет г. Москва.
      
     Согласно данным за последние три года наблюдается увеличение удельного веса подоходного налога в доходах бюджета города.     
     

  
 

1995 г. (факт)

1996 г. (факт)

1997 г. (факт)

1998 г. (план)

1999г.(план)

  
 

млн руб.

%

млн руб.

%

млн руб.

%

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

Всего поступлений

33 521 637

  
 

40 868 158

  
 

55 154 934

  
 

54 781 135

  
 

77 923 850

  
 

В тон числе налоговые поступления

28 366 193

84,6

35 435 369

86.7

49 065 463

89,0

47 356 162

86,5

58 426 305

74,8

В том числе подоходный налог

4 441 616

15,7

7 408 661

20,9

11 518 894

23,5

11 542 244

24,5

17 434 542

29,8


     Главным критерием взимания подоходного налога является сам факт получения дохода, часть которого, определенная законом, за исключением налоговых льгот, должна быть передана в бюджет государства.
     
     С 21 января 1997 года на основании Федерального закона от 10.01.97 N 11-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации “О подоходном налоге с физических лиц”" объектом налогообложения у физических лиц стали и доходы в виде материальной выгоды, полученной от процентов и выигрышей по вкладам в банках, по страховым выплатам и в виде экономии на процентах при получении заемных средств или ссуды от организаций.
     
     Следует особо подчеркнуть, что с 4 января 1998 года в соответствии с Федеральным законом от 31.12.97 N 159-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации “О подоходном налоге с физических лиц”" датой получения дохода стала считаться дата выплаты дохода (включая авансовые платежи) физическому лицу либо дата перечисления дохода физическому лицу (или дата передачи дохода в натуральной форме).
     
     В 1999 году экономическая политика по налогообложению ориентирована большей частью на создание льготных условий для производственного инвестирования, что определено Федеральным законом от 22.02.99 N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год".
     
     В соответствии с Законом РФ от 07.12.91 N 1998-1 "О подоходном налоге с физических лиц" объектом налогообложения является доход. Но ни Закон, ни инструкция Госналогслужбы России от 29.06.95 N 35 по его применению (с учетом дополнений и изменений) не содержат четкого определения дохода, что не позволяет в ряде случаев делать заключение об обоснованности отнесения отдельных видов выплат к доходу, а отсюда и правомерности их налогообложения. В части первой Налогового кодекса Российской Федерации доход определяется как экономическая выгода. Согласно Закону РФ "О подоходном налоге с физических лиц" налогообложению подлежит доход, полученный как в денежной, так и в натуральной форме, а также в форме материальной выгоды, то есть суммовое выражение социальных и иных благ, предоставляемых в пользу физических лиц. Однако с началом перехода к рыночным отношениям имеют место случаи, когда физические лица берут под отчет крупные суммы, не возвращаемые ими в течение нескольких месяцев и даже лет. Эти денежные средства могут использоваться для получения дополнительного дохода путем размещения в кредитных учреждениях, инвестиционных компаниях приобретенных ценных бумаг и т.д. Таким образом, временно заимствованные суммы используются для получения дохода, который в большинстве случаев налогом не облагается.
     
     С 1 января 1998 года выгоды от кредитных операций рассматриваются в качестве основания для налогообложения, но налогом облагается только материальная выгода в виде экономии на процентах при получении заемных средств при положительной разнице между двумя третями от ставки рефинансирования Банка России и фактическим процентом за пользование такими средствами в иностранной валюте (при размере процента менее 10 % годовых). Такие же проблемы при исполнении законодательства Российской Федерации возникают в случае, если предприятие реализует физическим лицам продукцию по ценам ниже рыночных.
     

     В этих условиях необходимо четко сформулировать понятие "доход", что позволит в дальнейшем избежать противоречий между государственными органами и налогоплательщиками.
     
     Доходом, полученным физическим лицом в любой форме, денежной или натуральной, переведенной в рыночные цены, является экономическая выгода, включающая денежные средства, оценочную стоимость недвижимости, имущества, природных, материальных ресурсов и других активов, поступивших в собственность физического лица, за вычетом расходов, связанных с получением этого дохода. Доходом при определенных условиях считаются денежные средства и стоимость других активов, полученных физическими лицами во временное пользование. Доходом является также разница между рыночной ценой активов и ценой, по которой активы реализуются физическому лицу, стоимость оплаченных за физических лиц материальных и социальных благ, а также превышение выплаченных сумм компенсационного характера над их нормативной величиной.
     
     Доходом же физических лиц, не имеющих трудовых отношений с организациями, являются суммы денежных средств и стоимость иных активов, вы-
     плаченных (переданных) физическим лицам или перечисленных (переданных) за них без учета величины, не облагаемой у физических лиц, имеющих трудовые отношения с организациями.
     
     Поскольку Налоговый кодекс Российской Федерации определяет доход как экономическую выгоду, к доходам нельзя относить пенсии, государственные пособия, которые непосредственно не обусловлены экономической деятельностью физических лиц, а также суммы, поступившие в распоряжение физических лиц в результате осуществления ими определенной деятельности и не превышающие расходов, связанных с получением этих доходов, то есть когда валовой доход предпринимателей меньше расходов, связанных с его получением. В связи с этим можно говорить о возможности разграничения доходов на доходы, имеющие экономический и неэкономический характер.
     
     В настоящее время относительно невысока величина не облагаемого налогом годового дохода. В 1999 году это 2003 руб. 76 коп. исходя из минимальной оплаты труда в 83 руб. 49 коп. при условии, что совокупный годовой доход до вычетов составляет до 10 тыс. руб. Поэтому, на наш взгляд, следовало бы рассмотреть вопрос об увеличении размера дохода, не облагаемого налогом, с одновременной отменой ряда льгот, таких как выходные пособия и другие виды денежной компенсации, выплачиваемой в соответствии с законодательством о труде высвобождаемым работникам, суммы, получаемые в виде процентов и выигрышей по вкладам в учреждениях банков и лотереям, суммы в пределах двенадцатикратного размера МРОТ по подаркам, полученным от предприятий, суммы, получаемые в иностранной валюте физическими лицами от государственных учреждений, направивших их на работу за границу, и доходы, получаемые от избирательных комиссий и из избирательных фондов. В то же время решению социальных проблем населения будет способствовать увеличение льгот по расходам на строительство и приобретение жилья, исключаемым из совокупного дохода физических лиц, а также уменьшение совокупного дохода на сумму расходов на приобретение медицинских препаратов и медицинских услуг в районах Крайнего Севера и в субъектах Российской Федерации с тяжелыми климатическими условиями и неблагоприятной экологической обстановкой.
     
     Порядок применения вычетов из совокупного дохода одно-, двух-, трех- и пятикратного размеров минимальной месячной оплаты труда, расходов на детей, на благотворительные цели, на строительство и приобретение жилья при определенных условиях уравнивает налогоплательщиков с большими и с низкими доходами с точки зрения применения одинаковой налоговой ставки. Физические лица, имеющие значительный совокупный доход до вычетов, находятся при исключении таких расходов в более выгодном положении, так как суммы уменьшения могут повлиять на переход величины его дохода из одной ступени, например, максимальной, в предыдущую, а следовательно, влияют на уменьшение налоговой ставки, применяемой к конкретному гражданину.
     
     Поэтому обоснованным является исключение вычетов из суммы валового дохода, соответствующего по величине налогооблагаемому доходу, который облагается налогом по минимальным ставкам. Результатом введения такого порядка будет некоторое увеличение суммы подоходного налога с лиц с высокими доходами, но это приведет к справедливому прогрессивному налогообложению и не увеличит налоговых обязательств лиц с незначительными доходами.
     
     Пересмотр льгот по подоходному налогообложению должен касаться и такого понятия, как минимальный размер оплаты труда.
     
     Применение на всей территории Российской Федерации единого размера минимальной оплаты труда необоснованно. Масштабы Российского государства, значительная дифференциация уровня доходов населения регионов, расположенных в разных климатических и экономических зонах, различие в качественных и количественных характеристиках кадрового состава, образовательного уровня, запасов природных ресурсов, уровня развития отдельных отраслей приводят к неравномерной налоговой нагрузке на население отдельных регионов.
     
     В расчетах, по нашему мнению, нужно использовать величину прожиточного минимума.
     
     Следует отметить, что вычет на содержание детей и иждивенцев носит наименование "расходы", которые выражаются в кратном размере минимальной оплаты труда. Но существующий размер минимальной оплаты труда - 83,49 руб. - компенсирует лишь незначительную часть расходов на детей (не более 10 %), поэтому при расчете расходов на содержание детей и иждивенцев должен использоваться все-таки показатель прожиточного минимума.
     
     В связи с особенностями территориального расположения и экономического развития Российского государства величина прожиточного минимума значительно различается на территориях отдельных субъектов Российской Федерации, и применение единой для всего государства суммы будет неправильным. Поэтому обоснованным для расчета вычетов является использование дифференцированной по экономическим районам Российской Федерации величины прожиточного минимума и предоставление законодательным органам власти субъектов Российской Федерации права изменять федеральный размер с учетом местных условий. Кроме того, для регионов, находящихся в неблагоприятных климатических и экологических условиях (районы и Крайнего Севера, и другие территории), необходимо дополнительно установить вычет из дохода физического лица затрат на приобретение медицинских средств и на медицинское обслуживание в пределах 30 % от прожиточного минимума на данной территории.
     
     Величина подоходного налога должна зависеть не только от реально полученных доходов, но и расходов, которые идут на удовлетворение потребностей физического лица, и доходов, остающихся после удовлетворения потребностей. Безусловно, каждый индивидуум имеет свой уровень потребностей, тем не менее существует обоснованная средняя величина потребностей, которая должна быть использована при определении доходов, облагаемых по минимальным ставкам, и доходов, к которым должны применяться прогрессивные ставки.
     
     Имеет значение и дифференциация по отраслям.
     
     Несмотря на существенный рост абсолютных и относительных показателей поступлений подоходного налога, например в бюджет города Москвы, серьезной проблемой является массовый уход предприятий и организаций разных форм собственности и сферы деятельности от подоходного налогообложения путем применения установленных законодательством льгот при выплате заработной платы своим работникам. Ни для кого не секрет, что зачастую зарплата выплачивается посредством выдачи льготных кредитов и размещения депозитов, выплаты доходов по векселям, прочим операциям с ценными бумагами, причем с точным математическим расчетом, чтобы не возникало материальной выгоды, подлежащей налогообложению. При этом бюджет и внебюджетные фонды теряют значительные суммы, необходимые для своевременного финансирования государственных расходов.
     
     Кроме того, имеют место, по нашему мнению, чрезмерные начисления на фонд оплаты труда при стремлении предприятий максимально снижать себестоимость продукции (работ, услуг). Меры по снижению ставок при одновременной отмене ряда льгот по подоходному налогу и снижению процентных отчислений во внебюджетные фонды будут способствовать прямому способу выплаты заработной платы. Кроме этого, применение различных схем работодателями будет экономически не оправдано. В краткосрочном периоде бюджет понесет убытки, однако уже в среднесрочном периоде поступления от подоходного налога существенно увеличатся, кроме того, статистическая информация о заработной плате населения приблизится к реальным данным, что будет способствовать планированию макроэкономических показателей, в частности показателей потребления, на основе чего можно планировать поступления налогов на потребление (НДС, налог с продаж).
     
     Несообразно уменьшать ставки налога с одновременным расширением облагаемой базы по пониженным ставкам. Возможно установить следующую шкалу подоходного налога (при курсе 25 рублей за доллар США):
     

Сумма годового дохода

Ставка налога

до 240 тыс. руб. включительно

12%

от 240 до 720 тыс. руб. включительно

28,8 тыс.руб. +15 % с суммы, превышающей 240 тыс. руб.

свыше 720 тыс. руб.

100,8 тыс.руб. +20 % с сумны, превышающей 120 тыс.руб.

        
     Таким образом, минимальная ставка сохраняется на уровне 12 %, при этом под нее подпадают доходы до 800 долларов США в месяц. По ставке 15 % облагаются доходы граждан от 800 до 2400 долларов США. Все доходы свыше 7400 долларов облагаются по ставке 20 %. Иными словами, доходы так называемого среднего класса (банковские работники, клерки, служащие) облагаются по минимальной ставке, руководители среднего звена - уже по ставке 15 %, высшего - по 20 %.

     
     Представляется целесообразным ввести отдельный налог на прирост капитала со ставкой 15 % на доходы от инвестиционной деятельности физических лиц - проценты по ценным бумагам, вкладам в банки (со всей суммы дохода, а не с превышения ставки рефинансирования Банка России), дивиденды и прочие аналогичные доходы (реализацию имущества также можно облагать 15-процентным налогом с учетом понесенных расходов) со всего полученного дохода.
     
     Естественно, вышеуказанные меры приведут к некоторому сокращению деятельности физических лиц на рынке ценных бумаг и оттоку денежных средств физических лиц из коммерческих банков, однако это позволит увеличить доходы бюджета, расширить информацию по инвестиционной деятельности физических лиц. Банкам при оттоке денежных средств физических лиц придется искать новые источники доходов. Этими источниками могут стать доходы от вложений в государственные ценные бумаги, несмотря на их низкую популярность в настоящее время, а также в ценные бумаги наиболее крупных предприятий. В любом случае банки будут вынуждены несколько поднять проценты по депозитам с целью предотвращения оттока средств.
     
     Согласно данным Минфина России остатки вкладов физических лиц в банках составляли на 1 января 1998 года 162,2 млрд руб. При средней ставке доходов по депозитам 30-35 % годовых процентный доход составлял минимум 48,66 млрд руб. При установлении 15-процентного налога на прирост капитала доходы бюджета увеличились бы на 7,3 млрд руб.
     
     Кроме вышеуказанных мер, необходимо, по нашему мнению, снижать отчисления в государственные социальные внебюджетные фонды до 20 % с унификацией облагаемой базы по разным видам отчислений, поскольку ставки вышеуказанных отчислений являются причиной ухода от выплаты предприятиями заработной платы посредством различных схем. Возможна проработка вопроса о регрессивных ставках социальных платежей, в зависимости от официального прожиточного минимума и/или по сферам деятельности работников.
     
     Важной проблемой является и оптимизация сроков уплаты подоходного налога и обеспечение исполнения плательщиками налоговых обязательств. По действующему законодательству физические лица-предприниматели производят уплату подоходного налога исходя не из полученных доходов, а авансом - только во втором полугодии, с последующим перерасчетом по окончании года исходя из фактически полученного дохода.
     
     Применение трех сроков уплаты во втором полугодии означает неравномерное наполнение бюджета, а временной разрыв между получением дохода и уплатой налога обесценивает платежи в случае инфляционных процессов.
     
     Налоговой базой по подоходному налогу для предпринимателей является размер налоговых обязательств, определенный налоговым органом на основании данных о доходах за истекший год либо о предполагаемых доходах на текущий год. Однако в течение года размеры дохода могут измениться (как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения), и предусмотренный законодательством порядок информирования налоговых органов о росте и снижении доходов для изменения налоговых обязательств эффекта не даст.
     
     Решение может заключаться, например, в определении размера подоходного налога регулярно (например, один раз в квартал) на основании данных налогоплательщика о фактически полученном доходе. Приводимые доводы о том, что в данном случае у государства исчезает возможность получения гарантированной суммы авансовых платежей, являются несостоятельными, поскольку обеспечение приемлемых и удобных для налогоплательщика условий уплаты налогов - это прямая задача государства, для осуществления которой должен более эффективно использоваться налоговый аппарат (непосредственный контроль за доходами физических лиц - проведение рейдов, дежурство по месту осуществления деятельности и т.п.).