Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Операции страхования и перестрахования


Операции страхования и перестрахования


В.С. Голубев,
зам. начальника отдела налоговых проверок
УФСНП России по Санкт-Петербургу

Валютные операции страховых компаний по договорам страхования и перестрахования

     
     В соответствии с действующими законодательными и иными нормативными актами валютные операции подразделяются на текущие валютные операции и операции, связанные с движением капитала. Основное отличие данных операций состоит в ограничениях. Текущие валютные операции осуществляются резидентами без ограничений, а валютные операции, связанные с движением капитала, - в порядке, устанавливаемом Банком России, то есть при наличии специального разрешения Банка России.
     
     Состав текущих валютных операций определен п. 9 ст. 1 Закона РФ от 09.10.92 N 3615-1 "О валютном регулировании и валютном контроле" и имеет закрытый (исчерпывающий) перечень.
     
     Данные операции подразделяются на:
     
     - переводы в Российскую Федерацию и из Российской Федерации иностранной валюты для расчетов без отсрочки платежа по экспорту и импорту товаров (работ, услуг), а также для расчетов, связанных с кредитованием экспортно-импортных операций на срок не более 180 дней.
     
     Федеральным законом от 29.12.98 N 192-ФЗ "О первоочередных мерах в области бюджетной и налоговой политики" установлен иной срок проведения текущих валютных операций - не более 90 дней;
     
     - получение и предоставление финансовых кредитов на срок не более 180 дней;
     
     - переводы в Российскую Федерацию и из Российской Федерации процентов, дивидендов и иных доходов по вкладам, инвестициям, кредитам и прочим операциям, связанным с движением капитала;
     
     - переводы неторгового характера в Российскую Федерацию и из Российской Федерации, включая переводы сумм заработной платы, пенсий, алиментов, наследства, а также другие аналогичные операции.
     
     Состав валютных операций, связанных с движением капитала, определен п. 10 ст. 1 вышеназванного Закона и имеет открытый перечень, так как согласно подпункту "е" к данным операциям относятся "все иные валютные операции, не являющиеся текущими валютными операциями".
     
     В перечисленных валютных операциях операции, связанные со страхованием и перестрахованием, напрямую не оговариваются. Поэтому с определенной долей допущения можно их рассматривать как валютные операции, связанные с переводами из Российской Федерации иностранной валюты для осуществления расчетов без отсрочки платежа по экспорту и импорту страховых услуг.
     
     Однако услуга, оказываемая страховыми компаниями при страховании имущественных интересов нерезидентов на территории Российской Федерации, не пересекает границы, так как страховщики осуществляют свою деятельность только на территории Российской Федерации. А при заключении договора перестрахования у перестраховщика-нерезидента страховая компания покупает (импортирует) услугу иностранного юридического лица, которую он оказывает на территории Российской Федерации.
     
     На основании Положения об изменении порядка проведения в Российской Федерации некоторых видов валютных операций от 24.04.96 N 39, утвержденного приказом Банка России от 24.04.96 N 02-94, Банк России в рамках вышеуказанного Закона установил, что переводы резидентами из Российской Федерации иностранной валюты в счет оплаты страховых взносов (страховых премий) страховщикам-нерезидентам независимо от страхуемого интереса, а также зачисление на валютные счета резидентов в уполномоченных банках Российской Федерации сумм в иностранной валюте в счет оплаты страховых сумм (страхового возмещения) с учетом требований законодательства Российской Федерации о страховании осуществляются без разрешения Банка России.
     
     Таким образом, Банк России признал вышеуказанные валютные переводы текущими валютными операциями.
     
     Только в соответствии с положениями Закона РФ от 27.11.92 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" страховщиками признаются юридические лица любой организационно-правовой формы, предусмотренной законодательством Российской Федерации, созданные для осуществления страховой деятельности и получившие в установленном порядке лицензию на осуществление страховой деятельности на территории Российской Федерации.
     
     Почти все перестраховщики-нерезиденты не имеют лицензий на право заниматься страховой деятельностью на территории Российской Федерации.
     
     Налицо явные противоречия в существующих законодательных и иных нормативных актах.
     
     До сих пор налоговыми органами при осуществлении контроля за финансово-хозяйственной деятельностью страховых компаний и организаций не поднимаются вопросы о законности проводимых операций по перестрахованию рисков у нерезидентов, и все перечисления валютных средств в пользу нерезидентов рассматриваются только как перечисление доходов в их пользу и только с точки зрения налогообложения данных доходов у источников этих выплат.
     
     Однако хотелось бы обратить внимание на те обстоятельства, которые часто не рассматриваются как налоговыми органами, так и органами и агентами валютного контроля.
     
     При проведении операций по перестрахованию помимо указанных в Положении валютных операций, связанных с перечислением страховых премий нерезидентам и получением от них страховых возмещений, имеются и иные виды валютных операций, оговариваемые страховщиком-резидентом и перестраховщиком-нерезидентом в договорах перестрахования. В частности, могут быть предусмотрены такие валютные операции, как:
     
     1) создание депо премий у перестрахователя (резидента);
     
     2) перечисление по окончании договора перестрахования созданного депо премии с начислением процентов за использование валютных средств;
     
     3) перечисление нерезиденту тантьемы;
     
     4) перераспределение в пользу нерезидента полученных денежных средств по суброгации (использование страховой компанией права требования к лицу, ответственному за убытки страхователя, то есть цессии на основании закона) в его доле ответственности по страховым выплатам;
     
     5) перераспределение в пользу перестраховщика-нерезидента доходов, полученных от реализации имущества страхователей самой страховой компанией, как частичная компенсация произведенных расходов.
     
     Как правило, вышеперечисленные валютные операции не контролируются уполномоченными банками то ли от незнания общих правил страховой деятельности, то ли от нежелания разобраться в сути валютных операций, которые проводятся страховщиками. Обычно, как показывает практика, контроль со стороны уполномоченных банков (агентов валютного контроля) состоит в получении от страховщиков копий договоров перестрахования и, в некоторых случаях, перестраховочных слипов (страховых объявлений), подтверждающих размеры перечислений валютных средств в рамках договора перестрахования.
     
     Попытаемся кратко рассмотреть каждую проводимую страховыми компаниями валютную операцию с точки зрения валютного законодательства.
     
     1. Создание депо премий по договору перестрахования, то есть получение резидентом определенной отсрочки по перечислению валютных средств на счета нерезидента.
     
     Фактически данная оговорка дает право использовать валютные средства, уже принадлежащие нерезиденту, и получать с них доход, то есть предоставляет право на получение определенного финансового кредита. При этом сроки договоров перестрахования во многих случаях превышают 180 и, тем более, 90 дней.
     
     2. Начисление и перечисление процентов на депо премий.
     
     Если данная валютная операция является текущей, то она не поименована в Законе РФ "О валютном регулировании и валютном контроле", так как там разрешено перечисление процентов только по операциям, связанным с движением капитала.
     
     3. Перечисление тантьемы, то есть перечисление комиссии с прибыли, которую перестраховщик обязан выплатить страховщику по результатам прохождения договора перестрахования.
     
     4. Перераспределение полученных страховщиком денежных средств по суброгации (при реализации права требования к лицу, ответственному за убытки страхователя) в пользу перестраховщика-нерезидента есть не что иное, как перераспределение полученного дохода без каких-либо обязательств по предоставлению услуг со стороны перестраховщика.
     
     5. Перераспределение полученных доходов от реализации имущества страхователей самой страховой компанией как частичная компенсация произведенных расходов есть не что иное, как перераспределение доходов в пользу нерезидента без каких-либо обязательств по предоставлению услуг со стороны перестраховщика.
     
     Таким образом, все вышеперечисленные валютные операции, проводимые страховщиками-резидентами в рамках договоров перестрахования, никак не могут быть текущими валютными операциями и должны осуществляться по разрешению Банка России.
     
     Примеры проводимых страховыми компаниями валютных операций по договорам перестрахования приведены исходя из классической схемы облигаторного или факультативного перестрахования и по рисковым видам страховой деятельности.
     
     Но существуют и иные виды договоров перестрахования, такие как договора перестрахования на базе эксцедента убытка или договора перестрахования на базе эксцедента убыточности, а также по такому виду страховой деятельности, как долгосрочное накопительное страхование жизни.
     
     В чем особенности данных видов договоров страхования и данного вида страховой деятельности?
     
     По договорам перестрахования на базе эксцедента убытка или на базе эксцедента убыточности валютные средства в пользу перестраховщика-нерезидента иногда перечисляются не в момент заключения договора перестрахования, то есть без отсрочки платежа, а по окончании срока действия договора перестрахования, если не наступят страховые случаи или серии страховых случаев, при которых страховщик обязан выплатить страховое возмещение страхователям и когда данная страховая сумма превысит обусловленную договором перестрахования сумму (приоритет), при которой у перестраховщика возникает обязанность покрыть свою часть понесенных страховщиком расходов по страховым выплатам.
     
     По договорам перестрахования при передаче в перестрахование риска, связанного с долгосрочным накопительным страхованием жизни, валютные средства перечисляются нерезиденту на определенный срок (от 1 года до 15 лет), с обязательством возврата данных валютных средств на счета страховщика-резидента для проведения в дальнейшем выплат страхового обеспечения физическим лицам. При этом складывается неурегулированная ситуация, когда страховщик-резидент собирает страховые взносы с физических лиц в валюте Российской Федерации и в этой же валюте обязан провести страховые выплаты по окончании договора страхования, а по договору перестрахования перестраховщику-нерезиденту перечисляются валютные средства с обязательством их возврата через определенный срок (по окончании договора перестрахования) с определенным доходом (процентами) также в виде валютных средств. Фактически за счет средств российских страхователей финансируется деятельность страховых компаний-нерезидентов на достаточно долгий срок.
     
     Из вышеизложенного следует, что при проведении операций по страхованию и перестрахованию страховщик-резидент может осуществлять различные валютные операции, которые абсолютно не урегулированы действующим валютным законодательством. Таким образом страховые компании переводят капиталы в пользу своих партнеров-нерезидентов на их счета за рубежом без какого-либо ограничения и контроля со стороны органов и агентов валютного контроля.
     

Налогообложение при перечислении средств по договорам страхования и перестрахования

     
     Еще один из неурегулированных вопросов при проведении операций страхования и перестрахования с нерезидентами связан с налогообложением проводимых перечислений.
     
     В действующем налоговом законодательстве имеется норма, которая определяет, что источники выплат доходов иностранным юридическим лицам удерживают налог с доходов при каждом перечислении платежа в пользу иностранного юридического лица. Данная норма определена п. 3 ст. 10 Закона РФ от 27.10.91 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций".
     
     Налог с доходов, источник которых находится на территории Российской Федерации, уплачивается по ставке 20 % от суммы полученных доходов. Сумма налога зачисляется в федеральный бюджет одновременно с каждой выплатой дохода.
     
     Эта норма установлена Законом, и иного порядка определения налога на доходы иностранного юридического лица и перечисления данного налога источником в бюджет законодательством не предусмотрено.
     
     Однако в п. 5.1.10 инструкции Госналогслужбы России от 16.06.95 N 34 "О налогообложении прибыли и доходов иностранных юридических лиц" при определении порядка исчисления и уплаты в бюджет налога с доходов иностранных юридических лиц, не связанных с деятельностью в Российской Федерации через постоянное представительство, установлено, что при проведении операций по перестрахованию доходом для иностранного юридического лица являются "премии по прямому страхованию и сострахованию, премии по перестрахованию, а также проценты на депо премий, формируемых российскими страховщиками по договорам, переданным в перестрахование иностранным перестраховщикам, и тантьемы, уплачиваемые иностранному партнеру". При этом доходы от премий по прямому страхованию и сострахованию рассчитываются исходя из полной суммы премий, умноженной на коэффициент 0,25. Доходы от премий по перестрахованию рассчитываются с применением коэффициента 0,125.
     
     Сразу видно, что в инструкции установлен иной порядок определения доходов иностранного юридического лица по операциям страхования и перестрахования, введены поправочные коэффициенты, которых в законе нет.
     
     Обоснования данной позиции при разработке и утверждении инструкции строились на том, что:
     
     - при перечислении премии по договору сострахования или перестрахования доходом для иностранного юридического лица будет только определенная часть от перечисленных денежных средств, приблизительно равная 25 (0,25) или 12,5 (0,125) процентам, в зависимости от вида договора страхования или перестрахования. Остальная часть денежных средств, перечисленных иностранной страховой компании, идет на создание у нерезидента страховых резервов (определенного состава затрат);
     
     - при наступлении страхового случая иностранный страховщик или перестраховщик перечислит в Российскую Федерацию денежных средств больше, чем им получено по договору перестрахования.
     
     Однако при определении различных соотношений между доходами и расходами мы будем говорить об ином объекте налогообложения - прибыли и т.п., но не о доходах. Закон же определил, что источником выплат налог удерживается с доходов.
     
     Можно признать определенную правоту в таком подходе к налогообложению доходов иностранного юридического лица у источника таких выплат по следующим основаниям:
     
     - исходя из аналогии с деятельностью российских страховых компаний, которые уменьшают свои полученные доходы на различные отчисления и затраты, такие как создание страховых резервов и проведение страховых выплат (для целей налогообложения прибыли);
     
     - при наличии международного соглашения с Российской Федерацией об устранении двойного налогообложения суммы удержанного налога с доходов возмещаются предприятию, удержавшему такой налог.
     
     Вышеприведенные доводы дают вроде бы однозначный ответ. Но существует и иная точка зрения.
     
     В инструкции, определяющей порядок налогообложения доходов иностранного юридического лица, полученных от деятельности на территории Российской Федерации и связанных с доходами по операциям страхования и перестрахования, не оговаривается как определять доходы иностранного юридического лица при окончании договора страхования или перестрахования. Ведь по окончании договора страхования или перестрахования, по аналогии с деятельностью российских страховых компаний, вся премия по договору (в том числе часть, направленная на создание страховых резервов) попадает в доходы. При этом выполнение иностранным юридическим лицом обязательств по страховым выплатам или по возмещению своей доли в проведенных российской страховой компанией страховых выплатах не влияет на размер полученных доходов, который определен размером страховой премии.
     
     Страховой случай (страховое событие), при наступлении которого у иностранной страховой компании возникает обязанность проведения страховых выплат, всегда имеет признаки вероятности и случайности наступления. Иными словами, совсем не обязательно, что вообще наступит страховой случай и будут какие-либо перечисления денежных средств по договорам страхования и перестрахования резидентам на их счета в уполномоченных банках Российской Федерации. Статистика показывает, что, как правило, соотношение между перечислениями на счета страховых компаний-нерезидентов и перечислениями на счета резидентов не в пользу последних.
     
     Возникает ситуация, когда иностранное юридическое лицо получает от источников в Российской Федерации доходы, но налог на доходы источником удерживается только с небольшой части этих доходов.
     
     Механизм доначисления и удержания налога на доходы иностранных юридических лиц у источников таких выплат в Законе и инструкции налоговой службы не предусмотрен. Удержание недоперечисленного налога при проведении последующих расчетов с иностранным юридическим лицом также невозможно, тем более что существуют варианты, когда российское юридическое лицо не будет больше перечислять иностранному юридическому лицу какие-либо доходы, с которых можно удержать часть средств для погашения задолженности по налогу.
     
     Таким образом, наш бюджет недополучает часть налогов от доходов иностранных юридических лиц, которую должны удерживать источники выплат таких доходов.
     
     Можно говорить о том, что в определенном случае наш бюджет не пострадает. Это при наличии межгосударственных соглашений Российской Федерации со странами, где находятся иностранные юридические лица, получающие доход от источников в Российской Федерации, об устранении двойного налогообложения по доходам и прибыли.
     
     Удерживать налог у источников выплат доходов иностранным юридическим лицам, а впоследствии возвращать удержанный и перечисленный в бюджет налог - нерационально. Предусмотренный инструкцией налоговой службы механизм налогового освобождения от уплаты данного налога как источником такой выплаты, так и самим иностранным юридическим лицом, получающим доходы от деятельности на территории Российской Федерации, правомерен и обоснован.
     
     Необходимо отметить и тот факт, что ряд российских страховых компаний и предприятий заключают договора страхования и перестрахования со страховыми компаниями-нерезидентами, находящимися в странах, с которыми у Российской Федерации отсутствуют соглашения об устранении двойного налогообложения, в том числе и в различных оффшорных зонах. Существуют также варианты, когда денежные средства по договору перестрахования перечисляются страховому брокеру или профессиональному перестраховщику (посредникам) в страны, с которыми имеется межправительственное соглашение, но в дальнейшем эти же денежные средства перечисляются в другие страны, которые не имеют права на налоговые льготы и освобождения.
     
     При взаимоотношениях с такими иностранными юридическими лицами наш бюджет теряет значительные суммы.