Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Таможенные режимы переработки


Таможенные режимы переработки    


В. Егиазарова,
юрист

     
     В таможенном законодательстве установлено три таможенных режима: переработка товаров на таможенной территории, переработка товаров под таможенным контролем и переработка товаров вне таможенной территории.     


Что понимается под таможенными режимами переработки

     
     Под переработкой товаров на таможенной территории подразумевается таможенный режим, при котором иностранные товары используются в установленном порядке для переработки на таможенной территории Российской Федерации без применения мер экономической политики и с возвратом сумм ввозных таможенных пошлин и иных налогов при условии вывоза в соответствии с таможенным режимом экспорта продуктов переработки за пределы таможенной территории Российской Федерации (ст. 58 Таможенного кодекса Российской Федерации, далее по тексту - ТК РФ).
     
     Под переработкой товаров под таможенным контролем понимается таможенный режим, при котором иностранные товары используются в установленном порядке на таможенной территории Российской Федерации без взимания таможенных пошлин и иных налогов, а также без применения к товарам мер экономической политики для переработки под таможенным контролем с последующим помещением продуктов переработки под таможенный режим выпуска для свободного обращения или под иной таможенный режим (ст. 65 ТК РФ).
     
     Таможенный режим под названием "переработка товаров вне таможенной территории" - это режим, при котором российские товары вывозятся без применения к ним мер экономической политики и используются вне таможенной территории Российской Федерации с целью их переработки и последующего выпуска продуктов переработки для свободного обращения на таможенной территории Российской Федерации с полным или частичным освобождением от таможенных пошлин и налогов (ст. 87 ТК РФ).
     

Процесс переработки

     
     В процессе переработки участвуют два вида товаров: товары, помещенные под таможенный режим переработки (условно: предмет переработки), и товары, с помощью которых производится такая переработка (условно: служебные товары). Служебными товарами могут быть только товары, происходящие с территории страны, на которой осуществляется переработка, либо выпущенные на этой территории для свободного обращения.
     
     В результате переработки появляется новый вид товаров, именуемый товарной продукцией (компенсационные товары) и могут образовываться отходы производства и производственные потери. В совокупности товарная продукция, отходы производства и производственные потери представляют собой продукты переработки.
     
     В таможенном законодательстве не содержится единого для всех таможенных режимов переработки понятия "товарная продукция".
     
     Так, во Временном положении МВЭС России от 04.03.92 и ГТК России от 07.03.92 о порядке ввоза в Российскую Федерацию иностранных товаров и вывоза российских товаров за границу для переработки, а также товаров по соглашениям о международной кооперации производства*1 (далее по тексту - Временное положение) под товарной продукцией (компенсационными товарами) понимаются товары, полученные в результате переработки временно ввезенных*2 из-за границы на территорию Российской Федерации иностранных товаров либо полученные в результате переработки за границей временно вывезенных российских товаров.
     _____
     *1 Согласно приказу ГТК России от 19.12.97 N 739 "О прекращении действия некоторых правовых актов по таможенным вопросам" с 11 декабря 1997 года указанное Положение не применяется в части, касающейся таможенного режима переработки на таможенной территории.
     *2 В связи с принятием в 1993 году Таможенного кодекса Российской Федерации указанное Положение действует применительно к таможенным режимам переработки, но не к таможенному режиму временного ввоза (вывоза).
     
     Вместе с тем Положением о таможенном режиме переработки товаров на таможенной территории, утвержденным приказом ГТК России от 05.09.97 N 543, установлено, что товарной продукцией могут являться только те товары, которые произведены по используемому переработчиком производственному процессу до полного изготовления, достаточного для целей вывоза в соответствии с таможенным режимом экспорта.
     
     Названным Положением закреплено также следующее правило относительно состава товарной продукции: для изготовления любой единицы товарной продукции обязательно должны быть использованы товары, являющиеся предметом переработки, и в дополнение к ним могут быть использованы российские служебные товары.
     
     Отходы производства - это товары, неизбежно образующиеся в производственном процессе товарной продукции, получение которых не было целью заявления режима и которые не находят применения у заявителя таможенного режима. Неизбежность образования отходов выражается не в обязательности их возникновения, а в том, что они появляются независимо от воли лиц, задействованных в процессе переработки, в том, что их появление обусловлено исключительно самим технологическим процессом.
     
     Производственными потерями являются материалы, вещества и т.п., образующиеся и/или безвозвратно теряющиеся в результате производственного процесса при изготовлении товарной продукции.
     
     В ряде случаев предмет переработки используется не полностью, что влечет за собой образование остатков, под которыми понимают оставшуюся часть товаров, помещенных под таможенный режим переработки, не использованных для изготовления товарной продукции и классифицируемых по ТН ВЭД СНГ в той же 9-значной товарной позиции, что и товары, первоначально помещенные под таможенный режим.
     

Налоговые льготы

     
     Можно выделить три категории налоговых льгот:
     
     1) льготы, предоставляемые в отношении товаров, помещаемых под таможенный режим переработки;
     
     2) льготы, предоставляемые в отношении продуктов переработки;      
     
     3) льготы, предоставляемые в отношении остатков.
     
     Для товаров, помещаемых под таможенные режимы переработки на и вне таможенной территории, предусмотрена льгота в виде возврата сумм уплаченных ввозных или вывозных таможенных пошлин и иных налогов. Эта льгота носит условный характер: ее предоставление напрямую зависит от того, насколько таможенные режимы были использованы лицом "по назначению", а также от выполнения иных условий.
     
     Так, для возврата таможенных пошлин и иных налогов, уплаченных при вывозе предмета переработки за пределы таможенной территории Российской Федерации, достаточно выполнения условий, ограничений и требований таможенного режима (помещения продуктов переработки под таможенный режим выпуска для свободного обращения на таможенной территории Российской Федерации, соблюдения количества выхода продуктов переработки, сроков переработки и т.д.).
     
     Возврат сумм ввозных таможенных пошлин, уплаченных лицом при помещении товаров под таможенный режим переработки на таможенной территории, осуществляется в случае:
     
     - выполнения условий, ограничений и требований таможенного режима;
     
     - помещения продуктов переработки под таможенный режим экспорта;
     
     - осуществления их фактического вывоза не позднее 2 лет с момента перемещения предмета переработки через таможенную границу Российской Федерации (ст. 63 ТК РФ).
     
     При этом уплаченные ввозные и вывозные таможенные пошлины и иные налоги подлежат возврату только за ту часть товаров, помещенных под таможенный режим переработки, которая была использована для изготовления товарной продукции, и полученных при этом в ходе производственного процесса отходов.
     
     Товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации и помещаемые под таможенный режим переработки под таможенным контролем, подлежат освобождению от таможенных пошлин и иных налогов.
     
     От вывозных таможенных пошлин и налогов освобождаются также продукты переработки товаров на таможенной территории и под таможенным контролем. В отношении продуктов переработки товаров вне таможенной территории таможенные пошлины и иные налоги не взимаются при их помещении под таможенный режим выпуска для свободного обращения только в случае, если целью переработки был ремонт вывезенных товаров, осуществляемый в силу положений законодательства или договора безвозмездно (за исключением случаев, когда при первоначальном выпуске товара для свободного обращения наличие недостатка было учтено). В остальных случаях (осуществление возмездного ремонта, проведение иных операций по переработке) применяется частичное освобождение от таможенных пошлин и иных налогов (ст. 94 ТК РФ). При этом таможенное законодательство устанавливает дополнительное условие для получения указанных льгот - продукты переработки должны заявляться для помещения под таможенный режим выпуска для свободного обращения лицом, получившим лицензию на переработку, или его таможенным брокером.
     
     Схематично перечисленные льготы можно представить следующим образом:
     

  
 

Переработка товаров на таможенной территория

Переработка товаров под таможенным контролем

Переработка товаров вне таможенной территории

Налоговые льготы, предоставляемые в отношении предмета переработки

Возврат сумм ввозных таможенных пошлин и иных налогов

  
 

1. Возврат сумм вывозных таможенных пошлин и иных налогов. 2. Освобождение от таможенных пошлин и иных налогов (по решению таможенного органа)

Налоговые льготы, предоставляемые в отношении продуктов переработки

1. Освобождение от вывозных таможенных пошлин и иных налогов.
2. Возврат сумм уплаченных таможенных пошлин и иных налогов (только в отношении товарной продукции)

Освобождение от вывозных таможенных пошлин и иных налогов

Полное или частичное освобождение от таможенных пошли и иных налогов

Налоговые льготы, предоставляемые в отношении остатков

1. Освобождение от вывозных таможенных пошлин и иных налогов.
2. Возврат сумм ввозных таможенных пошлин и иных ндлпгпв

Освобождение от вывозных таможенных пошлин и иных налогов

Возврат уплаченных экспортных пошлин (по решению таможенного органа)

     
     Так же как и остальные таможенные режимы, таможенные режимы переработки имеют свою внутреннюю структуру, которая представляет собой условия, ограничения и требования. Рассмотрим каждый из этих элементов в отдельности.
     

Условия таможенных режимов переработки

     
     Таможенным законодательством могут быть установлены ограничения на помещение товаров под таможенные режимы переработки.
     
     Так, под таможенный режим переработки на таможенной территории не могут быть помещены:
     
     - товары, запрещенные к ввозу в Российскую Федерацию;
     
     - электрическая, тепловая и иные виды энергии, а также товары, продуктами переработки которых являются электрическая, тепловая и иные виды энергии, поскольку данные товары не могут быть идентифицированы;
     
     - товары, маркированные марками акцизного сбора и специальными марками (Положение о таможенном режиме переработки товаров на таможенной территории).
     
     Статья 89 ТК РФ закрепляет положение о том, что таможенный режим переработки товаров вне таможенной территории не может быть использован в следующих случаях:
     
     - если вывоз товаров дает основание требовать возврата ввозных таможенных пошлин и иных налогов, освобождения от них либо получения выплат, предоставляемых при вывозе;
     
     - если товары до вывоза были выпущены для свободного обращения с полным освобождением от ввозных таможенных пошлин и иных налогов до окончания пользования таким освобождением;
     
     - в иных случаях, определяемых ГТК России по согласованию с Минэкономики России и Минфином России.
     
     Необходимым условием для помещения товаров под любой из таможенных режимов переработки является получение лицензии. Лицензия на переработку товаров выдается российскому лицу таможенным органом, в зоне деятельности которого такое лицо зарегистрировано, при условии соблюдения в совокупности следующих условий.
     
     Первое условие носит экономический характер: переработка товаров на таможенной территории или под таможенным контролем должна способствовать вывозу продуктов переработки за рубеж или использованию производственных мощностей в Российской Федерации, а переработка товаров вне таможенной территории - не наносить серьезного ущерба интересам Российской Федерации (ст. 60, 66, 90 ТК РФ).
     
     Второе условие касается возможности осуществления таможенного контроля за товарами, перемещаемыми через таможенную границу Российской Федерации в соответствии с таможенным режимом переработки. Выдача лицензии на переработку товаров допускается только в случае, если товары, являющиеся предметом переработки, смогут быть идентифицированы в продуктах переработки (товарной продукции, отходах производства и производственных потерях).
     
     Идентификация предмета переработки в товарной продукции представляет собой способы установления факта, что в целях получения товарной продукции операциям по переработке подвергались именно товары, помещенные под режим.
     
     В соответствии с разъяснениями Центральной таможенной лаборатории в настоящее время не представляется возможным проведение идентификации российских товаров в таких продуктах переработки как мебель, пиломатериалы, плиты из древесины, спирт этиловый, алкогольные напитки, табачные изделия, пиво, продукты питания, кожа из шкур животных, изделия из натуральной и искусственной кожи, включая обувь, ювелирные изделия. Учитывая, что в отношении этих продуктов переработки не может быть выполнено одно из условий выдачи лицензии, установленное ст. 90 ТК РФ, выдача лицензии на переработку вне таможенной территории, продуктами которой являются вышеназванные товары, не допускается (письмо ГТК России от 23.03.98 N 01-15/5732 "О порядке выдачи лицензий на переработку товаров вне таможенной территории").
     
     ГТК России имеет право определять, когда таможенный орган может выдать лицензию независимо от возможности проведения идентификации. Так, не требуется идентификации товаров для переработки в товарную продукцию при использовании таможенного режима переработки товаров на таможенной территории в следующих случаях:
     
     - переработчик использует технологический процесс, относящийся к непрерывным циклам производства;
     
     - переработчик использует уникальный технологический процесс, который исключает производство аналогичной и/или идентичной товарной продукции на таможенной территории Российской Федерации (п. 5.4 Положения о таможенном режиме переработки товаров на таможенной территории).
     
     Перечень условий, необходимых для получения лицензии на переработку товаров на таможенной территории и под таможенным контролем, не является закрытым. Статьей 60 ТК РФ определено, что ГТК России может устанавливать иные требования по обеспечению соблюдения законодательства Российской Федерации о таможенном деле, от выполнения которых зависит предоставление лицензии.
     
     Порядок выдачи лицензии на переработку товаров приведен в Приложении N 5 к Положению о таможенном режиме переработки товаров на таможенной территории, во Временном положении, а также в Указании ГТК России от 06.04.94 N 01-12/274.
     

Ограничения таможенных режимов переработки

     
     Использование таможенных режимов переработки предполагает осуществление операций по переработке товаров, которые включают:
     
     - собственно переработку и обработку товаров;
     
     - изготовление товарной продукции, а также монтаж, сборку и подгонку под другие товары;
     
     - ремонт товаров, их восстановление и приведение в порядок;
     
     - использование некоторых товаров, которые содействуют производству продуктов переработки или облегчают его, даже если эти товары полностью или частично потребляются в процессе переработки (ст. 59 ТК РФ).
     
     Каждая операция имеет свои характеристики, которые позволяют отличить ее от остальных операций по переработке.
     

Операция по переработке

Отличительный признак операции

Собственно переработка и обработка товаров

Потеря индивидуального характера товаров для переработки и используемых российских товаров и его сохранение в товарной продукции

Изготовление товарной продукции

Сохранение основных черт товаров для переработки и используемых российских товаров в товарной продукции

Ремонт товаров

Восстановление или замена поврежденных или изношенных товаров для переработки, устранение дефектов по рекламации

Использование некоторых товаров, которые содействуют производству продуктов переработки или облегчают его

Использование иностранных товаров, содействующих или облегчающих производство товарной продукции, если эти товары полностью или частично потребляются в процессе переработки (катализаторы, флюсы, электроды, присадки)


     При этом к операциям по переработке не могут относиться:
     
     - упаковка, расфасовка и сортировка товаров;
     
     - получение приплода, выращивание и откорм животных, птиц, рыб, ракообразных и моллюсков;
     
     - выращивание деревьев и растений;
     
     - добыча полезных ископаемых;
     
     - лов рыбы, ракообразных и моллюсков;
     
     - охота;
     
     - сбор грибов и растений;
     
     - обеспечение сохранности товаров во время хранения или транспортировки;
     
     - подготовка товаров к продаже и транспортировке;
     
     - копирование и размножение информации, аудио- и видеозаписей на любые виды носителей информации;
     
     - получение электрической, тепловой и других видов энергии;
     
     - использование иностранных товаров, в частности оборудования, станков, приспособлений как вспомогательных средств в технологическом процессе.
     
     Указанный запрет установлен Положением о таможенном режиме переработки товаров на таможенной территории, однако в практике таможенных органов распространяется и на остальные таможенные режимы.
     
     ГТК России по согласованию с Минэкономики России может устанавливать ограничения на проведение отдельных операций по переработке товаров, а для таможенных режимов переработки на таможенной территории и переработки под таможенным контролем - также на условия их проведения, включая возможность и порядок использования российских товаров (ст. 59, 88 ТК РФ).
     
     Так, в рамках таможенного режима переработки на таможенной территории ограничено применение операций по собственно переработке и обработке, а также по ремонту определенных товаров (восстановленные и использованные пневматические резиновые шины, противовсходовые средства и регуляторы роста растений, радиоактивные отходы). Условия проведения указанных операций с такими товарами определяются в каждом конкретном случае ГТК России по согласованию с Минэкономики России.
     

Требования таможенных режимов переработки

     
     Основными требованиями таможенных режимов переработки являются соблюдение срока переработки, количества выхода продуктов переработки, а также оформление продуктов переработки в таможенном отношении.
     
     Срок переработки (он же срок действия лицензии на переработку) устанавливается таможенным органом, выдающим такую лицензию. В течение этого срока необходимо осуществить следующие действия:
     
     - поместить товары, являющиеся предметом переработки, под таможенный режим переработки на таможенной территории, под таможенным контролем или вне таможенной территории (в зависимости от полученной лицензии);
     
     - осуществить операции по переработке этих товаров;
     
     - оформить продукты переработки, а также остатки, если таковые имеются.
     
     Для установления срока переработки заявитель одновременно с заявлением на получение лицензии представляет в таможню описание производственного процесса переработки с указанием продолжительности основных технологических процессов и предполагаемого количества заявляемых к переработке товаров с обоснованием в произвольной письменной форме сроков переработки.
     
     Таможня проверяет представленные сведения в целях исключения случаев необоснованного увеличения сроков переработки и устанавливает срок действия лицензии и количество товаров, которое может быть переработано за этот срок с использованием заявленного производственного процесса. Установленный таможней срок не может превышать предельный срок переработки. При невозможности осуществления операции по переработке в установленные сроки по письменному мотивированному обращению заявителя срок действия лицензии может быть продлен.
     
     Количество выхода продуктов переработки представляет собой количество продуктов переработки, образующихся в результате переработки предмета переработки и служебных товаров по указанному заявителем производственному процессу и определяется заявителем таможенного режима при подаче в таможенный орган пакета документов на получение лицензии. Для установления в таможенных целях количества выхода продуктов переработки заявителем в таможню представляется расчет количества образующихся продуктов переработки исходя из норм расхода или норм выхода продуктов переработки.
     
     Таможня, выдающая лицензию на переработку, если у нее имеются основания полагать необоснованными представленные заявителем нормы выхода (расхода), может, принимая во внимание заключения Минэкономики России, экспертизы и исследования таможенных лабораторий, а также информацию о нормах выхода (расхода) незаинтересованных российских и иностранных научно-исследовательских организаций и организаций, производящих аналогичные и/или идентичные товары, устанавливать обязательные нормы выхода (расхода).
     
     Если в процессе производства обнаружится несоответствие заявленного количества выхода фактическому, заявитель должен уведомить об этом таможенный орган, выдавший разрешение на переработку. В этом случае количество выхода продуктов переработки может быть скорректировано.
     
     В соответствии с таможенным законодательством основным и завершающим требованием таможенных режимов переработки является помещение продуктов переработки (разумеется, кроме производственных потерь) под таможенный режим. Если при таможенном режиме переработки вне таможенной территории они должны быть заявлены под определенный таможенный режим (выпуск для свободного обращения), то для двух других режимов переработки такое безальтернативное требование отсутствует. Например, при использовании режима переработки на таможенной территории помещение продуктов переработки под таможенный режим экспорта необходимо только для тех заявителей режима, которые ставят своей целью возврат ранее уплаченных таможенных платежей.
     
     Ниже приводится таблица, в которой показано, под какой из таможенных режимов могут быть помещены продукты переработки и остатки.
     

  
 

Переработка товаров на таможенной территории

Переработка товаров под таможенным контролем

Переработка товаров вне таможенной территории

Товарная продукция

Любой из установленных таможенных режимов

Любой из установленных таможенных режимов

Выпуск для свободного обращения

Отходы производства

Выпуск для свободного обращения; экспорт

Выпуск для свободного обращения; экспорт

Любой из установленных таможенных режимов

Производственные потери

В таможенном отношении не оформляются, но подлежат таможенному контролю

В таможенном отношении не оформляются, но подлежат таможенному контролю

В таможенном отношении не оформляются, но подлежат таможенному контролю

Остатки

Любой из установленных таможенных режимов

Любой из установленных таможенных режимов

Любой из установленных таможенных режимов


     Несмотря на требования о помещении продуктов переработки под таможенный режим, ст. 95 ТК РФ допускает при использовании режима переработки вне таможенной территории возможность замены продуктов переработки иностранными товарами в порядке, определяемом ГТК России.
     
     Так, при осуществлении безвозмездного ремонта таможенный орган может разрешить замену продуктов переработки иностранными товарами, если иностранные товары имеют характеристики, идентичные товарам, подлежащим вывозу или вывезенным для ремонта, то есть имеют такой же код по ТН ВЭД СНГ, торговую марку, модель и технические характеристики (Указание ГТК России от 09.11.95 N 01-12/1335 "О применении таможенных режимов при ремонте товаров").
     
     От замены продуктов переработки следует отличать опережающую поставку продуктов переработки. Порядком таможенного контроля за временным ввозом иностранных товаров на территорию Российской Федерации для переработки (приложение N 1 к Временному положению) допускалась опережающая поставка компенсационных товаров, произведенных из сырья переработчика, аналогичного по техническим характеристикам сырью, ввозимому для переработки, с последующим возмещением использованного российского сырья. Однако в настоящее время возможность осуществлять опережающую поставку отсутствует.
     

Ответственность за нарушение таможенных правил

     
     Несоблюдение условий, ограничений и требований таможенных режимов переработки образует состав нарушений таможенных правил, ответственность за которые предусмотрена ст. 268 и 273 ТК РФ.
     
     Объектом нарушения таможенных правил, выражающегося в несоблюдении условий, ограничений и требований таможенных режимов переработки, выступает порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации.
     
     Объективная сторона может выражаться как в действии (совершение не предусмотренной таможенным законодательством операции по переработке, нарушение сроков переработки), так и в бездействии (непомещение продуктов переработки под соответствующий таможенный режим).
     
     В зависимости от совершенного противоправного деяния действия лица квалифицируются по ст. 268 либо 273 ТК РФ.
     
     Ответственность по ст. 268 (“Нарушение порядка переработки товаров”) ТК РФ связана с нарушением только шести из установленных нормативными правовыми актами по таможенному делу условий, ограничений и требований таможенных режимов переработки:
     
     1) выдачи лицензии на переработку товаров;
     
     2) порядка переработки товаров;
     
     3) сроков переработки товаров;
     
     4) количества выхода продуктов переработки;
     
     5) замены продуктов переработки другими товарами;
     
     6) проведения операций по переработке товаров.
     
     Приведенный перечень является закрытым и не подлежит расширительному толкованию - законодатель перечислил все случаи, за которые наступает ответственность по рассматриваемой статье.
     
     За нарушения иных требований, ограничений и условий режимов переработки лицо несет ответственность в соответствии со ст. 273 ТК РФ (“Неправомерные операции с товарами и транспортными средствами, помещенными под определенный таможенный режим, изменение их состояния, пользование и распоряжение ими”).
     
     Для целей применения ответственности и соблюдения принципа соразмерности наказания совершенному деянию следует различать невыполнение требований таможенного режима от их выполнения с нарушением установленных сроков. В практике таможенных органов часто возникают ситуации, когда заявитель таможенного режима переработки товаров вне таможенной территории ввозит продукты переработки на таможенную территорию Российской Федерации и помещает их под режим выпуска для свободного обращения, но осуществляет эти действия с нарушением установленных лицензией сроков переработки. Конечно, это обстоятельство не влечет освобождение лица от ответственности, но в данной ситуации должностное лицо таможенного органа, рассматривающее дело о нарушении таможенных правил, может воспользоваться полномочием, предоставленным ему ст. 239 ТК РФ, и наложить взыскание ниже низшего предела.
     
     Практика таможенных органов исходит из того, что субъектом любого нарушения таможенных правил, посягающим на порядок применения таможенных режимов, является пользователь таможенного режима, под которым следует понимать лицо, обладающее на момент перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации правом пользования и/или распоряжения указанными предметами, поместившее товары и транспортные средства под таможенный режим и в силу этого получающее все выгоды и преимущества, связанные с использованием данного таможенного режима.
     
     На нормативно-правовом уровне вопрос о субъекте ответственности урегулирован в прямой постановке вопроса только в Положении о таможенном режиме переработки товаров на таможенной территории, которое закрепляет, что ответственность за нарушение порядка переработки, неправомерные операции с товарами, помещенными под таможенный режим, несоблюдение условий использования этого таможенного режима, включая уплату таможенных платежей, несет заявитель (п. 1.12). При этом заявитель определен как российское лицо, являющееся лицом, перемещающим товары для переработки, представляющее в таможню заявление на использование таможенного режима переработки на таможенной территории, получившее лицензию на переработку на таможенной территории и несущее в полном объеме ответственность за правильное и своевременное выполнение условий этого режима и его завершение.
     
     Субъективная сторона. В соответствии с общим правилом, установленным таможенным законодательством, юридические лица, а также лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, несут ответственность за сам факт совершения правонарушения независимо от наличия либо отсутствия в их действиях вины. Это вытекает из следующего. Во-первых, ст. 231 ТК РФ содержит положение, в соответствии с которым указанные лица не несут ответственности за нарушение таможенных правил только в случае, если правонарушение произошло вследствие действия непреодолимой силы*1. Во-вторых, в ст. 320 ТК РФ закреплено, что при производстве по делу о нарушении таможенных правил и его рассмотрении подлежат доказыванию вина физических лиц и факт совершения нарушения таможенных правил юридическими лицами и лицами, занимающимися предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
     _____
     *1 Под непреодолимой силой понимается чрезвычайное и непредотвратимое при данных условиях обстоятельство (ст. 202, 401 ГК РФ).
     
     Нарушение таможенных правил, ответственность за которое предусмотрена ст. 273 ТК РФ, влечет наложение штрафа в размере от 100 до 200 процентов стоимости товаров и транспортных средств, являющихся непосредственным объектом правонарушения, с применением необязательного дополнительного взыскания в виде взыскания стоимости таких товаров и транспортных средств или отзыва лицензии либо квалификационного аттестата. При этом непосредственным объектом правонарушения будут являться только те товары, в отношении которых не выполнены установленные условия, ограничения или требования.
     
     Санкция ст. 268 ТК РФ определена в виде штрафа в размере от 10 до 20-кратного установленного законом минимального размера оплаты труда либо в размере от 10 до 100 процентов стоимости товаров, предназначенных для переработки.