Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Экономическая ситуация и налоги


Экономическая ситуация и налоги

     
     Д.Г. Черник,
государственный советник
налоговой службы I ранга,
д.э.н., профессор,
академик Российской Академии
естественных наук,
заслуженный экономист РФ

     В 1999 году налоговые органы России успешно выполняют бюджетные предназначения. Это относится как к федеральному бюджету, так и к значительной части региональных и местных бюджетов. Итоги прошедших месяцев свидетельствуют о большой и эффективной работе российских налоговых органов, несмотря на то, что в текущем году сбор налогов проходит в чрезвычайно сложных условиях (все еще сказываются последствия экономического кризиса, разразившегося в августе прошлого года, а в области налогового законодательства проводятся крупномасштабные мероприятия).
     
     Однако по результатам сбора налогов и платежей за I полугодие 1999 года прослеживаются некоторые положительные тенденции по преодолению кризиса, хотя в целом его последствия еще долго будут давать знать о себе.
     
     С первых месяцев 1999 года наметилось замедление спада промышленного производства, которое в конце первого квартала перешло в стадию роста. По итогам первого полугодия прирост к соответствующему периоду прошлого года составил чуть более 1,5 %. Причинами такого положения, как это ни парадоксально, стали финансовый кризис и инфляция. Резкое подорожание доллара вынудило искать пути замещения импортных изделий отечественными. В первую очередь это проявилось в легкой и пищевой промышленности, то есть там, где производятся товары народного потребления повседневного спроса и невозможно отложить спрос. За ними последовали и другие отрасли. Следует подчеркнуть, что сравнительные данные приводятся не просто по сопоставимым периодам: дело в том, что первое полугодие прошлого года было еще докризисным. Так что речь идет о действительном, а не мнимом росте. Увеличение объемов производства произошло в химической и нефтехимической промышленности, цветной металлургии, промышленности строительных материалов и, что особенно важно, в машиностроении и металлообработке.
     
     В результате некоторого развития производства, а также под влиянием проводимых Правительством РФ жестких мер валютного регулирования и усиления налогового администрирования удалось сбить темпы инфляции, стабилизировать обменный курс рубля.
     
     В то же время потребительские цены за первое полугодие возросли примерно на четверть, что означает более быстрое развитие инфляционных процессов, чем в том же периоде 1998 и 1997 годов. Не снижается острота проблемы взаимных неплатежей предприятий, растет их задолженность банковским учреждениям. Из-за высокой степени хозяйственного риска уменьшился объем инвестиций в основной капитал.
     
     Примерно на четверть произошло снижение реальных денежных доходов населения. Следовательно, еще в меньшей степени, чем раньше, можно рассчитывать на использование личных накоплений для финансирования инвестиционных программ. По сравнению с первым полугодием прошлого года снизился розничный товарооборот, а в его внутренней структуре, как это происходит в кризисные годы, вырос удельный вес покупок продовольственных товаров.
     
     Продолжает оставаться неустойчивой банковская сфера, с которой собственно и начался финансовый кризис, быстро переродившийся в общеэкономический. В настоящее время процессы, происходящие в кредитной сфере, приняли новый характер. Началась поляризация банков, значительной части которых угрожает банкротство, но в то же время стали появляться устойчиво работающие банковские учреждения, возрождающие утраченные традиции и восстанавливающие доверие своих клиентов. Начавшаяся реструктуризация банковской системы должна привести к уменьшению общего количества банков при увеличении устойчивости их работы.
     
     Состояние расчетов в хозяйстве страны остается крайне тяжелым из-за того, что не удается обойтись без бартерных операций, взаимозачетов, различных безденежных схем и других суррогатов финансовых ресурсов. В результате существенно страдают, недополучая деньги, бюджеты всех уровней, в том числе те, где доходная часть по формальным признакам выполняется. Для объективной оценки ситуации Министерство РФ по налогам и сборам ввело учет и отчетность по реально полученным бюджетом деньгам, полностью ориентируя на это свои органы в субъектах Федерации. Средства, полученные по зачетным схемам, используются только в учетных целях. Таким же образом устанавливаются бюджетные предназначения налоговым инспекциям и управлениям Министерства по регионам.
     
     В первом полугодии текущего года в федеральный бюджет поступило 127 млрд рублей налоговых платежей "живыми" деньгами, что превышает бюджетные предназначения. Кроме этого, 192 млрд рублей осталось в бюджетах субъектов Федерации и местных органов власти.
     
     Эти результаты отражают в известной мере и ход налоговой реформы. В 1999 году налоговая система Российской Федерации не просто развивается, а подвергается качественным изменениям. В то же время, как видим, реформа протекает в весьма сложных и противоречивых экономических условиях.
     
     Не менее противоречивы и задачи, стоящие перед налоговыми органами. С одной стороны, необходимо обеспечить безусловное выполнение текущих бюджетов по доходам. С другой стороны, следует думать о решении перспективных задач экономического роста, что потребует снижения налоговой нагрузки и расширения базы налогообложения. В целях укрепления собственной базы финансирования инвестиционных проектов нужно создать возможность для возмещения предприятиями всех отраслей, особенно реального сектора экономики, утраченных в ходе кризиса оборотных средств. Предстоит закрепить положительные тенденции роста отдельных отраслей, окончательно преодолеть падение производства и инвестиций, натурализацию хозяйственных связей, а также диспропорции, сложившиеся в экономике, в том числе и за годы ее либерализации.
     
     Роль налоговой системы возрастает по мере того, как государство усиливает экономические функции и свое воздействие на рыночные механизмы и регуляторы с целью их корректировки. Определение приоритетов развития становится государственной экономической политикой. Налоговая система служит инструментом ее проведения. На макроэкономическом уровне приоритет отдается тем, кто реально увеличивает национальный доход, а не занимается его перераспределением. Отсюда вытекает задача снижения налогового бремени на товаропроизводителей и его частичный перенос на потребителей. Снижение налогового гнета должно сопровождаться ужесточением налогового администрирования, усилением контроля за поступлением налогов и сборов.
     
     Зададимся вопросом: в какой мере данная проблема реализуется в последних изменениях и дополнениях налогового законодательства?
     
     Введена в действие часть первая Налогового кодекса РФ. С ее принятием и началась собственно налоговая реформа 1999 года. К сожалению, несмотря на многолетнюю проработку, Кодекс пока так и не стал завершенным комплексным документом. И не может им стать без второй специальной части, в которой разрабатывается механизм исчисления и взимания конкретных налогов и сборов. С введением Налогового кодекса РФ должен быть отменен Закон РФ от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации". Однако продолжают действовать его статьи 19, 20 и 21, определяющие соответственно виды федеральных, региональных и местных налогов. И не действуют до принятия специальной части соответствующие статьи НК РФ. А ведь именно перечень налогов, сборов, пошлин и иных обязательных платежей является краеугольным камнем налоговой системы страны.
     
     Вместе с тем нельзя не отметить, что хотя принятие Налогового кодекса РФ без второй специальной части - это полумера, тем не менее положено практическое начало упорядочению отношений между налогоплательщиком и государством в лице налоговых инспекций. Устраняется такой недостаток нашего прошлого законодательства, как введение налоговых изменений путем принятия законов, имеющих обратное действие. В Налоговом кодексе РФ четко определено, что его положения применяются к налоговым правоотношениям, возникшим до его введения в действие, если иное не предусмотрено НК РФ, а обратную силу имеют акты, устраняющие и смягчающие ответственность или устанавливающие дополнительные гарантии прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей. В случае прямого указания закона могут иметь обратную силу акты, отменяющие налоги и сборы, снижающие размеры ставок, устанавливающие обязанности налогоплательщиков. Слова о гарантиях прав "налоговых агентов, их представителей" появились совсем недавно, а именно после принятия Федерального закона от 09.07.99 N 154-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации". Этим же Законом уточнено время вступления в силу законов, устанавливающих новые налоги и сборы: не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования. Тем же Законом определен порядок возврата сумм налога, излишне уплаченных или взысканных до 1 января 1999 года. Они возвращаются с начислением на них процентов, но начисление процентов начинается не ранее 1 января 1999 года.
     
     Правила, установленные для зачета и возврата излишне уплаченных налогоплательщиком сумм, распространены на платежи, связанные с таможенным перемещением, и платежи в государственные внебюджетные фонды.
     
     Налогоплательщики имеют теперь право получать письменные разъяснения от налоговых органов и других уполномоченных органов.
     
     Налогоплательщик освобождается от ответственности в виде уплаты пени в случае, если недоимка возникла вследствие приостановления по решению налогового органа или суда операций налогоплательщика в банке или наложения ареста на его имущество.
     
     Расширение прав налогоплательщиков, упорядочение их взаимоотношений с государством само по себе можно расценивать как некоторое, хотя и косвенное снижение налогового гнета, способствующее развитию налоговой базы.
     
     Поправки к НК РФ позволяют усилить налоговое администрирование. Например, ввиду важной роли банков в современном хозяйстве введен ряд норм, регулирующих их участие в процессе налогообложения, а именно: появилась возможность взыскания с коммерческого банка через инкассовые поручения или в судебном порядке неперечисленных сумм налогов и пени. Кредитные учреждения теперь не вправе открывать предприятиям и организациям новые расчетные и иные счета, если вынесено решение о приостановлении операций по существующим счетам. Банки обязаны в пятидневный срок выдавать налоговым инспекциям справки по операциям и счетам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Естественно, запрос должен носить мотивированный характер. За непредставление сведений установлена ответственность.
     
     Уточнен порядок осуществления налоговых проверок, оформления их результатов, рассмотрения материалов налоговых проверок, производства по делам о налоговых правонарушениях. Налоговые санкции теперь взыскиваются с налогоплательщиков только в судебном порядке. Заодно уточнены формулировки норм о налоговых правонарушениях и санкциях за их совершение.
     
     Расширены права налоговых органов. Теперь они имеют возможность контролировать соответствие крупных расходов физических лиц их доходам и создавать налоговые посты.
     
     Теперь перейдем к рассмотрению изменений по некоторым основным налогам.
     
     Как и предусматривалось, в результате принятия Федерального закона от 31.03.99 N 62-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации “О налоге на прибыль предприятий и организаций”" в 1999 году произошла резкая либерализация налога на прибыль предприятий и организаций. Это выразилось не только в снижении налоговой ставки на 5 %, но, главным образом, в увеличении налоговых льгот для тех, кто направляет прибыль на развитие, расширение и модернизацию собственного производства. По этой статье сняты ограничения на льготы. Теперь от налога освобождается прибыль, полученная вновь созданным производством, на период его окупаемости, но не свыше трех лет. Так льготируется производственная деятельность, но не торговля и не посредническая деятельность.
     
     Введена еще одна налоговая льгота, а именно: освобождаются от налогообложения безвозмездно полученные предприятиями от иностранных инвесторов денежные средства на финансирование капитальных вложений производственного назначения, при условии их использования в течение года с момента получения,. При нецелевом использовании указанных средств или их неиспользовании в течение года они облагаются налогом на прибыль в составе внереализационных доходов.
     
     Указанные меры стимулируют рост производства на тех предприятиях, которые решили не поддаваться кризису и продолжают эффективно работать в условиях рынка. А их немало. Налог на прибыль, вопреки суждениям многих специалистов, и сегодня остается одним из основных источников дохода бюджета. Так, по итогам первого полугодия текущего года поступления налога на прибыль составили 23,9 % всех налоговых платежей в консолидированный бюджет.
     
     Острые дискуссии ведутся вокруг реформирования налога на добавленную стоимость. Предполагаемое снижение его ставки с 20 до 15 %, а в дальнейшем - до 10 %, натолкнулось на невозможность сбалансирования бюджета при столь крупном выпадении доходов. Снижение налога, по-видимому, будет отложено до того момента, когда более явно начнет сказываться стабилизация экономики. Пока же пришлось его даже несколько ужесточить путем сокращения перечня товаров, по которым применяется льготная ставка НДС.
     
     В целом косвенное налогообложение заметно усилилось. Помимо сокращения льготной ставки НДС, это выразилось в введении на большинстве территорий Российской Федерации налога с продаж, повышении некоторых таможенных пошлин, увеличении акцизов.
     
     Как видим, происходит определенное перемещение центра тяжести в структуре налогов с прямых на косвенные. В какой-то мере это отвечает провозглашенной концепции переноса налогового гнета с производителя на потребителя. Но не следует забывать, что косвенные налоги поддерживают и активизируют инфляционные процессы. Страдает при этом отнюдь не только потребитель. При росте цен товаропроизводитель не всегда имеет возможность переложить налог на потребителя, включив его в цену товаров (работ, услуг). Зачастую рынок просто не приемлет товар по новым повышенным ценам из-за отсутствия платежеспособного спроса.
     
     Снижается конкурентоспособность, что влечет за собой уменьшение объемов производства.
     
     В текущем году доходная часть бюджетов субъектов Федерации поддержана за счет введения двух новых налогов: налога с продаж и единого налога на вмененный доход на отдельные виды деятельности. К настоящему моменту налог с продаж взимается в 65 регионах страны. За первое полугодие по этому налогу поступило в казну более 6 млрд рублей. При этом следует иметь в виду, что он вводился не сразу, а постепенно: в период с 1 января по 1 июля, а это значит, что доходы во втором полугодии должны быть существенно выше. Налог на вмененный доход действует в настоящее время в 60 регионах и пока принес бюджету 1,5 млрд рублей.
     
     Прямой параллели между этими двумя налогами проводить нельзя. Налог с продаж или всеобщий акциз является совершенно новым налогом. А налог на вмененный доход - просто наиболее удобная форма обложения тех видов деятельности, где "крутятся" наличные деньги, заменяющая ранее действующие налоги. При его введении налоговое бремя не увеличивается, а возможности уклонения от налогообложения уменьшаются.
     
     Будучи включенным в цену товара, налог с продаж неизбежно вызывает ее повышение. При этом наивно думать, что повышение цены должно равняться величине налога. Нет, оно будет неизбежно больше. Вопрос в том, насколько. Введение налога с продаж потребует адекватного увеличения оборотных фондов предприятий, особенно в торговле, приведет к росту объема бухгалтерско-финансовых операций с неизбежными дополнительными расходами на его исчисление и взимание. И все они также войдут в цену продукции (работ, услуг). Это естественно, но плохо другое.
     
     Нередко, как показывает опыт, налог используется в качестве предлога для повышения цен. Например, в г. Москве с 1 июля введен налог с продаж по весьма скромной ставке - 2 %. Что же наблюдалось в первые дни июля на товарном рынке? На 10-15 % возросли цены на целый ряд товаров, включая такие, которые по закону освобождены от налога. Среди них хлебопродукты и овощи.
     
     Все это лишний раз иллюстрирует ту истину, что налоги - очень острое орудие в руках государства и обращаться с ними следует весьма осторожно, чтобы не получить результата, обратного ожидаемому. В стране необходимо организовать систему надежного предвидения и прогнозирования последствий, наступающих после тех или иных налоговых изменений. Цели налоговой политики на современном этапе достаточно ясны. Но пути их проведения в жизнь должны основываться не на интуиции и предположениях, а на точных расчетах с применением методов математического моделирования. Что и реализуется в настоящее время в системе Министерства РФ по налогам и сборам.